«СЕМЬЯ КАК ПЕРВИЧНЫЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА». - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

«СЕМЬЯ КАК ПЕРВИЧНЫЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА».

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Интерес к проблеме социализации, в частности в семье, не угасает на протяжении многих лет в силу высокой значимости социализации ребенка для его дальнейшей жизни в обществе.

По инициативе Президента России двух тысячи восьмой год был объявлен в нашей стране Годом семьи. Обращаясь к парламентариям, глава государства подчеркнул, что проведение в России Года семьи позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей. Важность семьи как первичного института социализации признается на государственном уровне. Именно социологические исследования семьи служат прочным основанием для выработки государственной социальной политики. В позитивном развитии семьи, ее сохранении, заинтересованно общество, государство в прочной надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Социализирующая функция семьи является определяющей в становлении человеческой личности.

В разное время к изучению вопроса о семье, как первичном институте социализации ребенка обращались различные ученые такие, как В.Н. Андреенкова, И.С.Кон, А.В. Мудрик, Ч. Кули, Дж. Г. Мид, Н.Смелзер. [1;4;8]

В современной социологии существует несколько подходов к определению понятия «социализация». Вот некоторые из них:

• процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром;

• процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности, так и под влиянием окружающей среды (влияние родителей, образовательных учреждений, группы сверстников и пр.);

• процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом;

Из множества существующих интерпретаций понятия «социализация» наиболее распространенной является ее понимание, как «процесса усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, установок, обычаев, традиций, коллективных представлений, верований и т. д.). Здесь прослеживается связь социализации и инкультурации как двух аспектов вхождения индивида в социальную среду. Можно сказать, что социализация – это, с одной стороны, процесс стихийного воздействия социальных условий на индивида, а с другой – результат целенаправленного воспитания, осуществляемого социальными институтами по определенным программам.

Одним из основных институтов социализации является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность.

Ребенок не рождается членом общества. «Он рождается с предрасположенностью к социальности и затем становится членом общества».[5] Всестороннее и последовательное вхождение индивида в объективный мир общества или в отдельную его часть называется социализацией. Первичная социализацияесть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация - это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его, общества.

Понятно, что первичная социализация обычно является наиболее важной для индивида, поскольку в процессе первичной социализации конструируется первичный мир индивида и именно семья (в обычных условиях) выступает тем самым первичным проводником индивида, первой ступенью социализации, условием и источником его развития. Из институтов социализации, рассматриваемых по отдельности, именно семья была и остается самым важным и влиятельным.

Значимость семьи как первичной социальной группы определялась многими теоретиками социологии. Так, один из основоположников «теории малых групп» Ч. X. Кули считал, что именно первичные группы, в число которых он включал семью, детские группы, соседство, местные общины, являются основными общественными ячейками и характеризуются интимными, личностными, неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью и малочисленностью. Здесь происходит социализация, формирование личности, усваивающей в ходе взаимодействия основные общественные ценности и нормы, способы деятельности. «X. Кули характеризовал личность как сумму психических реакций человека на мнение о нем окружающих людей (теория «зеркального «Я»)»[3;6] Продолжил его идеи Дж. Г. Мид, который также считал, что «Я» - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми.

Роль семьи в формировании личности ребенка сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. «Выполняя воспитательную, образовательную функцию, семья формирует у ребенка те или иные правила и нормы поведения, цели, ценности и, наконец, закладывает фундамент духовного, мировоззренческого начала».[3;5] Поэтому ни один другой социальный институт не в состоянии в этом смысле заменить ребенку семью.

В современной педагогической науке сложилась устойчивая тенденция рассматривать различные проблемы социализации подрастающих поколений под углом зрения их отношений в семье. Как в отечественные, так и зарубежные исследователи дают достаточно большое количество определений семьи, которые отражают их взгляды на саму сущность этого феномена. Так, А. Г. Харчев рассматривает семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными, родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. П.Сорокин под семьей понимает легальный союз (часто пожизненный) супругов, с одной стороны, союз родителей и детей, с другой, союз родственников и свойственников. Ряд других исследователей, занимаясь анализом семьи, также отмечают, что в основе семьи заложено тесное взаимодействие между ее членами. Не случайно, Л. Галвин и Б. Броммель видят в семейной системе совокупность характера общения, влияющего на сплоченность и приспособляемость ее членов.

Обобщая имеющиеся данные в научной литературе, можно сделать вывод, что семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества, и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии.

«Институты социализации, исполняющие роль трансляторов социального опыта, на разных этапах исторического развития имеют неодинаковое значение и нагрузку».[8] Несмотря на это именно семья остается одним из самых важных институтов социализации ребенка на протяжении всей его жизни. Первый социальный опыт, а также эмоциональное тепло и чувство защищенности могут дать только родители. Согласно А.Г.Харчеву функция социализации детей относится к специфическим функциям семьи, то есть вытекает из сущности семьи и остается при всех изменениях общества.

Семья как институт социализации является одним из древних, включающий в себя:

1. совокупность семейный ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь);

2. общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическое развитие, семейные правила и обязательства);

3. переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т. п.)

Современная семья выполняет многочисленные функции, которые способствуют социализации ребенка. Основные из которых отражены в иерархической структуре, которую можно применить, по мнению А. Н. Елизова, как к отечественной, так и к зарубежной семье. На его взгляд, такая условная структура достаточно полно отражает основные функции семьи:

1. рождение и воспитание детей;

2. сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей

и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала;

3. удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке чувства безопасности, ощущение ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви;

4. создание условий для развития личности всех членов семьи;

5. удовлетворение сексуально-этических потребностей;

6. удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга;

7. организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь;

8. удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми,

в установлении коммуникативных связей с ними;

9. удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве или материнстве, контактах с детьми;

10. организация деятельности по финансовому обеспечению семьи;

11. рекреативная функция- охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний.

Социализация человека в семье осуществляется главным образом благодаря действию традиционного механизма, неосознаваемого некритического восприятия норм и ценностей, господствующих в семье, и самореализации в ней в тех пределах и формах, которые обусловлены ее культурным уровнем, социальным положением и психологической атмосферой.

«Отмеченная А. А. Реаном и Я. Л. Коломинским возможность одновременного существования социализации и как целенаправленного, как нерегулируемого процесса относится и к социализации в семье».[5;7] Нормирование ребенка в семье происходит не только в результате целенаправленного воздействия взрослых (воспитания), но и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи. Социальный опыт формирующейся личности обогащается и при общении с прародителями, и при конфликтах с младшей сестрой, и в результате подражания старшему брату. При этом не все из перенятого и «впитанного» опыта ребенка может соответствовать представлениям его родителей о желаемом поведении, как и не все модели поведения, взятые собственно от матери и отца, соответствуют их призывам и требованиям к ребенку (сформулированным целям). Ребенок впитывает и неосознаваемые родителями формы их поведения, отношения к другим и к себе.

Способы влияния семьи на социализацию личностиможно представить таким образом:

1) состав семьи, или, точнее, структура семьи как единство функционирования ее членов;

2) позиция ребенка в семье — включает в себя его роли в семье.

3) основные (реальные) воспитатели-социализаторы.

4) стиль воспитания в семье.

5) собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи. Вся совокупность позитивных человеческих качеств взрослых членов семьи:

  • нравственных качеств и преобладающих в семье ценностей;

  • волевых (наличие-отсутствие лидерских качеств, мужественности, способности постоять за себя и за детей);

  • эмоциональных (теплота—холодность в отношениях между людьми),

  • интеллектуальных (уровень развития интеллекта старших);

  • культурных (образование, особенности культуры, в том числе этнические особенности);

  • познавательных и творческих особенностей.

Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают или мешают ему искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она способна стать средой самоизменения и ареной самореализации ее членов.

Итак, в любой семье человек проходит стихийную и целенаправленную социализацию, характер и результат которой определяются ее объективными характеристиками: составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными и прочими условиями, ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

О соотношении социализации в семье и семейного воспитания известный русский педагог, писатель А. Н. Острогорский подметил: «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно». [5;7] Семья может жить дружно, относиться дружелюбно к чужим людям, — но может и ссориться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательство не только к посторонним, но и к своим близким.

Индивидуальность ребенка и семью объединяет взаимный интерес, родственная привязанность, зависимость друг от друга, однако в реальности их отношения могут носить противоречивый характер. Поэтому в процессе социализации ребенка семья должка исходить из разумного сочетания трех важных принципов:

  1. ребенок — индивидуальность, имеющая свои потребности физиологические и социальные, которые для достижения успешной социализации необходимо удовлетворять;

  2. другие члены семьи также имеют свои потребности, реализация которых позволяет каждому ее члену воспринимать себя как индивидуальность, причем осуществление этих потребностей связывается с удовлетворенностью собственной жизнью;

  3. семья как целостная система также имеет потребности, удовлетворение которых укрепляет семейный коллектив, создает условия для его успешного функционирования как единого организма.

Разумная балансировка потребностей каждой из указанных сторон требуется от родителей не только в целях сохранения внутрисемейных связей и ролей, но и для правильного освоения ребенком нормативов совместной жизни, для достижения его всесторонней социализации.

Для того чтобы дети достигли всесторонней социализации, и могли полностью развить и проявить свои способности, они должны расти в отзывчивом социальном окружении. Это становится особенно очевидным, если сравнить достижения детей, воспитывавшихся в нормальной семейной обстановке, с детьми, вросшими в сиротских приютах. «Условия развития каждого ребенка можно разместить на непрерывной шкале, начиная от наиболее оптимальных и заканчивая крайне неблагоприятными (такими, которые существуют, например, в сиротских приютах)».[4] Естественно, чем хуже условия, в которых растет ребенок, тем больше отклоняется от нормы его развитие.

А. А. Реан выделяет структурную деформацию семьи (отсутствие одного из родителей) и психологическую деформацию, которая связана с нарушением системы межличностных отношений в семье, а также с принятием негативных ценностей, асоциальных установок. Многочисленные исследования свидетельствуют, что психологическая деформация семьи оказывает сильное влияние на негативное развитие личности ребенка, приводя к различным личностным деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.

От того, в какой семье ребенок воспитан, в значительной степени зависит, каким он вырастет. Впервые недели жизни при обычных условиях мать ребенка является главным интенсивным эмоциональным стимулом. Исследования психологов доказали, что отсутствие матери затрудняет психофизическое развитие ребенка.

В настоящее время исследователи разных специальностей (физиологи, психологи, педагоги, медики) доказывают в своих работах, что ребенок до трех лет особенно предрасположен к воздействию семьи, в первую очередь матери.

Мать помогает справиться ему с чувством страха и вселяет ощущение защищенности, спокойствия, доверия к миру. Только мать понимает каждое движение души ребенка и отвечает ему поддержкой, одобрением, а иногда и необходимым осуждением. Именно с зарождения любви к матери и начинается личность. Но не следует упускать из внимания, немало важное влияние отца на социализацию ребенка. Ребенок, растущий без отца, лишен мужского примера, который особенно значителен для мальчиков старшего возраста в регуляции их поведения, но важен также и для девочек в качестве модели их будущего партнера. Ребенок без отца страдает так же, как правило, от недостатка авторитета, дисциплины и порядка, который в нормальных условиях олицетворяется отцом.

«Люди, не испытавшие в детстве родительской и семейной любви, с возрастом становились несчастными. Не зря вдовство и сиротство издревле считалось большим и непоправимым горем. Обидеть сироту или вдову означало совершить один из самых смертных грехов. Вырастая и становясь на ноги, сироты делались обычными мирянами, но рана сиротства никогда не зарастала в сердце каждого из них»[3;7]. И. С. Кон указывает, что значение семьи как первичной ячейки общества и важнейшего фактора социализации трудно преувеличить.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что семья - важнейший фактор социализации для ребенка. Именно семья есть первичный институт социализации ребенка, она есть первая ступень социализации, условие и источник его развития. Из институтов социализации, рассматриваемых по отдельности, именно семья была и остается самым важным и влиятельным. Семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Физическое развитие связано с налаженностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказываются атмосфера и отношения в семье. В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

Поэтому ни один другой социальный институт не в состоянии заменить ребенку семью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Андриенко Е.В. Социальная психология [Текст] / Е.В. Андриенко. — М.: Академия, 2004. — 264 с.

  2. Вершловский С.В. Личность,семья,школа [Текст] / С.В. Вершловский. — СПб.: Изд – во СПб. ун-та, 1996. — 157 с.

  3. Гогузева Т.С. Особенности процесса социализации в современном российском обществе [Текст] / Т.С. Гогузева // Вестник ВЭГУ. — 2010. — № 4. — С. 91 – 96.

  4. Курасова Т.В. Семья и школа наше содружество основа полноценного воспитания детей [Текст] / Т.В. Курасова // Социальная педагогика. — 2009. — №6. — С. 24 – 30.

  5. Манукян Э.А. Семья и социализация детей [Текст] / Э.А. Манукян // Отечественный журнал социальной работы. — 2011. — № 1. — С. 114 – 117.

  6. Набиуллина В.Р. Основные направления анализа процессов социализации ребенка в семье [Текст] / В.Р. Набиуллина // Дополнительное образование и воспитание. — 2009. — № 6. — С. 3– 9.

  7. Петрищев В. И. Семья-институт социализации подрастающих поколений в Великобритании, США и в Новой Зеландии [Текст] / В. И. Петрищев // Сравнительная педагогика. — 2001. — № 4. — С. 383 – 392.

  8. Шипилов К.А. Целостная природа человека и проблема социализации ребенка [Текст] / К.А.Шипилов // Мир психологии. — 2004. — № 4. — С. 18 – 27.

12

Просмотров работы: 20220