Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные и информационные ресурсы. Настоящее время – это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике, так и социально-культурной сфере. Рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, образовательной сфере и т.д. Государственные информационные ресурсы являются необходимым условием эффективной деятельности во всех сферах жизни общества. Количество и качество информационных ресурсов, степень их использования на рубеже XXI века становятся определяющими факторами уровня развития страны и ее статуса в мировом сообществе. Информация – является решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов в целом. Создание и внедрение информационно-телекоммуникационных систем различных уровней и назначений на основе использования современных информационных технологий, интеграции информационных, вычислительных, телекоммуникационных ресурсов и применения технологии открытых систем - это сложная, комплексная, межотраслевая, многоплановая и многоаспектная отрасль, которая требует глубокого изучения.
Все это обуславливает актуальность данной работы.
Цель – выявить сущность и особенность государственных информационных ресурсов и определить их использование в туризме.
Объект исследования – использование и развитие государственных информационных ресурсов.
Предмет исследования – государственные информационные ресурсы.
В соответствии с поставленной целью следует выделить следующие задачи исследования:
Изучить состав государственных информационных ресурсов РФ.
Провести анализ государственных информационных Интернет ресурсов.
В качестве теоретической основы были использованы работы: Антопольского А. Б., Ракитова А.И., Солдаткина А. Е., и др.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Теоретическая значимость состоит в обобщении знаний научных источников по направлению функционирования и деятельности государственных информационных ресурсов.
Объем реферата - 20 страниц. Структура: состоит из введения, двух параграфов, 3 таблиц, заключения, списка литературы, состоящего из 8 источников.
Государственные информационные ресурсы РФ
Государственные информационные ресурсы – это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.
Государственные ресурсы делятся на следующие группы:
- федеральные ресурсы;
- информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;
- информационные ресурсы субъектов РФ [1].
Государственные информационные ресурсы обеспечивают выполнение задач государственного управления; обеспечения прав и безопасности граждан; поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.
Ряд федеральных органов управления можно назвать исключительно «информационными», поскольку их главной задачей или, по крайней мере, одной из главных задач является формирование государственных информационных ресурсов. В число этих органов входят: Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат), Государственный комитет РФ, но стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт), Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и др.
Особое место среди универсальных «информационных» ведомств занимает Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), формирующее информационные ресурсы для высших органов власти. ФАПСИ генерирует более 40 баз данных по очень широкому тематическому спектру и на основе самых разнообразных источников, включая данные Госкомстата, СМИ, ведомственных и региональных источников, а также на основе деятельности собственных информационных служб.
Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:
1) информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;
2) информационные ресурсы, ориентированные на внешнего пользователя.
Ресурсы второй группы формируются информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами [2].
К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, могут быть отнесены:
Библиотечная сеть Российской Федерации. В этой сети хранится главным образом опубликованная и тиражированная информация, представленная в виде различных отечественных и зарубежных изданий. Эти ресурсы обеспечивают максимальную ретроспективу и охватывают все направления, темы и отрасли знаний. Библиотеки обеспечивают доступность этой информации для массового пользователя.
Библиотечная сеть РФ насчитывает свыше 150 тыс. библиотек и включает:
- публичные библиотеки всех уровней (федерального, регионального и муниципального);
- систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов, входящую в российскую государственную систему научно-технической информации (ГСНТИ);
- информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН);
- библиотечную систему высших учебных заведений;
- сеть муниципальных библиотек;
- сеть сельскохозяйственных библиотек;
- другие системы и сети.
При построении сетей сочетаются отраслевой и региональный принципы.
На федеральном уровне крупнейшими публичными библиотеками являются:
Российская государственная библиотека (РГБ) — 38 млн. единиц хранения;
Российская национальная библиотека — 30 млн. единиц хранения;
Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы.
На региональном уровне имеется 217 центральных библиотек всех 89 субъектов РФ и 49,7 тыс. публичных городских и муниципальных библиотек.
Наряду с обслуживанием индивидуальных пользователей библиотеки также ведут обслуживание организаций.
Сеть научно-технических библиотек трехуровневая, включает 7 тыс. библиотек с фондом 10 млн. единиц хранения (без координационного центра - ГПНТБ).
Библиотеки РАН (Российская академия наук) объединены в четыре системы:
система библиотек Сибирского региона, включающая 67 библиотек с фондом 13,5 млн. единиц хранения;
система библиотек Санкт-Петербургского региона, включающая 41 библиотеку с фондом 16,5 млн. единиц хранения;
отраслевая система библиотек по естественным наукам — 13 млн. единиц хранения;
отраслевая система библиотек институтов РАН гуманитарного и общественного направлений — 13 млн. единиц хранения.
Библиотечная сеть вузов включает 500 библиотек — 300 млн. единиц хранения.
Состояние библиотечной сети в период реформ резко ухудшилось. Практически прекратилось финансирование пополнения фондов со стороны государства.
Архивный фонд Российской Федерации. Архивный фонд РФ (АФ РФ) находится в ведении Федеральной архивной службы (Росархив). Объем фондов — 460 млн. единиц хранения. Постоянное хранение архивных документов осуществляют государственные и муниципальные архивы, государственные музеи и библиотеки, учреждения системы РАН. Временное хранение архивного фонда документов осуществляют министерства, ведомства, учреждения, организации и предприятия, отнесенные установленным порядком к источникам комплектования государственных и муниципальных архивов [3].
В архивных фондах хранится управленческая документация (78 %), документы по личному составу (19 %), научно-техническая информация (2 %).
Государственная система статистики - представляет собой совокупность, которая позволяет осуществлять официальный статистический учет первичных статистических данных и административных данных, формируемой на их основе в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации и обеспечивающих формирование информационных технологий и технических средств.
Государственная система научно-технической информации. В настоящее время государственная система научно-технической информации представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций — юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя обязательств.
В состав государственной системы научно-технической информации входят федеральные органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки, отраслевые органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки, региональные центры научно-технической информации.
К федеральным органам научно-технической информации и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков данных по различным видам источников научно-технической информации и направлений науки и техники, относятся [5]:
Всероссийский научно-технический информационный центр Министерства науки и технологий РФ (ВНТИЦ) — по ведущимся в стране и законченным открытым научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, защищенным диссертациям на соискание ученых степеней, алгоритмам и программам;
Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации (ВИМИ) — по научно-исследовательским, опытно-конструкторским работам и результатам научно-технической деятельности оборонного комплекса;
Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс) Министерства науки и технологий РФ — по использованию результатов научно-технической деятельности предприятий и организаций, а также организации обмена этой информацией между регионами;
Всероссийский институт научной и технической информации РАН и Министерства науки и технологий РФ;
Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства науки и технологий РФ, Библиотека РАН, Библиотека по естественным наукам РАН и Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН — по естественным и техническим наукам;
Государственная центральная научная медицинская библиотека Министерства здравоохранения РФ — по медицине и здравоохранению;
Всероссийский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ и Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Российской академии сельскохозяйственных наук — по сельскому хозяйству;
Институт научной информации по общественным наукам РАН — по общественным наукам;
Российский федеральный геологический фонд, Всероссийский научно-исследовательский институт экономики минерального сырья и недропользования и Всероссийская геологическая библиотека Министерства природных ресурсов РАН — по геологии и минерально-сырьевым ресурсам;
Федеральный фонд государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации — по нормативным документам, по стандартизации, метрологии и сертификации;
Федеральный институт промышленной собственности и Информационно-издательский центр Российского агентства по патентам и товарным знакам — по патентной документации, относящейся к изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания и наименованиям мест происхождения товаров, а также по документации, относящейся к зарегистрированным программам для ЭВМ, базам данных и топологиям интегральных микросхем;
Российская книжная палата Государственного комитета РФ по печати — по опубликованным в Российской Федерации произведениям печати и государственной библиографии;
Российский государственный архив научно-технической документации Федеральной архивной службы РФ — по документам научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических организаций и предприятий федерального значения, переданным на постоянное хранение;
Научно-технический центр «Информрегистр» — по электронным изданиям;
Институт промышленного развития («Информэлектро») — по технико-экономической информации и результатам технико-экономических исследований в гражданских отраслях промышленности (обязанности закреплены Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г. № 736);
Ряд других всероссийских государственных структур по отраслям промышленности, сельского хозяйства и видам деятельности.
Порядок формирования федеральных информационных фондов указанных организаций устанавливается законодательством РФ.
Таким образом, в ходе анализа государственных информационных ресурсов, было установлено, что существуют структуры, которые имеют информационные ресурсы, удалось выявить универсальные информационные системы и органы научно технической информации.
Анализ государственных информационных Интернет ресурсов
Государственные информационные порталы организовывают надежные и безопасные коммуникации (Intranet) между субъектами государственной власти федерального и регионального уровня, вертикальный (Федерация - субъект Федерации) обмен экономической, правовой, статистической информацией.
Предоставляется доступ к централизованным базам данных, обеспечивающим работу всех подразделений государственных учреждений (федеральное, региональное законодательство, нормативные акты министерств и ведомств).
Следует отметить, что государственные порталы не являются «хранилищами информации» во всем многообразии сведений и функций. Их задача - представление основных возможностей по работе с системой, размещение уникальной информации и систематизация внешних специализированных ресурсов. Портал также предоставляет возможность обращения к государственным институтам за различными видами финансовой помощи (например, в целях получения образования), регистрировать патенты, товарные знаки, заявлять о необходимости получения удостоверения личности, решать вопросы трудоустройства. Вместе с тем портал содержит обширную информацию общеобразовательного и просветительского характера: исторические сведения, новости науки и техники, полезную практическую информацию [6].
Далее, в данном обзоре был проведен анализ информационного интернет – ресурса, крупнейшего портала – «Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Ставропольскому краю» (http://www.stavstat.ru/). Основной интерес был направлен на рассмотрение предоставленных сведений портала, в качестве выявления статистических данных по направлению социальной сферы - туризм, а именно:
На основе проведенного анализа портал дает возможность исследовать на основе статистических данных показатели деятельности и функционирования - «Курортно-туристического комплекса за январь-июнь 2012 года». Целесообразно рассмотреть статистику на конкретном примере предоставленной информации портала [6].
В разделе портала «Социальная сфера» приведена следующая информация:
Курортно-туристский комплекс за январь-июнь 2012 года.
По данным федерального государственного статистического наблюдения, в январе-июне 2012г. в Ставропольском крае функционировало 131 коллективное средство размещения (без субъектов малого предпринимательства), из них 24 предприятия гостиничного типа и 107 специализированных средств размещения (санаторно-курортные организации и организации отдыха).
Санаториями и учреждениями отдыха обслужено 233,8 тыс. человек, что на 8% больше, чем за январь-июнь 2011г. Доходы от предоставленных санаторных услуг увеличились по сравнению с 1полугодием 2011г. на 20% и составили 5995,4 млн. рублей (см. таблицу №1).
В расчете на одну ночевку доходы коллективных средств размещения составили 1735,9руб. против 1536,5 руб. в соответствующем периоде прошлого года.
Таблица 1 – Основные показатели деятельности коллективных средств размещения в январе-июне 2011 – 2012 г.г.
Число средств размещения, единиц |
Численность обслуженных лиц, тыс. человек |
Доходы от предоставленных услуг, млн. руб. |
||||
2011 г. |
2012 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2011г. |
2012 г. |
|
Коллективные средства размещения-всего |
130 |
131 |
262.6 |
270.2 |
5089.9 |
6069.7 |
В том числе: |
||||||
Специализированные средства размещения |
109 |
107 |
216.0 |
233.8 |
4999.4 |
5995.4 |
Предприятия гостиничного типа |
21 |
24 |
46.6 |
36.4 |
91.5 |
74.3 |
Таблица 2 – Индексы цен на санаторно-оздоровительные услуги складываются выше уровня соответствующего периода 2011 года (на конец периода, %)
Июнь 2010 г. к: |
Справочно: июнь 2011г. к декабрю 2010г. |
|||
маю 2012г. |
декабрю 2011г. |
июню 2011г. |
||
Санаторно-оздоровительные услуги-всего |
102.0 |
103.3 |
108.5 |
105.8 |
В том числе: |
||||
санаторий |
102.0 |
103.3 |
108.5 |
105.8 |
Услуги гостиниц |
100.0 |
102.6 |
111.8 |
100.0 |
Услуги в сфере туризма |
102.0 |
104.3 |
109.5 |
103.8 |
Таблица 3 Средние цены на отдельные виды услуг курортно-туристского комплекса (в рублях)
июнь 2012 г. |
Справочно: |
||
июнь 2011г. |
декабрь 2011г. |
||
Санаторно-оздоровительные услуги |
|||
санаторий, за день |
1841.9 |
1697.5 |
1783.7 |
Услуги в сфере зарубежного туризма, за поездку |
|||
поездка на отдых в Турцию на 8 дней |
15992.0 |
17264.7 |
18043.6 |
поездка на отдых в Испанию на 8 дней |
27358.1 |
30227.0 |
31461.0 |
экскурсионная поездка в Финляндию на 4 дня |
13135.7 |
11487.1 |
12760.3 |
экскурсионная поездка во Францию на 8 дней |
48366.9 |
45990.6 |
47543.6 |
экскурсионная поездка на автобусе по городам Европы на 8 дней |
20952.7 |
21395.2 |
21642.0 |
Услуги в сфере внутреннего туризма |
|||
услуги гостиниц и прочих мест проживания, за сутки |
1341.6 |
1200.0 |
1307.7 |
общественное питание, обед в ресторане в дневное время |
983.4 |
835.9 |
859.3 |
городской пассажирский транспорт, проезд в автобусе |
12.0 |
11.0 |
11.0 |
междугородный автобус, в расчете на 50 км. пути |
74.3 |
72.0 |
72.0 |
Исходя из приведенного выше примера стоит отметить, что работа портала – «Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю», а именно, статистическая работа в регионе строится в соответствии с методологическими и организационными принципами и положениями системы государственной статистики. В ее основе единство методологии и принципов организации, сбора и обработки статистических данных, тесной связи статистических службы с органами управления, единства системы учета и статистики.
Также важно отметить, что на Государственном портале ведутся базы статотчетность, как города Ставрополя, так и Края в целом по следующим направлениям:
- Социально-экономическое положение;
- Промышленные виды деятельности;
- Финансы;
- Валовой региональный продукт;
- Сельское хозяйство;
- Демография;
- Малое предпринимательство;
- Окружающая среда;
- Строительство и инвестиции;
- Внешнеэкономическая деятельность;
- Розничная торговля;
- Оптовая торговля;
- Цены;
- Уровень жизни;
- Социальная сфера;
- Труд и заработная плата;
- Услуги населению;
- Транспорт и связь;
Исходя из этого, целесообразно провести анализ по основным критериям оценки данного ресурса. И так, основными критериями выступают:
Информативность. Рассмотренный информационный ресурс предоставляет полный объем сведений, детальность данных, использование графиков, таблиц и т.д.;
Следующим критерием выступает – навигация. Где под навигацией в данном случае следует понимать структурированность информации, удобство пользования порталом, т.е. подразумевается возможность получения необходимой информации кратчайшим путем.
Последним и не маловажным критерием является регулярность обновления информации. Только постоянно обновляемые, информативные данные привлекают внимание пользователей портала. Это можно пронаблюдать по опросу посетителей сайта.
Таким образов на основе проведения анализа, можно придти к выводу что, государственная статистика представляет собой одно из важнейших межотраслевых звеньев в системе управления экономикой страны. Она призвана решать задачи по изучению массовых явлений, выявлять их сложные взаимосвязи и взаимодействия, а также давать научно обоснованную оценку функционирования и развития отраслевых структур, как страны, так и регионов в частности.
Основными задачами государственной статистики являются:
- сбор, обработка и представление необходимой статистической информации различным пользователям о деятельности всех отраслей экономики и подведомственных им предприятий;
- разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе, а также международным стандартам;
- гарантирование полноты и научной обоснованности всей официальной статистической информации;
- координация статистической деятельности органов управления экономикой и обеспечение проведения ими отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений;
- предоставление всем пользователям равного доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных докладов о социально-экономическом положении страны и секторов экономики [4].
В соответствии с выдвинутыми задачами органы государственной статистики выполняют следующие функции:
- совершенствуют научную методологию и организацию государственной статистики, разрабатывают научно обоснованные системы статистических показателей;
- утверждают показатели и совершенствуют формы статистической отчетности и порядок ее представления, формы и программы единовременных учетов, обследований и переписей;
- организуют сбор, обработку и предоставление в центральные и региональные экономические и другие органы научно обоснованной статистической информации, необходимой для государственного и хозяйственного руководства экономическим и социальным развитием страны и отдельных регионов;
- изучают и анализируют процессы социально-экономического развития, перестройки структурной и инвестиционной политики, интенсификации общественного производства, совершенствования системы управления и методов хозяйствования;
- обеспечивают внедрение прогрессивных информационных технологий сбора, обработки и передачи статистической информации на базе широкого применения современных средств связи, электронной вычислительной и организационной техники;
- организуют информационно-пропагандистскую деятельность в целях информирования населения о развитии экономики, изменениях в экономической и социальной жизни страны.
Органы государственной статистики осуществляют свою работу, руководствуясь тем, что система учета и статистики в РФ является одним из важнейших рычагов государственного управления развитием экономики.
В ходе анализа государственных информационных ресурсов Интернет было установлено, что они являются «хранилищами информации» во всем многообразии сведений и функций. Их задача - представление основных возможностей по работе с системой, размещение уникальной информации и систематизация внешних специализированных ресурсов. Исследование портала позволило выделить его возможность проанализировать на основе статистических данных показатели деятельности и функционирования различных отраслей.
Заключение
В ходе исследования были проанализированы, государственные информационные ресурсы РФ, далее после изучения теоретической основы, был проведен анализ государственного информационного ресурса Интернет – портала.
Подводя итог в исследовании, следует сказать что, государственные информационные ресурсы это базы данных, составленные и отсортированный по некоему признаку, роду информации, который имеет строгую структуру. На основе этого удалось выделить группы государственных информационных ресурсов России, и включают в свой состав структуры, которые имеют информационные ресурсы, универсальные информационные системы и органы научно-технической информации.
В ходе обобщение данных государственного информационного интернет ресурса было установлено, что структура портала по информированию ведет обширную работу в ее основе лежит единство методологии и принципов организации, сбора и обработки статистических данных, тесной связи статистических службы с органами управления, единства системы учета и статистики. Основой работы изученной системы статистики являются: разработка, анализ и предоставление органам государственного управления статистических данных о состоянии экономики, производственных ресурсов, развитии различных форм собственности и т.д.; проведение статистической работы по совершенствованию системы статистических показателей, методов обработки и анализа экономической, социальной и другой информации; организация государственных статистических наблюдений; утверждение и совершенствование форм статистической отчетности и инструкций по их заполнению, обеспечение статистической отчетности; руководство автоматизацией сбора и обработки статистической информации и создание автоматизированных баз данных; публикация статистических материалов.
Список используемой литературы
Антопольский, А. Б. Информационные ресурсы России [Текст] : науч.-метод. пособие / А. Б. Антопольский. – M. :Либерея, 2004.
Информационные ресурсы: понятие, состав. Государственные информационные ресурсы [Электронный ресурс]. – http://daxnow.narod.ru/
Ракитов А.И. Россия в глобальном информационном процессе и региональная информационная политика [Текст] / А. И. Ракитов. – М.: 1993.
Основы проектирования информационных технологий [Электронный ресурс] (http://lib4all.ru/base/)
Селетков, С.Н. Мировые информационные ресурсы и ресурсы знаний [Текст]: учебное пособие / С. Н. Селетков, Н. В. Днепровская, И. В. Тульпаева. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2007.
Солдаткин А. Е. Государственные информационные ресурсы Интернет [Текст]: «Российская юстиция» №8 / А. Е. Солдаткин. – М.: 2001.
Шумилов Ю.П. Моделирование информационных ресурсов. Информационные ресурсы России [Текст] / Ю. П. Шумилов. – М.: 2002.
СтавСтат [Электронный ресурс] – http://www.stavstat.ru.