ДИНАМИКА ДОВЕРИЯ И НЕДОВЕРИЯ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ США И СССР ВО ВРЕМЯ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ДИНАМИКА ДОВЕРИЯ И НЕДОВЕРИЯ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ США И СССР ВО ВРЕМЯ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Тетерева А.О. 1
1Тульский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как известно, холодная война проявлялась не только в политической и военной сферах, но и в культуре, массово влияя на психику людей, вселяя в них, по большей степени, страх и недоверие к другой нации. На культуру давила идеология, в которой так же проявлялся дух соперничества, дух противостояния капитализма и социализма. Это соперничество и определяло те установки, которые прописывали правительства своему народу, задавая направление в искусстве, музыке, кино и пр.

Откуда же появилось такое недоверие, державшее весь мир в нервном напряжении «в окопах и с оружием в руках»?

Феномены доверия и недоверия взаимосвязаны и не всегда исключают друг друга в отношении к объекту, хотя мыслятся как противоположные. Они имеют ценностно-смысловую основу, то есть одним из условий их возникновения выступают сходство или различие ценностных ориентаций. Это мы как раз можем наблюдать в противостоянии двух идеологий США и СССР, которые различались не только экономическими и политическими аспектами, но и подходом к личности человека, к обществу. Недоверие крылось в категорическом непринятии другого подхода, его восприятие как чуждого, а значит враждебного. Так же на это повлияла ситуация неопределённости, уязвимости (в связи с обоюдной милитаризацией) и невозможность контроля другой стороны.

Проявления холодной войны в культуре, в целом, повторяли общеполитический настрой, то есть такое же недоверие и выставление противника в худших его чертах, внушение страха перед ним. Холодная война была отражена через музыку, фильмы, книги. Существует достаточно много известных произведений, которые можно очень долго перечислять. Война проявлялась в спорте, в искусстве, даже таком как балет и театр.

Всё было пропитано духом противостояния. Но, как говорилось ранее, недоверие не исключает доверия, они могут проявляться одновременно в отношении к одному объекту.

Попытки к сближению и построению взаимного доверия на политическом фронте отражались и в культуре. Хотя принимались они неуверенно, с подозрением. Так как доверие построить сложнее, чем недоверие, и такая хрупкость доверия аргументируется существованием ряда когнитивных факторов, которые определяют асимметрию процессов создания и разрушения доверия. Во-первых, отрицательные (разрушающие доверие) события больше заметны, чем позитивные (создающие доверие). Во-вторых, события по разрушению доверия приобретают больший вес в суждениях.

В 1972 было подписано множество соглашении между СССР и США об обменах и сотрудничестве в научной, технической, образовательной, культурной и других областях. И действительно, во взаимоотношения двух стран начало проникать взаимное доверие и взаимоуважение. В области культуры это выразилось, например, о совместном создании такого фильма, как «Голубая птица».

Все эти старания были перечёркнуты в 1979 году вводом советских войск в Афганистан. Всякое сотрудничество было прекращено из-за нового витка Холодной войны. В массовой культуре всё вернулось к прежнему.

Первой попыткой прорыва «железного занавеса» стало письмо Саманты Смит, написанное руководителю СССР Андропову в 1983, в самый разгар Холодной войны.

Дальнейшие события привели к распаду СССР и фактическому прекращению Холодной войны. Дальне налаживать сотрудничество нужно уже было с новым государством Российской Федерацией во всех сферах жизнедеятельности. Но и здесь всё началось с недоверия, обусловленного такими прошлыми событиями. И до настоящего момента в отношениях США и России присутствует больше недоверие, чем доверие. Так же всё отражается и в культуре.

Просмотров работы: 4023