ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В РОССИИ

Просина С.А. 1
1Филиал Российского государственного социального университета в г. Пензе
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Об инновациях в российском образовательной системе заговорили с 80-х годов 20 века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, ее понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований.

Инновация – это результат процесса инвестирования в разработку получения нового знания, инновационной идеи по обновлению сфер жизни людей.

Условия, в которых проходит образование, важны, но не они являются целью инноваций.

Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации.

Педагогическая инноватика рассматривает образование человека, а не какие-либо иные процессы. Главной задачей этой науки является изменения в образовании человека, а не формальные признаки.

Педагогическая инновация — это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Одна из причин развития инновационного обучения и становления - это кризис образования, который признается во всем мире свершившимся фактом. При всех различиях форм его проявления в разных странах общими являются следующие рассогласования:

В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.

Особый интерес имеет православная школа, которая возникла в период «перестройки», в конце 80-х-начале 90-х гг. прошлого века как образовательное учреждение особого типа. Ее появление связано с образовательными потребностями населения и обусловлено массовым приходом людей в храмы. Возникла потребность в систематическом религиозном образовании с тем, чтобы ребенок был поставлен в гармоничное положение в социуме.

За годы своего становления и развития православная школа приобрела статус конфессионного учреждения, где, наряду с качественным светским образованием, учащиеся приобрели основные религиозные знания. Широко известны православные школы Тулы, Новосибирска, Москвы и Подмосковья.

Актуальность обращения к проблеме православной школы на современном этапе возникла в связи с укреплением ее статуса и появлением новых задач по осмыслению особого места конфессионных общеобразовательных учебных заведений в системе общего образования в России.

Всеобщая инновацизация стала визитной карточкой современного Российского образования. Если в начале 90-х гг. авторские школы были эксклюзивным явлением, то конец первого десятилетия двадцать первого века знаменуется массовым переходом образовательных учреждений в статус инновационных школ, активно внедряющие инновационные образовательные программы (например, различные конкурсы) и т.д.

В настоящее время отдельными учеными или коллективами составлены авторские программы по различным направлениям обучения и воспитания (например, школа диалога культур, школа развивающего обучения и т.д.).

Существуют разнообразные модели православных школ, которые требуют изучения, описания, обобщения. Специфика православной школы отражена как на «формальном», внешнем уровне (особенности, связанные с учредителем, структурой и пр.), так и на уровне содержания и построения учебно-воспитательного процесса. На и то, и другое является отражением ее задач. Главная задача православной школы – готовить к жизни вечной «в процессе» жизни временной (В.В.Зеньковский). Решению именно этой задачи подчинена её структура, логика обучения и воспитания, построение учебно-воспитательного процесса, специфика содержания и организации деятельности.

Главной особенностью учебно-воспитательного процесса является его «храмоцентричность» (построение вокруг т.н. богослужебного круга, вокруг литургического «действа»), что налагает здесь также имеет свою специфику. Требует своего решения и задача интеграции основного (базового) и религиозного образования, которые подчас соединены более «механистически».

Вместе с тем, православная школа еще недостаточно «вписана» (интегрирована) как в систему общего, так и конфессионального образования.

Ещё одной проблемой православной школы является педагог. Святитель Феофан Затворник писал, что это должно быть «сословие лиц святейших». Сочетание в педагоге глубокой веры с глубокими знаниями, его «живое» сердце, ясный ум, тактичность требует особого подхода в отборе (подготовке) кадров для конфессиональной школы.

Православная школа как инновационная модель требует особого внимания современной педагогической науки.

Современные воскресные школы сталкиваются с массой объективных жизненных проблем, вызванных, например, историческими причинами.

За годы потрясений, пережитых Церковью в XX в., было воспитано не одно поколение людей, лишенных элементарных представлений о православной вере; в значительной степени была утрачена преемственность опыта внутренней духовной жизни; во многом был предан забвению православный жизненный уклад – все это и обуславливает те трудности в поиске эффективных, "духовно выверенных" форм деятельности, с которыми сталкиваются сейчас организаторы воскресных школ.

Основная программа обучения в современных Воскресных школах включает Закон Божий, Священную историю, историю Церкви, церковнославянский язык. В некоторых шко­лах действует долгосрочная про­грамма обучения (в частности, в школе при московском храме Бого­явления в Китай-городе программа рассчитана на 7 лет). Занятия могут проводиться не только по воскре­сеньям, но и в другие дни. Ведется до­полнительная работа: учащиеся по­сещают богослужения, совершают паломнические поездки, принимают участие в жизни прихода. В ряде школ создаются творческие кружки. Воскресные школы при художественно-производ­ственном предприятии Русской Православной Церкви «Софрино» (Московская обл.) готовит иконописцев. На базе Воскресной школы сущест­вуют также спортивные и военно-патриотические организации: при школе Иоанно - Богословского монастыряв с. Пощупове (Рязанская епархия) созда­на организация «Православные витязи». В школе помимо основных предме­тов преподаются военная история России, строевая подготовка, ав­томобильное дело, рукопашный бой и т. д. В ряде школ предусмотрен летний отдых детей, иногда совмест­но с родителями. Существуют Воскресные школы для дошкольного, школьного воз­раста, для взрослых, семейные, сме­шанные. Программа семейного обу­чения успешно реализуется, например, в московской школе «Живоносный Источник» при храме иконы Божией Матери «Живоносныи Ис­точник» в Царицыне. Наиболее крупные школы преобразуются в дальнейшем в православные гимназии. Существуют Воскресные школы в местах лишения свободы.

В России действуют также Воскресные школы представителей других христианских конфес­сий и других религий.

Таким образом, православная школа возникла в ответ на общественный запрос семьи. Это особое образовательное учреждение, которое, наряду с образовательным, решает задачи конфессионного обучения и воспитания.

Просмотров работы: 2846