ОСОБЕННОСТИ ЛОББИЗМА В РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ЛОББИЗМА В РОССИИ

Ходонович А.А. 1
1Санкт-Петербургский Государственный Инженерно-Экономический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном демократическом обществе существует такое явление, как лоббизм. Этот термин происходит от английского слова «lobbi», что означает вестибюль, прихожая, кулуары. В XVI в. так называли прогулочную площадку в монастыре. Столетие спустя так стали называть помещение для прогулок в палате общин парламента Англии. Политический оттенок это слово приобрело в конце XIX столетия в Америке, где словом "лоббирование" начали называть покупку голосов в коридорах конгресса. В Англии такая политика считалась недопустимой, и слово прижилось лишь в XX в., а затем его начали употреблять и в других странах.

Лоббизм чаще всего преследует экономические цели, но поскольку только ими не ограничивается, то по степени влияния на принятие тех или иных политических решений, несомненно, приобретает политический характер.

Лоббизм (то же что и "лоббирование") – это институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.[1]

В теории общественного выбора лоббированием называют способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения. Эти группы называются «группами специальных интересов». В результате продвижения этими группами своих узкокорыстных интересов на государственном и муниципальном уровнях могут приниматься решения, приводящие к неэффективному распределению ресурсов с экономической точки зрения. То есть лоббирование имеет негативные моменты. [2]

Лоббизм может проявляться в разных сферах и соответственно имеет различные виды, которые классифицируются в зависимости от следующих признаков:

  • в какой ветви власти “решается вопрос”, различают законодательный, исполнительный и судебный лоббизм, (условно тут можно говорить и о лоббизме в средствах массовой информации, которые в связи с их мощным воздействием на сознание и поведение людей, в том числе и в сфере политики, обоснованно считают “четвертой властью”);

  • в каком управленческом решении достигаются цели лоббирования: правотворческий (в законодательных органах через нормативные акты), правоприменительный (через акты применения права) и правоинтерпретационный (через акты толкования права);

  • от характера проявления интересов: политический, социальный, экономический, экологический, военный, аграрный, промышленный, финансовый лоббизм;

  • от времени действия: “одноразовый” и постоянный;

  • на каком уровне власти происходит лоббирование: федеральный (осуществляется в системе высших органов государственной власти и управления) и местный (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах);

  • в пользу какой социальной структуры “решается вопрос”: различают лоббизм общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзов, антивоенных и экологических движений, предпринимательских союзов и т.п.), ведомственный лоббизм (министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевом “продавливании” тех или иных интересов), региональный лоббизм, иностранный лоббизм (влиянии зарубежных “групп давления” либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью решения определенных вопросов);

  • от взаимоотношений объекта и субъекта лоббирования: плюралистский и корпоративный. Первый связан с давление на государственные органы снизу вверх со стороны определенных групп населения; второй – это своего рода скрытое соглашение властей с какой-либо группой в расчете получить лояльность и гарантию содействия государственным органам в обмен на предоставленные привилегии.

Сложившиеся в современных реалиях политической практики институциональные формы лоббирования общественных и корпоративных интересов зависят от методов их осуществления. При изучении зарубежного и отечественного опыта механизма реализации лоббистской деятельности можно выделить следующие формы лоббизма.

1. "Неформальная" - скрытое влияние на государственных служащих аппарата законодательных и исполнительных органов власти.

2. "Совещательная" - участие в работе заседания законодательного или правительственного комитетов и комиссий, рабочих групп, консультативно-совещательного органа.

3. "Экспертная" - подготовка экспертных заключений, выводов и других информационно-аналитических материалов и распространение их среди представителей власти.

4. "Консультационная" - консультирование чиновников относительно положений проекта нормативного акта, обсуждаемого в парламенте.

5. "Правотворческая" - подготовка и обсуждение проекта нормативно-правового акта соответствующим органом государственной власти.[5]

Анализ практики применения лоббизма за рубежом показывает, что в ряде западных стран указанное понятие закреплено законодательно. В связи с этим изучение опыта законодательного регулирования вышеназванного института в ряде иностранных государств, таких как Германия, Канада, США.

В Германии действует положение "О регистрации союзов и их представителей при Бундестаге", которое регулирует взаимоотношения лоббистов и депутатов; имеются и другие ведомственные акты, относящиеся прямо или косвенно к лоббистской проблематике. Основным же актом, регулирующим лоббистскую деятельность в Германии, все же считается упомянутое Положение о регистрации союзов и их представителей.

В Канаде применяется аналогичный подход при регулировании лоббистской деятельности и с 1988 года действует закон о регистрации лоббистов. Особое внимание в нем уделено положению о том, что регистрация лоббистов не должна препятствовать свободному и открытому доступу к парламенту и правительству. Закон предусматривает две категории лоббистов: профессиональные и иные.

В США с января 1996 года действует закон "О раскрытии лоббистской деятельности", который провозгласил необходимость большей открытости усилий, предпринимаемых платными лоббистами для оказания влияния на действия должностных лиц законодательной или исполнительной ветвей федерального правительства. При этом народу США предоставляется полная возможность осуществлять его конституционное право и обращаться к правительству с петициями, свободно выражать свое мнение и предоставлять информацию правительству.

Зарубежный опыт показывает, что цивилизованное лоббирование не связано с подкупом депутатов или чиновников. В развитых странах лоббисты представляют собой штат высококвалифицированных специалистов, способных собрать необходимую информацию и отстоять перед органами власти интересы не какой-то отдельной компании, а целой отрасли. Таким образом, лоббизм занимает важное место в механизме демократии.

В отечественной литературе особенности российского лоббизма рассматриваются с позиции социально-экономического и политического аспектов. В отдельных статьях отмечается, что лоббизма в России пока якобы нет потому, что нет закона, регулирующего этот вид деятельности. С этим трудно согласиться: отсутствие правового регулирования не отменяет существования соответствующего явления. [4].

В большинстве публикаций отмечается, что лоббизм в России существует, и выделяются его особенности. В качестве основного недостатка российского лоббизма все специалисты называют отсутствие законодательной основы, а, следовательно, его теневой характер. В результате на поверхности видны только само принимаемое решение и тот, кто его принимает. За кулисами лоббизма, в тени остаются настоящий заказчик, другие участники цепочки, материальное вознаграждение за конечный результат.

В настоящее время в Государственном правовом управлении (ГПУ) президента РФ готовится проект закона о регулировании лоббистской деятельности, принятие которого предусмотрено национальным планом противодействия коррупции. По мнению специалистов при разработке законопроекта предстоит учесть не только международный опыт, но и культуру, и обычаи многонациональной России. Регионы так же ведут работу над своими законами, регулирующими лоббистскую деятельность.

Следует отметить, что предыдущие попытки подготовить соответствующий закон силами депутатского корпуса заканчивались неудачно. Так, в 2003 году депутаты третьего созыва Б.Надеждин, И. Хакамада и Б. Немцов внесли законопроект "О лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти". Совет Думы тогда не допустил проект к рассмотрению из-за отсутствия заключения правительства и финансово-экономического обоснования.

Сейчас депутаты Госдумы расходятся в оценке своевременности принятия закона о лоббизме. Первый зампред комитета Госдумы по гражданскому законодательству В.Груздев считает, что необходимость в принятии закона о лоббизме есть. Председатель думского комитета по собственности В. Плескачевский считает, что к принятию закона о лоббизме наша страна пока не готова.

На наш взгляд такой закон необходим. Его принятие позволит придать российскому лоббизму цивилизованный характер. Правовое регулирование лоббистской деятельности будет способствовать решению следующих проблем:

1. Созданию механизмов политико-административного и общественного контроля над процессами взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества.

2. Пресечению коррупции.

3. Обеспечению гласности и открытости власти.

4. Ограничению непропорционального влияния отдельных групп интересов на публичную власть.

5. Увеличению круга субъектов выработки и осуществления государственной политики.

6. Демократизации государственной власти.[3].

Литература.

  1. Любимов А.П. Конституционно-правовые основы формирования лоббистских отношений в открытом обществе (Антикоррупционный проект). - М.: Издание Государственной Думы. 2000.– С. 392.

  2. Нуреев Р. М. Теория общественного выбора. Курс лекций. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005

  3. http://www.pvlast.ru/

  4. http://lobbying.ru/

  5. http://www.grandars.ru/

Просмотров работы: 6358