ОБРАЗ П. И. БАГРАТИОНА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР». - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОБРАЗ П. И. БАГРАТИОНА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР».

Юрченко А.Н. 1
1Таганрогский авиационный колледж имени В.М.Петлякова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Многим героям и их прообразам посвящены на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир» прекрасные слова и нередко объективная оценка их поступков и действий в период Отечественной войны 1812 года. Среди сотен героев романа особое место занимают такие исторические личности, как М.И.Кутузов, Наполеон Бонапарт, Д.И.Давыдов (прототип образа Денисова), П.И.Багратион. Особый интерес вызывает личность Петра Ивановича Багратиона, который предстает перед нами в романе как истинный герой Отечественной войны: «героем из героев был князь Багратион...»

Реальное историческое лицо – Петр Иванович Багратион происходил из царственного грузинского рода, правившего Грузией около 10 веков. При присоединении Грузии к Российской империи в 1801 и утверждении «Общего Российского гербовника» в 1803 году ветвь Багратионов внесена в роды российских княжеств. Князь Багратион, не имея протекции, не получил, как другие князья, генеральский чин к тридцати годам. Но собственными заслугами и героическими поступками в различных военных акциях был отмечен Потемкиным и Суворовым. Последний подарил молодому князю шпагу за личное мужество. Багратион дослужился до звания генерала уже в 1809 году. Предвидя наступление войск Наполеона на Россию, стал одним из инициаторов заблаговременной подготовки к обороне родины и создания партизанского движения.

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» мы видим князя Багратиона, как один из центральных образов, передающих толстовскую идею простого героизма. Настоящий герой, по Толстому, очень скромен и даже неуклюж в обществе, но отчаян и бесстрашен в борьбе. Таким предстает Багратион по замыслу писателя перед Шенграбенским сражением. Он очень устал, «с полузакрытыми, мутными, как будто невыспавшимися глазами», равнодушен к происходящему вокруг. Но как только начался бой, сохраняя внешнее спокойствие, князь преображается и как будто горит изнутри: « круглые, твердые, ястребиные глаза восторженно и несколько презрительно смотрели вперед, очевидно, ни на чем не останавливаясь, хотя в его движениях оставалась прежняя медленность и размеренность».

Мысль Л.Н.Толстого о поведении настоящего главнокомандующего, ведущего войска к победе, дублируется на страницах романа. Это человек, который не спорит с судьбой, но позволяет событиям развиваться по их естественному течению. Таким изображен Кутузов, который спит на совете в Филях, таким нарисован Багратион, неторопливо соглашающийся с действиями своих подчиненных и естественным ходом событий на поле боя при Шенграбене. Он воодушевляет солдат, сражается с ними наравне, плечом к плечу, но одновременно следит за общим ходом сражения, проявляя при этом мудрость истинного полководца. С. И. Леушева, проанализировав изображение исторической битвы в романе, точно подметила, что «...искусство Багратиона и героизм русских войск... обеспечили успех Шенграбенского сражения» (2).

Однако не все в Москве понимали истинное значение военных действий в Австрии и возносили Багратиона в упрек «провалившему» дело Кутузову. Поэтому, по замыслу автора, совершенно другим прорисован герой Багратион на обеде в Английском клубе. Его неуклюжесть и растерянность в свете должна контрастировать с его героизмом и отвагой в горниле военных действий. “Он шел, не зная, куда девать руки, застенчиво и неловко, по паркету приемной: ему привычнее и легче было ходить под пулями по вспаханному полю, как он шел перед Курским полком в Шенграбене”. Создается впечатление, что «в новом узком мундире с русскими и иностранными орденами и с Георгиевской звездою» князь выглядит комично, он явно здесь чужой. Подобным образом в романе изображены все настоящие герои своей Родины - Кутузов, Денисов, Багратион. Они смешны на фоне светского общества и отважно героичны в своей стихии – на поле брани.

Главным мерилом человеческого достоинства Толстой определил народную любовь. Этой любви и признания у Багратиона было достаточно. Простые солдаты, которых он вдохновлял перед боем словами:«Я всегда с вами, а вы - со мной!» - обожали князя, называли своим отцом. Они видели в нем божественную искру, считали его связующим звеном между ратью и Богом, так подсказывала им любовь и говорила его необычная фамилия.

Как все защитники отчизны, не мыслящие борьбы без победы, исторический князь Багратион не смог пережить оставление Москвы. Он отдал слишком много жизней своих солдат на Бородинском поле, готов был положить свою, но не мог ни на секунду представить, что все это было зря. Толстовский «лев русской армии» погиб на поле боя, как и полагается художественному герою.

Многие историки правдиво отмечают нечеткость и историческую недостоверность романа Л.Н.Толстого «Война и мир», считают, что на это произведение нельзя опираться, как на действительный источник. Около 300 ошибок обнаружено И. Козловым на страницах романа (4). Однако, это нисколько не умоляет значимости П.И.Багратиона и его роли в Отечественной войне 1812 года. Благодаря художественному образу в романе о князе Багратионе – герое войны и бескорыстном, отважном человеке узнал весь мир. Исторически достоверен тот факт, что Наполеон, сам будучи гениальным полководцем и хорошо разбиравшись в людях, отмечал: «Генералов хороших у России нет, кроме одного Багратиона»(3).

1.Л.Н.Толстой. Война и мир. В 2 книгах, М., АСТ, 2008.

2.С.И. Леушева. Роман Толстого «Война и мир», М., Учпедгиз, 1957, стр. 47.

3.Е.В. Тарле. Нашествие Наполеона на Россию, М., 1938, с.159

4. http://vn.ru/index.php?id=95021

Просмотров работы: 12030