ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЛЕСНОМ СЕКТОРЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЛЕСНОМ СЕКТОРЕ

Сибиряткина И.В. 1, Демихова А.С. 1
1воронежская государственная лесотехническая академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
До начала текущего столетия в российской экономической жизни возможность партнерских отношений между бизнесом и государством казалась маловероятной. Если же в советской действительности государство исполняло роль строгого, но значительного опекуна, который должен был заботиться об ускорении роста, перестройке экономики и т.д., то в начале либеральных реформ наметилась, так называемая, противоположная тенденция - тенденция к освобождению экономики от государственного вмешательства, который доминировал в экономической стратегии. Взаимовыгодное партнерство между бизнесом и государством было признано важным и необходимым элементом государственной политики только в начале 2000-х гг., именно в тот момент, когда в экономической жизни страны стал насущным переход от экономики, которая была основана на эксплуатации сырьевых отраслей, непосредственно к развитию высоких технологий и экономике знаний .[5]

Экономические и организационные условия для ГЧП в лесном секторе впервые стали зарождаться в РФ в начале 90-х годов прошлого века. Это тот был период, когда в результате осуществленной приватизации лесная промышленность полностью перешла в частные руки, а непосредственно, лесной фонд остался в федеральной государственной собственности.

Взаимодействие частного сектора и государства имеет очень давнюю историю для решения непосредственно общественно значимых задач. Но наиболее важным и актуальным стало ГЧП в последние десятилетия.[1] Это, во-первых, связано с тем, что усложнение социально экономической жизни привело к тому, что государство затрудняется выполнять общественно значимые и важные функции. Во- вторых, бизнес не посредственно заинтересован в новых объектах для инвестирования. Таким образом, ГЧП – это альтернатива приватизации жизненно необходимых, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Непосредственно развитие ГЧП в системе лесного хозяйства позволяет стимулировать развитие предпринимательства, более рационально воспроизводить и использовать лесные ресурсы, , повышать привлекательность лесного сектора, привлекать в лесную отрасль профессиональных кадровых ресурсов. [7]

Несмотря на то, что ГЧП очень часто упоминается в СМИ и правовых документах, в обществе так и не сложилось четкого понимания и точного определения сути данных отношений: по чьей инициативе они появились и в какой степени выгодны партнерам? Ответ непосредственно будет зависеть от того, какое определение ГЧП мы сформулируем или выберем из огромного множества существующих. Например, американский профессор П.Розенау считает, что ГЧП возникло как юридическая форма кооперации, которая может элиминировать провалы как рынка, так и государства. [6]

В последние годы органы государственного управления во многих странах мира все активнее привлекают частный бизнес, организационные возможности и средства к решению стратегически важных задач посредством механизма, так называемого ГЧП. Не стала исключением и Россия. [4] Сегодня тема ГЧП приобретает все большую актуальность.

Все чаще и чаще термин ГЧП звучит из уст представителей исполнительной власти, ученых, бизнес сообщества, а также специалистов. Это понятие уже прочно вошло в русский язык, социальную, политическую, экономическую сферы жизни общества и четко описывает сложившиеся варианты взаимоотношений власти, общества, государства. Как уже было выше сказано, что общепринятого и общепризнанного определения, как и ФЗ о ГЧП не существует, которое бы в наиболее полной степени отражало суть этого экономического института. Но наиболее подходящая формулировка гласит, что в целом, государственно - частное партнерство (ГЧП) – это среднесрочные и долгосрочные отношения, которые возникают между бизнесом и государством, и созданы для решения общественно важных задач на взаимовыгодных условиях. Основной целью ГЧП является непосредственное развитие инфраструктуры в интересах общества. Отсюда можно сделать вывод, что ГЧП -это качественно новый и эффективный способ привлечения инвестиций.

В России леса, как правило, находятся в государственной собственности. И граница между частными и государственными интересами при ведении лесного хозяйства определяется инвестиционной привлекательностью частных предприятий, финансовыми возможностями и естественно величиной вероятных рисков. Чтобы обеспечить необходимый уровень финансирования и уменьшить вероятность рисков, лесному бизнесу и государству необходимо целесообразно кооперироваться в решении общих задач. Отсюда следует, что нужно формировать механизм взаимодействия предпринимательских и государственных структур в сфере лесного хозяйства. [6]

В экономической литературе ГЧП имеет очень широкий спектр различных форм. При этом можно отметить, что перечень их не является исчерпывающим. В первую очередь выбор непосредственной и конкретной формы ГЧП, зависит, прежде всего, от экономической эффективности реализации проекта.

Можно выделить следующие формы ГЧП:

1.концессионные соглашения.

2.государственные контракты;

3.соглашения по разделу продукции;

4.арендные отношения;

5. совместные предприятия [3].

Но самой приоритетной является форма взаимодействия частного партнерства и государства для лесного сектора - это арендные отношения.

Концессия - это специфическая форма отношений между: с одной стороны, концедентом (государством) и, с другой стороны, концессионером (частным юридическим или физическим лицом). Ее особенность заключается в том что, государство, оставаясь собственником имущества, составляющего предмет соглашения, то есть уполномочивает частного партнера в течение определенного срока выполнять оговариваемые функции.

Разнообразные контракты, как административный договор, которые государство предоставляет частным компаниям: на управление, контракты технической помощи, на выполнение работ, на поставку продукции. Отсюда можно сделать вывод, что частный партнер получает право на оговариваемую долю в доходе по договору. Эти контакты являются весьма привлекательным бизнесом для частного предпринимателя.

Соглашения о разделе продукции - это та форма ГЧП, которая в нашей стране появилась одной из первых. Это форма, при которой произведенная продукция подлежит разделу между инвестором и государством.

Наиболее распространенной формой являются арендные отношения, которые давно уже стали основной формой лесопользования и которые возникают вследствие передачи государством частному сектору в аренду. Здесь за пользование государственным имуществом частные компании в качестве платы вносят арендную плату в казну. Естественно, основной целью ГЧП стало установление организационно-правовой формы доступа частного бизнеса к использованию лесных ресурсов. Такой формой стала аренда лесов, которая была законодательно закрепленная в 1993 г, ФЗ «Основы лесного законодательства РФ». [5]

Еще самой широко распространенной формой ГЧП являются совместные предприятия. Здесь государство принимает постоянное и непосредственное участие в текущей инвестиционной, производственной и административно-хозяйственной деятельности. [4]

В России на сегодняшний день имеется большой потенциал для развития форм ГЧП, и соответственно их модификации. Но для его практической реализации необходимо решение ряда вопросов. Прежде всего, следует осознать, что эффективное ГЧП нельзя рассматривать узко, т.е. суть дела состоит в том, что в ГЧП в лесном секторе, да и в других секторах заинтересованы обе стороны, как государство, так и инвесторы. Т.е. сторонами ГЧП являются частный бизнес и государство, а взаимодействие сторон имеет равноправный характер. А что касается рисков, различных затрат, то они распределяются на заранее определенных условиях.

Во-вторых, для осуществления прогресса необходимо реализовать публично-правовые функции государства. [7]

В заключении, хотелось бы отметить, что все-таки государственно-частное партнерство на сегодняшний день является новым механизмом в лесном комплексе и эффективным инструментов поддержки лесной отрасли в России, которое следует всячески и всесторонне развивать и поддерживать.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 06.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»

2. «Лесной кодекс РФ» от 14.12.2006 №200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006)(действующая редакция)

3. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски //ИМЕМО.М.:Наука,2005

4. Государственно-частное партнёрство http://ru.wikipedia.org/wiki/

5. Ефимова Л.И. Некоторые модели ГЧП: тенденции и зарубежный опыт.

6. Пучков В.В. Интегрированные структуры в лесопромышленном комплексе Российской Федерации. // Экономика и управление. – 2011. - №3.

7. http://iam.duma.gov.ru/node/3/4669/16628

8.Исправникова Н.Р.ГЧП в России: пути становления//Экономические науки современной России

 

 

Просмотров работы: 2565