ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дидактические положения академического изобретательства (АИ) определяют возможности разработки рамочных и технологических средств АИ с учетом реальных условий учебного процесса университета. Из большого множества идей, например [1, 2], можно выделить следующие, на наш взгляд, концептуальные положения АИ.

1. АИ решает 3 основные задачи: (1) научиться изобретать технические средства, которые бы составили основу для будущей или текущей квалификационной работы, (2) научиться разрабатывать личные творческие средства и (3) научиться доказывать промышленную применимость разработанных средств путем компьютерного сравнительного моделирования.

2. Решение задач обеспечивают три курса-модуля, из элементов которых компонуются для различных контингентов слушателей отдельные дисциплины или циклы под общим названием "Академическое изобретательство". Содержание курсов-модулей следующее.

3. Курс-модуль "Культура технического творчества". Целью курса является формирование личной культурной потребности создания социально-значимых проектов, превосходящих современный уровень техники, и культуры их патентования. Результатами оказываются освоение метода экспресс-изобретательства и изобретение, которое, возможно, подается в ФИПС для получения патента на изобретение.

4. Курс-модуль "Методы технического творчества". Целью курса является формирование и развитие методологического потенциала студента в направлении создания и реализации проектов социально-значимых технических устройств и систем. Результатами творческой деятельности оказываются: разработанный личный творческий метод, 1–2 патентоспособных технических решения, заявка на выдачу патента на изобретение, выступление на Студенческой научно-технической конференции (с публикацией тезисов доклада, возможно, в Интернет).

5. Курс-модуль "Поисковое проектирование (в профессионально ориентированной области)". Целью курса является формирование профессионального уровня поисковой творческой деятельности путем включения в реальный процесс выполнения квалификационной работы и сравнительного моделирования найденных технических решений на ПК. Результатами творческой деятельности оказываются: макет творческой части квалификационной работы; несколько патентоспособных технических решений; выступление на студенческой или научной конференции с публикацией тезисов доклада; возможно участие в написании учебно-методических материалов.

6. В рассмотренных курсах на лекции отводится половина учебного времени, а остальное используется для проведения семинарских занятий и выполнения лабораторно-практических работ преимущественно в сети Интернет. Все творческие действия выполняются на базе материалов, фрагменты которых имеются в памяти ПК.

Рассмотренные дидактические положения АИ разработывались и исследовались в процессе обучения и при участии автора, обеспечили выполнение квалификационной работы, публикацию и патентование изобретения [3, 4].

Литература

1. Взятышев В.Ф., Мельников Б.С. Академическое изобретательство как элемент трансакадемической технологии образования // Юбил. сб. тр. / Сост. В.И. Макаров.– В.Новгород :НовГУ, 2001. С. 84-88.

2. Взятышев В.Ф., Мельников Б.С. и др. Методы технического творчества. Ч. 1, 2. – М. :МЭИ, 1988. 39 с.

3. Сасим С.В., Мельников Б.С. Изобретение дифференциального вектор-кардиографа // Десятая межд. научно-технич. конф. студентов и аспирантов "Радиоэлектроника, электротехника и энергетика" : Тез. докл. в 3-х т. – М. :Издательство МЭИ, 2004. Т.1., 488 с. С.153-154.

4. Патент RU 2268641. Дифференциальный вектор-кардиограф / С.В. Сасим // БИ. 27.01.06.

Просмотров работы: 919