ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, КАК ОСНОВА ИНДИКАТОРОВ КАЧЕСТВА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, КАК ОСНОВА ИНДИКАТОРОВ КАЧЕСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Качество медицинской помощи в России – статья неуклонной заботы и преобразований на уровне Министерства здравоохранения страны. И сегодня контроль и надзор в этой сфере являются стратегической целью Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Выполнение данной задачи призвано обеспечить реализацию прав граждан Российской Федерации на достойную охрану здоровья.

По мысли администраторов здравоохранения ключевым индикатором качества медицинской помощи является согласованный (принятый) показатель, по которому можно оценить состояние системы оказания медицинской помощи с целью разработки мероприятий по ее совершенствованию в рамках выполнения Программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи.

Однако знакомство с рекомендациями по данному вопросу вызывает двоякое чувство и прежде всего потому, что подход к достижению качества оказания медицинской помощи осуществляется механистически. В перечнях индикаторов качества выпадает очень важное звено – исполнитель, психофизиологические и психические особенности его личности.

В советское время существовала статистика потерь страны от того, что человек оказался не на своем месте, не совсем правильно выбрал профессиональную стезю, заработал профзаболевание, оказался травмированным. Теряла же Россия ежегодно в то время по этим статьям безвозвратно более двух миллиардов долларов! Сегодня такой тщательной статистики по стране нет. Однако от этого острота вопросов охраны труда не снижается. Глубинная же суть проблемы качественного труда и подготовки кадров массовых профессий на современном этапе в том, что мы сегодня, как и испокон веку, не процесс труда подстраиваем под человека, а человека под процесс. Наши «коронные» лозунги советских времен: «не можешь – научим», «не хочешь – заставим», «советский человек может все», «незаменимых нет», «через трудности к звездам».., – остаются ходовыми и сегодня.

Безусловно, совершенно необучаемых массовым профессиям, а профессия врача, фельдшера и медицинской сестры относятся, как раз, к массовым, конечно же, практически нет. Нет и совершенно «глухих» к вопросам подготовки кадров организаторов производства, но вот учет анатомических, особенно, упомянутых выше психофизиологических «нюансов» личности постоянно игнорируется, считается несущественным. Да, организм – очень хорошо «скроенная» природой биокибернетическая конструкция, она достаточно долго не ломается, но… Не будет учета особенностей личности работника – не будет эффекта ни от обучения, ни от научения. Никогда не сформируется ни мотивация, ни рабочий динамический стереотип, а о качестве труда и речи быть не может.

На беду руководства страны, молодежь, завтрашняя опора страны, определяясь с выбором своего профессионального пути, ориентируется на его чисто внешние признаки, престижность. И мало задумывается над тем, что профессия порой предъявляет такие требования к организму, которые, в силу своей природы, он компенсировать не может. И освоение её, вопреки логике, приведет не только к разочарованию, но и к заболеванию. Если у человека от природы не развита кинестезия (ориентация в пространстве), то ему никогда не быть, скажем, гимнастом в цирке или кем-то еще, где эта профессионально значимая функция необходима. Если нет природной чувствительности пальцев (тактильность), то никогда не освоить такую профессию, где требуется это качество. И список этих «если» был и (на данный момент) остается весьма обширным! Профессию, безусловно, можно освоить и проигнорировав недостаточное развитие профессионально значимых функций, но ценой неизбежной потери здоровья. К чему приводит такой «облегченный» подход к подготовке и использованию кадров мы хотели бы показать на примере исследования связи психологических и психофизиологических особенностей личности с производительностью её труда.

Из группы 100 медицинских сестер нами по методике психологического типирования Д. Кейрси [1,4] были выбраны в случайном порядке трое исполнителей производственного задания с разными типами темперамента (по Д. Кейрси): SJ, SP и NF. Им было поручено нарезать за шесть часов работы 1800 марлевых салфеток и скрутить 1800 ватно-марлевых тампонов, то есть, подготовить к стерилизации 3600 парных изделий, табл.1.

Таблица 1

Принятый режим работы

Медсестры и их тип темперамента

Время работы

(мин)

Салфетки

Тампоны

1. SJ

360

1800

-

2. SP

360

-

720

3. NF

360

-

1080

ИТОГО: 3600 изделий

По нашим данным, вторая медсестра, в сравнении с коллегами, с большим напряжением справлялась с порученной работой. Встал вопрос: можно ли как-то облегчить ее труд, и , вообще, – усовершенствовать труд этой бригады и повысить его производительность? При тщательном психофизиологическом изучении реакции медицинских сестер на трудовую нагрузку и хронометражных замерах выяснилось, что первая медицинская сестра в равной степени успешно справлялась с работой по изготовлению и салфеток, и тампонов: по пять изделий разной номенклатуры в минуту, вторая медсестра – шесть и два, третья – пять и три соответственно. Зарегистрировав это ситуацию, мы несколько изменили процесс труда второй медицинской сестры: на салфетки ей отвели 90 минут, на тампоны – 270 минут, синхронизировав работу её коллег в соответствии с их собственными хронометражными данными, табл.2.

Таблица 2

Первая модернизация трудового процесса

Медсестры и их тип темперамента

Время работы

(мин)

Салфетки

Тампоны

1. SJ

360

-

1800

2. SP

90-270

540

540

3. NF

360

1800

-

ИТОГО: 4680 изделий

Объем изготовленных бригадой изделий вырос на 1080 . Как оказалось, этим не исчерпывались возможности совершенствования трудового процесса. Поскольку, второй медсестре лучше, чем коллегам, удавалось раскраивание салфеток, ей и было поручено изготавливать только эти изделия. Две другие медицинские сестры, опять же, синхронно включились в процесс труда на благоприятных для них условиях. Производительность труда испытуемых возросла еще на 540 парных изделий, табл.3.

Таблица 3

Вторая модернизация трудового процесса

Медсестры и их тип темперамента

Время работы (мин)

Салфетки

Тампоны

1. SJ

360

-

1800-

2. SP

360

2160

-

3. NF

90-270

450

810

ИТОГО: 5220 изделий

Таким образом, конечные результаты работы медсестер, выросли более, чем на 40% в сравнении с началом трудового процесса. Причем, с психофизиологических позиций, не было никакой интенсификации труда, не было зафиксировано и ухудшения самочувствия испытуемых!

В 70-е годы ХХ столетия у нас была сформирована система профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи на массовые профессии. Какие бы изъяны она тогда не имела, благополучно разрушив её, мы так ничего в противовес за последние десятилетия и не создали. Приведенные в данном сообщении факты говорят о том, что в тщательнейшем предварительном отборе претендентов на профессию заложена не только высокая производительность труда и его качественность, но и «вылавливание» тончайших, донозологических, сдвигов в организме работника под влиянием трудового процесса, которые могут спровоцировать не только нарушение состояния здоровья, но и психосоматическое заболевание.

Литература:

  1. Жижин К.С. Экспресс-диагностика подсознания. – Ростов н/Д: Феникс, 2006

  2. Овчинников Б.В. с соавт. Ваш психологический тип. – СПб, 1995

  3. Потемкина О.Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета. – М., 1993

  4. Keirsey D., Bates M. Please Understand Me. Character and Temperament Types. – Gnoseology Books Ltd., –1984.

  5. Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education.– Chicago,1980
Просмотров работы: 3730