ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мы родились и живем во время значительных перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: забываются обычаи, рушатся традиции, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения. Сейчас на многое мы начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем, многое переоцениваем. Проблема духовно-нравственного воспитания молодежи приобрела статус общечеловеческой, так как за молодежью стоит будущее нашей страны, будущее наших детей. Мы наблюдаем резкое падение духовного здоровья российского общества. Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют (манера общения, грубость, ранняя сексуальная жизнь, аборты, преступления, взятки, алкоголизм, наркомания - воспринимаются как норма жизни, от которой никуда не деться). Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа эгоизма, насилия, безнравственности, обмана, порнографии и т.д.). Все это разрушает человека, общество и государство. Сейчас как никогда важно обеспечить нравственное воспитание подрастающего поколения, противостоять бездуховности.

Необходимо сразу пояснить, что в настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются неясностью и противоречивостью. Не разработана также государственная программа духовно-нравственного воспитания и лишь «нащупываются», определяются научно-теоретические и методические подходы к постановке этого направления в педагогике, хотя обобщение исторического опыта и анализ современной жизни общества может подсказать способы и пути воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания россиян.

Сегодня бытует мнение о том, что воспитывать молодежь уже поздно, об этом думать надо было раньше, когда все были детьми, когда их сознание было подобно чистому белому листу. И.А. Ильин считает то, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством. Детство есть счастливейшее время жизни: время органической непосредственности; время уже начавшегося и еще предвкушаемого «большого счастья»; время повышенной доверчивости и обостренной впечатлительности, время душевной незасоренности, искренности, время улыбок и бескорыстного доброжелательства [3]. Ребенок – это «губка», которая впитывает все то, что происходит вокруг нее. Главная роль в формировании «нового» человека принадлежит общественному воспитанию, однако важным звеном в системе воспитания подрастающего поколения является семья. Необходимо возвратить воспитание в семью, признать родителей главными воспитателями, ответственными за экологию детства. Семейные традиции — это духовный феномен, присущий процессу создания членами семьи норм и ценностей, не регламентированных юридическими подходами и принимающих статус семейного закона, регулирующего и организующего жизнь семьи.

Мы считаем, что одной из наиболее значимых и ценных традиций является воспитание в семье посредством сказки. По мнению С.И. Ожегова, сказка - это1) повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил; 2) выдумка, ложь; 3) то же, что чудо.В русских народных сказках заключено богатое содержание, глубокий смысл, яркость красок, слов, где постоянно идет борьба добра со злом. Нет, наверное, такого ребенка, который бы слушал и читал сказку без замирания сердца и без мысли о том «А что же будет дальше?» Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои идеалы. Сказки помогают ребенку уйти от скуки обыденной жизни, понять и прочувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску, поэтому дети так любят фантазировать и сочинять свои истории. В отличие от взрослого, ребенок не умеет еще управлять ни своим воображением, ни своими эмоциями, слаба у него и критика к проявлениям того и другого. Бедность воображения взрослых связана с их стереотипностью. Деятельность воображения в детстве все-таки интенсивнее, и место воображения в психической жизни ребенка значительнее, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка, как сновидения для взрослого, - мост между сознанием и бессознательным и помогает ему строить свое «Я».

В.П. Аникин указывал, что: «…сказки, своего рода, нравственный кодекс народа, их героика – это хоть и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из промыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем и низостью» [4, с.65]. Поэтому так важно читать сказки не только в детстве. Каждый взрослый в глубине души верит в чудо, волшебство, он обращается в мир сказок. В трудных жизненных ситуациях все мы надеемся, что вот сейчас все разрешится неким образом, непонятным и непредсказуемым. А Новый год? Мы все превращаемся в детей, воображаем свою историю, загадываем желания и верим.

Сказка – это мостик в детство для каждого взрослого. Она вводит нас в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь. Мы интуитивно переносим историю на себя. Еще будучи ребенком, мы с самого начала сказки встаем на сторону положительного героя, вместе с ним решаем поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность, заставляет размышлять, делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах. За счет того, что человек входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и разочарования, у него формируется чувство меры, чувство той грани, «которую не должно переходить воображение в искусстве, и вместе с тем у него начинает складываться реалистические критерии эстетических оценок» [4, с.15]. Начинайте сейчас читать своему ребенку сказки, и результат Вашего «труда» не заставит Вас долго ждать. Не лишайте себя и своего ребенка волшебства, морали и нравственности.

В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, просьбы, высказывания, уважительного отношения к старшим («Здравствуй, кумушка, хлеб да соль», «поклонился в пояс», «ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила»). В них утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Сказка помогает нам верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодолевания различных жизненных трудностей и борьбы со злом. В сатирической сказке народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, жадность, алчность и другие человеческие недостатки. И наоборот воспевает взаимопонимание, доброжелательность друг к другу, удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу. Получается, что сказка — правда и вымысел одновременно. «Сказка — ложь, да в ней – намек: добру молодцу – урок».

Сказка, являясь произведением народного искусства, несет в себе богатый духовный заряд. Подчеркивая эту потенциальную возможность сказки, известный исследователь Капица Ф.С. пишет: «Сказка есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она разумеет художественно и символически глубоко духовные состояния»[5, с.38]. Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны напевность, повторы различных словосочетаний (жили-были; в некотором царстве, в тридевятом государстве и др.), употребление различных языковых средств выразительности. Поэтому язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, сравнений, а так же метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей (разных возрастов) и взрослых.

В настоящее время в психологическом консультировании практикуется одно из направлений психотерапии - сказкотерапия. С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной. Это связано с тем, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном. Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Сказкотерапия может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, младшими школьниками, подростками и взрослыми. При этом этот метод подходит для людей с высшим образованием и для тех, кто его не имеет, для мужчин и женщин. Использование терапевтической сказки позволяет обойти психологическое сопротивление клиента и даже поработать с проблемой, которую по той или иной причине клиент пока не готов озвучить. В кратчайшие сроки возможно проработать с клиентом стрессовые или конфликтные ситуации, с детьми проработать всевозможные страхи. Показать на примере сказочных персонажей пути решения проблем и т.д. Можно сказать, что сказки – это своего рода «энциклопедия жизни», где в метафорической форме отражены разные жизненные ситуации и способы их решения. А сказкотерапия – это инструмент развития фантазии, творчества, изучения и конструирования механизмов поиска и принятия решений.

Итак, можно сказать, что в сказках ставятся проблемы воспитания у молодежи чувства прекрасного, формирования моральных черт. Народная сказка способствует формированию нравственных ценностей, идеала. Идеал для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность в будущем. Взрослому же человеку сказка помогает поменять направление течения жизни, изменить свое поведение, отношение к вещам, людям, а самое главное отношение к самому себе. Получается, что если основываться на том, что у человека природой заложено стремление к прекрасному, то значит, что развивая в человеке художественные наклонности и приобщая к творчеству (чтение, изучение сказок) можно создать внешние предпосылки к тому, чтобы в душе человека отогрелся и ожил росток духовности. А духовность и есть красота внутреннего мира человека.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Всероссийское родительское собрание / сайт. – Режим доступа: http://arhiv.oodvrs.ru/article/index.php?id_page=29&id_article=328.

  2. Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.”- Педагогика.-2008.- № 9. - С. 3-4.

  3. Христианская Истинно-Православная Церковь,«сайт Параклит» [Путь духовного обновления] / Ильин И.А. // Религиозно-философская библиотека. - М., Изд-во Библиополис, 2008. - [Режим доступа] http://www.paraklit.org/sv.otcy/I.Iljin/I.Iljin-Putj-duhovnogo-obnovleniya.htm

  4. Аникин В.П., Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре / В.П.Аникин. - М., 1991.

  5. Капица Ф.С., Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы / Ф.С.Капица. - М., 2001

  6. Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов. – М., 1993.

  7. Сказкотерапия — это… // Самопознание.ру. – [Режим доступа] http://samopoznanie.ru/schools/skazkoterapiya/

Просмотров работы: 1777