ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании личности ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Родительское отношение – это целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикующихся в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера ребенка, его поступков.

Наиболее часто встречающейся проблемой, с которой люди обращаются в службы психолого-педагогической помощи семье, является проблема нарушенных взаимоотношений между родителями и ребенком, что имеет серьезные, порой драматические последствия для психического развития ребенка, формирования его характера, личности. По мнению многих авторов, одной из основных причин дисгармонии в детско-родительских отношениях являются неадекватные родительские позиции, различные отклонения в отношении родителей к своему ребенку.

В настоящее время перед психологами, как научными работниками, так и практиками, стоит вопрос о влиянии детско-родительских отношений на развитие младших школьников, который требует тщательного изучения и анализа.

Изучением проблемы семьи и семейных отношений занимались такие ученые как А.Я. Варга, И.И. Мамайчук, А.С. Спиваковская, А.И. Захаров, Г.А. Ковалев, В.В. Ткачева, Г.А Мишина, Е.О. Смирнова, Г.Н. Рошка, О.Б. Чарова, Н.В. Мазурова, Т.Г. Богданова, И.С. Багдасарьян, Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, А.В. Петровский, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев и другие.

Обобщая исследования психологов можно выделить следующие нарушения детско-родительских отношений:

  1. нарушения в сфере эмоционального отношения к ребенку: отвержение личности ребенка, непринятие его таким, какой он есть;

  2. нарушения в социальной сфере: гиперсоциализация, кооперация: отсутствие стремления взрослых к сотрудничеству с ребенком, нет проявления с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах, чрезмерный контроль за ребенком;

  3. нарушения в межличностных отношениях родителей с ребенком: чрезмерный симбиоз или напротив, дистанция родителей с ребенком;

  4. нарушения в сфере восприятия ребенка родителями: негативное отношение родителей к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам, и т. д.

Эти нарушения влекут за собой негативное влияние на развитие личности младших школьников. Среди них можно выделить такие последствия в развитии личности как неадекватная самооценка, заниженный или неадекватно завышенный уровень притязаний, социальная и педагогическая запущенность и т. д.

Согласно поставленной проблеме было проведено исследование детско-родительских отношений и их влияние на самооценку и уровень притязаний. В исследовании использовались следующие методики:

  1. Методика определения самооценки детей Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн. Целью данной методики являлось выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности был обусловлен целями исследования.

  2. Модифицированная методика Матрицы Равена. Целью методики являлось изучение уровня притязаний младшего школьника.

  3. Тест «Проективный рисунок семьи». Целью было выявление особенностей внутрисемейных отношений.

  4. Методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина. Целью являлось выявление родительского отношения к ребенку.

  5. Методика PARI Е.С. Шефер и Р.К. Белл в адаптации Т.В. Нещерет. Целью было изучение отношения родителей, в основном матерей к разным сторонам семейной жизни и воспитания детей.

При анализе психологического исследования 10 семей младших школьников, мы выявили, что при демократическом стиле воспитания самооценка детей и их уровень притязаний либо адекватный, либо адекватно завышен. Завышенность самооценки в данном случае, обуславливается возрастными особенностями. А при авторитарном либо либеральном стиле родительского воспитания уровень притязаний и самооценка либо неадекватно занижена, что характерно для семей с повышенной конфликтностью, либо неадекватно завышена, что соответствует менее конфликтным семьям.

На основе проведенного анализа исследования можно сделать вывод о том, что на самооценку личности младшего школьника и его уровень притязаний непосредственно влияет стиль семейного воспитания.

Выявленные, в ходе теоретического анализа научной литературы по проблеме детско-родительских отношений и проведенного исследования, особенности воспитания, говорят о необходимости проведения специальной работы, направленной на профилактику нарушений детско-родительских отношений. Работа по профилактике, в свою очередь должна быть направлена на просвещение родителей на тему воспитания детей, на оптимизацию детско-родительских отношений, а так же на формирование компетенций родителя.

Использованная литература:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 2009.

  2. Столяренко А.М. Психология и педагогика. / А.М. Столяренко. - Москва: Просвещение, 2007.

  3. Эйдемиллер Э.Г. Хрестоматия «Семейная психотерапия». / Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2000.

  4. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Введение в системную семейную психотерапию. Краткий лекционный курс. / А. Я. Варга. – Санкт-Петербург: Речь, 2001.

  5. www.superinf.ru

Просмотров работы: 3256