ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Севостьянова Д. В. S.V. 1
1Северо-Кавказский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные и информационные ресурсы. Настоящее время – это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике, так и социально-культурной сфере. Рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, образовательной сфере и т.д. Государственные информационные ресурсы являются необходимым условием эффективной деятельности во всех сферах жизни общества. Количество и качество информационных ресурсов, степень их использования на рубеже XXI века становятся определяющими факторами уровня развития страны и ее статуса в мировом сообществе. Информация – является решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов в целом. Создание и внедрение информационно-телекоммуникационных систем различных уровней и назначений на основе использования современных информационных технологий, интеграции информационных, вычислительных, телекоммуникационных ресурсов и применения технологии открытых систем - это сложная, комплексная, межотраслевая, многоплановая и многоаспектная отрасль, которая требует глубокого изучения.

Все это обуславливает актуальность данной работы.

Цель – выявить сущность и особенность государственных информационных ресурсов и определить их использование в туризме.

Объект исследования – использование и развитие государственных информационных ресурсов.

Предмет исследования – государственные информационные ресурсы.

В соответствии с поставленной целью следует выделить следующие задачи исследования:

  1. Изучить состав государственных информационных ресурсов РФ.

  2. Провести анализ государственных информационных Интернет ресурсов.

В качестве теоретической основы были использованы работы: Антопольского А. Б., Ракитова А.И., Солдаткина А. Е., и др.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Теоретическая значимость состоит в обобщении знаний научных источников по направлению функционирования и деятельности государственных информационных ресурсов.

Объем реферата - 20 страниц. Структура: состоит из введения, двух параграфов, 3 таблиц, заключения, списка литературы, состоящего из 8 источников.

  1. Государственные информационные ресурсы РФ

Государственные информационные ресурсы – это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.

Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

- федеральные ресурсы;

- информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;

- информационные ресурсы субъектов РФ [1].

Государственные информационные ресурсы обеспечивают выполнение задач государственного управления; обеспечения прав и безопасности граждан; поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.

Ряд федеральных органов управления можно назвать исключительно «информационными», поскольку их главной задачей или, по крайней мере, одной из главных задач является формирование государственных информационных ресурсов. В число этих органов входят: Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат), Государственный комитет РФ, но стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт), Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и др.

Особое место среди универсальных «информационных» ведомств занимает Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), формирующее информационные ресурсы для высших органов власти. ФАПСИ генерирует более 40 баз данных по очень широкому тематическому спектру и на основе самых разнообразных источников, включая данные Госкомстата, СМИ, ведомственных и региональных источников, а также на основе деятельности собственных информационных служб.

Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:

1) информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;

2) информационные ресурсы, ориентированные на внешнего пользователя.

Ресурсы второй группы формируются информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами [2].

К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, могут быть отнесены:

  1. Библиотечная сеть Российской Федерации. В этой сети хранится главным образом опубликованная и тиражированная информация, представленная в виде различных отечественных и зарубежных изданий. Эти ресурсы обеспечивают максимальную ретроспективу и охватывают все направления, темы и отрасли знаний. Библиотеки обеспечивают доступность этой информации для массового пользователя.

Библиотечная сеть РФ насчитывает свыше 150 тыс. библиотек и включает:

- публичные библиотеки всех уровней (федерального, регионального и муниципального);

- систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов, входящую в российскую государственную систему научно-технической информации (ГСНТИ);

- информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН);

- библиотечную систему высших учебных заведений;

- сеть муниципальных библиотек;

- сеть сельскохозяйственных библиотек;

- другие системы и сети.

При построении сетей сочетаются отраслевой и региональный принципы.

На федеральном уровне крупнейшими публичными библиотеками являются:

  1. Российская государственная библиотека (РГБ) — 38 млн. единиц хранения;

  2. Российская национальная библиотека — 30 млн. единиц хранения;

  3. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы.

На региональном уровне имеется 217 центральных библиотек всех 89 субъектов РФ и 49,7 тыс. публичных городских и муниципальных библиотек.

Наряду с обслуживанием индивидуальных пользователей библиотеки также ведут обслуживание организаций.

Сеть научно-технических библиотек трехуровневая, включает 7 тыс. библиотек с фондом 10 млн. единиц хранения (без координационного центра - ГПНТБ).

Библиотеки РАН (Российская академия наук) объединены в четыре системы:

система библиотек Сибирского региона, включающая 67 библиотек с фондом 13,5 млн. единиц хранения;

система библиотек Санкт-Петербургского региона, включающая 41 библиотеку с фондом 16,5 млн. единиц хранения;

отраслевая система библиотек по естественным наукам — 13 млн. единиц хранения;

отраслевая система библиотек институтов РАН гуманитарного и общественного направлений — 13 млн. единиц хранения.

Библиотечная сеть вузов включает 500 библиотек — 300 млн. единиц хранения.

Состояние библиотечной сети в период реформ резко ухудшилось. Практически прекратилось финансирование пополнения фондов со стороны государства.

  1. Архивный фонд Российской Федерации. Архивный фонд РФ (АФ РФ) находится в ведении Федеральной архивной службы (Росархив). Объем фондов — 460 млн. единиц хранения. Постоянное хранение архивных документов осуществляют государственные и муниципальные архивы, государственные музеи и библиотеки, учреждения системы РАН. Временное хранение архивного фонда документов осуществляют министерства, ведомства, учреждения, организации и предприятия, отнесенные установленным порядком к источникам комплектования государственных и муниципальных архивов [3].

В архивных фондах хранится управленческая документация (78 %), документы по личному составу (19 %), научно-техническая информация (2 %).

  1. Государственная система статистики - представляет собой совокупность, которая позволяет осуществлять официальный статистический учет первичных статистических данных и административных данных, формируемой на их основе в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации и обеспечивающих формирование информационных технологий и технических средств.

  2. Государственная система научно-технической информации. В настоящее время государственная система научно-технической информации представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций — юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя обязательств.

В состав государственной системы научно-технической информации входят федеральные органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки, отраслевые органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки, региональные центры научно-технической информации.

К федеральным органам научно-технической информации и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков данных по различным видам источников научно-технической информации и направлений науки и техники, относятся [5]:

  1. Всероссийский научно-технический информационный центр Министерства науки и технологий РФ (ВНТИЦ) — по ведущимся в стране и законченным открытым научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, защищенным диссертациям на соискание ученых степеней, алгоритмам и программам;

  2. Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации (ВИМИ) — по научно-исследовательским, опытно-конструкторским работам и результатам научно-технической деятельности оборонного комплекса;

  3. Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс) Министерства науки и технологий РФ — по использованию результатов научно-технической деятельности предприятий и организаций, а также организации обмена этой информацией между регионами;

  4. Всероссийский институт научной и технической информации РАН и Министерства науки и технологий РФ;

  5. Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства науки и технологий РФ, Библиотека РАН, Библиотека по естественным наукам РАН и Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН — по естественным и техническим наукам;

  6. Государственная центральная научная медицинская библиотека Министерства здравоохранения РФ — по медицине и здравоохранению;

  7. Всероссийский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ и Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Российской академии сельскохозяйственных наук — по сельскому хозяйству;

  8. Институт научной информации по общественным наукам РАН — по общественным наукам;

  9. Российский федеральный геологический фонд, Всероссийский научно-исследовательский институт экономики минерального сырья и недропользования и Всероссийская геологическая библиотека Министерства природных ресурсов РАН — по геологии и минерально-сырьевым ресурсам;

  10. Федеральный фонд государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации — по нормативным документам, по стандартизации, метрологии и сертификации;

  11. Федеральный институт промышленной собственности и Информационно-издательский центр Российского агентства по патентам и товарным знакам — по патентной документации, относящейся к изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания и наименованиям мест происхождения товаров, а также по документации, относящейся к зарегистрированным программам для ЭВМ, базам данных и топологиям интегральных микросхем;

  12. Российская книжная палата Государственного комитета РФ по печати — по опубликованным в Российской Федерации произведениям печати и государственной библиографии;

  13. Российский государственный архив научно-технической документации Федеральной архивной службы РФ — по документам научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических организаций и предприятий федерального значения, переданным на постоянное хранение;

  14. Научно-технический центр «Информрегистр» — по электронным изданиям;

  15. Институт промышленного развития («Информэлектро») — по технико-экономической информации и результатам технико-экономических исследований в гражданских отраслях промышленности (обязанности закреплены Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г. № 736);

  16. Ряд других всероссийских государственных структур по отраслям промышленности, сельского хозяйства и видам деятельности.

Порядок формирования федеральных информационных фондов указанных организаций устанавливается законодательством РФ.

Таким образом, в ходе анализа государственных информационных ресурсов, было установлено, что существуют структуры, которые имеют информационные ресурсы, удалось выявить универсальные информационные системы и органы научно технической информации.

  1. Анализ государственных информационных Интернет ресурсов

Государственные информационные порталы организовывают надежные и безопасные коммуникации (Intranet) между субъектами государственной власти федерального и регионального уровня, вертикальный (Федерация - субъект Федерации) обмен экономической, правовой, статистической информацией.

Предоставляется доступ к централизованным базам данных, обеспечивающим работу всех подразделений государственных учреждений (федеральное, региональное законодательство, нормативные акты министерств и ведомств).

Следует отметить, что государственные порталы не являются «хранилищами информации» во всем многообразии сведений и функций. Их задача - представление основных возможностей по работе с системой, размещение уникальной информации и систематизация внешних специализированных ресурсов. Портал также предоставляет возможность обращения к государственным институтам за различными видами финансовой помощи (например, в целях получения образования), регистрировать патенты, товарные знаки, заявлять о необходимости получения удостоверения личности, решать вопросы трудоустройства. Вместе с тем портал содержит обширную информацию общеобразовательного и просветительского характера: исторические сведения, новости науки и техники, полезную практическую информацию [6].

Далее, в данном обзоре был проведен анализ информационного интернет – ресурса, крупнейшего портала – «Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Ставропольскому краю» (http://www.stavstat.ru/). Основной интерес был направлен на рассмотрение предоставленных сведений портала, в качестве выявления статистических данных по направлению социальной сферы - туризм, а именно:

  1. На основе проведенного анализа портал дает возможность исследовать на основе статистических данных показатели деятельности и функционирования - «Курортно-туристического комплекса за январь-июнь 2012 года». Целесообразно рассмотреть статистику на конкретном примере предоставленной информации портала [6].

В разделе портала «Социальная сфера» приведена следующая информация:

Курортно-туристский комплекс за январь-июнь 2012 года.

По данным федерального государственного статистического наблюдения, в январе-июне 2012г. в Ставропольском крае функционировало 131 коллективное средство размещения (без субъектов малого предпринимательства), из них 24 предприятия гостиничного типа и 107 специализированных средств размещения (санаторно-курортные организации и организации отдыха).

Санаториями и учреждениями отдыха обслужено 233,8 тыс. человек, что на 8% больше, чем за январь-июнь 2011г. Доходы от предоставленных санаторных услуг увеличились по сравнению с 1полугодием 2011г. на 20% и составили 5995,4 млн. рублей (см. таблицу №1).

В расчете на одну ночевку доходы коллективных средств размещения составили 1735,9руб. против 1536,5 руб. в соответствующем периоде прошлого года.

Таблица 1 – Основные показатели деятельности коллективных средств размещения в январе-июне 2011 – 2012 г.г.

 

Число средств размещения, единиц

Численность обслуженных лиц, тыс. человек

Доходы от предоставленных услуг, млн. руб.

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

2011г.

2012 г.

Коллективные средства размещения-всего

130

131

262.6

270.2

5089.9

6069.7

В том числе:

           

Специализированные средства размещения

109

107

216.0

233.8

4999.4

5995.4

Предприятия гостиничного типа

21

24

46.6

36.4

91.5

74.3

Таблица 2 – Индексы цен на санаторно-оздоровительные услуги складываются выше уровня соответствующего периода 2011 года (на конец периода, %)

 

Июнь 2010 г. к:

Справочно:

июнь 2011г. к декабрю 2010г.

маю

2012г.

декабрю

2011г.

июню

2011г.

Санаторно-оздоровительные

услуги-всего

102.0

103.3

108.5

105.8

В том числе:

       

санаторий

102.0

103.3

108.5

105.8

Услуги гостиниц

100.0

102.6

111.8

100.0

Услуги в сфере туризма

102.0

104.3

109.5

103.8

Таблица 3 Средние цены на отдельные виды услуг курортно-туристского комплекса (в рублях)

 

июнь

2012 г.

Справочно:

июнь 2011г.

декабрь 2011г.

Санаторно-оздоровительные услуги

     

санаторий, за день

1841.9

1697.5

1783.7

Услуги в сфере зарубежного туризма, за поездку

     

поездка на отдых в Турцию на 8 дней

15992.0

17264.7

18043.6

поездка на отдых в Испанию на 8 дней

27358.1

30227.0

31461.0

экскурсионная поездка в Финляндию на 4 дня

13135.7

11487.1

12760.3

экскурсионная поездка во Францию на 8 дней

48366.9

45990.6

47543.6

экскурсионная поездка на автобусе

по городам Европы на 8 дней

20952.7

21395.2

21642.0

Услуги в сфере внутреннего туризма

     

услуги гостиниц и прочих мест проживания, за сутки

1341.6

1200.0

1307.7

общественное питание, обед в ресторане в дневное время

983.4

835.9

859.3

городской пассажирский транспорт, проезд в автобусе

12.0

11.0

11.0

междугородный автобус, в расчете на 50 км. пути

74.3

72.0

72.0

  1. Исходя из приведенного выше примера стоит отметить, что работа портала – «Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю», а именно, статистическая работа в регионе строится в соответствии с методологическими и организационными принципами и положениями системы государственной статистики. В ее основе единство методологии и принципов организации, сбора и обработки статистических данных, тесной связи статистических службы с органами управления, единства системы учета и статистики.

  2. Также важно отметить, что на Государственном портале ведутся базы статотчетность, как города Ставрополя, так и Края в целом по следующим направлениям:

- Социально-экономическое положение;

- Промышленные виды деятельности;

- Финансы;

- Валовой региональный продукт;

- Сельское хозяйство;

- Демография;

- Малое предпринимательство;

- Окружающая среда;

- Строительство и инвестиции;

- Внешнеэкономическая деятельность;

- Розничная торговля;

- Оптовая торговля;

- Цены;

- Уровень жизни;

- Социальная сфера;

- Труд и заработная плата;

- Услуги населению;

- Транспорт и связь;

Исходя из этого, целесообразно провести анализ по основным критериям оценки данного ресурса. И так, основными критериями выступают:

  1. Информативность. Рассмотренный информационный ресурс предоставляет полный объем сведений, детальность данных, использование графиков, таблиц и т.д.;

  2. Следующим критерием выступает – навигация. Где под навигацией в данном случае следует понимать структурированность информации, удобство пользования порталом, т.е. подразумевается возможность получения необходимой информации кратчайшим путем.

  3. Последним и не маловажным критерием является регулярность обновления информации. Только постоянно обновляемые, информативные данные привлекают внимание пользователей портала. Это можно пронаблюдать по опросу посетителей сайта.

Таким образов на основе проведения анализа, можно придти к выводу что, государственная статистика представляет собой одно из важнейших межотраслевых звеньев в системе управления экономикой страны. Она призвана решать задачи по изучению массовых явлений, выявлять их сложные взаимосвязи и взаимодействия, а также давать научно обоснованную оценку функционирования и развития отраслевых структур, как страны, так и регионов в частности.

Основными задачами государственной статистики являются:

- сбор, обработка и представление необходимой статистической информации различным пользователям о деятельности всех отраслей экономики и подведомственных им предприятий;

- разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе, а также международным стандартам;

- гарантирование полноты и научной обоснованности всей официальной статистической информации;

- координация статистической деятельности органов управления экономикой и обеспечение проведения ими отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений;

- предоставление всем пользователям равного доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных докладов о социально-экономическом положении страны и секторов экономики [4].

В соответствии с выдвинутыми задачами органы государственной статистики выполняют следующие функции:

- совершенствуют научную методологию и организацию государственной статистики, разрабатывают научно обоснованные системы статистических показателей;

- утверждают показатели и совершенствуют формы статистической отчетности и порядок ее представления, формы и программы единовременных учетов, обследований и переписей;

- организуют сбор, обработку и предоставление в центральные и региональные экономические и другие органы научно обоснованной статистической информации, необходимой для государственного и хозяйственного руководства экономическим и социальным развитием страны и отдельных регионов;

- изучают и анализируют процессы социально-экономического развития, перестройки структурной и инвестиционной политики, интенсификации общественного производства, совершенствования системы управления и методов хозяйствования;

- обеспечивают внедрение прогрессивных информационных технологий сбора, обработки и передачи статистической информации на базе широкого применения современных средств связи, электронной вычислительной и организационной техники;

- организуют информационно-пропагандистскую деятельность в целях информирования населения о развитии экономики, изменениях в экономической и социальной жизни страны.

Органы государственной статистики осуществляют свою работу, руководствуясь тем, что система учета и статистики в РФ является одним из важнейших рычагов государственного управления развитием экономики.

В ходе анализа государственных информационных ресурсов Интернет было установлено, что они являются «хранилищами информации» во всем многообразии сведений и функций. Их задача - представление основных возможностей по работе с системой, размещение уникальной информации и систематизация внешних специализированных ресурсов. Исследование портала позволило выделить его возможность проанализировать на основе статистических данных показатели деятельности и функционирования различных отраслей.

Заключение

В ходе исследования были проанализированы, государственные информационные ресурсы РФ, далее после изучения теоретической основы, был проведен анализ государственного информационного ресурса Интернет – портала.

Подводя итог в исследовании, следует сказать что, государственные информационные ресурсы это базы данных, составленные и отсортированный по некоему признаку, роду информации, который имеет строгую структуру. На основе этого удалось выделить группы государственных информационных ресурсов России, и включают в свой состав структуры, которые имеют информационные ресурсы, универсальные информационные системы и органы научно-технической информации.

В ходе обобщение данных государственного информационного интернет ресурса было установлено, что структура портала по информированию ведет обширную работу в ее основе лежит единство методологии и принципов организации, сбора и обработки статистических данных, тесной связи статистических службы с органами управления, единства системы учета и статистики. Основой работы изученной системы статистики являются: разработка, анализ и предоставление органам государственного управления статистических данных о состоянии экономики, производственных ресурсов, развитии различных форм собственности и т.д.; проведение статистической работы по совершенствованию системы статистических показателей, методов обработки и анализа экономической, социальной и другой информации; организация государственных статистических наблюдений; утверждение и совершенствование форм статистической отчетности и инструкций по их заполнению, обеспечение статистической отчетности; руководство автоматизацией сбора и обработки статистической информации и создание автоматизированных баз данных; публикация статистических материалов.

Список используемой литературы

  1. Антопольский, А. Б. Информационные ресурсы России [Текст] : науч.-метод. пособие / А. Б. Антопольский. – M. :Либерея, 2004.

  2. Информационные ресурсы: понятие, состав. Государственные информационные ресурсы [Электронный ресурс]. – http://daxnow.narod.ru/

  3. Ракитов А.И. Россия в глобальном информационном процессе и региональная информационная политика [Текст] / А. И. Ракитов. – М.: 1993.

  4. Основы проектирования информационных технологий [Электронный ресурс] (http://lib4all.ru/base/)

  5. Селетков, С.Н. Мировые информационные ресурсы и ресурсы знаний [Текст]: учебное пособие / С. Н. Селетков, Н. В. Днепровская, И. В. Тульпаева. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2007.

  6. Солдаткин А. Е. Государственные информационные ресурсы Интернет [Текст]: «Российская юстиция» №8 / А. Е. Солдаткин. – М.: 2001.

  7. Шумилов Ю.П. Моделирование информационных ресурсов. Информационные ресурсы России [Текст] / Ю. П. Шумилов. – М.: 2002.

  8. СтавСтат [Электронный ресурс] – http://www.stavstat.ru.

 

Просмотров работы: 38017