СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблемы студенческой молодёжи являются отражением проблем не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом. Прежде всего, это проблемы, обусловленные социально-экономической нестабильностью и снижением нравственной культуры в обществе. Процесс становления системы ценностей студенческой молодёжи происходит в условиях социально-экономического кризиса современного российского общества и его основных институтов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институтов труда и др.).

Многие социально-психологические исследования, проводимые в последнее десятилетие, в своих выводах отмечают проявление ценностно-нормативного кризиса у российской молодежи, который характеризуется переоценкой культурных, этических и духовных ценностей предшествующих поколений. Сегодняшнее студенчество – это дети молодого поколения России «ельцинского» периода. В силу того, что новая Россия оказалась не готова к борьбе со множеством новых для нее экономических, политических и социальных вызовов, молодое поколение 90-х оказалось, в большей степени, предоставленным самому себе. Это является одной из причин нарушения преемственности системы ценностей и проявления ценностного кризиса.

Тем не менее, современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично и верит в будущее России. Молодые люди одобряют и поддерживают социально-экономические перемены, ориентированные на повышение благополучия страны, создание гражданского общества и правового государства. Современная молодежь хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы.

«Студенчество - учащиеся высших учебных заведений. Термин "студенчество" обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определённой численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определённое общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодёжи и которая характеризуется определёнными социально-психологическими особенностями».

С.Н. Иконникова и В.Т.Лисовский полагают, что студенчество можно назвать такой социальной группой, которая очень близко стоит к интеллигенции по своему общественному положению. Это означает тот факт, что сегодняшние студенты в недалеком будущем смогут заниматься высоко квалифицированным трудом в различных сферах деятельности.

Лясников Н. и Лясникова Ю. в своей книге «Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи» указывают, что современное студенчество представляет собой социальную базу среднего класса, которому придется жить в обществе с возрастающим социальным неравенством между богатыми и бедными. «В настоящее время никто не знает точно, что должен делать человек, чтобы добиться успеха. В состоянии неопределенности перестают действовать прежние стандарты поведения, а новые ценности, еще формирующиеся, становятся угрозой старым моделям. Механизм формирования духовных ценностей студенческой молодежи подвергается существенным изменениям».

К настоящему времени стало очевидным, что социально-экономический кризис, в котором на протяжении последних десятилетий пребывает российское общество, привёл к духовно-нравственному кризису, а это в свою очередь привело к трансформации системы ценностей и ценностных ориентаций российского общества. Особенно серьезной трансформации в период социально-экономического кризиса подвергаются базовые ценности студенчества. Причина заключается в особой восприимчивости, незащищённости молодежи, а также неопределенности ее позиции как социальной, так и личностной. С одной стороны, студенчество, в силу своего возраста, отличается доверием, открытостью, готовностью впитывать все новое. С другой стороны, на студенчество уже сегодня возлагаются определенные надежды и обязательства со стороны общества.

В России произошла дезинтеграция традиционных институтов социализации общества, нарушилась преемственность в передаче молодому поколению социально значимых ценностей и норм поведения. Заметно снизилось влияние институтов семьи, школы, системы образования и института труда, общественных объединений и движений, государства.

Мы считаем, что внимание к становлению ценностей и ценностных ориентаций студенческой молодежи должно стать первоосновой российского общества. Ценностная система определяют сферу человеческой жизнедеятельности, его интересы, потребности, нравственные идеалы, установки. Все это придает человеку особый жизненный смысл.

Методы исследования ценностных ориентаций включают широкий спектр методов современной психологии и других смежных наук. Для определения ценностного облика современной студенческой молодежи и механизмов становления ценностной системы мы применяли метод теоретического анализа и психодиагностический метод: изучение ценностных ориентаций человека (М. Рокич). М. Рокич предложил теоретическую модель для изучения ценностных ориентаций человека и представил действенный инструмент их измерения. Ценности - это обобщенные представления о благах и приемлемых способах их получения, на базе которых человек осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности. Ценности личности выступают в качестве основы для формирования жизненной стратегии, во многом определяют линию профессионального развития.

Мы провели исследование ценностей современной студенческой молодежи и получили следующие результаты. Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап предполагал анализ ценностей, представленных в методике М. Рокича, и их распределение на несколько групп. Блок терминальных ценностей был разделен на четыре группы, а именно – 1) конкретные ценности, 2) абстрактные ценности, 3) ценности профессиональной самореализации и 4) ценности личной жизни. Блок инструментальных ценностей мы также разделили на 1) этические ценности, 2) ценности общения и 3) ценности дела. Второй этап исследования включил в себя непосредственно проведение методики. На третьем этапе был осуществлен анализ полученных результатов и систематизация данных.

В триаду самых востребованных ценностей из общей группы терминальных ценностей вошли здоровье, материально обеспеченная жизнь и счастливая семейная жизнь.

Рис.5. Распределение триады ценностей из общей группы терминальных ценностей в ответах испытуемых

Здоровье. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Как ценность, здоровье занимает ведущую позицию среди опрашиваемых, на позицию 1-го ранга ее поставили 46,8% испытуемых. 2-ю ранговую позицию значимости здоровья определили 15,6% испытуемых. Из общего числа испытуемых 10,4% опрошенных определили для нее 3-ю ранговую позицию. Тем не менее, почти треть испытуемых (28,2%) определили здоровье на 4-й и ниже ранговой позиции в собственной системе ценностей. На основании этих результатов мы можем предположить, что современная студенческая молодежь признает здоровье, как универсальную ценность, которая поможет реализовать свой потенциал.

Материально обеспеченная жизнь. В нашем исследовании 53,2% испытуемых определили материальную обеспеченность на 4-й и ниже ранговой позиции в собственной системе ценностей. Из общего числа испытуемых лишь 20,8% определили материально обеспеченную жизнь как важнейшую ценность и отвели ей 1-ю ранговую позицию. 15,6% опрошенных определили для нее 2-ю ранговую позицию и 10,4% испытуемых поставили ее на 3-ю ранговую позицию. Полученные нами результаты не подтверждают привычное для современного периода представление о предпочтении молодежи материального благополучия в сравнении с духовными и нравственными ценностями.

Счастливая семейная жизнь. В отношении семейных ценностей молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры. В нашем исследовании на 1-ю ранговую позицию счастливую семейную жизнь поставили 15,6% испытуемых. 10,4% испытуемых определили ей 2-ю ранговую позицию в системе своих ценностей и 31,2% испытуемых определили счастливую семейную жизнь как ценность на 3-ей ранговой позиции. У 42,8% испытуемых семейные ценности занимают 4-ю и ниже ранговую позицию.

Рис.6. Распределение триады ценностей из общей группы инструментальных ценностей в ответах испытуемых

В триаду самых востребованных ценностей из общей группы инструментальных ценностей вошли воспитанность, независимость и аккуратность.

Воспитанность. Под воспитанностью понимают определенный уровень ее интеллектуального, социального и духовного развития. В более узком смысле под воспитанностью подразумевается нравственная воспитанность личности, что закономерно, если считать нравственность человека центральной, стержневой его характеристикой. Как важнейшую для себя ценность 26% испытуемых определили воспитанность на 1-й ранговой позиции в свое ценностной системе. У 7,8% испытуемых воспитанность занимает 2-ю позицию. К сожалению, приходится констатировать, что 66,2% испытуемых определили воспитанность на 3-ю, 4-ю и ниже ранговые позиции.

Независимость. Независимость – понятие, которое в психологии трактуется по-разному. В целом быть независимым означает поступать и вести себя, сообразуясь с собственными потребностями, восприятиями или оценками, нежели с требованиями окружения или мнениями других людей. Независимые люди, как правило, демонстрируют убеждение в своей правоте, несмотря на явную оппозицию большинства, и сохраняют свое убеждение. В нашем исследовании независимость как наивысшую для себя ценность обозначили 10,4% испытуемых. Вторую ранговую позицию данной ценности отвели также 10,4% испытуемых. У 5,2% испытуемых независимость как ценность занимает 3-ю ранговую позицию. Большинство испытуемых (74%) поставили определяют независимость на 4-ой и ниже ранговой позиции в собственной системе ценностей. Независимость очень близка к пониманию свободы. Несмотря на то, что свобода относится к числу фундаментальных ценностейчеловеческого существования, 94,8% испытуемых отвели ей 4-ый ранг и ниже ранг. Это может говорить о том, что современная молодежь в целом обнаруживает недостаточную социальную активность. Возможно также, что ценность свободы в силу возраста для молодых людей не актуальна.

Аккуратность. Аккуратность – это черта личности, выражающаяся в склонности к порядку, в исполнительности, точности и тщательности в делах. Аккуратность во всяком деле связана с культурой труда и дисциплинированностью. В нашем исследовании на первую ранговую позицию данную ценность поставили 20,8% испытуемых. Из общего количества испытуемых 5,2% отвели ей третью ранговую позицию. У 74% испытуемых данная ценность находится на 4-ой и ниже ранговой позиции в собственной системе ценностей.

Анализируя результаты по методике изучения ценностных ориентаций, мы можем говорить о том, что у современной студенческой молодежи отсутствует общая ценностная система, нет ценностей, которые были бы значимы или незначимы для большинства испытуемых. Также не было выявлено значимых различий в ценностных ориентациях в зависимости от гендерного аспекта. Но, следует обратить внимание на тот факт, что некоторые ценностные ориентации все-таки имели наибольшую популярность среди испытуемых. Выделилась такая ценность, как «здоровье», это вызывает особый интерес, так как чаще всего молодежь не серьезно относится к данной сфере своей жизни в силу возрастных особенностей. Но данные исследования говорят о противоположной ситуации, можно предположить, что такая направленность студентов является следствием напряженности и жестокости современной социальной жизни. Наблюдая за нынешним состоянием системы здравоохранения, молодые люди начинают испытывать страх и тревогу за свое здоровье и возлагают на себя ответственность за его сохранение.

Несмотря на отсутствие общего ценностного поля, мы можем выделить структуру наиболее преобладающих ценностей. На основе проведенного исследования можно утверждать, что между ценностями профессиональной реализации и ценностями личной жизни доминирующее место занимают ценности личной жизни. Что касается блока этических ценностей и ценностей дела, то тут выражено преобладание этических ценностей. Таким образом, мы можем представить структуру доминирующих ценностей студентов, как синтез ценностей личной жизни (здоровье, счастливая семейная жизнь), ценностей индивидуализации (материально обеспеченная жизнь) и этических ценностей (воспитанность, независимость и аккуратность). К сожалению, в структуре доминирующих ценностей студенческой молодежи не нашли своего отражения ценности профессионального самоопределения.

Просмотров работы: 2386