КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО КУЛЬТУРОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО КУЛЬТУРОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Головлёва В.В., Пирожков Г. П., Протасова О.Л.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятие «краеведческое образование» является терминоидом, ему дано определение, выписано содержание [7, с. 28-29]. Однако в педагогическом сообществе не устоялась научная конвенция: какое из выражений предпочтительнее: «краеведческое образование»; «культуролого-краеведческое образование»; «историко-краеведческое образование». Предлагаются и другие формулы. Заметим, что преподаватели не всегда точно определяют названия учебных курсов: часто определяют их одинаково без учёта тематической направленности, содержания основных тем – «Краеведение», а чаще наоборот – по-разному: «Историческое краеведение», «История родного края», «География … области» (тоже без учёта содержания дисциплин). Это приводит к смещению предметно-объектных взаимосвязей при преподавании курса и нарушению логики изучения тем. Таким образом, в сообществе краеведов, особенно в образовательной сфере в результате такого «творчества» (как, впрочем, и заметного «творческого» наследия), возникает непреодолимая дистанция между формой воплощения и образовательно-воспитательными ожиданиями, парадигмой восприятия краеведения.

Краеведческое образование реализуется не только в системе общего и профессионального образования, обучающая роль присуща и другим субъектам: государству в лице его органов, некоммерческим организациям, СМИ. Важное место в процессе обучения отводится семье: согласно Закону РФ «Об образовании» первыми педагогами детей являются родители [4, Ст. 18]. В законодательстве не воспроизводится понятие «краеведческое образование», однако надо учитывать, что наличие глубоких знаний о местности будущей государственной или муниципальной службы чиновника должно быть одним из требований, которому кандидат на административную должность обязан соответствовать.

Краеведение как наука, научная дисциплина и как отрасль гуманитарной практики несёт в себе значительный научно-прикладной и воспитательный потенциал: оно выполняет функцию культурологической адаптации людей. Нам представляется, что обучение краеведению должны проходить переселенцы в ту или иную местность из других государств (после распада СССР их много в каждом регионе РФ), приезжие из дальних местностей России, например, на работу, учёбу, чтобы уверенно чувствовать себя в культурно-бытовом пространстве принявшего их региона. Для этого им необходимо познакомиться с историей, культурой края – места нового проживания-пребывания, другими словами, пройти культурологическую адаптацию. Без этого невозможна их аккультурация, и они так и останутся чужаками, причем по своей собственной вине. Ведь в России, по В. И. Далю, так: «что край, то обычай, что народ, то вера, что купец, то и мера». Есть и выражение: «Что двор, то говор». Именно так, с помощью элементарных краеведческих познаний, можно приблизить переселенцев к культуре края, мягко «погрузить» их в новый быт, сблизить с местными жителями, помочь войти в их общность.

Актуальность исследования краеведческого образования обусловлена потребностью обоснования одноименного компонента в рамках ряда гуманитарных наук в условиях, когда происходит осмысление образования как сферы человеческой практики, формы духовной культуры, специально организуемого процесса, достигнутого результата, вида социализации, способа коммуникации, экзистенциальной потребности личности (стиля жизни).

В трудах об обучении краеведению присутствует весомый методологический компонент, но в стороне остается вопрос о месте краеведческого образования, которое как отдельный компонент науки до сих пор не выделялось. В философском ключе вполне возможно разделение краеведческой науки и краеведческого образования, потому что они являются самостоятельными формами духовной культуры. Это требует дальнейшей проработки.

Особого внимания обучение краеведению требует как эффективное средство культурологизации образования. Мы рассматриваем краеведение как одну из важных областей прикладной культурологии, в которой ведется разработка технологий и методов трансляции культурных норм и ценностей. Получается, что краеведение и культурологизация образования – это две области прикладной культурологии. Учитывая специфику краеведения как комплексной науки, направленной на изучение отдельной местности с её методом локального описания, эта взаимосвязь более эффективна в позиции «региональная культурология – краеведение – культурологизация образования».

Конструктивное изучение опыта обучения краеведению (в широкой постановке вопроса – родино-краеведению) позволяет заявить, что культуролого-краеведение как новая научная парадигма имеет достаточно разработанную теоретико-методологическую базу со своими методами исследования и взглядом на «край» как когнитивную способность человека, что позволяет говорить о культуролого-краеведческом образовании.

В педагогике традиционно рассматривается три концепции содержания образования: педагогически адаптированные основы наук (это наиболее востребованная позиция у преподавателей); совокупность знаний, умений и навыков; социально и личностно детерминированное представление о социальном опыте, подлежащем усвоению [3]. В этих смыслах культуролого-краеведческое образование полностью соответствует этим концепциям.

Понятно, что существует зависимость содержания понятия «культуролого-краеведческое образование» и от того, какой смысл вложен в «образование». Например, установление направлений повышения эффективности образования является центральным вопросом педагогической науки, поэтому в содержании культуролого-краеведческого образования обязательно отражаются педагогические вопросы, в частности, качество образования определяется универсалиями не только профессиональной, но и краеведческой подготовки педагога. Нами представлена особая роль краеведческого образования в повышении культурологической компетенции специалиста, предложены многообразные обучающие методики [5; 6], что получило положительную оценку в научно-педагогическом сообществе [см. 1; 2; 8].

Мы исходим из того, что в научно-образовательной сфере, прежде всего, в культуролого-краеведческом образовании и воспитательной работе, сегодня важным является создание новых технологий когнитивного анализа родиноведческих локальных практик, уточнение места и роли в них краеведческих исследований, связанных, например, с изучением исторического опыта, перспектив дальнейшего позиционирования краеведения в исследовательском поле региональной культурологии, что способствует духовному обогащению обучаемых. Все это важно рассматривать как создание новых нравственных реалий современной провинциальной науки, культуры и образования, а культуролого-краеведческое образование – как новое качество в развитии образования, заметной формой привлечения учащейся и студенческой молодежи к решению социально значимых проблем с опорой на знание специфики территории проживания, включение обучающихся в процесс формирования гражданского общества. В таком контексте культуролого-краеведение выступает своеобразной философией локального обустройства, которая с исчезновением жестких социально-политических установок советского периода приобретает в новой России особую значимость.

Для конкретизации культуролого-краеведческого образования как части национального образовательного пространства важное значение имеет законодательство об образовании. Право на образование – одно из конституционных прав. Образование рассматривается как процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней. Законом РФ «Об образовании» установлены следующие образовательные программы: общеобразовательные, профессиональные, профессиональной подготовки.

В общеобразовательном плане культуролого-краеведческие вопросы представлены для всех видов основных программ, поскольку эти программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. В этом ракурсе культуролого-краеведческое образование необходимо рассматривать как отдельный компонент науки, поскольку оно не просто представляет особый срез научно-образовательной реальности, а является во многом фактологической базой ряда наук и учебных дисциплин, формирует у обучаемых общие представления не только о местной, национально и мировой культуре, но и транслирует молодым поколениям человеческие ценности, нормы и правила, культурные образцы. В вопросе о месте этого компонента в системе науки могут быть выражены разные предпочтения. В авторском видении краеведческое образование отнесено к гуманитарному блоку науки, так как посредством образования происходит приобщение человека к культуре, его духовное становление как человека и гражданина.

Основная тематика исследований культуролого-краеведческого образования содержит такие вопросы, как: понятие, специфика применительно к разным образовательным программам и особенностям целевых аудиторий, направления (история, андрагогика, акмеология, методика, дидактика и пр.), виды деятельности (популяризация науки, краеведческая работа с историческими источниками и др.), особенности использования культуролого-краеведческого материала (в преподавании, в творчестве).

Особенностью настоящего этапа развития образования является насыщение образовательных программ учебных заведений информацией о разнообразных культурных аспектах. В литературе эта тенденция получила название «культурологизация». Цель культурологизации – обучение и воспитание личности, способной развивать современную национальную культуру. Поэтому необходимо, чтобы культурологизация не остановилась на своей первоначальной стадии: обращение к культурным аспектам как к контексту (фону) образования.

Таким образом, культуролого-краеведческое образование – разноплановое, сложное явление духовной культуры, не сводимое только к преподаванию или обучению в учебных заведениях, касающееся всех социальных групп. Являясь общеобразовательным по месту в структуре образования; по характеру познания – культуроведческим, философским, научным, художественным, обыденным; по классификации наук – социально-гуманитарным, оно должно рассматриваться как эффективное средство культурологизации российского образования в условиях всё возрастающего обращения его к проблемам культуры.

Литература

  1. Геннадий Петрович Пирожков [науч.-пед. характеристика, фото] // Российская академия естественных наук. Тамбовское региональное отделение. Персональный состав (1996-2011). – Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена; Гамбург: Изд-во МИНЦ «Нобелистика», 2011. – 288 с. – (К 15-летию Тамбовского регионального отделения РАЕН). – С. 72-74.

  2. Ерохин С. В. (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова). Культурологическая подготовка специалиста: нужна ли ему краеведческая компетенция? [Рец. на монографию Г. П. Пирожкова «Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста» (Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена; Гамбург: Изд-во МИНЦ «Нобелистика», 2011. – 300 с.)] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в Перечень ВАК). – Тамбов: Изд-во «Грамота», 2012. – № 5. – Ч. 2. – С. 56-59.

  3. Коржуев А. В., Попков В. А. Современная теория обучения: общенаучная интерпретация. – М., 2009. – 185 с.

  4. Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 №12-ФЗ // СЗ РФ. 1996. – № 3.

  5. Пирожков Г. П. Краеведческое образование – ценная составляющая культурологической подготовки специалиста: научный обзор // Научные труды Тамбовского регионального отделения Российской академии естественных наук / под ред. проф. В.М. Тютюнника. – Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена; Гамбург: Изд-во МИНЦ «Нобелистика», 2011. – С. 165-182. – (К 15-летию Тамбовского регионального отделения РАЕН).

  6. Пирожков Г. П. Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста: монография. – Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена; Гамбург: Изд-во МИНЦ «Нобелистика», 2011. – 300 с.

  7. Пирожков Г.П. Краеведение: терминолог. слов.: монография. – Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена: Изд-во МИНЦ «Нобелистика», 2006. – 80 с.

  8. Слезин А. А. Г. П. Пирожков. Методология краеведения: монография. – Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена: Нобелистика, 2005. – 194 с.; его же. Теория краеведения: монография. – СПб.: Изд-во «Нестор», 2005. – 280 с.; его же. Культурологические основы краеведческого образования: монография. – Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена: Изд-во МИНЦ «Нобелистика», 2006. – 224 с.; его же. Краеведение: учебник. – Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена: Изд-во МИНЦ «Нобелистика», 2006. – 272 с. // Вопросы истории. – М., 2007. – № 1. – С. 171-172.

Просмотров работы: 3808