ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время можно считать в основном завершенным формирование направления научных исследований, образовательной и практической творческой деятельности "Академическое изобретательство" (АИ), нацеленного на повышение качества творческих разделов академических квалификационных работ (дипломных проектов, бакалаврских работ, диссертаций).

Методические средства АИ исследованы и реализованы: методика экспресс-изобретательства (регистрация в Международном банке идей № 9030 от 24.11.1993 г.); личный творческий метод; методика сравнительного моделирования; методика экспериментальных исследований с применением математического планирования экстраполяционных экспериментов; методика доказательства соответствия новых технических решений условию патентоспособности "промышленная применимость"; методика самозащиты изобретателя-студента в процессе делопроизводства и взаимодействия с патентной экспертизой.

Методические средства АИ внедрены в практику обучения в техническом университете. С применением методологии АИ защищены более 20 дипломных проектов, получены более 50 патентов РФ на изобретения, опубликованы более 200 различных материалов с применением методологии АИ; учреждены Отделение энергетики, электротехники и радиоэлектроники Академии изобретательства и Студенческая академия изобретательства, использующие АИ в качестве основного методического средства.

Дальнейшее развитие АИ проводится в следующих направлениях [1]: освоение сети Интернет для проведения патентно-информационного поиска, публикаций и коммерческой реализации патентов; разработка эффективных способов прогнозирования обликовых признаков с использованием известных методических средств (АРИЗ, экспертные программы – "Эдисон", "ИМ" и др.), изучение творческих процессов перехода от обликового решения к функциональному и техническому; применение психологических средств на принципах антиципации; применение теории математического планирования эксперимента в патентно-информационных исследованиях и прогнозировании технических решений с заданными свойствами. Исследуются возможности сближения методологии АИ с развивающимся направлением "Академическое открытие" [2].

Таким образом, есть основания полагать, что развитие АИ как самостоятельного направления научных исследований, образовательной и практической творческой деятельности подготавливает становление и развитие отраслевых эврологических научно-технических направлений, например, "Эвристические основы проектирования радиоэлектронных систем", а также формирование новых возможных академических квалификационных уровней, например, "бакалавр-изобретатель", "инженер-изобретатель", "магистр-изобретатель".

Ряд рассмотренных перспектив АИ разрабатывался, обсуждался и исследовался в процессе обучения и при участии авторов, использовался при выполнении квалификационной работы, публикации и патентовании изобретения [3, 4].

Литература

1. Мельников Б.С. От академического изобретательства – к изобретательской технологии // VII Академические чтения "Образование и наука: проблемы и перспективы развития" : Тез. докл. – СПб :Изд-во СПбГТУ, 2001. С.69-71.

2. Мельников Б.С. Академическое открытие: парадигма, определение, демонстрация // Научно-практический семинар "Проблемы и перспективы регистрации научных открытий в области общественных наук". – М. :РАЕН, МААНОИ и др., 2002. С. 20–29.

3. Теличев А.В., Мельников Б.С. Изобретение измерителя концентрации углекислого газа // Десятая межд. научно-технич. конф. студентов и аспирантов "Радиоэлектроника, электротехника и энергетика" : Тез. докл. в 3-х т. – М. :Издательство МЭИ, 2004. Т.1., 488 с. С.156-157.

4. Патент RU 2255325. Измеритель концентрации газа / А.В. Теличев // БИ. 27.06.05.

Просмотров работы: 1035