КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В экономической литературе встречаются разные определения понятия «конкурентоспособность». В простейшем случае конкурентоспособность товаропроизводителя отождествляется с конкурентоспособностью производимой им продукции. В частности, в статье А. Воронова говорится, что «конкурентоспособность предприятия - это его способность выпускать и продавать конкурентоспособные товары». Аналогичный подход можно наблюдать в работе Фатхутдинова Р.А., где утверждается, что конкурентоспособность как состояние, характеризую­щееся степенью реального или потенциального удовлетворения предприятием (фирмой) конкретной потребности, по сравнению с аналогичными возможностями других фирм, представленных на данном рынке, позволяет оценивать и сопоставлять реальные и потенциальные возможности фирм в производстве и реализации товаров, конкурирующих на рынке.

По определению Европейского форума по проблемам управления (Женева): «Конкурентоспособность - это реальная и потенци­альная способность компаний, а также имеющиеся у них для этого воз­можности проектировать, изготовлять и сбывать в тех условиях, в которых им приходится действовать, товары, которые по ценовым и неценовым ха­рактеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов» [2].

Сформулированный в процитированных выше работах подход представляется достаточно спорным. Очевидно, что фирма не может быть конкурентоспособной, если ее продукция не имеет сбыта. Однако конкурентоспособность товара не является единственным фактором, опре­деляющим конкурентоспособность товаропроизводителя. Рыночные отношения не позволяют хозяйствующим субъектам длительное время занимать устойчивое поло­жение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности товара. Необходимым усло­вием успешной конкурентной борьбы является высокий уровень эффек­тивности производственно-экономической деятельности.

Как показывает опыт научных исследований таких известных ученых и практиков, как И. Ансофф, А. Леш, Б. Олин, М. Портер, Э. Хекшер, Г. Хотеллинг, Э Чемберлин. Ф. Эджоурт, М. Эрлих проектирование и функционирование эффективной системы обеспечения конкурентоспособности объекта требует оптимального сочетания различного рода предпосылок: экономических, технологических и правовых. Недооценка этого обстоятельства сдерживает процесс повышения конкурентоспособности и отрицательно сказывается на эффективности управления конкурентоспособностью. [4]

Необходимо отметить, что существует два источника повышения конкурентоспособности: операционная эффективность и стратегическое позиционирование.

Операционная эффективность означает выполнение схожих видов деятельности лучше, чем это делают конкуренты. Она включает оценку эффективности выполнения тех или иных видов деятельности, а также ряд других мероприятий, позволяющих предприятию интенсифицировать использование имеющихся факторов производства, например, за счет снижения брака продукции или более быстрой разработки новых продуктов.

Стратегическое позиционирование предприятия означает осуществление отличных от конкурентов видов деятельности или выполнение схожей деятельности, но другими путями. Сущность стратегического позиционирования можно сформулировать как осуществление видов деятельности, которые обеспечивают уникальную природу создаваемой потребительной стоимости. Стратегическое позиционирование заключается в создании уникальной и выгодной позиции, основанной на осуществлении сочетания видов деятельности, отличных от видов деятельности конкурентов.[1]

Как показывают результаты исследования, в условиях нестабильности многие организации, несмотря на известные, представленные выше источники, становятся неспособными к активному ведению конкурентной борьбы.

Основной причиной является отсутствие четко определенной методики оценки и прогнозирования конкурентоспособности, а также разработанного механизма выявления факторов повышения конкурентоспособности предприятий.

Конкурентоспособность предприятий железнодорожного транспорта играет ключевую роль в управлении процессом транспортного обеспечения грузовладельцев. Для выработки стратегии развития, адекватно реагирующей на изменяющиеся условия и обеспечивающей эффективное функционирование указанных предприятий, необходимо оценивать, анализировать и постоянно отслеживать уровень конкурентоспособности на рассматриваемом сегменте транспортного рынка.

По сведениям территориального органа федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю в 2011 году общий объем услуг транспорта по крупным и средним организациям составил 106119,1 млн. руб. (100,2% к уровню 2010 года в фактических ценах). Всеми видами транспорта общего пользования перевезено 68 891,9 тыс. тонн грузов (111,8% к уровню 2010 года). Рост объемов перевозок грузов в 2011 года сформирован за счет увеличения перевозок грузов автомобильным транспортом на 16,2% (объем перевозок составил до 47 357,7 тыс. тонн), железнодорожным на 6,4% (объем перевозок – 15 401,5 тыс. тонн), воздушным на 0,6%. В суммарном объеме перевозок грузов в 2011 году доля автомобильного транспорта составила 68,7% (66,1% в 2010 году), доля железнодорожного – 22,4% (против 23,5% в 2010 году), морского транспорта 8,9% (против 10,4% в 2010 году). На железнодорожном транспорте в 2011 году наблюдалось увеличение объемов погрузки цемента (+14,6% к уровню 2010 года), угля (+8,5%), зерновых грузов (в 1,3 раза). Рост грузооборота отмечен на железнодорожном (+5,7%) и автомобильном транспорте (+6,9%).[3]

Структура транспорта общего пользования Приморского края представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура транспорта общего пользования Приморского края

Как видно из представленного рисунка наибольшая доля грузооборота приходится на железнодорожный транспорт. Он занимает несомненное приоритетное положение на рынке транспортных услуг в данной области. При осуществлении перевозки пассажиров железнодорожный транспорт существенно уступает воздушному транспорту и незначительно – автомобильному, трамвайному и троллейбусному видам транспорта. Подобное формирование позиции на рынке транспортных услуг в сфере пассажироперевозок обусловлено рядом факторов, среди которых наиболее значимым является время нахождения пассажиров в пути.

С целью повышения конкурентоспособности руководство предприятий железнодорожного транспорта нацелено на разработку различного рода программ. В числе действенных мероприятий, отмеченных в указанных программах можно отметить: инновационное развитие предприятий, обеспечение непрерывного процесса образования для подготовки кадров и воспитание молодежи, создание передвижного выставочного комплекса, увеличением международных перевозок.

Основой для реализации программы инновационного развития предприятий железнодорожного транспорта является дальнейшее укрепление научно-технического сотрудничества с высшими учебными заведениями, Российской академией наук, научными организациями, государственными корпорациями, ведущими отечественными и мировыми производителями.

Принципиально новым направлением стало создание передвижного выставочно-лекционного комплекса ОАО «РЖД» (ПВЛК), предназначенного для демонстрации достижений инновационного развития компании как на сети железных дорог России, так и за рубежом. ПВЛК будет демонстрировать не только железнодорожные или непосредственно связанные с транспортом инновации, но и общепризнанные завоевания прогрессивного человечества. 4 августа 2011 г. он отправился в свой первый рейс. Его экспозиция будет представлена на 45 станциях по всей сети железных дорог России (кроме Калининградской ж.д.).

Особую значимость имеет данный проект для населения труднодоступных регионов страны. Работа коллектива выставочного комплекса позволит наглядно продемонстрировать примеры реализации инновационной политики компании, что, в первую очередь, будет способствовать информированию населения и профессиональной ориентации молодежи. Наибольший интерес вызывают представленные на ПВЛК тренажеры: тренажер «локомотив 2ЭС5К», тренажер-авиасимулятор, тренажер «ж.д. кран КЖДЭ 16», тренажер «Логистический центр РГУПС», обучающий комплекс МПЦ Ebilock-950, тренажер «Корпоративная автоматизированная система контроля знаний работников ОАО «РЖД» – безопасность движения поездов, тренажер «Автоматизированная система проверки знаний и готовности к практической работе дежурных по станции». В состав экспозиции поезда входят также натурные образцы, среди которых солнечная батарея, ряд установок с использованием светодиодов, продукция, изготовленная с применением нанотехнологий (корпорация РОСНАНО).

С целью повышения конкурентоспособности предприятий железнодорожного транспорта г. Владивостока запущена программа увеличения международных перевозок. В рамках этой программы ближайшее время планируется ввести в действие маршрут, которой будет проходить из Владивостока - Гродеково – Харбин и из Владивостока-Суйфэньхэ . Это программа позволит повысить уровень безопасности и культуры обслуживания туристов за счет вменения некоторых новшеств. Так, например, процедура прохождения таможенного и пограничного контроля будет осуществляться непосредственно в вагонах поезда.

В заключении можно отметить, что история железных дорог России - это история постоянного совершенствования изменения и преобразований. Не только совершенствования техники и технологических процессов, но и в значительной мере совершенствования организации управления и экономики с целью повышения конкурентоспособности предприятий железных дорог.

Литература

  1. Воронов Д.С. Оценка конкурентоспособности предприятия/ Д.С. Воронов.- http://www.kpilib.ru/article.php?page=207

2. Заярная И.А. Управление повышением конкурентоспособности предприятия. Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы Международной заочной научной конференции. СПб: Реноме, 2012. – 174 с.

3. Итоги социально-экономического развития Приморского края. http://www.primorsky.ru/adms/isp/departments/economrazv/social/1itogi/

4. Мазилкина Е.И. Основы управления конкурентоспособностью/ Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина– М. «Прогресс», 2008. – 160 с.

Просмотров работы: 6493