Результаты патентно-информационного мониторинга показывают, что в настоящее время постепенно сокращаются объемы отечественной интеллектуальной собственности. Однако открылись возможности получения и коммерческой реализации патентов, что актуализирует прагматику изучения АИ, особенно в университетах, где обучение может проводиться бесплатно и в рамках учебного процесса.
При этом реализуется основное назначение АИ – способствовать повышению эффективности учебного процесса под девизом "От творчества – к знаниям", повышению качества творческой части академических квалификационных работ (курсовых и дипломных проектов, бакалаврских работ и диссертаций) [2].
Полагается, что основная среда (субъекты) АИ – студенчество и преподаватели технических университетов. Основные средства (объекты) АИ – социально-значимые технические средства: технические системы и устройства, разрабатываемые в курсовых и дипломных проектах, бакалаврских работах и в диссертациях. Основной метод АИ – метод экспресс-изобретательства (МэИ), определяющие процедуры которого построены на принципах социальных технологий, междисциплинарности, информатизации и прогностики. Предполагается на основе МэИ разработка студентом личного творческого метода (ЛТМ), учитывающего особенности конкретного субъекта и конкретного объекта творчества. Начальные требования к субъекту обучения – добровольность обучения, обязательность посещения занятий, знание ПК в объеме редактирования текстовых файлов.
АИ направлено в большей мере на социально-технические проблемы общества, т.е. удовлетворение новых потребностей социосферы с помощью изобретений в техносфере, которые, однако, не требовали бы превышения прежнего расхода общественных ресурсов.
В силу глубины содержания понятия "социальная технология" (включающего информационный, деятельностный и организационный аспекты), имеются пересечения и с другими сторонами концепции АИ.
Учитывая основные положения социально-технологической концепции АИ в качестве области личного технического творчества выбрана медицинская радиоэлектроника, изучено направление электронной стетоскопии, разработано и запатентовано новое техническое решение [3]. Результаты творческой деятельности использованы в трех публикациях и квалификационных работах.
Литература
1. Взятышев В.Ф., Романкова Л.В. Социальные технологии в образовании. – Высшее образование в России. 1998. №1. С.28-38.
2. Мельников Б.С. Академическое изобретательство: социально-технологическая концепция // Тез. докл. Пятых Академических чтений МАН ВШ "Образование и наука на рубеже ХХI века: проблемы и перспективы развития".– Казань: МАН ВШ и др., 1999г. С.200-204.
3. Патент RU 2229843. Многоканальный электронный стетоскоп / А.В. Антонов // БИ. 10.06.2004.