В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача - овладение современным человеком ИКТ. В связи с изменением доминанты профессиональной деятельности необходимо готовить обучающихся к разнообразным видам деятельности, которые связаны с обработкой информации, в том числе, освоении средств информатизации. Внедрение современных информационных технологий обучения должно быть постепенным: от использования некоторых элементов урока с использованием ИКТ до использования электронных учебников.
Выделяют следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовательный процесс:
использование компьютерной техники в качестве средства обучения;
использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
организация коммуникаций с использованием средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом.
По мнению ученых, за последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Большинство исследователей отмечают, что эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как показывают исследования, дети в основном знакомы с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечения. При этом познавательные мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Исходя из исследований можно сделать вывод, что для решения учебных задач компьютер используется недостаточно.
Изучением влияния глобального процесса информатизации на образование занимались многие ученые. Но, в связи с тем, что взаимодействие ИКТ и образовательного процесса началось сравнительно недавно, данная проблема остается малоизученной и по сей день. В.П. Демкин отмечает, что становление новой образовательной парадигмы связано с развитием информационного общества. В новой образовательной парадигме учащийся – не объект педагогического воздействия, а активный субъект познавательной деятельности, вовлеченный с помощью новых форм организации учебного процесса в диалог с преподавателем, активную, творческую деятельность. В.М. Лоскутникова отмечает, что кризис современной образовательной системы связан с чрезвычайно узким пониманием информатизации образования. Она зачастую упрощается до предмета информатики, причем изолированно от других дисциплин и курсов. А.В. Осин при рассмотрении возможностей, предоставляемых образованию новыми информационными технологиями, говорит о новых педагогических инструментах. Например, интерактивность позволяет организовать самоаттестацию учащихся без участия преподавателя. Коммуникативность решает вопросы получения информации в кратчайшие сроки, позволяет использовать дистанционное обучение, обеспечивает консультации с квалифицированными педагогами, встреча с которыми невозможна по причине значительного расстояния [4].
Современные специалисты управления образованием выделяют следующие требования для реализации информационных технологий:
создать технологические условия, аппаратные и программные средства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие нормальное функционирование сферы производства;
обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информации и знаний;
подготовить квалифицированные кадры;
реализовать комплексное внедрение информационных технологий в сферу производства, управления, образования, науки, культуры и др.
Информационные технологии предоставляют возможность:
рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе воспитательного процесса;
сделать воспитание более эффективным, задействовать все виды чувственного восприятия ученика;
обеспечить каждому индивиду собственную траекторию воспитания;
вовлечь в процесс активного воспитания детей с различными способностями;
индивидуализировать воспитательный процесс при помощи новых познавательных средств.
Информационные технологии позволяют предоставить учащемуся большое количество понятий, а также развить их интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
ИКТ в воспитательной практике используется для:
Поиска и сбора информации;
Создания банков данных по различным направлениям воспитательной работы;
Развития исследовательских способностей детей;
Формирования и развития школьных СМИ;
Диагностики;
Развития школьного сайта;
Подготовки педсоветов на воспитательные темы;
Сбора данных родителям;
Информации по классным часам;
Создания виртуального музея;
Создания портфолио школьника;
Создания и ведения компьютерных карт здоровья;
Проведения игр, конкурсов, викторин.
В использовании ИКТ в образовательном процессе, несомненно, огромное количество «плюсов», например, наглядность, доступность и низкие затраты на оборудование, но также существует множество «минусов», о которых редко кто говорит.
В учебном процессе современному ученику приходиться сталкиваться с огромным количеством разнообразной учебной информации. Вследствие этого, наступает информационная перегрузка и эмоциональное возбуждение, что опасно для психического и физического здоровья ученика.
Тщательный подбор учителем учебного материала и средств ИКТ позволяет создавать на уроке наиболее благоприятную психологическую атмосферу. Главным аргументом при выборе электронного средства учебного назначения должен стать тот факт, что изучаемое на уроке научное понятие или явление сложно объяснить на вербальном уровне.
Длительная работа за компьютером отрицательно сказывается на многих функциях организма ребенка: высшей нервной деятельности, эндокринной и иммунной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека.
От работы за компьютером появляются побочные эффекты:
Дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию.
Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей, может снизить функционирование некоторых видов памяти, способствовать росту эмоциональной незрелость, безответственности.
Психическое напряжение вызывает у детей стрессовое состояние.
Виртуальная реальность приводит к потере чувства естественной опасности.
При работе за компьютером необходимым является выполнение точных зрительных работ на светящемся экране. Статическое напряжение глаз связано с довольно близким расположением к ним экрана.
Неблагоприятным фактором является неправильная освещенность рабочего места. Также негативное воздействие оказывает зеркальное отражение источников света и окружающих предметов.
Занятия с использованием компьютера требуют особой организации режима их проведения. Следует соблюдать установленную длительность непрерывной работы на компьютере, проведение перерывов, а также соблюдения профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья учащихся.
При организации учебной деятельности с применением информационных технологий следует учитывать санитарные правила и нормы, возрастные особенности учащихся. Непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать:
для учащихся 1 класса – 10 минут,
для учащихся 2-5 классов – 15 минут,
для учащихся 6-7 классов – 20 минут,
для учащихся 8-9 классов – 25 минут,
для учащихся 10-11 классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором – 20 минут.
Ритм и темп работы на компьютере должен быть свободным. Для учащихся VIII-XI классов должен проводиться комплекс упражнений для глаз через 15-20 минут работы на компьютере, для остальных классов после установленной длительности работы. Минимальная длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут.
Во время уроков необходимо проводить физкультурные паузы, особенно упражнения для снятия зрительной нагрузки. Проведение таких упражнений улучшает функциональное состояние различных систем организма, способствует ликвидации застойных явлений в нижней половине тела и ног, улучшает кровоснабжение мозга.
Занятия в кружках с использованием компьютера должны организовываться не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий. Занятия в кружках с использованием компьютера должны проводиться не чаще 2-х раз в неделю общей продолжительностью: для учащихся II-V классов не более 60 минут; для учащихся VI классов и старше до 90 минут.
Требования к помещениям для работы с компьютерами
Учебное помещение с компьютерами не должно располагаться в подвале и цокольных этажах здания.
Площадь на одно рабочее место должна быть не менее 6 кв.м, объем 24 куб. м при высоте не менее 4 м.
Поверхность пола должна быть ровной, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антисептическими свойствами.
При входе в класс должны быть шкафы с полками для хранения личных вещей, сумок.
Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение. Ориентация оконных проемов должна быть на север или северо-восток. Основной поток естественного света должен быть слева, допускается справа, запрещается направление потока света спереди или сзади.
Стены следует окрашивать в холодные тона: светло-зеленый, светло-голубой, светло-серый. Возможно использование краски светло-бежевых, светло-желтых цветов или цвета слоновой кости. Чтобы избежать появления световых бликов, поверхности стен должны быть матовыми.
Помещения, где размещаются компьютеры, должны быть оборудованы защитным заземлением.
Экран монитора должен находиться на расстоянии 60-70 см от глаз пользователя.
Конструкция рабочего стула должна обеспечивать удобную рабочую позу при работе на компьютере.
Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 10-30 см от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности.
Таким образом, внедрение ИКТ в практику работы образовательного учреждения дает возможность усовершенствовать образовательные педагогические методики, обменяться опытом и творческим подходом к преподаванию. Основой всего этого является накопление учебно-методических материалов и использование Интернет-технологий для общения с коллегами и учащимися: электронной почты, видеоконференций, форумов.
Список литературы:
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.: Вако 2007.
Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие; Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. и дополн. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.
http://www.media-pedagogics.ru/lectures.html