Отсутствие хотя бы одного из факторов вызывает неблагополучие. Под неблагополучием подразумевается некомфортность, напряженность, неудовлетворенность собой, окружающими людьми и обстоятельствами. Психологически неблагополучие проявляется в опасении, беспокойстве, недовольстве, огорчении, гневе, раздражении, горе и страданиях, отчаянии и ужасе. Что же может являться причиной эмоционального неблагополучия младших подростков? Причины не в личности подростка и не в его деятельности (не в учении), не во взрослых и не в среде, а в комплексе всех этих составляющих, который становится основой взаимодействия и целесообразности их контактов. В самом деле, может ли личность подростка существовать в вакууме, без окружения родителей, педагогов, сверстников и других взрослых? Очень часто ставят подростку в вину его деятельность. Но и она не осуществляется изолированно от всего мира. Значит, его неблагополучие – это результат воздействия многих процессов. Почему возникают отклонения от общественных норм и правил?
Всему начало – семья, ее принципы, традиции, заведенный распорядок жизни, права и обязанности каждого [3]. Становление типа взаимоотношений подростка и взрослого не всегда протекает гладко. Чувство собственной взрослости и потребность её признания рождает новую проблему прав взрослого и подростка по отношению друг к другу.
Подросток претендуя на новые права старается расширить их для себя и ограничить для взрослых. Подросток имея обостренное чувство собственного достоинства, осознаёт себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать. Он активно сопротивляется требованиям, ограничивающим его самостоятельность; противится опеке, контролю; претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности. Он активно добивается равноправия со взрослыми.
Но ряд моментов заставляет взрослого сдерживать перестройку на новый тип отношений: неизменность общественного положения подростка (он был и остаётся школьником); сохранение детских черт в облике и поведении подростка, привычка взрослого направлять и контролировать ребёнка; материальная зависимость от родителей; неумение подростков действовать самостоятельно.
И если взрослый сам проявляет инициативу, то переход к новому типу отношений протекает благополучно, тем более, что развитие социальной взрослости подростка общественно необходимо для подготовки к будущей жизни и для его эмоционального благополучия [2]. Подростки часто жалуются на то, что родители не слушают их, не интересуются их мыслями и мнениями, не хотят знать их чувства и точку зрения. Некоторые родители, к сожалению, демонстрируют полнейшее равнодушие к переживаниям и настроению своих детей-подростков. Они не понимают, а, следовательно, и никогда не принимают во внимание мысли и чувства своих детей. Одно из возможных последствий подобной эмоциональной глухоты заключается в том, что и дети в такой семье могут вырасти столь же равнодушными к переживаниям других. Они ведь просто не знают, что сопереживание - это совершенно необходимая часть нормальных человеческих отношений [1]. Родительская любовь – совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития ребёнка [4].
Эмоциональное общение со сверстниками так же играет важную роль в жизни подростков. Многие исследователи даже отводят влиянию общения со сверстниками на личность подростка решающую роль, как в позитивном, так и в негативном аспектах. Таким образом, общение, содействует успешной социализации подростка, но также может определить его асоциальное поведение [6].
Подростковая дружба – сложное, многостороннее, часто противоречивое явление. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь». Обычно подросток ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений [4]. Подростки чрезвычайно требовательны к проявлениям верности и преданности в дружбе, всякие недомолвки и ссоры расцениваются ими как предательство и переживаются очень тяжело [5].
В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования». Несмотря на эту общую тенденцию, психологические состояния подростков в разных группах могут быть различным. Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Входить в любую группу, готовую его принять, недостаточно. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается изолированной.
Таким образом, благополучное общение подростка со сверстниками, а так же хорошая компания - играют важную роль в становлении его эмоционального здоровья. Но и это ещё не всё.
Школьного обучения и общения с педагогами, так же имеет существенное влияние на эмоциональную сферу подростка. Внимание педагогов и родителей привлечено, прежде всего к изменениям в познавательной сфере ребёнка. Их интересует количество приобретённой информации, овладение способами её переработки и использования, т.е. то, что находит отражение в школьной успеваемости. Учебная успешность определяет удовлетворённость взрослых своим ребёнком. Несколько сниженная по сравнению с желаемым эталоном успеваемость вызывает тревогу, недовольство. И это понятно, поскольку взрослые полагают, что хорошая успеваемость ребёнка является предпосылкой его будущей социальной успешности. Но многие педагоги и родители не придают значения тому важному обстоятельству, что в процессе учебной деятельности учащийся не только получает образование, необходимое для его успешного функционирования и развития в период взрослости, школьное обучение оказывает существенное влияние на развитие его эмоциональной сферы и личности вцелом. Это воздействие может быть как позитивным, так и негативным. Позитивные личностные новообразования, сложившиеся в процессе школьного обучения, так же необходимы для успешной жизни, как и хорошее образование, а негативные могут «свести на нет» любое самое элитное образование, т.е. существенно осложнят последующую социальную адаптацию, профессиональный рост, а иногда и семейную жизнь [6].
Готовность подростка учиться может быть реализована при овладении им навыками учебной работы под руководством учителя. Учебная деятельность считается сформированной, если она побуждается прямыми мотивами, а подросток может самостоятельно определить учебные задачи, выбрать рациональные приёмы и способы решения задач, контролировать и оценивать свою работу. В этом случае реализуется потребность подростка в самоутверждении. При несформированности у учащихся учебной деятельности возможен «отход от школы», т. к. потребность в самоутверждении не реализуется.
Эффективность обучения подростков повышает целенаправленное формирование мотивов. Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка – познавательная. При её удовлетворении формируются устойчивые интересы. Познавательные потребности различаются и по содержанию и по направленности.
Наряду с познавательным интересом большую роль играет значимость знаний для подростка. Важно осознать, осмыслить значение знаний и для развития личности и для жизни. Сформированные убеждения и интересы подростка способствуют повышению эмоционального тонуса и активности учения. Эмоциональное благополучие подростка обеспечивается ситуацией успеха. В этом случае у подростка повышается самооценка. Отношение подростка к учению во многом обусловлено мастерством работы учителя и его отношением к учащимся. Учитель, по мнению подростков должен быть требовательным, справедливым и чутким [2].
Таким образом, учебная деятельность так же занимает важное место в становлении и поддержании эмоционального здоровья младших подростков.
Что же ещё можно выделить в качестве фактора влияющего на эмоциональное благополучие подростков. Существенное влияние оказывают также средства массовой коммуникации.
Ежедневно людей заваливают десятками сообщений и сюжетами на различные темы, поступающих из разных источников - новостей, развлекательных программ, дневных мыльных опер, детективов, популярных молодёжных сериалов, бесчисленных рекламных роликов и т.д. Призывы быть модными, красивыми, а следовательно богатыми и популярными, порой даже наглыми превалируют в большинстве молодёжных сериалов, но а настоящие человеческие ценности, такие как доброта, вежливость, совесть, честность отходят на второй план. Всё это оказывает существенное влияние на формирование психики и эмоциональную сферу подростков.
Так же, благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Ребёнок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – всё расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, неврозу, а значит к нарушению эмоционального благополучия [4].
Чувства подростка чрезвычайно напряжены. Сотрудники Л.И. Божович описали характерный для подростка «аффект неадекватности» - бурную неуправляемую реакцию ребенка, не соответствующую по выраженности вызвавшему ее поводу. Их исследования показали, что в основе «аффекта неадекватности» лежит несоответствие самооценки, как правило, низкой для подростков, высокому уровню притязаний.
Аффект неадекватности - неадекватные эмоциональные реакции. Переживание мнимой несправедливости и неадекватной обиды у субъекта в ситуации неуспеха, когда отрицается собственная ответственность за неуспех, используется защитная форма осознания происшедшего и в неудачах обвиняются другие, либо обстоятельства.
Многие разновидности подросткового поведения возникают из-за отсутствия адекватных возрасту форм досуга. Стремление к общению со сверстниками приносит пользу при условии, если это общение имеет какое-либо социально приемлемое содержание. Поэтому в период кризиса положительные результаты могут дать разнообразные формы внешкольных занятий. Ребёнок может посещать студии, кружки, секции. Частая смена видов внешкольной деятельности не только не вредна, но и может принести пользу. Ребёнок при этом меняет коллективы сверстников, в зависимости от собственной успешности в разных видах деятельности может занимать различные социальные места в этих коллективах, следовательно, у него появляется новый опыт, новые знания о себе. Чем больше у взрослеющего человека сфер общения и продуктивной деятельности, тем благополучнее прогноз разрешения подростковых возрастных кризисов.
Список используемой литературы:
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. 4-е издание. Стереотип. Москва: Академия. 1999. 672 с.
2. Волков Б. С. Психология подростка: учебное пособие / Б. С. Волков. - М.: Гаудеамус, 2005. - 208 с.
3. Казанская В. Подросток трудности взросления. 2-е издание дополненное. Сп. б.: Издательство «Питер». 2008. 172 с.
4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: Творческий центр «Сфера», 2006. 464 с.
5. Першина Л. А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект. 2004. 256 с.
6. Хухлаева О. В. Психология подростка : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е издание, стереотип / О. В. Хухлаева. - М.: Академия. 2008. 160 с.