Иностранные инвестиции имеют большое значение для развития страны и являются необходимым условием для вовлечения России в мировую экономику. За счет иностранного капитала ускоряется экономический и технический рост, активизируется конкуренция, внедряются новые формы производства, а также привлекается высококвалифицированная рабочая сила [1].
На территории Приволжского федерального округа расположена значительная часть российской индустрии – 21%. Не ее развитие и на показатель концентрации промышленности продолжает оказывать существенное влияние ряд объективных факторов - степень развития транспортной и инженерной инфраструктуры, состояние рынков труда, наличие научно-исследовательских и образовательных учреждений.
Одним из определяющих факторов, влияющих на привлечение иностранных инвестиций, являются последствия мирового экономического кризиса 2008-2009 годов. Кризис в значительной степени повлиял на социально-экономическое развитие всех регионов округа, усилив пространственную концентрацию промышленности, процесс которой имеет длительный и устойчивый характер [2].
Значительный и более длительный спад в промышленности характеризует регионы машиностроительной специализации, особенно автомобильной (Самарская и Нижегородская области), вследствие сократившегося спроса на продукцию указанной отрасли.
По оценке Moody’s, Саратовская область сохранила «негативный» прогноз рейтинга вследствие сохранения текущего и общего дефицитов бюджета. В 2009-2012 годах правительство региона приняло на себя некоторые дополнительные расходы социального характера, в то время как доходы бюджета были недостаточным для покрытия принятых обязательств. Тем не менее, накопленный долг в настоящее время находится на уровне, соответствующем данной рейтинговой категории.
Для ускоренного развития регионов Приволжского федерального округа в соответствии с рекомендациями рейтинговых агентств необходимо:
- улучшить условия инвестирования для иностранного капитала;
- увеличить темпы роста экономики за счет увеличения объема финансирования затрат на научные исследования и разработки в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства, в том числе в инновационной сфере;
- продолжить формирование условий для увеличения производства товаров с повышенной долей добавленной стоимости [2].
Большинство регионов стремится оказывать максимальную поддержку инвестиционным проектам в виде различных финансовых и нефинансовых мер, которые максимально учитывают интересы инвестора и минимизируют его риски.
Одним из основных показателей высокой иностранной инвестиционной привлекательности региона является создание условий для привлечения иностранных инвестиций [1].
В настоящее время только в 4-х регионах округа сформирована специализированная нормативная база, регулирующая деятельность иностранных инвесторов (Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Пермский край, Оренбургская область).
Стимулирование привлечения инвестиций в экономику регионов является доминирующим элементом проводимой в последнее время региональной экономической политики. Стимулирование осуществляется в двух видах: через налоговые и нефинансовые инструменты.
Налоговое стимулирование или финансовую поддержку регионы округа осуществляют в виде налоговых льгот, компенсации части процентной ставки по кредитам, возможностей предоставления инвестиционного налогового кредита, госгарантий. Налоговые льготы инвесторам предоставляют все регионы округа; частичную компенсацию процентной ставки
применяют большинство субъектов Российской Федерации (кроме Чувашской Республики, Самарской и Саратовской областей). Ни один регион округа на данный момент не применяет механизмы инвестиционного налогового кредита. Проведенный анализ показывает эффективность для экономики регионов налогового стимулирования инвестиций: налоговые льготы и иные финансовые инструменты стимулирования инвестиций окупаются для регионов и округов, во-первых, за счет объема привлекаемых в экономику инвестиций, во-вторых, за счет бюджетного эффекта – налоговых поступлений при реализации инвестпроектов. На каждый рубль предоставленных за счет бюджетов регионов округа налоговых льгот и преференций приходится 6 рублей инвестированных в экономику средств.
По регионам ситуация отличается: наибольшая инвестиционная отдача
достигнута в Республике Татарстан и в Нижегородской области (34,3 рубля и 21,7 рубля соответственно); наименьшая отдача в Республике Мордовия и в Оренбургской области.
Нефинансовые инструменты. На территории регионов округа создаются технопарки, бизнес- инкубаторы, действуют особые экономические зоны, многофункциональные центры, работающие по принципу «одного окна», созданы и работают координационные советы по инвестиционной политике при органах государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, все регионы округа оказывают нефинансовую помощь в виде государственной поддержки при разработке и реализации комплексных инвестиционных проектов.
Основные макроэкономические показатели развития инвестиционной сферы Приволжского федерального округа и его регионов за период 2007-2012 годов имеют положительную динамику [3].
Округ обладает значительным потенциалом для повышения иностранной инвестиционной привлекательности, развития деловой активности и реализации масштабных инвестиционных проектов.
Библиографический список:
Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 165-р «О Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 г.» [Электронный ресурс] http://www.rg.ruИнвестиционный климат в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа [электронный ресурс] http://www.pfo.ru
Международное рейтинговое агентство - Moody’s [электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org