ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема формирования элементов самоконтроля у младших школьников, с нарушением интеллекта на современном этапе развития нашего общества переросла из психолого-педагогической в проблему социальной значимости. К младшему школьному возрасту, ребёнок с нормой в развитии овладеет умениями сознательно выполнять различные задания, контролировать свои действия, поступки, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Но для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, овладение элементами самоконтроля вызывают затруднения. Самостоятельно, без специального обучения, младшие школьники с нарушением интеллекта, не могут руководствоваться в своей деятельности наглядными инструкциями: образцами, чертежами, рисунками, технологическими картами.

Важной задачей, стоящей перед специальной (коррекционной) школой, является развитие у младших школьников с нарушением интеллекта общетрудовых умений и навыков, необходимых в любой трудовой деятельности. Младших школьников с нарушением интеллекта нужно научить планировать свои действия, контролировать и регулировать их выполнение, работать аккуратно, целенаправленно, самостоятельно.

В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются многие личностные качества младших школьников с недостатками интеллекта: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль, чувство коллективизма и т.п. Младших школьников нужно научить планировать свои действия, контролировать и регулировать их выполнение, работать аккуратно, целенаправленно, самостоятельно.

Один из характерных недостатков трудовой деятельности младших школьников с недостатком интеллекта — низкая самостоятельность, которая во многом обусловлена, недостаточным умением детей ориентироваться в задании. Учащиеся, особенно младших классов, часто приступают к работе без предварительного анализа изделия, не планируют ход его изготовления. В результате их действия оказываются неадекватными цели, стоящей перед ними. Они испытывают большие трудности при определении условий выполнения задания, в частности, не могут установить, какие им потребуются инструменты, и, как правило, выбирают те, которыми пользовались на предшествующих уроках труда.

Не менее сложным для учащихся оказывается составление плана предстоящей трудовой деятельности, а также выполнение изделия по плану, представленному в виде словесной инструкции.

Планирование тесно связано с целенаправленностью деятельности, а ее нарушения, свойственные умственно отсталым школьникам, оказывают негативное влияние на определение последовательности действий, выбор наиболее эффективных способов выполнения трудового задания, т.е. на процесс планирования. Младшие школьники часто бывают не в состоянии наметить правильный план действий, установить последовательность операций и рационально организовать свою деятельность, если они располагают только краткой инструкцией.

Младшим школьникам с недостатками умственного развития требуется развернутая, подробная инструкция, которая дает возможность детям выстроить план и действовать затем последовательно, используя те приемы, которые нужны для изготовления изделия. Учащимся массовой общеобразовательной школы, в отличие от умственно отсталых школьников, бывает достаточно краткой инструкции для того, чтобы при выполнении трудового задания они действовали активно, самостоятельно, анализировали образец и пользовались рациональными приемами.

Самостоятельно, без специального обучения, умственно отсталые ученики не могут руководствоваться в своей деятельности наглядными инструкциями: образцами, чертежами, рисунками, технологическими картами. С. Л. Мирский считает, что недостатки планирования, наблюдаемые у младших школьников с недостатками интеллекта, объясняются их низкой способностью действовать «во внутреннем плане»: мысленно изменять положение предмета, его форму; представить себе процесс изготовления предмета от заготовки до завершающей операции.

Составление плана работы и его выполнение требуют самостоятельности действий. У младших школьников с недостатками интеллекта она слабо развита, поэтому важно связать формирование процесса планирования с воспитанием у них самостоятельности. Ошибки, возникающие при выполнении трудового задания у младших школьников с недостатками интеллекта, могут быть следствием недоразвития самоконтроля. Многие ученики, особенно младших лет обучения, как правило, не контролируют ход выполнения поставленной перед ними задачи, не замечают неточностей, допускаемых ими в процессе трудовой деятельности. Недостатки самоконтроля и связанная с ним неадекватность действий возникают не из-за того, что умственно отсталые школьники недобросовестно относятся к трудовому заданию. Причина в неумении контролировать и корригировать свои действия в соответствии с поставленной перед ними задачей. Особенности самоконтроля у младших школьников с недостатками интеллекта в процессе труда ярко прослеживаются в их измерительных действиях. Известно, что измерительная деятельность состоит не только из практических, но и из умственных действий. Это приводит к тому, что младшие школьники с недостатками интеллекта, делают изделие без учета необходимых размеров. Еще большие трудности отмечаются у учеников, когда им необходимо произвести измерительные действия, требующие предварительного вычисления. Например, надо разрезать или разметить деталь определенной длины на нужное количество частей.

Недостатки контрольных действий умственно отсталых учащихся во многом обусловлены недоразвитием их моторики. Нарушение координации движений рук оказывает негативное влияние на контроль и регуляцию (точность, силу, ритм, темп и пр.) при формировании двигательных трудовых навыков. Так, представляя, как надо вырезать геометрические фигуры по линиям разметки, младше школьники с недостатками интеллекта, приступая к практическим действиям, не справляются с заданием, так как не умеют регулировать силу нажима на ножницы, резать точно по намеченным линиям, синхронно действовать правой и левой руками.

Двигательные трудовые навыки автоматизируются у школьников медленно. Большие сложности возникают, когда необходимо осуществить перенос навыка в новые условия. Например, после многократных упражнений в шитье стежков на листе бумаги второклассники не могут самостоятельно выполнить аналогичные стежки на ткани. Замечено, что чем больше изменено задание, тем сложнее умственно отсталым учащимся использовать сформированный двигательный навык.

Ведущая роль в формировании общетрудовых умений принадлежит учителю. Без его участия, особенно на начальных этапах обучения, умственно отсталые школьники самостоятельно не готовы привлекать имеющиеся знания для выполнения трудового задания. Только благодаря систематической помощи педагога возможно формирование обобщенных умений планировать, контролировать, корригировать свои действия, переносить имеющийся опыт в новые условия, действовать точно в соответствии с инструкцией.

Большое влияние на трудовую деятельность умственно отсталых школьников оказывают мотивы, которыми они руководствуются в своей работе. При освоении трудовых умений и навыков происходит совершенствование личности учащихся. Трудовое воспитание должно способствовать формированию у детей потребности трудиться, чувства ответственности за выполняемую работу, положительного отношения к труду.

Установлено, что у многих учащихся с интеллектуальной недостаточностью отношение к трудовому обучению формируется как положительное, но недостаточно осознанное, пассивное и малоустойчивое. Вместе с тем замечено, что устойчивость положительного отношения к труду во многом зависит от доступности трудового задания и его социальной направленности. У большинства умственно отсталых школьников положительное отношение к труду связано с привлекательностью самого процесса труда, с возможностью работать инструментами и т.д.

Вместе с тем не у всех умственно отсталых школьников формируется положительное отношение к труду. Есть учащиеся, отрицательное отношение к трудовой деятельности которых не удается изменить вплоть до выпускных классов. Чаще всего это ученики, испытывающие большие сложности при выполнении трудовых заданий. Такие учащиеся оказываются неготовыми к самостоятельной трудовой деятельности и поэтому плохо адаптируются в трудовых коллективах по окончании школы. В связи с этим перед школой стоит задача сформировать у школьников такое отношение к труду, которое не зависело бы от характера труда и от личностных особенностей подростка. Он должен осознавать, что труд является неотъемлемой частью жизни.

В современных условиях особую актуальность приобретает проблема личностного самовыражения каждого ученика, что правомерно и при работе с умственно отсталыми учащимися. Педагогу необходимо так организовать трудовую деятельность, чтобы каждый ученик мог проявить себя как личность. Строя коррекционное обучение с учетом положительных индивидуальных качеств умственно отсталых школьников, учитель тем самым способствует их личностному совершенствованию. Анализ научной психологической литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта позволяют с уверенностью говорить о возможностях коррекции личностного развития умственно отсталых школьников в процессе трудовой деятельности и о значительной образовательной роли труда.

Просмотров работы: 4186