В настоящей статье описано моделирование бизнес-процесса «Оказание дополнительных платных услуг» деканата. В модели представлен несложный математический аппарат, иллюстрирующий учебную работу деканата ВУЗа. Целью рассматриваемого процесса является идентифицирование ролей и обязанностей служащих.
В модели оказание ДПУ приведены 11 работ:
«Рассмотрение заявления в деканате»: на входе мы имеем заявление студента, управлением является правила оказания ДПУ, механизм – декан/зам. декана по учебной работе, на выходе студент либо получает отказ, либо визу декана.
«Рассмотрение заявления в ректорате»: теперь входом будет являться виза декана, механизмом ректор/проректор по учебной работе, управлением по-прежнему будет правила оказания ДПУ, на выходе мы также получим либо отказ, либо визу ректора.
«Заполнение договора и подпись на 1 и 3 стр., расчет денежной суммы»: на входе – виза ректора, управлением теперь будет являться правила оформления договора ДПУ, механизм – начальник УМУ, на выходе мы имеем договор.
Такое управление, как правила оформления ДПУ, у нас будет для всех оставшихся работ.
«Рассмотрение договора»: на входе мы имеем договор, на выходе – договор подписанный ректором, механизмом будет ректор/проректор по учебной работе.
«Рассмотрение заявления»: на входе – договор подписанный ректором, на выходе – печать, механизм – канцелярия.
«Регистрация договора»: на входе мы имеем заявление с печатью и 1 экземпляр договора, на выходе – зарегистрированный договор, механизм – на входе – договор подписанный ректором, на выходе – печать, механизм – УМУ.
«Оплата»: на входе – зарегистрированный договор, на выходе – квитанция об оплате, здесь добавляется еще одно управление – указанная в договоре сумма, механизм – бухгалтерия.
«Оформление приказа»: на входе – заявление, 1 экземпляр договора ДПУ, копия квитанции об оплате, на выходе – приказ, механизм – декан/зам. декана по учебной работе, добавляется управление – правила оформления приказа.
IX. «Рассмотрение приказа»: на входе – приказ, на выходе – либо направление на сдачу указанных дисциплин, либо подписанный ректором приказ, механизм – ректор/проректор по учебной работе.
X. «Ликвидация разницы в учебных планах»: на входе – направление на сдачу указанных дисциплин, на выходе – ликвидация разницы в учебных планах.
XI. «Регистрация приказа»: на входе – подписанный ректором приказ или ликвидация разницы в учебных планах, на выходе – оказание ДПУ, механизм – диспетчер деканата.
Благодаря этой модели мы получаем четкое распределение ролей и обязанностей работников ВУЗа.
Действия всех сотрудников и подразделений, выполняющих свои обязанности в соответствии с такой моделью, отлажены, скоординированы и направлены в русло общего процесса для достижения общего результата.