МЕТОДЫ УСКОРЕНИЯ ПРОЦЕССА АКАДЕМИЧЕСКОГО ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕТОДЫ УСКОРЕНИЯ ПРОЦЕССА АКАДЕМИЧЕСКОГО ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА

Мельников Б.С., Дороватовский П.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В учебном процессе технического университета в настоящее время не предусматривается должных затрат учебного времени на предпроектные исследования и академическое изобретательство. Однако потребность в повышении качества квалификационных работ возрастает. Это противоречие в определенной мере снимается в академическом изобретательстве применением методики экспресс-изобретательства (МэИ) [1, 2] и разрабатываемого студентом на ее основе личного творческого метода (ЛТМ), учитывающих прагматику студенческого изобретательства – необходимость выполнения академических квалификационных работ, а также возможность получения патента РФ и введения его не только в учебный процесс, но и в коммерческий хозяйственный оборот.

Элементами структуры МэИ являются действия (организационные, технические и мыследействия) и их последовательность. Действия разделены на основные и вспомогательные, определенного порядка и произвольного, выполняемые совместно с научным руководителем и самостоятельно. Регламент деятельности определен следующий [2].

1. Выбор темы, предметной области и объекта АИ выполняются с помощью как простых, так и наукоемких методических средств, включающих рекомендации экспертов, потребности учебной и научной работы на кафедрах, но прежде всего в процессе исследований в патентно-технических фондах и сайтах fips.ru и ep.espacenet.com.

По сайту fips.ru и ключевым словам темы определяют индексы Международной патентной классификации (МПК) объекта АИ и просматривают описания его аналогов. По каждому классу МПК проводят поиск и предварительный отбор аналогов на основе академического и коммерческого принципов – достаточны ли наукоемкость объекта для использования в квалификационной работе и его рыночная стоимость.

Описания аналогов выбранного объекта А-0 подбираются в виде "цепочки изобретений" А-1, А-2, ..., А-n, в которой А-0 ссылается на А-1, который, в свою очередь, ссылается на А-2 и т.д. Опыт показывает, что для академических целей достаточно подобрать "цепочку" из трех аналогов: [А-2, А-1 и А-0].

2. Информационные исследования заключаются в изучении текстов каждого отобранного описания изобретения (ОИ), его структурно-функциональном анализе и заполнении информационных таблиц библиографического, творческого и функционального анализа, данные которых сводятся в результирующую прогностическую таблицу, состоящую из системного, функционального и конструктивного разделов.

3. По этой таблице путем эвристического прогнозирования по композиционным признакам с учетом закономерностей развития техники получается новое обликовое решение в виде набора обликовых признаков, по которому составляется функционально-структурная схема, развиваемая далее в структурную схему нового технического решения, которое и заявляется в патентное ведомство.

Изложенный регламент конкретизирован при разработке ЛТМ в области медицинской радиоэлектроники в виде 15 действий, выполняемых за 24 академических часа, причем алгоритмические элементы действий занимают 19 часов, а эвристические элементы – 5 часов, что соответствует наукопривычной структуре учебной деятельности. С применением ЛТМ разработано и запатентовано новое техническое решение [3]. Результаты творческой деятельности использованы в 4 публикациях и квалификационных работах.

Литература

1. Мельников Б.С. Метод экспресс-изобретательства // Тез. докл. Международной НТК "Проблемы радиоэлектроники (К100-летию радио)". – Магистр. №2. 1995. С. 35-36.

2. Мельников Б.С. Академическое изобретательство : Метод. пос. – М. :Издательство МЭИ, 2003. 48 с.

3. Патент RU 2201137. Устройство для оценки устойчивости вертикальной позы человека / П.В. Дороватовский // БИ. 27.03.2003.

Просмотров работы: 936