1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»
Здравствуйте,уважаемые авторы!
Как Вы считаете,принятие так называемого "Закона Димы Яковлева", запрещающего усыновлять детей-граждан России гражданами США, даст положительные или отрицательные результаты функционирования системы устройства детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи Республики Мордовия?
Здравствуйте, Кристина! Благодарю Вас за вопрос. Данный Закон до сих пор вызывает бурную реакцию в обсуждении его положений. У него есть как свои положительные стороны, так и отрицательные. Относительно Республики Мордовия "Закон Димы Яковлева" не окажет глубокого воздействия на устройство детей-сирот в приемные семьи, так как в регионе не часто детей усыновляют(удочеряют) граждане США.
Если немного абстрагироваться от политики и бросить беглый взгляд на цифры, станет понятно, что российские сироты и до принятия «закона Димы Яковлева» находились в весьма незавидном положении. К примеру, в Мордовии, по данным 2011 года, насчитывается 2633 ребенка-сироты. Из них 604 человека воспитываются в приемных семьях, 483 усыновлены, еще 1034 находятся под опекой. Остальные воспитываются в детских домах. И это еще весьма оптимистичная картина. В других регионах страны ситуация с сиротами на
Анастасия, хотелось бы добавить к вашему комментарию: нечастое усыновление детей с ограниченными возможностями россиянами также объясняется тем, что желающих усыновить ребенка в России намного меньше, чем детей-сирот и детей,оставленных без попечения, а за границей образуются 5-7летние очереди из желающих усыновить ребенка, поэтому иностранцы готовы усыновить маленького россиянина,несмотря на наличие у него даже серьезных болезней. К тому же, уровень жизни В ЕС или США и Канаде намного выше,поэт
Кристина, благодарю Вас за дополнительный комментарий. Но вынуждена упомянуть и об отрицательных последствия усыновления(удочерения) детей-сирот зарубежными приемными семьями. Такие случаи неоднократно и бурно обсуждались во всех средствах массовой информации!
Анастасия, спасибо за Ваш ответ. А можно узнать: как лично Вы относитесь к тому, что российских детей усыновляют иностранцы (не только из США)? Что лучше: родители-иностранцы или детские дома и опекуны из России?
Кристина, спасибо за вопрос! Однозначно дать ответ на поставленный вами вопрос очень сложно. Здесь всё зависит от конкретной ситуации. По мне бы лучше, чтобы дети воспитывались в родных семьях. Я думаю, сложно чем-либо заменить настоящую материнскую любовь и заботу. Но на протяжении последних десяти лет опыт нашей страны показывает незначительные темпы снижения детей-сирот. Что касается выбора между родителями-иностранцами и детскими домами, то для меня предпочтительнее первый вариант. Однако, в
Кристина, спасибо вам за такую высокую оценку моей деятельности! Действительно, очень приятно, что Вас заинтересовала моя работа. Будут вопросы - пишите, я с радостью на них отвечу!
По данным государственной статистической отчетности, из детских домов и школ-интернатов последние несколько лет ежегодно выпускается до 13 тысяч и более детей-сирот. Из них около 60% поступают в учреждения начального профессионального образования, 24% - в средние специальные учебные заведения, 5% - в высшие учебные заведения, трудоустраивается около 5% выпускников.
Вхождение выпускников учреждений для детей-сирот в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успе
Здравствуйте, уважаемые авторы! Затронутая Вами тема очень актуальна. В работе Вы указываете, что в Мордовии действует республиканская целевая программа «Право ребенка на семью» на 2011-2013 гг. За два года ее реализации есть положительные сдвиги в решении проблемы, на которую она направлена?
Здравствуйте, Елена! Благодарю Вас за вопрос. Республика Мордовия, как и многие другие регионы для своего развития разрабатывает огромное количество целевых программ. Данный метод разрешения различных проблем не обошёл стороной и такую незащищённую категорию населения, как дети-сироты. Положительные сдвиги конечно имеются, но у программы и есть свои минусы. Во-первых, до конца, на мой взгляд, не разработаны механизмы устройства детей-сирот. И во-вторых, в сравнении с другими регионами Приволжско
Елена, предпринимать меры для устранения подобных минусов нужно в нескольких направлениях... Во-первых, это организационный механизм. Регулированием проблем детей-сирот в нашем регионе, как и во многих других, занимается ни одна конкретная организация, полномочия по их социальной поддержке принадлежат нескольким ведомствам. Это главная ощутимая проблема, от которой ведутся ниточки к остальным. Во-вторых, это проблема финансирования. Для аргумента этой проблемы я вам скопирую ссылку, перейдя по к
Елена, спасибо вам за активное обсуждение моей работы! Социальная поддержка детей-сирот - это с давних времен щепетильная тема. И как раз помимо государства в решении их проблем активно участвовать должно общество. Начнём с бурного обсуждения проблем, а потом перейдём и на реализацию их уничтожения.
Анастасия, полностью с Вами согласна. в 21 веке обсуждение проблем посредством Интернет имеет реальную силу и может послужить толчком к решению данной проблемы.
Хочется верить, что данная проблема разрешиться! Конечно многое необходимо сделать, многое преодолеть, но ради детей, которые являются будущим нашей родины, стоит потрудиться!
Елена, по данным экспертов на разрешение подобных проблем требуется огромного количества времени. Но если посмотреть историю появления детей-сирот, то она уходит в глубокое прошлое. И проанализировав все проблемы, возникающие у данной незащищенной категории населения, можно сделать вывод, что взамен решившимся проблемам всегда появлялись новые.
Кристина, хотелось бы ещё добавить к вашему комментарию... На мой взгляд, подобные форумы должны также посещать органы государственного и муниципального управления. И видя мнение общества на ту или иную проблему, предпринимать соответствующие меры по её устранению!
Я думаю, в этом случае должно быть налажено сотрудничество между организационным комитетом конференции и соответствующими органами государственного и муниципального управления.
Завтра же начну помогать оргкомитету в налаживании коммуникаций с представителями власти и расскажу об этом форуме руководителю практики от организации :)
Кристина, это замечательная идея! Не зря говорят: хочешь изменить мир к лучшему - начни с себя. Мы сами должны предпринимать различные меры, зависящие от нас, по улучшению жизни в нашей стране!
Неля, спасибо за вопрос! Российских усыновителей отличает одна характерная особенность - они в отличие от иностранцев боятся брать на воспитание больных детей. Наглядным примером здесь может послужить история 4-летнего мордовского мальчика, страдающего пороком сердца. Четыре раза его хотели усыновить граждане нашей страны и всякий раз, узнав о его заболевании, отказывались. Лишь в 2012 году ребенка из Рузаевского детского дома усыновила французская семья. И это при том, что порок сердца не явля
Добрый вечер, Анастасия! Как вы относитесь к общефедеральному проекту «России важен каждый ребенок», который направлен на развитие института усыновления, совершенствование законодательства в сфере опеки и попечительства, повышение качества жизни детей-сирот. В Республике Мордовия уже определен координатор проекта и на заседении рабочей группы поставленны цели и сроки. Сможет ли данный проект решить все проблемы?
Екатерина, спасибо вам за вопрос! К сожалению данный проект все проблемы решить одновременно не сможет. Зарождение подобного рода проблем уходит далеко вглубь истории. На протяжении прошлого столетия несколько острых событий истории повлекли за собой увеличение детей-сирот и обострение проблем вокруг них. А как известно, для уничтожения отрицательных последствий и улучшения жизненной ситуации понадобится вдвое больший срок! И ещё сильное воздействие оказывает менталитет населения!
Анастасия, что Вы можете сказать, относительно недавно подписанного «Указа о мерах по защите детей-сирот», который заметно упрощает процедуру оформления опеки и усыновления для российских граждан.
Елена, данный Указ был принят в дополнение к Закону "Димы Яковлева", запрещающему усыновление(удочерение) детей-сирот гражданами США. Как вы понимаете, сокращение приемных семей с другой страны, так или иначе, должно быть восполнено российскими усыновителями. Что касается с основными положениями данного Указа, то я с ними почти полностью согласна. Самое главное, чтобы в этой области органы контроля выполняли свою работу "на совесть"!
http://xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/acts/17234
Елена, по данной ссылке вы можете ознакомиться с Указом Президента "о мерах по защите детей-сирот. Я не могу сказать, что я против какого-либо конкретно положения из этого Указа. Просто, на мой взгляд, в новых положениях, где указываются меры по упрощению усыновления (удочерения), контроль за надлежащим их выполнением должен быть усилен, но без применения "унизительных" методов для будущих приемных семей и детей-сирот1
Елена, ещё как нуждается!!! Исходя из сложившихся тенденций развития проблем у такой незащищенной категории населения, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, возникает необходимость рассмотрения реально действующего нормативно-правового механизма регулирования процесса социальной поддержки этих детей. В данной ситуации важным является рассмотрение указанного механизма во взаимосвязи трех уровней управления: международный, российский и региональный.
Нормативно-правовые акты
В области защиты прав и обеспечения гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действуют как федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, так и соответствующие акты субъектов Российской Федерации, которые в совокупности образуют единую нормативную правовую базу Российской Федерации по вопросам регулирования указанной сферы.
По различным причинам многие дети становятся сиротами и лишаются родительского попечения. Федеральный закон от 24.07.1998
1) при получении образования.
Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения. Федеральный Закон «Об образовании» предусматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Лица данной категори
а основании того, что данный закон устарел, в 2002 году вступил в силу закон, обновляющий устаревший механизм социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный Закон РФ от 08.04.2002 №34-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в статьи Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротам играют указы Президента РФ
– «О мерах по предуп
Важную роль в осуществлении социальной помощи детям-сиротам играют ведомственные акты (Министерства труда и социального развития, Министерства образования, МВД и т. д.), а также правовые акты субъектов Российской Федерации.
Положения федерального законодательства предоставляют право органам государственной власти субъектов Российской Федерации регулировать сферу социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках своей компетенции со строгим соблюдением требова
Проблема сиротства в России в последнее время является достаточно острой. Согласно нормативно-правовой базе её непосредственное решение передано с федерального уровня на региональный. В связи с этим, исследуемая проблема приобретает ещё более крупные масштабы, что неразрывно связано с низкой материальной обеспеченностью регионов РФ для решения поставленных задач. Актуальным это является для всех субъектов страны, в том числе и для Республики Мордовия.
На данный момент в Республике действуют два
Проведя сравнительный анализ законодательства Республики Мордовия с другими субъектами РФ, «напрашивается» вывод о минимальном количественном и качественном объеме нормативно-правовых актов рассматриваемого региона. Это непосредственно связано с дотационностью бюджета региона, отсутствием в наличии средств для принятия существенных мер по обеспечению социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с постоянно изменяющейся экономической и политической обстановко
Таким образом, все усовершенствования с целью улучшения положения сирот требуют немалых финансовых вложений, что является основной проблемой нашего государства. Ее решение лежит в тщательной разработке финансовой составляющей нормативно-правового регулирования социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для этого необходимо, во-первых, совместное финансирование решения проблем детей-сирот с федерального и регионального бюджетов. Во-вторых, поиск регионами дополн
Анастасия, вы так подробно ответили на поставленный вопрос! спасибо) К сожалению еще один из острых вопросов, стоящих перед нашей страной, не урегулирован в совершенстве...
Анастасия, Вы пишите, что для детей-сирот по линии Министерства образования республики Мордовия действуют пять учреждений. Расскажите поподробнее о них.
Елена, если вы имеете в виду учреждения интернатного типа Республики Мордовия, то здесь я могу вам рассказать следующее...
В системе образования республики функционируют 14 детских домов и школ-интернатов, в которых в настоящее время обучается и воспитывается 1650 детей, в том числе 516 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В подведомственных Министерству образования образовательных учреждениях создана хорошая материальная база для обеспечения учебного и
СРОКИ (ЭТАПЫ) РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I этап, предварительный – IV квартал 2009 года;
II этап, начальный (I квартал 2010 года) – выработка стратегии, создание сетевой структуры, первоначальные итоги реализации;
III этап, основной (сроком не ограничивается) – внедрение результатов, плановая работа.
Анастасия, из вашего ответа следует, что два этапа реализации программы уже завершились, какие результаты достигнуты, и отвечают ли они заявленным первоначально целям?
Елена, так таковой сводной информации по достигнутым результат реализации проекта "Вернуть детство" нет. Но проанализировав уже сделанные первые шаги, можно сделать вывод, что проект функционирует в полной мере. Подробнее о проводимых мероприятиях вы можете посмотреть на данном сайте: http://www.pfo-detstvo.ru/
О Ж И Д А Е М Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы П Р О Е К Т А
1. Проведение мониторинга жизни детей в детских домах, а также после выхода из детских домов. Создание базы данных детей, прожива
Наиболее известными, тем или иным образом затрагивающими проблемы детства в ПФО, являются следующие проекты:
Проект "Социальная интеграция инвалидов в Приволжском федеральном округе";
Окружной конкурс социальных и культурных проектов «Семейный очаг»;
"Большая Волга";
Центры социально-правовой поддержки;
Год учителя в ПФО;
Год Молодёжи;
Форум муниципальных образований Приволжского федерального округа;
Проект «Городец XXI века»;
Ассоциация Студенческого Баскетбола (АСБ);
Координационный совет по п
Да, Елена, реализуются... Но из их названия видно, что они лишь частично затрагивают способы решения проблем, стоящих пред сиротами. Острота проблем всё ещё остается непоколебимой!
Ребенку для полного и гармоничного развития его личности просто необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Семья дает ребенку чувство защищенности, опыт уважения и доверия к взрослым, сотрудничества, взаимной поддержки, заботы и ответственности. Ребенок, который лишен опыта семейной
Елена, да тут хоть по каждой проблеме создавай программу, ситуацию будет меняться, но семимильными шагами... У нас в стране уж так заведено, что мы не пытается предусмотреть проблему, мы привыкли только при её наступления "разбирать завалы" и уничтожать отрицательные последствия. В первую очередь государство должно заботиться об сохранении института семьи. Нужно создавать условия, чтобы дети не становились сиротами при живых родителях. А если сиротами дети становятся по естественным причинам (см
Анастасия, что Вы можете сказать о ситуации, когда, вполне нормальные родители просят лишить их родительских прав, так как они не справляются со своими обязанностями по воспитанию?
Елена, такая ситуация образуется в 3-х случаях... Во-первых, когда родители не осознанно заводят детей. У них возникают проблемы с их воспитанием. Хотя на мой взгляд, в таком дело легко не бывает. Если любишь своего ребенка, то справишься со всеми трудностями, несмотря не на что. Во-вторых, из-за разрушения семьи: одному родителю очень сложно воспитывать ребенка в современных жизненных условиях; притом, зная, какие на сегодняшний день пособия матерям(отцам)-одиночкам. В-третьих, сложность воспит
Депутаты предлагают внести поправки в закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», предусматривающие право на получение материнского капитала отцами-одиночками, если они являются единственными усыновителями вторых или последующих детей. Об этом пишет газета «Известия». Отметим, что в 2012 году размер материнского капитала составляет 387 640 рублей 30 копеек.
По действующему закону, отцы имеют право на получение материнского капитала, если они являются единственн
Анастасия, конечно это очень сложный и серьезный вопрос... порой в жизни случаются непредсказуемы обстоятельства.... И еще, в своем ответе Вы затронули тему противоречия Конституции, на Ваш взгляд как разрешиться столь спорная ситуация?
Елена, спорная ситуация... Конечно же предпочтение будет отдаваться материальной стороне. У нас в стране последнее время редко учитывается нравственная сторона проблема, население склонно всё измерять в денежном эквиваленте!
Анастасия, Вы говорите о подбор и подготовку семей, желающих стать приемными родителями, воспитателями, опекунами или усыновителями, подобная практика где-то используется, в России или за рубежом?
Подобная практика используется повсеместно! В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2012 г. Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 351-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 391 «О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлени
Указанный приказ размещен в сети Интернет на сайте «Усыновление в России» в разделе «Законодательство и нормативные документы».
В рамках оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации Минобрнауки России направляет Рекомендации по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – подготовка).
В целях соблюдения требований Федерального закона № 3
Указанный приказ размещен в сети Интернет на сайте «Усыновление в России» в разделе «Законодательство и нормативные документы».
В рамках оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации Минобрнауки России направляет Рекомендации по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – подготовка).
В целях соблюдения требований Федерального закона № 3
Елена, ещё бы эти денежные средства поступали в оборот семейных расходов... Семья получает право на материнский (семейный) капитал, когда в ней появляется (рождается или усыновляется) второй или последующий ребенок.
Право на материнский капитал имеют родители, чьи дети родились после 1 января 2007 года.
Распоряжаться материнским капиталом можно только по достижении 3 лет ребенку, на которого выдан сертификат (за исключением случая направления материнского капитала на первоначальный взнос по ипо
Елена, чаще всего судебные разбирательства касаются незаконного обналичивания материнского капитала... К сожалению, наличие теоретически доступных средств материнского капитала толкает несознательных граждан на незаконное обналичивание денег. В юридической практике существуют прецеденты подобного рода. Как правило, темные схемы вывода денег не имеют ничего общего с интересами ребенка, поэтому жестко пресекаются. Прослеживаются два варианта истоков преступлений: - сознательный обман граждан трет
Соединенные Штаты Америки - страна с либеральной моделью демократии.
Это означает, что ответственность за благополучие гражданина - социальное, экономическое, медицинское, психологическое - лежит на нем самом.
Государство в такой ситуации берет на себя ответственность за оказание помощи наиболее уязвимым, неблагополучным категориям населения.
Система социальной защиты в США не имеет единой системы, а регулируется множеством программ социальной помощи, осуществляемых в масштабах страны, отдель
Елена, как ни странно, но со статистикой по данной проблеме дело обстоит не самым лучшим образом... Во-первых, что касается количества детей-сирот, то здесь полностью отсутствует полновесная картина. Подсчеты ведутся различными уполномоченным ведомствами по разным категориям: семейное устройство (приемные семьи, опека (попечительство), усыновление (удочерение) и т.д.), государственное устройство (детские дома, интернаты, реабилитационные центры и т.д.), беспризорные дети. Во-вторых, что касается
Елена, при сборе информации для написания дипломного проекта мне удалось найти следующие показатели в открытом доступе за 2010-2012 гг.: общая численность; количество детей, обеспеченных жильем; финансовые выплаты при семейных формах устройства; количество детей-сирот, устроенных в семьи; трудоустройство детей-сирот (высшее, среднее и начальное образование).
До 2010 года полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, блуждали от одного органа управления к другому. Поэтому сложно составить динамику более продолжительного периода из-за отсутствия полновесной картины, включающей в себя статистику до 2010 года. Хотя всё же Мордовиястат предоставляет по некоторым показателям более ранние данные, но их не особо много!
Министерство Образования Республики Мордовия, Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Правительство республики Мордовия, Министерство финансов Республики Мордовия, Администрации разных уровней управления и т.д.
Здравствуйте,Анастасия! Как Вы относитесь к произошедшему недавно случаю,что родители отказались от своего собственного ребенка? Аргументируя это тем,что они не справляются с его воспитанием.
Екатерина, однозначный ответ на данный вопрос дать очень сложно, но могу вам сказать следующее... Что означает фраза "они не справляются с его воспитанием"?! Если трудности возникают в финансовом плане, то их можно частично понять. Но даже в этом случает отказываться от своего ребенка нес следует. Здоровые и молодые родители смогут исправить сложившуюся ситуацию, было бы только желание. Если же трудности возникают в отсутствии понимания, выставления на показ отрицательных черт характера, непослу
Спасибо Анастасия за ответ! Полностью соглашусь с Вами,что дети "всё впитывают на лету",и Вы правы в том,что нужно производить воспитание будущих родителей. В связи с этим,возможно создание каких-либо специальных учреждений для обучения,как вы думаете? Или вмешательство государственных органов с созданием правового документа регулирующего воспитание,обращение с детьми?
Екатерина, думаю подобные механизмы можно ввести в практику, тем более, что в европейских странах они применяются повсеместно! Но, на мой взгляд, можно ввести дополнительные часы по нравственному воспитанию молодёжи в школах.
Анастасия,по моему сейчас в школах имеются занятия нравственного воспитания,но они проводятся не бесплатно,и лишь для тех детей,для которых выбрали это занятие родители.Будет ли это эффективно,так как не все родители могут себе позволить отправить своего ребенка на дополнительное занятие,хотя и желая этого.Или же родитель махнув рукой на какое то занятие по нравственному воспитанию,подумав ни к чему это по моему ребенку. Может быть ужесточить меры с помощью государства по воспитанию детей,и ввес
Екатерина, я имела ввиду дополнительных занятий - кружковую работу преподавателей. Что касается ужесточения государственных мер по воспитанию детей, то сейчас и так в стране действует огромное количество нормативно-правовых актов, регулирующих данные проблемы. На сегодняшний день большую преграду в решении этого вопроса создают уровень и качество жизни населения, а также сложившийся менталитет!
Спасибо Анастасия,за ответ! Соглашусь с Вами,что " На сегодняшний день большую преграду в решении этого вопроса создают уровень и качество жизни населения, а также сложившийся менталитет!"
Екатерина, спасибо вам за вопросы; мне было интересно вести с вами беседу. Если что - пишите, с радостью вам отвечу! Мне очень приятно, что вам понравилась моя работа)
Спасибо Анастасия,за исчерпывающие ответы. Работа Ваша мне понравилась,и хорощая в ней тема затронута,дети – это одна треть населения нашей страны, и все наше будущее!
Анастасия, хочется сказать Вам огромное спасибо за столь актуальную затронутую Вами тему!Статья очень хорошая.Скажите пожалуйста, а существует ли в России и в РМ в частности какая-либо психологическая служба, или, возможно, предусмотрена процедура беседы с психологом потенциальных опекунов, для того, чтобы определить мотивы, цели и искренность опекунства? Мне известен конкретный случай, когда семья оформила опекунство над ребенком 2 лет, который находился у них 5 лет. Спустя данный срок, семья
Екатерина, большое спасибо вам за вопрос. Мне очень приятно что вас заинтересовала моя работа, и вы не остались равнодушными к анализируемой проблеме! Да, вы правы такие случаи в наши дни с детьми-сиротами происходят. Однако, хочу заметить, что в данном направлении скорее работают органы контроля за проживанием детей в приемных семьях и у опекунов/попечителей, нежели психологические службы. В европейских странах и США распространена практика использования навыков профессиональных психологов, кот
Я думаю, что России тоже не помешало бы перенять навыки европейских стран и США в плане психологических бесед, выявляющих пригодность будущих опекунов. Потому что дети-сироты итак уже имеют серьёзную психологическую травму, а подобные случаи возврата их в интернат еще больше приносят боли, страха и разочарования детскому сознанию.
Дополнительные гарантии на медицинское обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрено ст.7 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В регионах Приволжского федерального округа, в том числе и в Республике Мордовия, в 2012 году велась работа по диспансеризации и реабилитации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Диспансеризацией охвачено более 55 тыс. детей из да
Как свидетельствует мировая практика, в условиях экономического кризиса и ухудшения уровня жизни населения растет социальное сиротство, следствием которого является увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей.
По данным Госкомстата России, в стране насчитывается более 500 тысяч детей - сирот и детей, лишенных родительского попечения, причем основную массу составляют не сироты, а дети, чьи родители отказались от их воспитания или лишены родительских прав.
Основными причинами, спосо
ПО СТАТИСТИКЕ через год после выхода из детского дома около 30% выпускников становятся бомжами, 20% — преступниками, почти 10% — кончают жизнь самоубийством. Ведь в интернате все решают за них, и, выйдя в жизнь, молодые люди оказываются неспособными к самостоятельным поступкам, не готовы отвечать за себя, не могут наладить контакты с другими.
И хуже всего то, что рождая детей они отдают их, в те же детские дома, где росли сами. Детей-сирот сейчас в нашей стране больше, чем в послевоенные годы,
70% мальчиков после окончания школы-интерната для детей-сирот оказываются вовлечёнными в криминал, 60% девочек - в проституцию, 10% совершают самоубийство и только 28% воспитанников после выхода из интерната могут продержаться на одном месте (учебное заведение или работа) больше одного года.
Каждому ребенку, чтобы расти и развиваться, нужно много внимания и любви. Не совсем здоровому ребенку необходимо очень много внимания и любви. Родительской любви - отцовской и материнской. И очень многие «диагнозы» у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях или в государственных учреждениях, именно от недостатка любви и внимания.
Благодаря же семейной заботе, а также, использованию достижений современной коррекционной педагогики и психологии в настоящее время удается добиться впечатляющи
В системе образования Республики Мордовия функционируют 14 детских домов и школ-интернатов, в которых в настоящее время обучается и воспитывается 1657 детей, в том числе 516 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 2000 года имеется следующая информация и количестве учреждений интернатного типа и детей-сирот в них проживающих .
В указанных образовательных учреждениях создана хорошая материальная база для обеспечения учебного и воспитательного процесса, подготовки воспитанников к социальной интеграции в общество. Ведется работа по созданию комфортных условий проживания и обучения, минимизирующих риски для здоровья воспитанников; воспитанию культуры здорового и безопасного образа жизни, соответствующих поведенческих стереотипов.
Учебно-материальная база учреждений ежегодно продолжает укреп-ляться. В настоящее
В настоящее время в республике насчитывается 3 172 ребенка, лишившихся по разным причинам семьи. По состоянию на 1 июля 2012 г. на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городского округа Саранск Республики Мордовия состоит 1 281 несовершеннолетний, относящийся к категории «безнадзорный». По данным Минобразования Республики Мордовия, в 2012 году 28 587 школьников проживают в малоимущих семьях.
В этой связи особое внимание в республике уд
Основная проблема, с которой сталкиваются дети-сироты с момента выхода из интерната – это постинтернатная адаптация. Вызвана она, прежде всего, изменением внешних условий жизни и деятельности. Успешность этой адаптации во многом зависит от характеристик социальной среды, т.е. от того, насколько последняя сложна и подвержена изменениям.
Нормально протекающий процесс постинтернатной адаптации детей-сирот подразумевает усвоение норм и ценностей, прежде всего позитивной социальной среды, а также ак
Госдума разрабатывает законодательную норму об обязательном психологическом тестировании будущих приемных родителей, пишет газета "Известия".
По данным издания, в Госдуме уже создана рабочая группа по реформированию медицинского обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Там "Известиям" пообещали, что такая норма об обязательном психологическом тестировании будет разработана и внесена на рассмотрение в нижнюю палату парламента.
"В России фиксируется множество отказо
Примеры заданий итогового тестирования школы приемных родителей
Нужно ли согласие шестилетнего ребенка на помещение его в приемную семью?
а) да, обязательно;
б) нет, за исключением особых случаев;
в) нет, никогда.
О чем может говорить плохое поведение ребенка на кризисном этапе?
а) о том, что у ребенка плохая наследственность, он никогда не станет вести себя лучше;
б) о том, что ребенок внутренне расслабился и уже не боится, что его прогонят;
в) о том, что лучше пока не поздно вернуть ребенк
В 2013 году Министерство образования и науки Российской Федерации планирует распространить по всем регионам страны тестирование, предназначенное для приемных или замещающих родителей для более совершенной работы с детьми-сиротами. Представители министерства образования и науки РФ сообщают, что хоть на сегодняшний день и имеется положительная динамика семейного устройства детей-сирот, однако существует немало проблем в этой сфере. К примеру, случаи сексуального и физического насилия над детьми, э
Согласно статистике, предоставленной министерством, в России ежегодно отменяется более 8 тыс. решений о передаче ребенка на воспитание в семью. В прошлом году эта цифра достигла 6677 (из них 6563 — опекаемые, в том числе 1540 — из приемных семей, 55 — из патронатных семей, 114 — усыновленные), из них более 4,6 тыс. решений отменено по инициативе замещающих родителей, более 800 — в связи с ненадлежащим выполнением ими своих обязанностей по воспитанию детей, 33 — по причине жестокого обращения с д
Елена, как и во многих областях совершенствования любой сферы деятельности и решения различного рода проблем, наша страна старается перенимать зарубежный опыт. Это касается и заданного вами вопроса.
МАХНАЧ АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН. Член Американской Психологической Ассоциации, Европейской Ассоциации Психологической Оценки. Ректор АНО «Институт психологии и психотерапии». Автор свыше 100 работ по проблемам психодиагностики, практической психологии, психологии личности, методологии супервизии, психотерапии, сиротства. Работал руководителем программы «Одаренные дети-сироты», Детского фонда «Виктория», Москва; Руко
на была представлена на Международной научно-практической конференции "Профилактика, выявление и защита детей, оставшихся без попечения родителей, от жестокого обращения" одним из разработчиков, старшим научным сотрудником Института психологи РАН Александром Махначом. По ег ословам, психологическая оценка потенциальных родителей включена в базовый курс подготовки замещающих родителей. А. Махнач рассказал, что программа психологического обследования представляет собой интервью и ряд тестов, предн
То, что формы устройства, детей оставшихся без попечения родителей, в значительной степени не соответствуют предъявляемым к ним сегодня требованиям – очевидно. Однако поиск новых форм и методов устройства, а также новых педагогических моделей, в значительной мере сдерживается благодаря жесткости правовых конструкций, установленных Семейным кодексом РФ. Действительно, Семейным кодексом РФ, разработанным и принятым относительно недавно, наряду с традиционными формами устройства детей, оставшихся б
Издавна в России было принято брать на воспитание в семьи детей-сирот. За прием такого ребенка семья получала выплаты из государственной казны. На какое-то время данная практика потеряла свою масштабность, но вскоре вновь возродилась в виде детских домов семейного типа. На сегодняшний день приемная семья может стать для ребенка единственным шансом вырасти полноценным, законопослушным и морально устойчивым гражданином.
Приемной семье в Семейном кодексе РФ посвящена целая глава, содержащая в себе
Помимо СК РФ приемная семья и все что ее касается, регулируется Положением о приемной семье, Гражданским кодексом и другими нормативными документами. Образование приемной семьи начинается с заключения договора между лицом, желающим принять ребенка или нескольких детей в семью, и органом опеки и попечительства.
Основание для заключения данного договора – просьба (заявление) лица, заинтересованного в создании приемной семьи и заключение органа опеки и попечительства о возможности для такого лица
Создать приемную семью могут отдельно взятые граждане и граждане, состоящие в браке. Принимая ребенка в приемную семью, родители приобретают права и обязанности попечителя (опекуна). Но в отличие от опекунов (попечителей) приемные родители (родитель) ребенка находятся в договорных отношениях с органом опеки и попечительства, то есть за исполнение своих обязанностей они получают определенное вознаграждение и денежные средства на содержание ребенка.
Расчет сумм на содержание приемных детей и возн
Ежемесячное вознаграждение приемному родителю или патронатному воспитателю:
25 763,50 за ребенка-инвалида;
15 155 рублей за каждого ребенка.
Денежные средства, выделяемые на содержание детей:
15 тыс. рублей на ребенка-инвалида;
15 тыс. рублей на каждого ребенка при нахождении на воспитании у одной семьи трех или более детей;
12 тыс. рублей на одного ребенка;
13 тыс. рублей на каждого воспитуемого ребенка, при нахождении на воспитании двух детей.
Суммы денежных средств на оплату вознаграждения
Не могут являться приемными родителями:
лица, имеющие заболевания (при наличии которых не допускается передача ребенка в приемную семью);
лица, ранее являвшиеся усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине;
лица, признанные судом ограниченно или полностью недееспособными;
бывшие опекуны (попечители) опекунство (попечительство), которых прекращено за ненадлежащее исполнение возложенных на них законом обязанностей;
лица, лишенные по суду родительских прав (ограниченные в родительских
Анастасия, Вы указываете, что не могут являться приемными родителями лица, имеющие заболевания, при наличии которых не допускается передача ребенка в приемную семью. Можете привести примеры данных заболеваний?
Елена, конкретные заболевания я назвать вам не смогу. Но могу поведать следующего рода информацию...
Положение о приоритетной роли родителей в жизни и воспитании своих детей, их благотворном воздействии на интеллектуальные, нравственные и иные качества ребенка относится к бесспорным. В тех случаях, когда по каким-либо причинам ребенок лишился родительского попечения, необходимо создать условия, при которых он может оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к
Преддоговорные отношения складываются между будущими участниками договора о передаче ребенка в приемную семью еще до его заключения. В конечном счете именно эти отношения предопределяют успешность воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в так называемых замещающих семьях. Складывающиеся на этом этапе отношения подчинены определенным правовым требованиям, сформулированным в Семейном кодексе РФ и Положении о приемной семье 1. Здесь можно выделить следующие основные об
В связи с этим следует обратить внимание на несколько важных моментов.
Из требований Семейного кодекса РФ и Положения о приемной семье можно заключить, что точкой отсчета, свидетельствующей о начале преддоговорных отношений, надлежит считать подачу в орган опеки и попечительства потенциальными родителями-воспитателями заявления с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями (п. 7 Положения о приемной семье). Именно с этого момента стороны вступают в правовые отношения друг
В соответствии со ст. 153 СК РФ приемными родителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола. Из данного достаточно общего положения вытекает следующее:
Родителем-воспитателем может стать гражданин, достигший 18-летнего возраста. Для того чтобы в полном объеме осуществлять функции по воспитанию детей, он должен отвечать требованиям ст. 21 ГК РФ о полной дееспособности гражданина. А дееспособность, как правило, возникает только по достижении совершеннолетия. Соответственно, лицо, не достиг
Принять ребенка на воспитание разрешается гражданам, которые не только этого хотят, но и в состоянии надлежащим образом исполнять возлагаемые на них обязанности, создать в семье необходимые условия для физического и нравственного развития своего воспитанника. Этому служит установленный ст. 153 СК РФ перечень лиц, которые ни при каких обстоятельствах не могут выступать в качестве приемных родителей. К их числу отнесены: лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительс
Препятствием для заключения договора о передаче ребенка в приемную семью несомненно будет:
- виновное ненадлежащее выполнение бывшим родителем-воспитателем возложенных на него обязанностей;
- совершение потенциальным родителем-воспитателем тяжкого или особо тяжкого умышленного преступления;
- невозможность для одного из супругов стать родителем-воспитателем в силу имеющихся у него противопоказаний, установленных законодательством РФ о приемной семье.
На вопрос о том, могут ли стать приемными
Возникает и иной вопрос: могут ли создать приемную семью однополые пары? Все чаще этой проблеме посвящаются многочисленные дискуссии у нас в стране и за рубежом. В России данный вопрос пока еще остается открытым, в то время как многие государства уже определили свою позицию. Так, можно констатировать, что в Великобритании, Канаде, Австралии, штате Нью-Джерси (США) гомосексуальные пары получили право на усыновление (удочерение), опеку, создание приемных семей. И хотя для таких лиц наибольший
В отношении качества детей, передаваемых в семью приемных родителей, ни СК РФ, ни Положение о приемной семье не содержит никаких ограничений и запретов. И это несомненно правильно. Тем самым предоставляется возможность обрести семью, получить навыки полноценного семейного общения и воспитания любому нуждающемуся в этом ребенку. Главное, чтобы он мог максимально приблизиться к условиям семейного воспитания. Но на практике в приемных семьях часто оказываются дети с отклонениями в умственном или
В свою очередь орган опеки и попечительства вправе:
дать положительное или отрицательное заключение о возможности быть приемными родителями;
способствовать подбору ребенка для последующей передачи в конкретную приемную семью.
Орган опеки и попечительства обязан:
дать направление будущим родителям-воспитателям для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения);
предоставить исчерпывающую, достоверную информацию о физическом и умственном развитии ребенка.
Следующим, наиболее важным и отв
Говоря об отличительных особенностях рассматриваемого договора, нельзя не сказать о том, что его исполнение тесно связано с личностью участников и поэтому стороны при его заключении не могут прибегнуть к помощи представителя или совершить необходимые действия по доверенности. В соответствии с действующим законодательством РФ от приемных родителей требуется личное исполнение взятых ими на себя по договору обязательств. Поэтому ни при каких обстоятельствах они не могут передать свои права и об
Очевидно, договор о передаче ребенка в приемную семью подчинен общим требованиям гражданского права, основополагающие нормы и принципы которого могут быть применены для регулирования отношений, входящих в частноправовую сферу в субсидиарном (вспомогательном) порядке. В семейном праве такое положение получило законодательное закрепление в ст. 4 СК РФ. Так, исследуемый договор подчинен основополагающему принципу договорного права - принципу свободы договора. Его можно рассматривать с точки зр
Из сказанного следует, что договор подряда и договор о передаче ребенка в приемную семью не аналогичны: договор подряда - типичный так называемый имущественный договор, а договор о передаче ребенка в приемную семью. В то же время нельзя отрицать, что между этими двумя договорами есть определенное сходство. Так, для трудового договора, как, впрочем, и для догово.ра о пере даче ребенка в приемную семью, важен не результат выполняемой работы или оказываемой услуги, а сам процесс ее выполнения
Благодарю вас за проявленный интерес к моей работе... Дети-сироты, которые остались без попечения родителей, и не имеют закрепленной за ними жилой площади, имеют соответствующее право на получение жилья детям сиротам от государства после окончания учебного заведения, в котором они проживали и учились. При этом заметим, что предоставление жилья детям сиротам, точнее нормы предоставления различаются в зависимости от региона. А предоставлением данного вида жилья занимаются органы местной власти. Де
Необходим следующий перечень документов: • Паспорт с регистрацией; • Справка, которая подтверждает статус сироты; • Заявление в органы опеки и в районную администрацию; • Справка о составе семьи; • Свидетельство о браке, если он заключен, а также о рождении для детей, если они есть; • Документ об отсутствии собственной жилплощади; • Справка с места работы или учебы; • Ксерокопии всех документов; • Возможно, что потребуется и перечень дополнительных документов. Итак, для того чтобы получить жилье
Обеспечение детей-сирот жильем, по существующему законодательству осуществляется с помощью оформления правовых отношений между получателем и государством, в виде договора социального найма.
С нового года порядок предоставления жилья детям, оставшимся без попечения родителей на территории всей страны изменится, потому что начнут действовать изменения, внесенные в Закон № 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в Жилищный
Здравствуйте, уважаемые авторы! У меня такой вопрос: какое число детей по Мордовии попадает в детские дома в результате лишения их родителей родительских прав? Какова динамика этого показателя за последние годы (рост или снижение)?
В настоящее время в Республике Мордовия насчитывается 2639 детей, лишившихся по разным причинам семьи. По сравнению с предыдущими годами данный показатель имеет тенденцию к снижению, так, в 2008 г. число детей-сирот составило 3210 человек, в 2009 г. – 3172, в 2010 г. – 2731, в 2011 г. – 2677.
В Госсобрании РМ состоялось первое заседание рабочей группы по реализации федерального проекта «Единой России» «России важен каждый ребенок». Проблемы детей-сирот в настоящее время входят в ведение нескольких инстанций, однако легче судьба сирот от этого не становится. На федеральном уровне запущен новый проект, объединяющий усилия органов власти, общественных организаций для более успешного решения накопившихся проблем. В рабочую группу в республике вошли представители министерств образования,
2206 детей, живущих в Мордовии, находятся в трудной жизненной ситуации. Около 84% таких детей охвачены разными формами семейного устройства. Но нужно стремиться к тому, чтобы число детей, определенных в семьи, увеличивалось.
В 2013 году в Мордовии второй ребенок станет "дороже". Так, размер материнского капитала 1 января будет проиндексирован на 5,5%. В конечном итоге, его размер составит 408 тыс. 960 рублей. "Расширение перечня направлений использования средств материнского капитала не планируется", – сообщила руководитель группы по ВСМИ ОПФР по РМ Светлана Мартыненко. Добавим, что на декабрь 2012 года материнский капитал в Мордовии получили почти 19 тысяч семей. Более 5 тысяч из них частично или полностью погасили
Оксана, спасибо вам за вопрос! Непосредственно регулирующим вопросы оказания социальной помощи детям-сиротам законом является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996, а также редакции 1998 и 2002 гг.), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей. В соответствии с указанным законом предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:
а) при получении образования.
Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения. Федеральный Закон «Об образовании» предусматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Лица данной категори
б) в области труда и занятости.
Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий. Включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ для трудоустройства таких граждан.
Предпр
в) при медицинском обслуживании.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные
г) в жилищной сфере.
Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление и предоставление жилья, контроль за его фактическим использованием, до наступления совершеннолетия выпускников государственных учреждений, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий
оциальная адаптация детей-сирот - новая проблема для России. Для Советского Союза ее вроде бы и не существовало: считалось, что в специальном воспитательном учреждении ребенок уже находился в лучшем из возможных мест, где его последовательно приобщали к "правильному" коммунальному мироустройству. О том, что никакое, даже самое лучшее воспитательное учреждение не может заменить семью, заговорили сравнительно недавно - лет 15 назад. А то, что дети, которые по той или иной причине не могут жить со
Между тем еще десять лет назад не было и речи ни о подобных центрах, ни о патронатных семьях и других альтернативных государственному надзору формах воспитания детей-сирот. Методы социальной адаптации, о которых сейчас в России говорят уже на государственном уровне, в большинстве своем пришли к нам с Запада. Ведь это там лозунг "Лучшее место для ребенка - в семье" давно уже не просто лозунг. За границей, чтобы поместить сироту в специальное государственное воспитательное учреждение, нужна очень
В России приемные семьи прижились. Наиболее яркие примеры - развитие этого института в Саратове и Самаре. Семейные детские дома, когда на одного отца и одну мать приходится в среднем по 10-12 детей, на российской почве оказались мало применимы. Хотя эта форма адаптации детей-сирот в России все еще существует, в 1998 году программа семейных детских домов официально закрылась, и теперь понятие "семейный детский дом" стало составной частью понятия "приемная семья". Причина такой неуживчивости прост
Во всем мире самым приемлемым способом социальной адаптации детей-сирот, конечно, является усыновление. Отношение российского общества к этой процедуре прямо противоположно западному. Российскому гражданину, усыновившему ребенка, по закону положены льготы. В США же, как и в большинстве стран Западной Европы (за исключением скандинавских), будущим родителям не только не полагается "компенсация" за ответственный шаг, но, напротив, с них требуется огромное количество всяческих подтверждений собстве
Российский специалист ЮНИСЕФ Анна Черняховская не вполне согласна с этим мнением. Вряд ли российские пары пугаются только самой процедуры оформления усыновления, считает она. Скорее, всему виной социокультурная обстановка. Всегда следует принимать во внимание социальный контекст, в котором совершается усыновление. На Западе усыновление - это нормально, потому что всегда престижнее иметь семью и детей, даже не своих, нежели оставаться бездетным. К тому же перед приемными родителями не возникает т
И за границей, конечно, случается, что лозунг "Лучшее место для ребенка - в семье" не работает - когда в семье опаснее. Речь идет не о биологических семьях (здесь все понятно: жестокое обращение, бедность, алкоголизм родителей, за что, собственно, последних и лишают родительских прав, а ребенок становится "сиротой"), а о невозможности усыновить или взять на попечение ребенка с серьезными физическими недостатками или психическими отклонениями. Для таких детей необходим стационарный уход или посто
В практике международного усыновления встречается довольно много случаев, когда приемные родители берут в семью детей-инвалидов. Совсем недавно из Ивановского детского дома американская семья усыновила двух девочек-сестер. Когда новые родители приехали за ними, то узнали, что у них есть еще и брат, физически тяжело больной, не разговаривающий, практически парализованный. Решили взять и его. Мальчик до переезда в США вел "растительный" образ жизни - лежал в постели, его кормили, ухаживали за ним.
На Западе дети-сироты, которые воспитываются в семейных детских домах или интернатах, обязаны проходить курсы "независимого проживания" и получать по выходе из воспитательного учреждения сертификат об их окончании. Это является одним из условий самостоятельного проживания. Обычно с детьми занимаются педагоги, обучающие их домоводству, планированию семейного бюджета и другим необходимым вещам, и психологи, которые помогают детям справляться с собственной агрессией, общаться с друзьями, учителями,
Вся российская система защиты детей нуждается в коренной реформе. Институт государственного попечения изжил себя и давно не соответствует требованиям защиты детей. Международный опыт решения проблемы сиротства будет способствовать скорейшему созданию новой системы. Конечно, не все западные формы социальной адаптации детей-сирот применимы в России. Но именно благодаря им у российских сирот появляются новые возможности вырасти не в государственном специальном учреждении, а в семье.
Екатерина, спасибо за вопрос! В полной мере перенять международный опыт решения проблемы сиротства невозможно... У нас другой менталитет, другие ценности и возможности!
Поскольку семья является самым первым и главным социальным институтом в жизни каждого ребенка, ее потеря отражается на дальнейшем его развитии и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности и др. Формирование зрелой здоровой личности без этих новообразований и превращение ребенка в полноценного субъекта межличностных отношений просто невозможно. Поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей-сирот
Социальная адаптация детей-сирот – новая проблема для России. В ХХ веке такой проблемы не существовало, ведь считалось, что в специальном воспитательном учреждении ребенок уже находился в лучшем из возможных мест, где его последовательно приобщали к «правильному» мироустройству. О том, что никакое, даже самое лучшее воспитательное учреждение не может заменить семью, заговорили сравнительно недавно – лет 15 назад. А то, что дети, которые по той или иной причине не могут жить со своими родителями,
На Западе дети-сироты, которые воспитываются в семейных детских домах или интернатах, обязаны проходить курсы "независимого проживания" и получать по выходе из воспитательного учреждения сертификат об их окончании. Это является одним из условий самостоятельного проживания. Обычно с детьми занимаются педагоги, обучающие их домоводству, планированию семейного бюджета и другим необходимым вещам, и психологи, которые помогают детям справляться с собственной агрессией, общаться с друзьями, учителями
В России зарубежный опыт пытаются применить международные организации, работающие в области защиты детей. Курсы независимого проживания для детей-сирот открылись в июле 2000 года при "МираМед Институте". В МИЛСАК-Центре (Центр независимого проживания и социальной адаптации) работают американские и обученные по зарубежным программам российские добровольцы. Сюда приезжают 80 молодых людей от 17 до 23 лет, еще около 200 занимаются в интернатах и детских домах с педагогами и психологами центра. По
Важной задачей, которая стоит перед всеми министерствами, заключается в том, чтобы не помещать детей в учреждения различной ведомственной принадлежности, а искать либо приемную семью, либо создавать учреждения по типу центра семейного воспитания, либо детские дома семейного типа, где условия содержания ребенка приближены к семейным.
Между тем еще двадцать лет назад не было и речи ни о подобных центрах, ни о патронатных семьях и других альтернативных государственному надзору формах воспитания дет
Патронатные семьи на настоящий момент – самая распространенная за рубежом форма социальной адаптации детей-сирот. Ребенок действительно «погружается» в семейную среду, когда есть старший наставник, опекающий его и следящий за его развитием. Но патронатные семьи не гарантируют самого главного – того, что у ребенка по-настоящему появится семья. Некоторые дети сменяют за 7-10 лет по несколько таких семей.
В России приемные семьи прижились. Наиболее яркие примеры – развитие этого института в Саратов
В США существует еще одна форма детского дома – интернатные группы. Дети по признаку возраста, развития делятся на группы, проживающие в разных домах на территории одного городка. Воспитатели, педагоги, психологи и социальные работники не живут вместе с детьми, а работают в домах посменно. Такая система близка к нашей «классической» форме детского дома, за исключением уровня проживания и достаточно разнопланового в американском варианте штата работников
Во всем мире самым приемлемым способом социальной адаптации детей-сирот, конечно, является усыновление. Отношение российского общества к этой процедуре прямо противоположно западному. Российскому гражданину, усыновившему ребенка, по закону положены льготы. В США же, как и в большинстве стран Западной Европы (за исключением скандинавских), будущим родителям не только не полагается «компенсация» за ответственный шаг, но, напротив, с них требуется огромное количество всяческих подтверждений собстве
Всему виной социокультурная обстановка. Всегда следует принимать во внимание социальный контекст, в котором совершается усыновление. На Западе усыновление – это нормально, потому что всегда престижнее иметь семью и детей, даже не своих, нежели оставаться бездетным. В России же приемные родители инсценируют беременность, прибегают к различным хитростям, только чтобы никто не заподозрил, что ребенок не родной. Страх оказаться «белой вороной» сильнее, чем желание создать ребенку нормальные психолог
Важный аспект адаптации ребенка-сироты в обществе – уровень его подготовки к самостоятельной жизни, а именно бытовая и социальная адаптация. Для российских детей, выходящих из интернатов и детских домов, это чуть ли не важнейшая жизненная проблема. Государственная опека избавляет воспитанников своих учреждений от какой-либо привычки к самообеспечению, позиционированию себя в обществе, общению с новыми людьми. Получив по выходе из детского дома стипендию и квартиру, молодые люди через два дня мог
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!
Ответить
Обсуждение работ закрыто!