СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Сипягина Е.В. 1
1Филиал Российского государственного социального университета в г. Пензе
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований не только педагогической психологии, но и многих других областей психологической науки. С. Л. Рубинштейн писал, что "правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики.

Обучение и развитие - два процесса, находящиеся в сложном взаимоотношении.

Обучение только тогда эффективно, когда оно идет впереди развития.

Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии.

Когда мы наблюдаем за ходом развития ребенка в школьном возрасте и за ходом его обучения, мы действительно видим, что всякий предмет обучения требует от ребенка больше, чем он может дать на сегодняшний день, т. е. ребенок в школе осуществляет деятельность, которая заставляет его подниматься выше самого себя.

В совокупности внутренних условий, необходимых для осуществления развивающего обучения, важное место занимает восприятие.

Восприятие- это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Необходимость развития восприятия обусловлена тем, что с его помощью осуществляется ориентировка в окружающей действительности, организация и регулирование деятельности и поведения в соответствии с объективными свойствами и отношениями предметов и явлений.

Виды восприятия

Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами.

Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

Наблюдение- это активная форма чувственного познания человеком действительности. При наблюдении как самостоятельной целенаправленной действительности уже с самого начала предполагается словесная формулировка целей и задач, направляющих наблюдение на определенные объекты.

Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т.е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся малосущественными особенности предметов.

Чтобы развить наблюдательность, нужна такая организация восприятия, которая соответствовала бы всем необходимым условиям его успешности: ясность задачи, предварительная подготовка, активность наблюдения, его систематичность, планомерность и т.д. Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека.

Рациональное запоминание предполагает первоначальное восприятие органами чувств и затем загрузку информации в память. Сохранение обеспечивается повторением, уменьшающим вероятность забывания.

На этапе восприятия важно обеспечить, в первую очередь, эффективную работу внимания. Если мы воспринимаем информацию невнимательно, о затрудняем запоминание.

Длительное сохранение информации в памяти обеспечивается не только активным концентрированным восприятием и эффективным запоминанием, но и рационально организованным повторением.

Для воспроизведения необходимо быстро найти в хранилище памяти необходимые данные. Ведь этим часто и определяется эффективность работы всей памяти: можно прочно запомнить и сохранить информацию, но в нужный момент не суметь извлечь ее на поверхность.

Исследование запоминания показали, что лучше запоминается материал:-входящий в содержание основной цели деятельности — когда он включен в условия, способы достижения этой цели; (чем более полно информация включена в деятельность человека, тем прочнее она запоминается. Важно не просто накапливать какие-либо знания, но как можно шире их использовать в своей практической деятельности.)

-требующий активной умственной работы;

(чем глубже осмысление запоминаемой информации, тем лучше она сохраняется в памяти. Пользоваться этой закономерностью - значит максимально приблизить процесс запоминания к процессу мышления. Осмысленное запоминание основывается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения объектов. )

-имеющий большое значение для нас, вызывающий у нас интерес и эмоции.

(информация, вызывающая интерес или любопытство, запоминается легко. Связать усваиваемое нами с тем, что интересует нас, вызвать интерес к тому, что запоминается, активно заинтересоваться им - такова одна из основных предпосылок успешного запоминания.)

Познавательные процессы, разворачивающиеся в ходе учебной деятельности, почти всегда сопровождаются положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями, которые выступают в качестве значимых детерминант, обусловливающих ее успешность. Это объясняется тем, что эмоциональные состояния и чувства способны оказывать регулирующее и энергизирующее влияние как на процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, так и на личностные проявления (интересы, потребности, мотивы и др.)

Познавательная деятельность несколько тормозит эмоциональное возбуждение, придавая ему направленность и избирательность. Положительные эмоции закрепляют и эмоционально окрашивают наиболее удачные и результативные действия, возникающие в ходе выполнения учебных задач. При сверхинтенсивном эмоциональном возбуждении избирательная направленность действий нарушается.

Установлено, что эмоции обусловливают динамические характеристики познавательных процессов: тонус, темп деятельности, настроенность на тот или иной уровень активности.

Умения и навыки

Грань между этими понятиями очень тонкая. Умение, и навык – это способность совершать то или иное действие. Разница лишь в степени овладения данным действием.

Принято считать, что ребенок, пытаясь выполнять что-то новое, концентрирует свое внимание на процессе. Это – умение. Со временем ребенок совершенствует умение, доводя данное действие до автоматизма, и вовсе не задумывается над тем, что делает. Это – навык.

Навыки формируются в результате обучения и многократного повторения. Умения же даны природой. Например, новорожденный малыш, который кажется настолько беспомощным, рождается с целым комплексом умений. Он умеет двигать руками и ногами, подносить кулачки ко рту, чуть позже начинает реагировать на звук, поворачивая голову в сторону, находясь на животе, пытается приподнять ее. Позже он делает это автоматически, обретая определенные навыки. Еще один пример: к концу первого класса ребенок уже умеет читать, но мы не можем сказать, что у него есть навык чтения, поскольку делает это он очень медленно, тщательно вдумываясь в то, какую букву он видит перед собой и как она произносится в сочетании со следующей. Но вот в 7-8 классе этот же ребенок будет читать машинально, и тогда уже можно говорить о приобретенном навыке.

Соотношение обучения, воспитания и развития личности показывает взаимосвязь этих процессов. Подобно тому, как целостна и едина личность, так целостен и процесс ее формирования, осуществляемый с помощью обучения и воспитания. Развивать гармоничную личность - значит обучать ее знаниям, умениям, творческой деятельности и формировать эмоционально-ценностное отношение к миру через организацию различных видов деятельности.

Просмотров работы: 2834