Главной задачей повышения качества российского образования является формирование личной готовности учащихся к активной жизненной позиции в современном обществе.
В 2005 году Генеральная Ассамблея ООН объявила десятилетие, Декадой образования в интересах устойчивого развития общества. Европейская экономическая комиссия приняла Стратегию в области образования с целью сохранения устойчивости природных экосистем и социальных структур развития общества [1].
Лабораторией экологического образования Институтом содержания и методов обучения разработана концепция общего экологического образования (2007 г.), в тезисе: «Я – моя деятельность – окружающая социоприродная среда». Предмет изучения - экологическая безопасность жизнедеятельности человека, путем проектирования учебных, часто модельных, социально ориентированных проблемных экологических ситуаций в школе [2].
Экологическое сознание школьников - это интегрированный общекультурный показатель предметного обучения, результат качественной учебно-воспитательной работы образовательного учреждения, по следующим направлениям:
- общекультурные – экологическая культура как компонент общей культуры; - учебно-познавательные – получение экологических знаний из окружающей действительности и реализации экологических проектов, владение методами экологических исследований;
- информационные – отбор информации для принятия решений в экологических ситуациях и т.д.
Формирование экологического сознания способствует развитию у школьников умений применять готовые общеучебные знания, их самостоятельно комбинировать, использовать в разных сочетаниях как внешний и внутренний план экологических действий.
Внешний план экологического сознания школьника включает способность к деятельности, по проектированию и моделированию качества окружающей социоприродной среды.
Внутренний план экологического сознания школьника сопоставим с умениями использовать знания в конкретных ситуациях, синтезировать результаты собственной деятельности в гармонии этических, личностных и профессиональных мотивов [7].
Таким союзом экологических действий и личностного развития школьников может стать проект авторской программы «Среда обитания и человек».
Содержание программы отражает элементы интеграции понятий основной общеобразовательной школы, таких дисциплин как «экология-биология» и строится на структуре типовой программы по учебному предмету ОБЖ [4].
Проект программы раскрывает проблемы, возникающие в процессе взаимодействия человека с техногенной и биогенной средой обитания, способен сформировать позитивное отношение и уважение школьников в бережном обращении к природным богатствам родного края. Экологическая деятельность школьников соответствует форме возрастным особенностям и отражает специфику предмета основы безопасности жизнедеятельности 8 класса [5].
Программа «Среда обитания и человек» рассчитана на 1 час в неделю, курс 17 учебных часов.
Цель программы «Среда обитания и человек»
- обобщение и углубление экологических знаний, умений и навыков с основами ОБЖ;
- развитие способности оценки экологических ситуаций, прогнозирование последствий техногенного вмешательства человека в природу;
-формирование экологического мировоззрения к проблемам охраны окружающей среды;
-воспитание бережного отношения к флоре и фауне родного края.
Задачи проекта «Среда обитания и человек»:
-Раскрыть причины экологического кризиса, определить пути решения экологических проблем разного уровня (локальный, региональный, глобальный);
-Определить значение устойчивого развития природы и человека, на биосферном уровне;
- Получить представление о развитие техногенной структуры в обществе и ее влияние на окружающую среду;
-Создать условия для развития у учащихся творческой, учебно-исследовательской, проектной и экологической компетентностей.
В программе экологические взаимоотношения человека на уровне техносферных и биосферных преобразований проводится в соответствие с основным дидактическим принципом – от простого к сложному, от полученных знаний к умениям и навыкам.
Обоснование программы происходит по следующим принципам: научности излагаемого материала; гуманизации в соответствии с интересами школьников; системности и доступности в использовании метапредметной структуры ОБЖ, экологии и биологии.
Особое внимание в программе «Среда обитания и человек» уделяется отношению человека к природе, влиянию антропологического и техногенного фактора, взаимоотношению людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы. Анализ ретроспективы влияния человека на окружающую среду, выявление причины возникновения экологических проблем, значение технических структур для устойчивого развития общества. Программа отражает перспективную способность людей находить компромиссные решения в социальной сфере, устойчивые гармоничные отношения человека, как между собой, так и на биосферном уровне.
Логика изложения и содержание программы «Среда обитания и человек» соответствуют требованиям государственного стандарта основного
общего образования по курсу ОБЖ, согласно закону РФ «Об образовании», статья 9, пункт 8.
Программа «Среда обитания и человек» направлена на закрепление умений и навыков в проведении исследовательских работ, опирается на полученные учащимися знания по предметам естественнонаучного цикла. Обобщение экологических понятий, научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивает успешное формирование экологического и природоохранного мышления школьников в системе безопасного жизнеобеспечения.
Формами организации образовательного процесса являются: урок, дискуссия, мини-исследование, практические работы, создание проектов, конкурс рисунков, конференция по защите рефератов.
Методы по формированию позитивного опыта жизнедеятельности (рефлексивные методы): пример, убеждение, упражнение, переживание, поощрение, осознание и самоанализ.
Методы исследовательских работ [6].
1.Эмпирические методы:
- наблюдение прямое и косвенное;
-слежение (мониторинг) за состоянием окружающей среды;
-экспериментирование: постановка опыта как способа проверки гипотезы, оформление результатов, составление отчета;
-оформление наблюдений и опытов в виде таблиц, диаграмм, графиков.
2.Теоретические методы:
-анализ и обобщение данных, формулирование выводов.
3.Социологические методы:
-составление опросника и плана беседы с целью сбора экологических данных на проживающей территории.
Разделы программы «Среда обитания и человек».
1.Введение (1ч). Человек. Среда обитания. Оболочки жизни. Учение В.И.Вернадского о ноосфере. Значение человека в планетарном масштабе на развитие живого мира на Земле.
Эколого-практическая направленность раздела.
Пропедевтический этап формирования экологического мировоззрения.
Цели и задачи: приобретение первоначального опыта экологической деятельности; навыки поведения в окружающей социоприродной среде; первоначальные представления о взаимоотношениях человека с окружающей средой; практические умения и навыки интерьерного содержания растений и животных.
Практические задания по проектированию оценки экологического сознания школьников: посадка кустарников и деревьев, работа по экологически грамотному обустройству территории школы, забота о «зимнем саде», работа в «живом уголке», фотоохота [3]. Экологические рисунки (Ермаков Д. С., 2003).
2. Фактор риска в техногенных чрезвычайных ситуациях (2ч).
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Взрывы в жилищах. Действие опасных веществ и оказание первой медицинской помощи при отравлениях и ожогах бытовой химией. Способы эвакуации из горящего здания, транспорта. Влияние пагубных привычек человека в сфере жизнедеятельности как на причину частых аварий.
Эколого-практическая направленность раздела.
Методика «Натурафил» (Ясвин В.А., 2000) по выявлению интенсивности субъективного отношения человека к природе.
Практическое задание. «Зеленая» карта города.
Проблема: Большое количество городского и личного транспорта, приводит к уменьшению зеленых зон, что увеличивает степень экологической деградации у подрастающего поколения.
Цель работы: Выявление участков посадки зеленых насаждений на территории города, с целью создания проекта «Зеленый город» с вынесением предложений по оптимальному озеленению и выявлению патологических районов, нуждающихся в уходе и заботе.
Ход работы: создание карты города, для выявления в городе «черных» зон, участков без зеленых насаждений.
3. Экология города (2ч). Правила безопасного поведения в городской и пригородной зоне. Экологические факторы среды в условиях города. Компьютер и здоровье. Основные виды электрических и электронных устройств используемые в быту. Звук. Освещение.
4. Антропогенное влияние человека на биогеоценозы (2ч). Классификация активных веществ, способы защиты, прогноз и результат ликвидации опасных веществ в природных условиях. Круговорот веществ в природе (по выбору), система утилизации отходов на промышленных предприятиях.
5. Биоценозы в системе города (2ч). Моделирование способов защиты и своевременного предотвращения аварийных ситуаций (пожары, взрывы, наводнения). Изменение биоценозов (парк, река, луг, водоем) в разное время года. Тонкий лед и опасность передвижения по льду. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Гололед.
Практическое задание. Прорастание семян в воде из разных источников.
Проблема: Степень загрязненности природного ландшафта мешает активному прорастанию семян растений.
Цель: Интенсивное влияние городской среды на произрастание культурных и дикорастущих растений.
Ход работы:
Используя воду из разных источников в летнее время (водопроводная, дождевая, речная) или в зимнее время (участки из разных точек города: проезжая часть, городской парк, снег на реке), пронаблюдать и зафиксировать степень всходов у дикорастущих и культурных растений. Выводы в виде графиков.
6. Экологические системы и человек (2ч). Виды экосистем, особенности функционирования природных систем, законы, принципы, закономерности. Опасные ситуации, возникающие в природе и их причина. Автономное существование человека в природе, причины попадания человека в условия автономного существования. Выживание в природных условиях. Правила безопасного поведения человека в природных условиях. Обеспечение водой и пищей. Сигналы бедствия. Психологическое состояние человека при выживании в природных условиях. Преодоление страха в стрессовом состоянии. Оборудование временного убежища, виды укрытий.
7. Равновесие в природе и техносфера (3ч). Состояние природной среды и жизнедеятельность человека. Оболочки планеты. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Техносфера и человек. Экология и экологическая безопасность. Экологическая система, экологический кризис, экологическая катастрофа. Виды загрязнения биосферы. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика состояния окружающей среды в городе или регионе. Мероприятия по защите здоровья человека, проводимые в местах нарушения экологического равновесия. Возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы.
8. Защита рефератов (2ч).
Цель: формирование экологического мировоззрения школьников через когнитивные, мотивационные, эмоционально-волевые, ценностно-смысловые формы деятельности.
Примерные темы рефератов:
-Озоновый слой – правда или быль!?
-Кислотные дожди – провокация тележурналистов?!
-Что общего между понятием радиация и радиоактивные отходы, проблема века!?
-Природоохранный комплекс мероприятий по сохранению рек родного края.
- Автомобильный «парк» (проект).
- Шум города (исследовательская работа).
- Чистый воздух (информационно-практическая работа).
- Вода (исследовательская работа).
-Благоустройство и озеленение города (презентационный проект).
9. Контрольно-измерительный экологический тест (1ч).
Тест составлен по результатам исследования следующих авторов
(Ермаков Б.С., Зверев И.Д., Рыжов И.Н.).
1. Собственное поведение в окружающей среде.
Мини-сочинение «Отдыхаем на природе всей семьей».
2. Деятельность по улучшению окружающей среды.
Ответить на вопросы: Что я могу? Что я хочу? Почему не получается?
3. Причины безнравственного отношения к природе.
Школьники выделяют причины в тезисной форме для взрослых и детей.
4. Возникает ли у вас потребность как можно больше узнать об экологических проблемах из информационных источниках учебник, радио, Интернет, телевизор (подчерните), оцените личную деятельность-…………. (оценка в 5 баллов).
5. Поставьте по значимости или по важности, следующие экологические проблемы (1, 2, 3….), отметив цифрами: загрязнение воздуха; загрязнение воды; вырубка лесов; мусор на улице города; истребление животных; уничтожение растений; выхлопные газы машин; озоновые дыры; кислотные дожди; выбросы радиоактивных отходов; заводы по переработке нефти, газа и древесины.
Экологическое сознание как продукт учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения, реализуется через активные формы участия школьников в проектах и конкурсах городского, областного и всероссийского уровня.
Список использованной литературы
Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся: теория и практика. М.: МИОО, 2009. 180 с.
Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция – новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2007. - №3.- С.3-8.
3. Коба И. А. Система практических заданий как средство воспитания экологической компетенции учащихся (на примере учреждения дополнительного образования) / И. А. Коба // Известия Уральского государственного университета. – 2007. – № 52. – С. 58-66.
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков. –М.: Дрофа, 2005.-254с.
Примерные программы основного общего образования /Сост. А.М.Водянский, Н.Н.Гара.- 3-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2000.-448с.
Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл./Сост. В.Н.Кузнецов.-2-е изд. – М.:Дрофа, 1999.-160с.
Ясвин В.А. Психология отношения к природе. -М.: Смысл, 2000. - 456с.