ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Бабаева О.С. 1
1Филиал Российского государственного социального университета в г. Пензе
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из направлений работы социального педагога является использование современных инновационных технологий в организации социально-педагогической деятельности (на локальном, муниципальном, региональном уровнях) как на уровне использования методических приемов, отдельных компонентов системы, так и целостной системы.

Обращение к проблемам инноватики и выделение их в число важнейших направлений современной научной мысли явилось результатом осознания возрастающей динамики инновационных процессов в обществе.

Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях культурологов в XIX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Это его значение до сих пор сохранилось в этнографии. В начале XX в. оформилась новая область знания — наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Наука о нововведениях (инноватика) возникла как отражение обострившейся потребности фирм в деятельности по разработке и внедрению новых услуг, идей. В 30-е гг. в США утвердились термины «инновационная политика фирмы», «инновационный процесс». В 60-70 гг. на Западе получают большой размах эмпирические исследования новшеств, осуществляемых фирмами и другими организациями.

Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения ученых примерно с конца 50-х гг. на Западе и в последнее десятилетие в нашей стране. Интерес к ним мировой педагогической общественности проявляется в создании особых инновационных служб, изданий, журналов, информационных публикаций. В частности, при ЮНЕСКО существует Азиатский центр педагогических инноваций для развития образования, который обобщает педагогические новшества в различных странах мира и информирует о них совместно с Международным бюро по вопросам образования педагогическую общественность на страницах специального издания. Международное бюро по вопросам образования принимает участие в публикации другого вида периодического издания, посвященного инновационным процессам, — журнала «Информация и инновация в образовании».

Развитие педагогической инноватики в нашей стране связано с массовым общественно-педагогическим движением, с возникновением противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов ее реализовать. Возрос массовый характер применения нового. В педагогической науке сегодня существуют теоретические и практические предпосылки, учет которых необходим при реализации социальных проектов в деятельности социального педагога.

Во-первых, огромная, постоянно увеличивающаяся и далеко не заполненная ниша на рынке труда, требующая специалистов по разработке и реализации инновационных социальных технологий разного типа и уровня, начиная с разработки и реализации набора коррекционно-развивающих упражнений для детей с теми или иными специальными нуждами и заканчивая построением программ воспитания молодежи.

Во-вторых, это наличие в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке соответствующих наработок и их апробации в области педагогической инноватики (М. В. Кларин, В. Я. Ляудис, В. А. Сластенин, А. В. Хуторский, Р. Н. Юсуфбекова и др.).

В настоящее время в образовании широко распространяется инновационная деятельность, педагоги активно внедряют новые проекты, на базе школ работают экспериментальные площадки, открываются школы-лаборатории.

Любая инновационная деятельность в сфере образования и воспитания определяется специфическими приемами и технологиями, связанными с особенностями работы педагогов, назначением которых является повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей и подростков.

Рассматривая микроструктуру инновационного процесса, ученые выделяют концепцию «жизненного цикла» нововведения, которая исходит из того, что нововведение есть процесс, протекаемый во времени. В этом процессе вычленяются этапы, различающиеся по видам деятельности, обеспечивающими создание и исполнение новшества. К настоящему времени в научной литературе сложилась следующая схема членения инновационного процесса на этапы:

1. Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества. Условно его называют этапом открытия, которое является результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного «озарения»).

2. Этап изобретения, т. е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт-образец.

3. Этап нововведения, на котором полученное новшество находит практическое применение и происходит его доработка; завершается этот этап получением устойчивого эффекта от новшества.

После этого начинается самостоятельное существование новшества, процесс нововведения вступает в следующую стадию, которая наступит лишь при условии восприимчивости к новшеству.

В фазе использования новшества выделяются следующие этапы:

1. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии (распространения) новшества в новые сферы.

2. Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.

3. Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.

Приведенная выше линейная структура последовательно сменяющих друг друга временных этапов инновационного процесса представляет собой упрощенную схему реального его развертывания. Конкретный инновационный процесс не обязательно должен включать все рассмотренные этапы в их строгой последовательности и неразрывности. Указанные этапы могут иметь различную продолжительность.

Структура инновационной деятельности педагога включает следующие компоненты: мотивационно-целевой, креативный, технологический (операционный), рефлексивный (контрольно-оценочный) (В. А. Сластенин, Л. С. Подымова).

Проблема мотивационной готовности, восприимчивости к педагогическим инновациям является одной из центральных в подготовке социального педагога, так как только адекватная целям инновационной деятельности мотивация может обеспечить осуществление этой деятельности и самораскрытие личности. Инновационная деятельность, как и любая деятельность, полимотивирована. Мотивационный компонент инновационной деятельности рассматривают, как правило, в двух направлениях: с точки зрения места профессиональной мотивации в общей структуре мотивов и оценки отношения педагога к изменениям, т.е. оценки потребности в педагогических новшествах, их. восприимчивости. Исследователи выделяют четыре группы профессиональных мотивов преподавателя: материальные стимулы; побуждения, связанные с самоутверждением; профессиональные мотивы; мотивы личностной самореализации.

Материальные стимулы связаны с материальным вознаграждением, присвоением более высокого разряда, удовлетворительными условиями труда и режимом работы, ослаблением требований и контроля.

Мотивы внешнего самоутверждения преподавателя проявляются в основном через положительную оценку окружающих. Мотивы самоутверждения также тесно связаны с самооценкой. Эти мотивы имеют большое значение в инновационной деятельности педагога, и их достижение существенно зависит от специфики самооценки. Возможны различные варианты: один имеет место тогда, когда педагог осознает зависимость между собственным вкладом в успешность деятельности и внешней оценкой этого вклада. Деятельность в этом случае будет сопряжена с поиском путей внешней оценки повышения ее эффективности. При анализе своей деятельности социальный педагог сосредотачивается на положительных моментах реализации задуманного и не замечает или замечает не в полной мере неудачи. Чем выше притязания такого педагога, тем признание более значительного успеха необходимо для его самоутверждения.

Возможен иной вариант: педагог осознает отсутствие прямой связи между собственным вкладом в профессиональную деятельность и положительной оценкой этого вклада окружающими — основы самоутверждения личности. В этом случае эмоциональное и социальное благополучие воспитанников, уровень их воспитанности не являются главной его целью, а всего лишь средство достижения цели — положительная оценка его работы: использование новых, эффективных методов подчиняется не целям воспитания детей, а цели личного успеха.

Характерным для профессиональных мотивов является направленность инновационной деятельности социального педагога на воспитанников: стремление стимулировать их к большой активности, стремление развить творческие способности учащихся и др. На реализацию инновационной деятельности в случае профессионального мотива значительное влияние оказывает уровень творческого потенциала самого социального педагога.

Творчество в деятельности выступает как один из главных способов самореализации, самоактуализации, позволяя осуществлять выбор из многих путей «возможности роста» (А. Маслоу). Такую деятельность отличает высокий уровень восприимчивости новшеств, постоянный поиск себя в этом новом, потребность в создании нового видения различных форм социально-педагогической деятельности, способность и готовность к восприятию нового.

Креативный компонент инновационной деятельности преподавателя включает знания и представления об особенностях и условиях выполнения этой деятельности, о ее требованиях к личности.

Технологический (операционный) компонент инновационной деятельности можно представить следующим образом:

- личностно-мотивированная переработка имеющихся социальных проектов, их самостоятельная интерпретация, вычленение и классификация проблемных педагогических ситуаций, поиск инновационной информации, ознакомление с новшеством;

- профессионально-мотивированный анализ собственных возможностей по созданию или освоению новшества, принятие решения по использованию нового;

- формулирование целей и общих концептуальных подходов к применению новшества;

- прогнозирование средств достижения целей, изменений, трудностей, результатов инновационной деятельности; обсуждение с коллегами этапов введения новшества;

- разработка концептуальной основы и плана внедрения новшества;

- реализация инновационных действий: введение новшества в социально-педагогический процесс и отслеживание хода его развития и внедрения;

- осуществление контроля и коррекции введения новшества и всей инновационной деятельности;

- оценка результатов внедрения, рефлексия самореализации педагога.

Стержнем инновационной деятельности является процесс принятия социальным педагогом решения о введении новых социальных проектов, процесс выбора одной альтернативы из нескольких возможных. В такой ситуации на первый план выступают такие собственно психологические особенности процесса принятия решения, как мотивация принятия решения, ответственность за принимаемое решение, право выбора, возможность осознания, оценки и коррекции вырабатываемых решений и т. д. При этом педагог может располагать определенным количеством альтернатив социально-педагогической деятельности, и ему необходимо сделать выбор между ними, в другом случае он должен сам отыскать путь решения проблемы.

Важнейшим и необходимым компонентом в структуре инновационной деятельности является рефлексия как познание и анализ педагогом явлений собственного сознания и деятельности.

Возможность педагога осуществлять рефлексию на целеполагание в инновационной деятельности зависит от следующих условий:

- от умения осознавать и управлять процессами целеполагания, разлагать их на составляющие, отслеживать эти процессы, что дает социальному педагогу возможность «видеть» себя на пути построения педагогической концепции, яснее представлять границы своих состояний и действий;

- от способности распознавать значимость инноваций для детей и родителей;

- от умения строить оптимальные алгоритмы творческой деятельности для достижения цели;

- от уверенности, гибкости, адекватности действий при анализе и оценке результатов и последствий достижения цели;

- от владения алгоритмами выбора инновационной цели. Рефлексия на этапе реализации инновационной деятельности сопровождается двумя процессами:

1) педагог как бы заново возвращается на этап прогнозирования и там отслеживает отдельные составляющие концепции;

2) рефлексия на собственную деятельность — происходит анализ соотношения возможностей педагога и внешних условий.

Рефлексия на деятельность в аспекте последствий введения новшеств предполагает проведение анализа изменения условий деятельности. Социальный педагог при этом должен уметь разделять свои и чужие оценки последствий внедрения новшеств, предусматривать дальние последствия.

Большое значение для успешности инновационной деятельности имеет способность педагога осознавать границы возможностей самореализации, изменять их в реальном действии или на мысленном уровне и переживать чувство успеха. На успешность деятельности кроме индивидуальных особенностей (творческие способности, волевые качества, уровень развития саморегуляции, самооценка, степень открытости новому и т. п.) влияют социальные факторы, способности педагога к общению, эмпатии, осознание других людей, которые могут либо способствовать, либо тормозить инициативу. Осознание воздействия других является одним из условий реализации новшества, видения границ возможностей и отношения к ним. Рефлексия причин и последствий воздействия педагогического сообщества позволяет управлять процессами воздействия (защищаться от них, усиливать их в случае положительного эффекта и т. п.).

В структуре инновационной деятельности социального педагога выделяется и организационно-методическая деятельность, содержанием которой является анализ и обобщение социально-педагогической деятельности; участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам; накопление банка данных по методам социальной работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований. Такое направление в работе социального педагога сопряжено с инновационной деятельностью, оно является пусковым механизмом, определяющим будущее инновационное исследование и развитие циклов инновационного процесса: зарождение идеи, целеполагание, разработку идеи, реализации нового, распространение и новшества.

Просмотров работы: 12522