ПРОБЛЕМА СЕКТАНТСТВА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМА СЕКТАНТСТВА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Оглавление

Введение. 1

1. Теоретические аспекты сектантских направлений. 5

1.1. Понятие секта 5

1.2. Классификация сектантских направлений 8

1.3. Известные секты города Астрахани 11

1. Баптисты 11

2. «Свидетели Иеговы» - «Издательское общество сторожевой башни Сиона» - Общество «Сторожевая Башня» 11

3. Международное Общество Сознания Кришны 12

4. Церковь Сайентологии – Центр Дианетика 12

2. Влияние тоталитарных сект на современное общество. 13

2.1. Последствия посещения сектантских собраний 13

2.2. Борцы против сект. 15

2.3. Сектантский бизнес 16

3. Анализ проблемы сектантства в Астраханской области и пути ее решения 18

3.1. Люди, наиболее подверженные попаданию в секту 18

3.2. Пути противодействия вербовщикам различных сект 24

Заключение. 27

Список литературы: 29

Введение

Актуальность темы.После многих десятилетий атеизма и бездуховности сегодня возродился большой интерес к проблемам духовной жизни. Для многих людей духовность становится модой, её выставляют на показ. Однако вера, духовность, религия - все это предметы слишком специфические, чтобы говорить о них без знания их законов. Сегодня часто рассуждают так: бездуховность и атеизм - это плохо, следовательно, любая вера и, какая угодно, духовность - это хорошо. Важно верить во что-то светлое и возвышенное, а различия между религиями принципиального значения не имеют. Но эти рассуждения далеки от той глубины, которая была характерна для людей, действительно верующих и серьезно мыслящих. Религия сегодня рассматривается и как эффективное орудие в деле преобразования мира.

Целью данной работы является изучение тоталитарных сект, их доктрин и влияния, которое они оказывают на людей. В итоге данной работы будет создана брошюра, состоящая из теста, определяющего сложность воздействия на того или иного человека, а также рекомендаций на тему «Как противостоять вербовке вы секту», включающая в себя ряд тезисов и пояснений, которые помогут людям противостоять вербовщикам.

Задачи:

1. Рассмотреть понятиеи классификацию сект;

2. Выделить тоталитарные секты города Астрахани и их влияние;

3. Определить способы защиты от тоталитарных сект.

Практическая значимость темы заключается в том, что сделанные в ходе исследования выводы, предложения, рекомендации могут быть использованы для реализации эффективной системы профилактики криминальной деятельности сект в обществе. С помощью тестирования выявить у разных групп людей предрасположенность к влиянию секты.

К методам используемых в работе относятся основные(базовые) положения философии, социологии, религиоведения, психологии(в частности социальной), общефилософские принципы диалектического и системно-структурного подходов к исследованию социальных явлений. В ходе исследования широко применялись общенаучные и частные методы исследования (анализ, анкетирование, обобщение, опрос, наблюдение).

Научная база: среди западных исследователей учёные, пытающиеся разобраться в причинах возникновения сектантства, активно использующие понятие «секта». Особо следует отметить работы - Т. Гандоу, Р. Лифтона, У. Мартина, Дж. Макдауэлла, Д. Стюарта.

Среди российских учёных и религиозных деятелей, изучающих феномен религиозного сектантства, следует отметить работы таких исследователей, как: А. Васильев, Е.Н. Волков, Н.В. Дмитриева, Ц.П. Короленко, И. Куликов, А.В. Кураев, Л.Н. Митрохин, А.В. Саввин, О. Стеняев, М.П. Стурова, Д.А. Таевский, Н.А. Трофимчук, А.И. Хвыля-Олинтер, Н.В. Кривельская, А.А. Скородумов.

Предметом исследования является религиозная ситуация в Астраханской области.

Объектом являются тоталитарные секты, появившиеся и действующие на территории Астраханской области, их программные документы и лозунги.

Работа состоит из трех глав. В первой главе мы планируем рассмотреть теоретические аспекты сектантских направлений. Для этого мы рассмотрим основы понятия «секта», классификацию тоталитарных сект, а также секты, действующие на территории Астраханской области.

Во второй главе мы отобразим влияние тоталитарных сект на современное общество. Оно выражается в последствиях посещения сектантских собраний, а также сектантский бизнес. Еще одной частью второй главы является описание борцов против сект на нынешнем этапе их существования.

Основой третьей главы является проведенное исследование среди студентов Волго-Каспийского Морского Рыбопромышленного Колледжа города Астрахань на предмет предрасположенности к попаданию в секту. Также в этой главе мы опишем результаты исследования и выводы.

1. Теоретические аспекты сектантских направлений

1.1. Понятие секта

Большинство словарей и справочников[1] определяют секты как сравнительно небольшие и замкнутые религиозные группы, отделившиеся от основной, культурообразующей религиозной общины (или основных общин), страны или региона и противостоящие им. Слово "секта"[2] имеет две возможные этимологии. Оно произошло либо от sectare - отсекать, разделять, либо от sequi - следовать за кем-либо, повиноваться, быть в услужении.

В переводах Священного Писания на церковно-славянский и русский языки, употребляется только слово "ересь" (греч. haeresis - захват; выбор; учение, направление, школа). Вплоть до Нового времени эти два слова (секта и ересь) употреблялись на латинском Западе как синонимы. После Реформации установилось разграничение значений терминов: слово "секта" стало употребляться в вышеуказанном смысле, "ересью" стало обозначаться неортодоксальное учение, содержащееся сектой или деноминацией. Такое различение названных понятий было воспринято отечественной богословской наукой в синодальный период истории Русской Православной Церкви. В греческом же богословии до сего дня в обоих значениях употребляется только слово haeresis (ересь).

Для обозначения подобных групп, во Франции, например, продолжают использовать термин "секта", имея в виду, прежде всего тот оттенок значения этого слова, который придает ему вторая возможная этимология. В немецкоязычных странах за словом "секта" сохранилось прежнее значение, а для наименования авторитарной синкретической группы был заимствованный введенный в США новый термин - "cult". Словарное значение русского слова "культ" (от лат. cultus - почитание): поклонение кому-либо или чему-либо; совокупность ритуальных действий по отношению к объекту поклонения. Вот такое определение слова «культ» дают юристы: это группа, созданная по замыслу, под руководством и при использовании влияния лидера, который посредством обещаний, угроз, уловок, злоупотреблений авторитетом, применения психологического давления превращает своих последователей в слабых, беззащитных, безвольных и зависимых существ. В результате последователи утрачивают критическое отношение к методам и принципам деятельности культов.

Консервативные американские протестанты называют "cults" любые организованные религиозные группы, исповедующие небиблейские учения. С другой стороны, этот же термин употребляется английскими авторами в значении "тоталитарная секта". Отсюда, многие отечественные исследователи проблематики автоматически начинают использовать в русском языке слово "культ", делая типичную ошибку начинающего переводчика.

Итак, в широком смысле этого слова, секта - это организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им.[3] Из самого наименования следует, что под этим термином понимается группа, которая полностью контролирует своих членов и в той или иной степени нарушает их права.

Так же понятия «секта» и «тоталитарная секта» нужно уметь разделять.Сектами можно назвать большинство новых религиозных движений как выходцев из каких-либо традиционных религий, и это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее влияние на традиции народов, сами постепенно превращаясь в мощные религиозные позитивные движения, отличаясь от истинной религии только какими-то догматами[4]. Но среди всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых идет вразрез со светскими законами или доктрины которых прямо призывают к насилию над людьми из внекультового социума. Криминальный характер таких организаций хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде различных громких инцидентов. Хотелось бы привести пример как канадская просветительская организация "Инфо-Калт"(Info-Cult) дает следующие определение секты:

"Cult (тоталитарная секта) - это группа, которая эксплуатирует своих членов и манипулирует ими. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов.


1.2. Классификация сектантских направлений

Во второй половине XX века возникают новые религиозные группы, отличающиеся от прежних сект следующими чертами:

1. Степень синкретизма[5] их доктрин столь высока, что сложно выделить в них главную, базовую составляющую, которая указала бы на религиозную исходную традицию (оккультную или сектантскую). Примером могут служить "Церковь объединения" и "Церковь сайентологии".

2. Многие такие группы представляют собой секты (религиозныеобщины), импортированные в чужую для них культурную область или воссозданные в ней.

3. В большинстве из них крайне возросла роль основателя, руководства и внутригруппового контроля (тоталитарность).

Как отличить тоталитарную секту от религиозной было представлено в главе «Понятие: секта». Далее указаны критерии, по которым явно можно определить тоталитарную секту.

Критериями принадлежности группы к тоталитарным сектам могут служить:

1. Гуруизм (абсолютная власть обожествленных лидеров и их приближенных);

2. Построение по принципу пирамиды и особая жесткая дисциплина и организация, напоминающая организацию партий кадрового типа и некоторых международных корпораций;

3. Обман или сокрытия части важной информации об организации при вербовке новых членов;

4. Наличие секретных вероучений, ритуалов и тайных уровней посвящения;

5. Эксплуатация членов;

6. Нравственный релятивизм[6] - нравственным считается то, что полезно секте ("цель оправдывает средства");

7. Использование особых психологических методик по реформированию мышления и контролированию сознания своих членов.

К таким методикам, в частности, относятся:

1. внушение абсолютно негативной оценки прошлой жизни адепта;

2. обрыв информационных связей завербованного в секту с внешним миром;

3. интенсивная и постоянная индоктринация (обязательное штудирование печатных пособий секты или, когда это невозможно, просмотр и непрерывное прослушивание проповедей в записи; разрыв родственных и дружественных связей);

4. формирование черно-белой ("друзья-враги") парадигмы мышления;

5. групповое давление;

6. использование психологических методов эмоционального контроля;

7. внушение недоверия к рациональному мышлению;

8. использование приемов "остановки мышления", например, посредством повторения мантр;

9. использование гипноза, самогипноза и психотехник, ведущих к состоянию транса, например, интенсивных медитаций;

10. контроль языка через введение нового словаря и/или изменение значения общеупотребительных слов;

11. введение ограничений в питании и сне;

12. контроль межполового общения от полного его запрета или назначения супруга до предписания извращений и проституции;

13. внушение чувства вины перед организацией и фобии выхода из секты.

Результатом действия таких методик становится подавление личности члена тоталитарной секты и замещение ее манипулируемой личностью. При полной ориентации на лидера подчиненные члены секты подражают ему во всем. Если же глава секты имеет криминальные или извращенные наклонности, страдает психическими расстройствами, то срабатывает механизм психологической индукции, своеобразного заражения сектантов пороками и психическими патологиями основателя.

В сектах не подозревающие люди превращаются как бы в детей, полностью зависимых психологически, а часто и материально от своих новых "родителей" - сектантских наставников. И этих "детей" используют в качестве "добровольных" рабов. В сектах люди теряют здоровье, собственность, деньги, и, главное, способность самостоятельно жить в обществе. Если человек все же покинет секту или его выкинут на улицу, когда его работоспособность сильно понизится, то перед ним встанет проблема психологической и социальной реабилитации. Необходимо также учитывать негативное отношение сект к медицине, науке, культуре; их антиисторизм, презрение к родине.

1.3.Известные секты города Астрахани

1. Баптисты

Секта, вышедшая из среды английских пуритан. Первая баптистская община была создана в 1633 году. Первое влияние секты было незначительным. Только в конце XVIII века, после создания «Проповеднического союза», который объявил своей целью не распространение баптизма, как нового учения, а якобы только проповедь среди американских негров христианства, свободного от догматов, обрядов и общеобязательных символических знаков, движение баптистов встретило сочувствие и материальную поддержку многих богатых американцев. Эта секта распадается на множество толков. Ее деление началось с XVIIвека, когда баптисты делились на «частных», принявших учение Кальвина о безусловном предопределении, и «общих» или «баптистов свободной воли», признающих всеобщность спасающей благодати Божией. Существуют также организации баптистов, которые тяготеют к иудаизму: «Баптисты 7-го дня», празднующие субботу вместо воскресенья; «Христианские баптисты», отвергающие догмат о Святой Троице, учение об Аде и дьяволе и христианские праздники. Еще существуют: «Баптисты – тункеры», «Баптисты шести принципов», «Евангелийские христиане», «Штундисты», «Евангелисты».

2.«Свидетели Иеговы» - «Издательское общество сторожевой башни Сиона» - Общество «Сторожевая Башня»

Опасная тоталитарная секта антихристианской направленности, учение которой содержит наставления и имеет практику, способные нанести ущерб личности и здоровью адепта, его семье, а также традиционной национальной духовности и государственным интересам. Основатель – Чарльз Тейз Рассел. Богословие свидетелей Иеговы крайне примитивно, противоречиво и ориентировано на людей. Не знающих Священного писания, основ истории философии и физики. Базой богословия являются личные взгляды основателей секты, ошибки и заблуждения которых по мере разоблачения компенсируются подтасовками изолированных из всего текста цитат из Библии и ложным их толковании. Верят в бога Иегова. Секта имеет жесткую и развитую многоуровневую, иерархическую управленческую и финансовую структуру. Отвергает патриотизм и необходимость оборонять свою страну. Сейчас сконцентрировали свои силы в Сибири. В Куйбышеве добились, чтобы им выделили землю под строительство «Зала царств».

3.Международное Общество Сознания Кришны

Тоталитарный культ восточного направления, характеризующийся насаждением среди адептов антипатриотических и антинациональных воззрений, пренебрежительного отношения к не членам культа. Частью тайной доктрины культа является программа построения единого государства на основе идеологических воззрений МОСК. Американизированная версия индуизма. Доктрина кришнаитов вышла из учения вишнуизма[7]. В индуизме бог не личностен и непознаваем. Кришнаиты персонализировали бога и в итоге ему поклоняются, общаясь с ним как с личностью.

4. Церковь Сайентологии – Центр Дианетика

Чрезвычайно опасная тоталитарная криминальная организация, отличающаяся крайне бесчеловечными и агрессивными формами воздействия на психику адептов. Основатель – РонХаббард.Цель: создание по сайетологической модели нового человека и нового устройства мира, управляемого исключительно по принципам сайентологи.

2. Влияние тоталитарных сект на современное общество

2.1. Последствия посещения сектантских собраний

Результатом действий тоталитарных сект является непоправимый вред, который они наносят людям и почти всегда этот вред непоправим.

Влияние тоталитарных сект на психическое здоровье:

1)Невротические, личностные расстройства и фобии. Пациенты, имеющие эту форму, поступили в секты здоровыми людьми и приобрели в них нервные расстройства, которые не достигают уровня психических заболеваний. Под воздействием псевдорелигиозных занятий у них появились отклонения в психическом состоянии и поведении: они рвали родственные и профессиональные связи; часто входили в конфликт с самыми близкими – родителями, братьями, сестрами и друзьями, если те не разделяли их взглядов; их интересы ограничивались только чтением и толкованием сектантской литературы; их мышление полностью копировало мышление их религиозных лидеров, и они превращались в слепых исполнителей данных им указаний. Даже с финансовой стороны они были абсолютно несвободны.

2)Признаки первых психических расстройств. Лица с этой формой также поступили в секты психически здоровыми, но там у них проявилась генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям. Как и у лиц с первой формой расстройств, поводом для вступления в секту стали тяжелейшие житейские ситуации с дистрессорным воздействием. Психопатологические синдромы варьировались в нескольких степенях. У некоторых возникали индуцированные психические расстройства, определяющиеся как паранойя с религиозным содержанием. Это расстройство представляется секторным повреждением личности с сохранением остальных психических процессов. Так же бывали случаи параноидальных, галлюциногенных и депрессивных синдромов.

3)Психические особенности или психические заболевания. Эти люди приходили в секту «за здоровьем», либо их вовлекали, обещая помощь в лечении заболевания. Некоторые проявления болезни этих людей сектанты объясняли как «дар Бога», «воздействие космических энергий» и так далее. У некоторых пациентов психические расстройства наступали не только в связи с участием в парарелигиозных служениях, но и под воздействием применения к ним наказаний. Очень часто становилось известно о частых случаях психического насилия к тем членам секты, которые решились выйти из этих религиозных обществ, а также к их близким.

Случается, что люди, не выдержавшие сеансов психической обработки в сектах, попадали в психиатрические лечебницы. Однако никто не берется установить причинно-следственную связь между влиянием секты и расстройством здоровья, а тем более смертью. В секты попадают, как правило, совершеннолетние люди, обладающие правом выбора - в кого или во что верить. Хотя, чаще всего они и становятся жертвами обмана и хитрых махинаций.

Тоталитарные секты несут в себе опасность на четырех уровнях:

· На уровне личности, потому что они лишают человека свободы, порабощают его и жестоко эксплуатируют. Разрушаются человеческие жизни, ломаются судьбы, наносится тяжелый, а зачастую, и непоправимый урон здоровью, как психическому, так и физическому.

· На уровне семьи, потому что каждая тоталитарная секта являет собой некую эрзац[8] - семью, претендующую на то, чтобы заменить подлинную, настоящую семью человека, вытесняет семейные привязанности и разрушает семейные узы. Развал семей является постоянным спутником тоталитарных сект

· На уровне общества, потому что, в отличие от традиционных конфессий[9], между которыми и обществом идет постоянный взаимообмен, тоталитарные секты ничего не производят и существуют исключительно паразитирующим образом, оттягивая от общества ресурсы, как людские, так и финансовые и всякие иные. Тоталитарные секты не могут ничего производить, и в конечном итоге они избавляются от тех людей, которые уже отдали им все, что имели. Ведь после этого о них надо заботиться, тоталитарные секты в этом не заинтересованы. Ведь гораздо легче завербовать другого человека и заставить его делать ту работу, которую выполнил его предшественник. Таким образом, человек с разрушенной судьбой, с разрушенным здоровьем оказывается на обочине жизни, предоставленный сам себе, с грузом накопившихся и весьма уже нелегких проблем.

· На уровне государства, потому что каждая из них фактически является в нем инородным телом, своего рода государством в государстве. Секта живет по собственным законам, часто противоречащим государственным, и по собственным морально – этическим принципам, противоречащим принципам традиционным. В конечном итоге, для тех, кто находится в секте, то, что хорошо для нее, то и есть высшая нравственность и высший закон.

2.2.Борцы против сект.

Ярым борцом с влиянием тоталитарных сект в Астрахани является Русская Православная Церковь. Они собирают информацию о деятельности сект, ежегодно издают справочник "Религии и секты в современной России", где содержатся сведения о нетрадиционных религиях и деструктивных сектах. Известно, что в специальных разведшколах тоталитарных сект обучают технологиям получения интересующей информации незаметно для того, кто эту информацию озвучивает. Болтун потом и не вспомнит, о чем конкретно шел разговор. Это очень простой способ, элементы которого в повседневности использует каждый. В мощное "оружие" эти элементы превращаются, когда их применяют в системе. Технологии, которыми пользуются апологеты[10] той или иной секты, похожи на разведывательные. Человек не успевает осознать, как оказывается в сетях тоталитарных структур, миссионеры которых заполонили улицы города.

Еще недавно тоталитарные секты воспринимались исключительно как социальный феномен, но в прошлом десятилетии они сделались одной из главных проблем международной безопасности. Сайентологи, кстати, знамениты так называемыми реабилитационными программами "Нарконон" и "Криминон", реклама которых не сходит со страниц СМИ.

Важная роль органов внутренних дел в регулировании духовно- религиозных отношений в России прослеживается на длительном историческом пути, так как издавна отмечались преступления на религиозной почве. И сейчас правоохранительные органы сталкиваются с увеличивающимся количеством правонарушений со стороны тоталитарных сект. В настоящее время в России действует множество разных старых и новых сект, в том числе тоталитарных и жестко руководимых из-за рубежа. Только крупных сект в нашей стране насчитывается более полусотни. Количество же мелких сект точно неизвестно, но весьма велико. К примеру, в Москве отмечено около 80 сект только корейского происхождения. Наблюдается криминализация сект.

2.3.Сектантский бизнес

По мнению специалистов, сейчас Россия переживает вторую волну популярности тоталитарных сект. Первая волна прошла в середине 1990-х. За эти годы секты успели пустить корни в стране, наладить работу по привлечению новых адептов и отрегулировать механизм получения финансовой прибыли. Короче, вышли на самоокупаемость, как и положено нормальному бизнес-проекту.

Основную опасность психологи, религиоведы и социологи видят в двух направлениях развития сект. Первое - это проникновение агитаторов в педагогические коллективы школ, колледжей, институтов и в учреждения специальной социальной помощи. Особенно это касается реабилитационных центров для наркоманов. Второе - подготовка кадров для террористических организаций. Этим, конечно, занимаются не все секты, но вообще опасность исходит от любого "пророка", способного продать террористам готового "кадра". Такой камикадзе за светлую идею готов убить и себя, и товарища по вере, и тем более врага всеобщего счастья.

- Несмотря на то, что в России пошел уже второй этап развития сект, мотивация их лидеров остается прежней: финансовая прибыль и власть над людьми, - сказал "Известиям" Александр Дворкин, президент Центра религиоведческих исследований во имя Иринея, епископа Лионского, - Секты ничего не производят, среди адептов нет знаменитых художников или ученых. Значит, они зарабатывают по-другому. Им необходимо привлекать новых и новых людей, чтобы вместе с ними привлекать и денежные средства. Любую секту можно уподобить кругу огня, который, чтобы распространяться, должен становиться все шире и шире. Причем лидер является рабом своего положения - он не может безболезненно выйти из центра этого круга.

Интересно, что инструментом воздействия на человека в секте могут быть не только религиозные беседы и внушения. По словам Александра Дворкина, религиозной составляющей может вообще не быть. Часто с жертвой работают психологи, а не священнослужители. Типичный пример - "психосекты".

3. Анализ проблемы сектантства в Астраханской области и пути ее решения

3.1. Люди, наиболее подверженные попаданию в секту

В итоге данной работы мы планируем создать список рекомендаций на тему «Как противостоять вербовке вы секту», включающий в себя ряд тезисов и пояснений, которые помогут людям противостоять вербовщикам. Для этого нам необходимо проанализировать, насколько просто сектантам повлиять на определенную группу людей. Так как мы являемся студентами Волго-Каспийского Морского Рыбопромышленного Колледжа, то целевой аудиторией нашего исследования являются студенты 1-4 курса. Мы провели исследование среди 50 человек в возрасте от 16 до 19 лет. Для исследования был составлен тест из 20 вопросов. Тест:

1.Вы часто нуждаетесь в ободрении или утешении друзей.

2.Вам трудно отказывать.

3.Вы часто прислушиваетесь к рекламе.

4.Вы легко меняете свое мнение.

5.У вас часто бывают неожиданные подъемы и спады настроения.

6.Вы чувствуете дискомфорт (смущение), оставаясь или беседуя с малознакомым человеком тет-а-тет.

7.Вы не любите смотреть собеседнику в глаза.

8.Вы нуждаетесь в руководстве или наличии рядом авторитетного лица.

9.Вам не совсем нравится ваше место в обществе.

10.Вы считаете, что есть определенный процент людей, которых совершенно нельзя загипнотизировать.

11.Вы быстро меняете свою точку зрения, если она не касается очень важного для вас вопроса.

12.Вы боитесь цыган.

13.Вы сами делаете значимые для вас покупки.

14.При массовом просмотре или обсуждении фильма ваше мнение в конечном итоге всегда совпадает с общепринятым.

15.Вы считаете, что город — довольно опасное место, и лучше лишний раз по нему не гулять.

16.Вас просто привлечь к посещению какого-либо мероприятия

17.Вы верующий

18.Вы когда-либо подвергались гипнозу

19.Вы стремитесь выделиться среди «серой массы»

20.Вы несведущи в области религий

Отвечать на вопросы необходимо «да» или «нет». Для оценки применялись следующие критерии:

· До 9 ответов – слабая подверженность

· 9 и более ответов – сильная подверженность

Исследование показало, что 34% студентов подвержены влиянию сектантов и могут быть завербованы в секту.Для более подробного исследования проблемы мы дифференциацию по половому признаку. В итоге мы определили, что девушки имеют больше шансов быть завербованными в секту.

Также для разработки рекомендаций мы исследовали всю массу сект Астраханской области и города Астрахань для определения распространенности тех или иных течений.

В итоге мы определили, что большую часть сект Астрахани составляют неопротестантские секты и секты восточного направления.

Вне муниципального образования секты распространены слабо. По найденным нами сведениям в г. Ахтубинск функционирует 4 секты, в п. Красный Яр – 1, в с. Солодники – 1.

Прежде всего, особенно важно отметить, что сектанты имеют хорошую способность оценивать намеченные жертвы, чтобы сделать их новыми членами секты. Их усилия бывают направлены на людей, которые находятся в непривычной, неприятной ситуации: психологической, социально-бытовой, личной.

В основном, попадают под влияние сект люди, которые:

• устроились на новую работу;

• стали пенсионерами;

• потеряли близкого человека (смерть, развод);

• лишились работы;

• отдыхают, путешествуют;

• только что стали студентами;

• находятся в переходном возрасте;

• оказались в незнакомом городе, районе или в чужой стране как эмигранты (беженцы)

Кроме этих категорий людей для тоталитарных сект интерес представляют люди, долгое время находящиеся в стрессовом состоянии. Например:

• не имеющие работу продолжительное время;

• состоящие в неудачном браке;

• имеющие непреодолимые проблемы на работе;

• неоднократно пережившие неудачи в социальном, профессиональном или личном плане;

• дети, которых давно не понимают родители, либо дети из «трудных» семей;

• люди, не имеющие друзей и приятелей;

• «изгои» общества, ощущающие враждебность страны, общества, сослуживцев, соседей и так далее.

 

На данной диаграмме показано, какие группы населения более подвержены попаданию в секту. Более всего уязвимы молодежь и взрослое население. Это связано с большой ответственностью в этом возрасте, а также с большим количеством стрессов. По понятным причинам менее всего подвержены влиянию сектантов дети в возрасте от 1 до 7 лет, потому что это еще не сформировавшиеся личности, которые не представляют интересе для тоталитарных сект.

3.2. Пути противодействия вербовщикам различных сект

В ходе исследования мы определили методы выявления большинства сект.

Секта всегда занята неким религиозным маркетингом, то есть распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не только к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, но и к страстям и к подсознанию. В секту легко попасть, но трудно выйти из нее, так как, во-первых, всегда имеется компрометирующий человека материал, собираемый при поступлении в секту на особых процедурах «исповеди» или анкетирования. Во-вторых, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих отцов, признать, порой письменно, всю свою предшествующую жизнь ошибкой. В-третьих, желающий покинуть секту подвергается давлению и преследованию бывших своих «собратьев», угрозам и шантажу. Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев, духовных и культурных знаний. Такие люди, ищущие, но не нашедшие твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам. В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты. Специалисты часто сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.

Итак, если к вам подошел кто-либо, приглашающий вас прийти на лекцию или семинар, обещающий вам интересную работу в иностранной фирме с высокими заработками или предлагающий ввести в вашей школе (институте, на предприятии) новый учебный курс, посоветуем вам задать этому человеку десять конкретных вопросов, которые помогут отсеять по крайней мере 90% всех сектантов-вербовщиков.

Лучше всего, если вы зададите предлагаемые вопросы спокойным, не агрессивным тоном, но тем не менее ясно дадите понять, что не удовлетворитесь уклончивыми отповедями, а ждете прямых и искренних ответов. Вам нужно знать, что все тоталитарные секты в той или иной степени используют при вербовке обман. Однако далеко не все сектанты осознают, что, пытаясь обрести нового члена для своей организации, они вводят его в заблуждение. Поэтому, задав эти вопросы, вы сможете обнаружить, что либо вербовщик скрывает от вас часть правды, либо он и сам не обладает всей полнотой информации.

Скорее всего, сектанты попытаются отделаться от вас уклончивыми ответами, общими местами и попытками переменить тему разговора. Поэтому если вы услышите что-то вроде: "Мы просто стремимся помочь людям освободиться от их проблем", или: "Мы просто приглашаем вас на интересный семинар, где будут обсуждаться вопросы, волнующие все человечество", или: "Мы просто собираемся для обсуждения слова Божия", или даже: "Мы просто хотим угостить вас бесплатным вегетарианским ужином", у вас есть полное основание насторожиться. Предлагаемые вместо ответов уклончивые замечания типа: "Я понимаю ваше скептическое отношение к нам: я и сам был таким, прежде чем я наконец не пришел к истинному пониманию", или "Неужели вас действительно это интересует?" также должны прозвучать для вас предупреждением.

Другой метод, который часто используют сектанты - это перемена темы разговора. Например, если вы спросите, подвергался ли основатель секты уголовным преследованиям, вы можете вместо ответа услышать длинный монолог о том, что все великие религиозные деятели мира подвергались гонениям и преследованиям. Вам могут привести пример Сократа, осужденного за совращение юношества, или рассказать о том, что Иисуса осуждали за дружбу с блудницами и всяким сбродом, и так далее. В такой ситуации вам следует вежливо, но твердо прервать вашего собеседника и сообщить ему, что в данный момент вы не намерены затевать дискуссию о Иисусе или Сократе - вы хотите получить прямой ответ о лидере его группы. Если вербовщик уклоняется от прямого, ясного и конкретного ответа, можно быть уверенным - он хочет что-то от вас скрыть. И помните, что у вас всегда в запасе есть аргумент, на который ни одному вербовщику нечего возразить; вы всегда можете уйти от него или, наоборот, попросить его немедленно покинуть вашу квартиру или кабинет.

Еще одно правило вы должны сделать для себя абсолютным: никогда не давайте вашего адреса или телефонного номера тому, кого вы подозреваете в членстве в секте. Если у вас есть сомнения, но вы все же хотели бы получить больше информации, прежде чем сделать окончательные выводы, попросите его дать вам адрес и телефон, чтобы дальнейшие контакты происходили по вашей инициативе. Помните, ситуация должна контролироваться вами! Не позволяйте никому оказывать на себя давление с тем, чтобы вы предоставили личную информацию о себе; берите пример со скромной девушки, которая никогда не даст своего адреса и телефона впервые встретившемуся ей парню, прежде чем не разузнает о нем побольше. Всегда лучше повременить, чем дать свой телефон, а затем не знать покоя ни днем, ни ночью от приторно-настойчивых непрошеных вторжений.

Если вам удастся задать предлагаемые вопросы нужным тоном, без агрессии или скрытой издевки, они могут заставить сектанта задуматься. А это уже очень много; задумавшись, человек может увидеть в ином свете свое членство в секте и сделать первые шаги для выхода из нее. Помните, что стоящий перед вами человек - прежде всего, жертва, и что он нуждается в сочувствии и снисхождении.

Заключение

Целью работы было исследование влияния сект на современное общество. На основе анализа теоретического материала и опроса студентов1-4курсов были сделаны следующие выводы:

• Традиционные религии в современном обществе соседствуют с новыми религиозными организациями, многие из которых носят деструктивный характер.

• Подобные деструктивные секты опасны и могут приносить ущерб, как отдельной личности, так и обществу в целом. Попавшим в такие секты людям может понадобиться квалифицированная помощь.

• Опрос студентов 1-4 курсов Волго-Каспийского Морского Рыбопромышленного Колледжа показал, что 34% опрошенных потенциально подвержены попаданию в секту.

1. Анализ собранного материала позволяет выделить основные особенности тоталитарных сект:

2. Все секты носят религиозный характер.

3. Все секты основываются на переработанных и переосмысленных догматах официальных религий.

4. Во главе любой секты стоит харизматичный лидер, приказы которого приравниваются к приказам, отдаваемым богом.

5. За неповиновение этим приказам людей ждет неминуемая гибель (самосожжение в «белом братстве»)

6. Подчинение (зомбирование) людей с целью собственного обогащения и извлечения материальной выгоды.

7. Подводя итоги работы можно сделать два не утешительных вывода:

8. Тоталитарные секты являются несомненным злом и “опиумом» для народа;

9. Эффективных и законных методов борьбы с сектами нет.

10. Можно предложить следующие методы борьбы с тоталитарными сектами:

11. Внести поправку к Конституции РФ о том, что исповедовать на территории страны можно только официальные религии ( христианство, ислам, буддизм, иудаизм).

12. Предпринимать жесткие меры наказания к лидерам сект ( вплоть до пожизненного заключения или смертной казни).

13. В обязательном порядке ввести в школах религиоведение с упором на основную религию региона.

14. В СМИ регулярно рассказывать о псевдорелигиозных объединениях и вреде, который они наносят обществу.

Мы собираемся продолжать дальнейшее изучение особенностей тоталитарных сект, и считаем, что для реализации конституционного права на свободу совести необходимо быть осведомленным о проблеме сект в современном обществе.

Список литературы:

1. Волков Е. Н. «Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных сектах», 2009 год

2. Информационно-консультационный центр при Соборе Святого Александра Невского. Краткий справочник «Религии и секты современной России». Новосибирск.,2003 год

3. Куликов И. «Новые организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера». Москва.,2009 год

4. Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Справочник «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера». Белгород.,2000 год

5. Материалы международной конференции. «Тоталитарные секты и демократическое государство». Новосибирск..,2005 год

6. Кирей Н.И. Сравнительная классификация народов мира. 2005 год.

7. Садохин А.П. Культурология теория и история культуры. 2005 год.

8. “Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера” Информационно-аналитический вестник. № 1 Изд-е 2-е, переработанное и дополненное., 2007.

9. Гордиенко Н.С. “Основы религиоведения”, МГУ, СПб., 1997.

10. Новое сектантство: Михаил Эпштейн — Москва, Бахрах-М, 2005 г.- 256 с.

11. Трудности освобождения: И. Б. Мощанский — Санкт-Петербург, Вече, 2009 г.- 256 с.

12. Виноградов, П. Ласковые сети живых Богов, Невское время. – 2003.

13. Полищук, Ю. Духовный наркотик, Основы безопасности жизни. – 2002

14. Прошина, Л. Осторожно секта!, Смена. – 2001.

15. Джеймс Джодж Бойл. Секты-убийцы, 2003

16. www.aferizm.ru

17. www.iriney.ru

18. http://www.arm.borovsk.ru/pr-hist.html

19. Ru.wikipedia.org


[1] Информационно – консультационный центр при соборе Св. Александра Невского Краткий справочник по религиям и сектам современной России. Новосибирск., 1997,с.7.

[2] лат. secta - образ жизни, учение, направление, школа, шайка

[3] Такое определение было дано Комиссией по расследованию деятельности сект во Франции, выводы которой обсуждала Национальная Ассамблея (Парламент) Франции в январе 1996 года. Согласно определению Парламентской комиссии, секты - это "группы, опознаваемые по их манипуляциям, направленным на психологическую дестабилизацию

[4] Пример: протестанство.

[5] Синкретизм – смешение, неорганичное слияние разнородных элементов. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». Новый иллюстрированный словарь. М., 2000г, с.659

[6] Релятивизм – в философии: методологическая позиция, сторонники которой, абсолютизируя относительность и условность всех наших знаний, считают невозможным объективное познание действительности. Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006.

[7] Вера в Вишну. Как Верховного Бога, однажды проявившего себя в образе Кришны.(Новый иллюстрированный энциклопедический словарь.«Большая российская энциклопедия, Москва,2000 год., с 139)

[8] Неполноценный заменитель чего-то, суррогат. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.2006г

[9] Вероисповеданий

[10] Восхваливатели

Просмотров работы: 2759