Психологическая коррекция (психокоррекция) — один из видов психологической помощи; деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей представляет собой хорошо организованную систему психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность. Важный этапом работы с детьми с ОНР III уровня является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Для этого в отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие скорректировать эмоциональные нарушения у детей с ОНР III уровня. Например, Т.Е. Зинкевич-Евстигнеева рекомендует использовать сказки, в качестве эффективного разнонаправленного средства в работе не только с дошкольниками, но и взрослыми. В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни. Даже простое чтение сказки даёт положительный эффект и помогает преодолевать жизненные трудности.
Важным приемом, позволяющим сформировать у детей с ОНР III уровня представление об эмоционально положительных взаимоотношениях и способах поведения в различных коммуникативных ситуациях, является моделирование значимых ситуаций и игр-драматизаций на морально-этические темы. Такие игры являются важнейшей частью самой драматизации при работе с дошкольниками, ведь драматизация без игры для них пока сложна, тем более, что дети с ОНР III уровня, как правило, дети с отклонениями в эмоциональной регуляции.
Но стоит помнить, что необходимо заинтересовать ребёнка в выполнении задания, то есть мотивировать его, а так как ведущая деятельность в старшем дошкольном возрасте - игра, то именно «играть» в сказку детям гораздо интереснее, чем просто осуществлять постановку сюжета. В связи с этим в дальнейшем в работе используется не сама драматизация, а игра-драматизация, более подходящая для старших дошкольников с ОНР III уровня.
До проведения игр-драматизаций детям читают или демонстрируют произведение, они разучивают роли, затем с ними проводятся беседы, которые помогают лучше разобраться в характере героев, оценить их действия и выразить свое отношение к событиям. Для развития эмпатии и поведения, основанного на ней, детям с ОНР III уровня можно предложить участие в кукольном спектакле, драматизации сказок сначала в качестве зрителей, затем в качестве актеров (происходит сближение с персонажем, свободный выбор роли и ролевое воображение помогают ребенку понять художественное произведение); сюжетные творческие игры с повторением сцен, в которых ребенок сначала играет одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого); разговор по телефону со сказочными персонажами с выражением своего отношения к ним.
Значимость игр-драматизаций отмечается и в работах Н.В. Губановой. С помощью игр-драматизаций решается важная задача – у дошкольников с ОНР III уровня происходит формирование способов выражения эмоциональных состояний, т.е. умения выразить свое отношение к собеседнику и предмету общения. Основополагающим при этом является знакомство с ведущими человеческими эмоциями, формирование вербальных и невербальных средств их выражения. Решение этой задачи происходит в процессе ознакомления с эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позу; знакомство с особой лексикой и пополнение словаря детей словами, характеризующими различные состояния человека, его эмоции, настроения, переживания, качества характера; формирование умения называть эмоциональные состояния и их внешние проявления у себя, собеседника, персонажей литературных произведений; развитие и укрепление мышечного аппарата, участвующего в воспроизведении мимических, жестовых, пантомимических движений; закрепление выразительных движений в этюдах и игровой деятельности, что является наиболее актуальным для детей с ОНР III уровня. Также происходит перенос неречевых способов общения в самостоятельную коммуникативную деятельность.
Для обогащения эмоциональных представлений старших дошкольников Г.А. Широкова выделяет два вида работы:
1) формирование представлений о доброжелательных чувствах и отношениях со сверстниками и взрослыми, развитие чувства эмпатии;
2) формирование способов выражения эмоциональных состояний, взаимоотношений.
Первое направление предусматривает развитие положительной мотивации общения, поддержание уже существующих взаимных симпатий в детском коллективе и развитие новых эмоционально положительных контактов, влияющих на весь детский коллектив.
Параллельно с овладением представлениями о человеческих эмоциях и чувствах необходимо знакомить дошкольников с невербальными средствами выражения подобных состояний. Приемом, помогающим в решении этих вопросов, как считает Л.В. Артемова, также являются игры-драматизации. С помощью них дети учатся фиксировать эмоциональные проявления человека и отражать их на лице, в позе, походке.
Для более подробного знакомства с мимическими мышцами лица при проведении игр-драматизаций могут использоваться пиктограммы, изображающие определенные чувства и эмоции человека. Особое внимание обращают на разнообразие мимических проявлений изучаемого состояния: например, когда человеку стыдно, он опускает глаза, краснеет, иногда стыдливо улыбается. Параллельно дети представляют (и описывают), какая поза может быть у человека, которому стыдно, какова его походка. Педагог старается, как можно более эмоционально продемонстрировать вербальные и невербальные способы выражения эмоций и чувств, что наиболее важно для детей с ОНР III уровня.
Прежде чем начать работу над игрой-драматизацией, воспитатель продумывает значимость каждого педагогического приема. Детей надо тщательно готовить к каждому выступлению. С этой точки зрения вредным является взгляд некоторых воспитателей, полагающих, что любое детское выступление будет иметь успех. Драматизации и инсценирование оказывают большое влияние на умственное развитие детей: они развивают их речь и эмоциональную регуляцию.
Материал для драматизации должен соответствовать возрасту, интересам, детей и стоять в связи с окружающей детей жизнью, а также помогать им компенсировать речевой дефект. Поэтому наиболее подходящим материалом для драматизации в детском саду подходят знакомые и любимые детьми сказки.
Воспроизведение избранного образа должно быть исключительно делом собственного драматического творчества ребенка, результатом его способности отдаваться драматической иллюзии. Здесь проявляется творчество как в основном (выборе сюжета и драматической передаче), так и в деталях и аксессуарах, — устройстве и оборудовании сцены, обстановки, изготовлении бутафории, костюмов, реквизита и т.д. Отсюда, с другой стороны, необходимость выдвинуть на первый план не результат работы (спектакль, вечер, разыгрывание сюжета в оконченном виде), а самый процесс работы, то, что раньше называлось скромным именем подготовки.
Необходимо помнить, что для воспроизводящего ребенка нормально существует только его игра, только его переживание, его иллюзия актера, а не переживание зрительного зала, не иллюзия зрителей. Такой метод работы дает, однако, неизмеримо большие внешние результаты, в смысле создания наиболее живых художественных образов, чем старый метод выучки. Каждая репетиция при этом методе работы прибавляет новые внешние обнаружения внутренних переживаний ребенка, углубляет и совершенствует самое переживание, помогает все более входить в роль, тем самым формируя эмоциональную регуляцию.
Таким образом, совершенствование эмоциональной регуляции дошкольника осуществляется с помощью развития навыков произвольного поведения, которые формируются в процессе игр-драматизаций. У старших дошкольников ОНР III уровня активно формируются нравственно-этические и личностные категории, умение понимать и различать эмоциональные состояния других людей, сопереживая, отвечать адекватными эмоциями.