На сегодняшний день в Республике Мордовия отмечается положительная тенденция, проявляющаяся в снижении численности инвалидов, так в 2007 г. – 87832 чел., а в 2011 г. уже 81882 чел. (таблица 1).
Таблица 1– Динамика численности инвалидов, состоящих на учёте в системе пенсионного фонда Республики Мордовия
Показатель |
Фактические данные |
Прогнозируемые данные |
|||||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|
Численность инвалидов всего, человек |
87832 |
85527 |
83626 |
82862 |
81882 |
79132 |
78145 |
На сегодняшний момент в Республике Мордовия наиболее распространёнными являются такие формы социального обслуживания, как стационарное и надомное обслуживание инвалидов.
Стационарная форма социального обслуживания в республике осуществляется при помощи системы специальных учреждений, которая представлена домами-интернатами (таблица 2).
Инвалидам в данных учреждениях предоставляются благоустроенные комнаты с мебелью и необходимыми предметами обихода: постельными принадлежностями, предметами личной гигиены, нательным бельём, одеждой и обувью. Им обеспечивается уход и медицинское обслуживание. Для оказания медицинской помощи в учреждениях оборудованы кабинеты физиотерапии, массажа, лечебной физкультуры, сенсорные комнаты и кабинеты психологической разгрузки, стоматологические кабинеты, клинико-диагностические лаборатории.
Таблица 2 – Стационарные учреждения социального обслуживания
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Число учреждений для инвалидов (взрослых) |
22 |
22 |
22 |
22 |
22 |
в том числе: |
|||||
общего типа |
16 |
16 |
16 |
18 |
18 |
психоневрологические |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
дома милосердия |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
Численность проживающих в них, человек |
1890 |
1867 |
1913 |
1884 |
1920 |
в том числе в учреждениях: |
|||||
общего типа |
912 |
895 |
929 |
950 |
970 |
психоневрологических |
919 |
922 |
931 |
934 |
950 |
домах милосердия |
59 |
50 |
53 |
- |
- |
Число учреждений для детей-инвалидов |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
в них: |
|||||
мест |
155 |
155 |
155 |
155 |
110 |
проживающих, человек |
119 |
121 |
110 |
115 |
83 |
Социальное обслуживание на дому осуществляется соответствующими отделениями, создаваемыми в Центрах социального обслуживания.
В республике Мордовия данный спектр услуг предоставляется инвалидам 64 отделениями социального обслуживания на дому. Следует отметить, что численность отделений по сравнению с предыдущими годами значительно уменьшилась, так в 2008 году насчитывалось 76 учреждений, а в 2012 году только 64 [3]. Это явилось следствием снижения общей численности инвалидов в республике (таблица 3).
Таблица 3 – Надомное социальное обслуживание инвалидов
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Число отделений социального обслуживания на дому |
76 |
76 |
64 |
64 |
64 |
Численность обслуживаемых граждан пожилого возраста и инвалидов, человек |
5108 |
4879 |
4137 |
4154 |
4158 |
из них обслуживаются в сельской местности, человек |
4238 |
4061 |
3458 |
3486 |
3478 |
Действующая система социального обслуживания инвалидов, на сегодняшний день, не является совершенной и имеет множество недостатков, к которым относятся:
– недостаточное финансирование сферы социального обслуживания в Республике Мордовия приводит к снижению качества социальных услуг, кадровому дефициту социальных работников, плохому материально-техническому оснащению учреждений социального обслуживания;
– несовершенство нормативно-правовой базы;
– низкая информированность инвалидов о их правах и возможностях;
– отсутствие высококвалифицированных сотрудников учреждений социального обслуживания инвалидов;
– низкое обеспечение доступности объектов инфраструктуры;
– ограниченный объём реабилитационных мероприятий и услуг для инвалидов в системах здравоохранения, социальной защиты населения, образования, труда и занятости, культуры, физкультуры и спорта и т.д.
Таким образом, в целях повышения уровня социального обслуживания инвалидов, необходимо разрабатывать и осуществлять на практике различные мероприятия в данном направлении.
На сегодняшний день уже принимаются определённые попытки совершенствования нормативно-правовой базы. Так, Министерство здравоохранения и социального развития России разработало проект нового федерального закона о социальном обслуживании населения, находящегося в трудной жизненной ситуации. Данный Проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» призван заменить два ныне действующих закона:
– Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
– Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Основные планируемые изменения связаны с совершенствованием предоставления социальной помощи нуждающимся в ней слоям населения. Положения Проекта более четко по сравнению с действующим законодательством определяют основания предоставления такой помощи, виды социальных услуг, а также основания предоставления социальной помощи на безвозмездной и возмездной основе.
Так, предлагается деление социального обслуживания на виды в зависимости от условий предоставления услуг:
– стационарное;
– полустационарное;
– социальное обслуживание на дому.
Еще одним критерием систематизации социальных услуг станут цели их оказания, например:
– социально-бытовые;
– социально-медицинские;
– социально-правовые;
– социально- экономические;
– социально-реабилитационные и др.
Согласно Проекту порядки предоставления социальных услуг будут утверждаться на уровне субъектов Российской Федерации, и будут включать среди прочего стандарт социальной услуги. По содержанию такой стандарт сходен с административными регламентами оказания государственных услуг. Например, он должен будет содержать детальную характеристику социальной услуги и условий ее предоставления. Получатель услуги будет принимать непосредственное участие в определении необходимого ему объема услуг, сроков их предоставления и других вопросов. Органы исполнительной власти субъекта РФ будут при участии получателя услуги разрабатывать индивидуальную программу предоставления социальных услуг. Эта программа станет неотъемлемой частью договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком услуги и ее получателем.
Для развития системы социального обслуживания инвалидов в Республике Мордовия можно использовать и опыт других регионов. Так, например, создание «приёмной семьи» для инвалида. В некоторых регионах с недавнего времени принимаются законы о приемных семьях для инвалидов. Цель принятия такого закона – создание условий повышения качества жизни инвалидов.
Приемная семья для инвалидов предполагает проживание одинокого инвалида, нуждающегося в помощи и уходе, в семье, где ему оказываются социальные услуги в рамках социальной защиты населения. Создается приемная семья, безусловно, только на добровольных началах. Бюджет такой семьи состоит из доходов всех членов семьи (и приемных тоже) и расходуется в равной мере на всех. Создание и организация деятельности приемной семьи полностью контролируется органами соцзащиты и центрами социального обслуживания. Основой создания приемной семьи является трехсторонний договор. Лицам, принимающим в семью инвалида, устанавливается ежемесячная оплата.
Принятие закона о приемной семье для инвалидов, а главное, претворение его в жизнь может действительно помочь многим одиноким инвалидам. Одиночество тяжело само по себе, одиночество человека беспомощного – это страшно. В приемной семье инвалид может получить не только уход и бытовую помощь, как это бывает при оказании социальной помощи в других случаях, но и теплоту человеческого общения, взаимопомощи и даже любви.
Среди множества проблем в сфере социального обслуживания значительную роль играет реабилитация инвалидов. Реабилитация инвалида является необходимым элементом для интеграции его в общество, производство, обеспечения нормальной жизнедеятельности. Для решения возникающих проблем в данной области необходимо обеспечить:
− дальнейшую разработку и осуществление комплекса мероприятий по медицинской, профессиональной, социальной и психологической реабилитации инвалидов, создание реабилитационных учреждений.
− подготовку высококвалифицированных специалистов по реабилитации инвалидов;
− пересмотр норм обслуживания инвалидов социальными работниками, разработка перечня и объёма гарантированных реабилитационных мероприятий;
− разработку и внедрение новых компьютерных технологий в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
− увеличение объёмов реабилитационных мероприятий и услуг для инвалидов в системах здравоохранения, социальной защиты населения, образования, труда и занятости, культуры, физической культуры и спорта.
На сегодняшний день, не смотря на развитие различных информационных технологий, по-прежнему остаётся актуальной проблема обеспечения инвалидов республики всей необходимой для них информацией. Для разрешения данной проблемы необходимо разработать официальный сайт. Данный сайт должен содержать несколько блоков:
– законодательный;
– организационный;
– справочный;
– консультационный;
– коммуникативный (блок для общения инвалидов) и др.
В них необходимо разместить следующую информацию:
– основания предоставления социальной помощи;
– перечень законодательных актов, содержащих сведения об инвалидности;
– виды социальных услуг;
– стоимость получения платных социальных услуг и услуг с частичной оплатой;
– требования для получения социальных услуг на бесплатной основе;
– характеристика деятельности органов, осуществляющих социальную защиту инвалидов;
– перечень льгот;
– полная характеристика всех имеющихся на территории республики стационарных учреждений;
– описание порядка зачисления в данные стационарные учреждения;
– порядок оформления документов на предоставление надомного социального обслуживания;
– оказание дистанционно психологической и консультативной медицинской помощи;
– возможность записаться на приём к врачу;
– описание вариантов всевозможного трудоустройства инвалидов;
– автоматическая рассылка об обновлении информации сайта на мобильные телефоны.
Реализация данных мероприятий в Республике Мордовия позволит стабилизировать ситуацию в отношении социального обслуживания инвалидов и приведёт к улучшению жизнедеятельности данной категории граждан, их профессиональной интеграции в общество, улучшению психологического и физического состояния инвалидов, а также это окажет благоприятное влияние на социальное благополучие всего населения республики.
Список литературы
1 Зимнухова А. В. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов / А. В. Зимнухова // Социальная работа. − 2009. − № 1. − С. 39-41.
2 О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ − Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
3 Социальная сфера Республики Мордовия 2012 // Стат. Сб. / Мордовиястат. – 2012. – 158 с.
7