ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Cиницина И.И. 1
1Филиал Российского государственного социального университета в г. Пензе
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный период развития общества характеризуется различными преобразованиями, происходящими во всех сферах человеческой жизни. В этих условиях образованию как ведущему социальному институту, создающему и поддерживающему интеллектуальный потенциал страны, отводится ведущая роль. В соответствии с развитием общества должно развиваться и образование. Зачастую, способствуя благоприятному развитию образовательных программ, многими исследователями предлагаются различные инновации, новые технологии для поддержания соответствующего уровня развивающегося современного общества.

Система образования в России и других странах — открытая, непрерывно развивающаяся система, которая обладает рядом особых свойств.

1. Система образования эффективна, если соответствует времени и основыва­ется на стратегии развития общества и человека в нем.

2. Система образования ориентирована на будущее. В тексте одной из реформ образования в Японии дано такое определение: «образование — столетнее ра­стение».

3. Система образования постоянно обновляется целями, содержанием, образо­вательными технологиями, организационными формами, механизмами управ­ления.

Современное образование развивается в разных направлениях и характери­зуется такими свойствами, как: гуманизация, гуманитаризация, дифференциа­ция, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность [2].

Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Указанная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов (программ) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными организациями, действующими в сфере образования, а также их объединениями.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств.

Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизны, оптимальности, высокой результативности, возможности творческого применения инновации в массовом опыте.

Знание вышеизложенных критериев и умение их использовать при оценке педагогических инноваций создают основу для педагогического творчества.

Анализ специальной литературы и опыта деятельности школ свидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы учебных заведений. Можно выделить как минимум две причины нереализованных педагогических инноваций. Первая причина состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации. Второй причиной является то, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении.

Четкое представление о содержании и критериях педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз приводила школу к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом и распоряжением.

Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогическим инновациям.

Различными авторами было предложено огромное количество инновационных технологий социально-педагогической деятельности. В данной статье мы рассмотрим информационные и коммуникационные технологии как средства повышения качества образования. Такие инновации были предложены Денисовой А. Б., Чайкиной Е. В., Концедайловой О. А. и Калинковской С. Б. на II международной научно-практической конференции 20–21 февраля 2012 года, проходившей в Пензе - Ереване – Шадринске.

Денисова А. Б. и Чайкина Е. В. считали, что инновационные и информационные технологии не только повышают качество процесса обучения, но и способствуют и облегчают реализацию одного из важнейших принципов современного образования – индивидуального, личностно ориентированного подхода к учащемуся, который лежит в основе модернизации российской образовательной системы. Личностно ориентированный подход подразумевает ориентацию на развитие личности учащегося с учетом всех его индивидуальных особенностей - возрастных, психологических, физиологических, интеллектуальных, с учетом его самобытности, самоценности, способностей и образовательных потребностей, профессиональной направленности, уже накопленных знаний и субъектного опыта. Широкое, активное и эффективное внедрение и применение информационно-коммуникационных технологий в образовании существенным образом ускоряют передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта, повышают качество обучения и образования, позволяя человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде. Скорейшее внедрение информационно-коммуникативных технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям современности и процессу реформирования традиционной системы образования. Причем решение этой проблемы должно быть не однобоко инструментально-технологическим (максимальное насыщение новыми средствами сферы образования), а комплексным, исходящим из изменения целей образования, ориентированного на жизнь и проблемы информационного общества, из определяющей роли информации и информационных процессов в явлениях природы, общества и деятельности каждого отдельного человека [1].

О. А. Концедайлова считает, что современный ребенок растет и развивается в век информационных технологий, и педагоги должны соответствовать времени и своевременно повышать свою информационно-коммуникативную компетентность [3].

Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования влечет за собой необходимость формирования информационно-коммуникативной компетентности педагогов.

Под информационно-коммуникативную компетентностью понимается приобретение умений самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе – собственную индивидуальную деятельность и работу коллектива, квалифицированно используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий.

Также, использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность педагога:

1) компьютер упрощает ведение различной документации (планирование, конспекты занятий, отчеты и т. п.);

2) педагог, используя компьютер, может готовить разнообразные дидактические материалы, как для детей, так и для родителей;

3) использование Интернета открывает широкие возможности перед педагогом:

– дистанционное обучение;

– конференции;

– виртуальные экскурсии;

– поиск различной информации.

Современный педагог готовится к занятию, используя литературу и определенные интернет-ресурсы, подбирает картинки, иллюстрации, готовит мультимедийные презентации к занятию. Но нужно помнить, что компьютер должен стать помощником педагога, а не его заменителем [4].

Калинковская С. Б.: «Интенсификации процесса обучения в интерактивном образовательном пространстве вуза, а также индивидуализации педагогических воздействий при условии равнозначности результатов образовательной деятельности способствует введение в педагогический процесс таких педагогических технологий, как технология коллективного взаимообучения, технология программированного, информационного и проектного обучения [2].

Технология коллективного взаимообучения имеет большие возможности в решении проблемы стимуляции исследовательской деятельности студентов при работе с текстовым материалом. Специфические особенности заданной технологии способствуют активизации познавательной деятельности студентов, раскрепощают их, побуждают к установлению межпредметных связей.

Использование программированного обучения позволяет стимулировать учебную деятельность студентов вуза, а также индивидуализирует и дифференцирует педагогическое воздействие на студентов. Навыки систематизации знаний, формирующихся у студентов при программированном обучении, и их взаимосвязи позволяют учащимся грамотно выстраивать логику ответа на семинаре или экзамене, облегчают написание контрольных и курсовых работ.

Образовательное пространство вуза постоянно стремится к совершенствованию в процессе применения современных достижений науки и техники, в связи, с чем особенно актуальным стал переход к использованию информационных технологий обучения. Активное внедрение новых информационных технологий позволяет педагогу решить проблемы, связанные с включением студента в сферу информационной деятельности, а также ускоряет и насыщает обучение, позволяя максимально включить учащихся в процесс познания с учетом их особенностей и образовательных потребностей. Использование компьютерной техники позволяет значительно облегчить образовательный процесс как в плане уменьшения фактических объемов, отводимых на хранение и размещение учебного материала, так и в плане организации деятельности конкретного студента [5].

Таким образом, внедрение информационно-коммуникативных технологий позволяет учащимся и педагогам улучшить образовательный процесс, максимально расширить обучение и самообучение, а тем самым саморазвитие, как учеников, так и педагогов.

Список источников и литературы

  1. Денисова А. Б., Чайкина Е. В. Современная экономическая ситуация и необходимость внедрения инфокоммуникативных технологий в образовании // Инновации и современные технологии в системе образования: материалы II международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2012 года. Пенза - Ереван - Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. 388 с.

  2. Калинковская С. Б. Введение современных педагогических технологий в интерактивный учебный процесс как способ оптимизации высшего образования // Инновации и современные технологии в системе образования: материалы II международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2012 года. Пенза - Ереван - Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. 388 с.

  3. Концедайлова О. А. Информационные и коммуникативные технологии как средства повышения качества образования // Инновации и современные технологии в системе образования: материалы II международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2012 года. Пенза - Ереван - Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. 388 с.

  4. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2002. 432 с.

  5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

Просмотров работы: 4034