ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Среди разнородной группы детей, выделяются дети с задержкой психического развития психогенного генеза, выделенные по классификации К.С.Лебединской, в основе которой лежит этнопатогенетический принцип. Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. Таких детей отличает низкий уровень знаний, умений и навыков в различных областях. Особенно следует отметить недифференцированность, скудность рефлексии, поверхностность представления ребёнка с ЗПР о своём “Я”.

Сходство между дошкольниками с ЗПР и их нормально развивающимися сверстниками заключается в лучшем развитии когнитивного компонента образа «Я» (половозрастная идентификация и возможность самоописания) по сравнению с аффективным (эмоциональное отношение к себе, выделение уникального в собственной личности). При общевозрастной закономерности завышения самооценки, которую целесообразно рассматривать как проявление потребности в социальном признании со стороны взрослых, дети испытывают определенные трудности вхождения в социальное пространство (понимание норм социального взаимодействия). Различия заключаются в том, что у большинства дошкольников с ЗПР и лишь у небольшой части детей в норме отмечается отрицательное отношение к взрослению и отсутствие позитивного интереса к себе.

Динамика самосознания дошкольников с ЗПР без создания особых психолого-педагогических условий для его формирования незначительна; при наличии системы комплексной коррекционно-развивающей работы, основанной на взаимодействии специалистов и предусматривающей включение работы по развитию элементов самосознания во все виды деятельности с учетом специфических особенностей дошкольников с ЗПР его динамика значительно лучше.

Стимуляция интереса к себе, расширение представлений о социальном окружении, развитие социальных эмоций, возможностей самооценки, работа, направленная на осознание своей позиции в ситуациях межличностного взаимодействия и эмоциональной децентрации, способствуют совершенствованию самосознания детей с ЗПР; при этом даже четырехлетняя работа в этом направлении не позволяет многим из них достигнуть уровня нормально развивающихся дошкольников.

Качественные особенности самосознания как компонента личности у детей с ЗПР характеризуются недифференцированностью представлений о своём “Я”, слабости рефлексии, доминированием в представлении о себе только внешних признаков, размытостью в оценке своих качеств личности, характера, поведения, дисгармоничностью отношения к себе (персонифицирование своего “Я”, или недооценка), отсутствием позитивного отношения к себе, ограниченностью способов познания себя, слабостью осознания связи с миром природы, предметами.

Качественные характеристики самосознания через портрет другого “Я” у детей с нормальным психофизическим развитием и с ЗПР имеют различия. У большинства детей с нормальным развитием в диалоги присутствует адекватность, аргументированность выражение своего внешнего и внутреннего мира, в диалоги с портретом выделения своего физического “Я”, эмоционально-когнитивного “Я” и социального. У детей с ЗПР диалог характеризуется слабостью межсубъектного взаимодействия, необходимостью активизации и помощи взрослого в дифференциации знакового обозначения признаков физического “Я” другого, эмоционально- когнетивного “Я”(настроение образа), социальной принадлежности образа. Проекция своего “Я” с портретом у дошкольников с ЗПР размыто и основывается в большей степени на сравнении внешних признаков (волосы, глаза, одежда). Сопоставление своего настроение, черт характера, интересов, своего социального “Я” с портретом фрагментарно и односложно, а эмоциональное отношение к нему отсутствовало. Анализ показал слабую выраженность внутреннего диалога, проекции другого на своё “Я” у детей с ЗПР.

Имеющиеся данные в области специальной психологии, характеризующие познавательную сферу детей с ЗПР (недостатки в восприятии и мышления, низкий уровень обобщённости и осознаваемости, логическая непоследовательность, повышенная зависимость от мотивационной и эмоциональной сферы), говорят о том, что дефект неизбежно накладывает существенные ограничения на процессы понимания ими других людей и самих себя, а, следовательно, и на отношение к другим и к себе.

Структурные элементы самосознания (когнитивный и аффективный компоненты образа “Я”, потребность в социальном признании взрослого, психологическое время личности, социальное пространство личности) у дошкольников с ЗПР дифференцируются позже, чем у сверстников с нормальным интеллектуальным развитием. Представление о себе, о своём прошлом и будущем, а так же отношение к себе у детей с ЗПР преимущественно аморфно, слабо дифференцированно и неустойчиво.

Стимуляция интереса к себе, расширение представлений о социальном окружении, развитии социальных эмоций, возможностей самооценки, работа, направленная на осознание своей позиции в ситуациях межличностного взаимодействия и эмоциональной децентрации, способствуют совершенствованию самосознания детей с ЗПР.

Интерес исследователей к проблемам самосознания дошкольников с отставанием в интеллектуальном развитии (Н.Л. Белопольская, Е.С. Слепович и др.) позволил четко разграничить, чем отличаются процессы половозрастной идентификации, качество представлений о себе, возможности самооценки у детей с ЗПР. Исследователи (Е.Б. Аксенова, Н.Ю. Борякова, Е.Е. Дмитриева, Т.В. Гордеева, Г.И. Ефремова, В.В. Кисова, Л.В. Кузнецова, Г.А. Мишина, Е.Ю. Морина, Л.И. Переслени, У.В. Ульенкова и др.) отмечают свойственные дошкольникам с ЗПР недостатки моральных суждений, прагматическую направленность ценностных ориентаций, нежелание решать проблемы межличностных отношений, низкий уровень поведенческой саморегуляции. Доказано, что без специальной работы над формированием самосознания его недостатки у обсуждаемой категории детей обнаруживаются и в школьном возрасте (Э.И. Кякинен, И.А. Конева, И.Ю. Кулагина, З.И. Калмыкова, Р.Д. Тригер и др.).

Таким образом, качественные особенности самосознания как компонента личности у детей с ЗПР характеризуются недифференцированностью представлений о своём “Я”, слабостью рефлексии, доминированием в представлении о себе только внешних признаков, размытостью в оценке своих качеств личности, характера, поведения, дисгармоничностью отношения к себе, отсутствие позитивного отношения к себе.

Просмотров работы: 3165