Проведем анализ использования объектов муниципальной собственности на примере Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия.
Экономическую основу местного самоуправления Атюрьевского муниципального района составляют находящееся в собственности Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия имущество, средства бюджета Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия, а также имущественные права Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия.
В собственности Атюрьевского муниципального района, согласно Устава, принятого решением Совета депутатов Атюрьевского муниципального района 15 декабря 2005 года № 90, находятся:
– имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах Атюрьевского муниципального района;
– автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах Атюрьевского муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;
– имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;
– имущество, предназначенное для оказания на территории Атюрьевского муниципального района скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
– архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;
– имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории Атюрьевского муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;
– земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности Атюрьевского муниципального района в соответствии с федеральными законами;
– имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав Атюрьевского муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
– имущество, предназначенное для развития на территории Атюрьевского муниципального района физической культуры и массового спорта;
– имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;
– объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
– имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории Атюрьевского муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [3].
Для учета муниципального имущества отделом по труду и управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Атюрьевского муниципального района ведется реестр на основе Положения об учете муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества Атюрьевского муниципального района. Регулярно осуществляется постоянная работа по поддержанию актуальности сведений, содержащихся в реестре муниципального имущества. Реестр создается и ведется в целях информационного обеспечения:
– управления и распоряжения муниципальным имуществом;
– контроля за использованием муниципального имущества;
– государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
– оценки экономического потенциала муниципального образования;
– иной связанной с владением, пользованием и распоряжением имуществом деятельности.
Собственником реестра является Атюрьевский муниципальный район. Реестр состоит из двух частей: реестр имущества, входящего в состав муниципальной казны Атюрьевского муниципального района и реестр муниципального имущества Атюрьевского муниципального района, закрепленного на вещных правах [2].
Количество объектов муниципального имущества, учтенных в реестре Атюрьевского муниципального района, рассмотрено в таблице 1.
Таблица 1 – Количество объектов муниципального имущества, учтенных в реестре
Показатели |
Учтено в реестре по состоянию: |
Балансовая стоимость имущества (в млн. руб) |
||||
на 01.01.2011 |
на 01.01.2012 |
на 01.10.2012 |
на 01.01.2011 |
на 01.01.2012 |
на 01.10.2012 |
|
Количество объектов, учтенных в реестре, всего |
174 |
186 |
194 |
366,3 |
369,1 |
366,3 |
в том числе: |
||||||
муниципальные предприятия |
14 |
14 |
14 |
21,4 |
21,4 |
21,4 |
муниципальные учреждения |
66 |
66 |
66 |
323,7 |
313,5 |
313,5 |
казна |
9 |
10 |
10 |
31,4 |
31,4 |
31,4 |
недвижимое имущество (без земельных участков) |
87 |
93 |
97 |
362,1 |
357,1 |
352,3 |
движимое имущество |
136 |
130 |
142 |
25,3 |
29,3 |
29,7 |
В данной таблице видно, что количество объектов, учтенных в реестре, возросло с 01.01.2011 г по 01.10.2012 г на 20 объектов.
Решения о включении и исключении из реестра, изъятии имущества, закреплении на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за муниципальными организациями оформляются Постановлениями Администрации Атюрьевского муниципального района.
Проведем анализ по использованию муниципального имущества в Атюрьевском муниципальном районе за период 2007– 2011 гг.
Данные исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Использование муниципального имущества в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия за период 2007 – 2011 гг.
Наименование показателя |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Количество договоров аренды, шт. |
17 |
24 |
42 |
48 |
39 |
аренды земли |
9 |
13 |
18 |
24 |
24 |
аренды имущества |
8 |
11 |
24 |
24 |
15 |
Поступления от аренды имущества, тыс. руб. |
534 |
672 |
831 |
1579 |
2134 |
аренды земли |
301 |
341 |
341 |
764 |
789 |
аренды имущества |
233 |
331 |
490 |
814 |
1345 |
Поступления от продажи муниципального имущества, тыс. руб. |
550 |
– |
220 |
– |
5700 |
от продажи земли |
– |
– |
220 |
– |
– |
от продажи имущества |
550 |
– |
– |
– |
5700 |
Рисунок 1 – Динамика поступлений от аренды имущества, тыс. руб.
Данные таблицы 2 и рисунка 1 показывают положительную динамику в использовании муниципального имущества. Так как количество договоров аренды с 2007 г. по 2011 г. увеличилось, следовательно, увеличились поступления в местный бюджет от аренды имущества. Так поступления от аренды имущества возрастают с 2007 г. по 2011 г. на 1600,0 тыс. рублей. Поступления в бюджет от продажи земли в период с 2007 г. по 2011 г. были только в 2009 г. и составили 220 тыс. руб. Продажа имущества не проводилась с 2008 г. по 2010 г.
Передача имущества в аренду является одним из источников пополнения муниципального бюджета, действенным инструментом развития Атюрьевского муниципального района и создания благоприятных условий для предпринимательства. Основными арендаторами муниципального недвижимого имущества являются представители малого бизнеса, у которых нет собственных площадей.
Доходы от использования муниципальной собственности, поступая в местный бюджет, обеспечивают покрытие доли расходов бюджета на социальную политику, здравоохранение и образование, они являются источником формирования целевых бюджетных фондов развития территории, обеспечивают приток частных инвестиций в муниципальный сектор и, следовательно, определяют не только экономический, но и социальный результат функционирования муниципальной собственности.
Анализ бюджета Атюрьевского муниципального района свидетельствует о наличии общих тенденций в формировании доходной части местного бюджета [1].
Таблица 3 – Динамика доходов от использования объектов муниципальной собственности в структуре доходной части бюджета Атюрьевского муниципального района в 2007 – 2011 гг. (тыс. ыс.руб.)пользования объектов муниципальной собственности на примере Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия.руб.)
Наименование показателя |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Доходы – всего, тыс.руб. |
8667,5 |
9670,7 |
11297,2 |
12350,2 |
17901,1 |
Налоговые доходы |
6797,8 |
8410,9 |
9419,0 |
10403,2 |
11370,9 |
Неналоговые доходы |
1869,7 |
1260,8 |
1878,2 |
1947,0 |
6530,2 |
Доходы от аренды земли |
440,8 |
523,6 |
463,7 |
265,6 |
594,0 |
Доходы от аренды имущества |
316,1 |
435,1 |
692,3 |
922,8 |
897,1 |
Доходы от продажи земли |
– |
286,9 |
68,0 |
56,7 |
56,1 |
Доходы от продажи имущества |
10,0 |
21,5 |
16,3 |
– |
3513,7 |
Рисунок 2 – Динамика доходов бюджета Атюрьевского муниципального района за 2007 – 2011 гг. (тыс. руб.)
Анализ доходной части бюджета Атюрьевского муниципального района показан на рисунке 2, на котором видно, что налоговые доходы в период с 2007 г. по 2011 г. увеличиваются. Неналоговые доходы по сравнению с 2007 г. уменьшились в 2008 г. на 608,9 тыс. руб., а в последующие годы, т.е. с 2009 г. по 2011 г. идет их увеличение. Доходы от аренды земли после 2008 г. уменьшаются. Это связано с тем, что не было полного осуществления контроля, учета и оформления муниципальной собственности. Доходы от аренды имущества до 2010 г. увеличиваются, а в 2011 г. идет небольшое снижение. Также по данным таблицы 3 и рисунка 2 можно увидеть снижение доходов от продажи земли, а доходы от продажи имущества с 10,0 тыс. руб. в 2007 г. увеличились до 3513,7 тыс. руб. в 2011 г. Таким образом, доходы от использования муниципальной собственности служат экономической базой деятельности органов местного самоуправления.
Следует отметить, что оценка эффективности управления представляет собой одну из важнейших задач системы управления муниципальной собственностью: измерение эффективности позволяет проанализировать результативность применяемых методов управления, выявить их недостатки и определить направления повышения эффективности управления [4].
Приоритетным направлением в деятельности отдела по труду и управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям на территории Атюрьевского муниципального района является деятельность, направленная на пополнение и увеличение бюджета. Также отделом осуществляется контроль за полнотой поступлений арендных платежей в бюджет, регистрация права собственности на земельные участки под объектами недвижимости муниципальной собственности, внедрение новых технологий, направленных на улучшение качества предлагаемых услуг, включая электронные услуги.
В проведенном анализе использования объектов муниципальной собственности Атюрьевского муниципального района, на сегодняшний день выявлена проблема неэффективного использования объектов муниципальной собственности. Для решения данной проблемы на сегодняшний день актуальной остается задача повышения эффективности использования муниципального имущества за счет:
- оптимизации количества муниципальных предприятий за счет ликвидации или реорганизации нерентабельных муниципальных предприятий;
- обеспечения полной инвентаризации объектов муниципальной собственности, их учета, проведения технической инвентаризации и государственной регистрации прав на объекты муниципальной собственности;
- ведения муниципального учета объектов недвижимости и муниципального земельного кадастра;
- проведения конкурсов по продаже муниципального имущества и сдаче в аренду нежилых помещений;
- обеспечения контроля за использованием и сохранностью объектов муниципальной собственности;
- создания благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства по использованию и развитию объектов муниципальной собственности.
Список литературы
1Годовые отчеты об исполнении бюджета Атюрьевского муниципального района за 2007 – 2011 гг.
2 Положение об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества Атюрьевского муниципального района
3 Устав Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://aturevo.e-mordovia.ru/content/view/605
4 Филатова Н. Г. Эффективное управление собственностью в стратегии социально-экономического развития региона / Н.Г. Филатова // Стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференцию. – Пенза: РИО ПГСХА, 2008. – С.132-135.