АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ СИТУАЦИЯМ В ПРИРОДЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ СИТУАЦИЯМ В ПРИРОДЕ

Таубаев Т.Ш. 1
1Оренбургский Государственный Педагогический Университет Институт Физической Культуры и Спорта, кафедра Безопасности Жизнедеятельности и методики обучения Безопасности Жизнедеятельности
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Объективно возникающие на современном этапе вопросы безопасности касаются всех образовательных областей, каждая из которых отражает определенную сферу жизнедеятельности человека и общества. В то же время во взаимосвязи эти вопросы превращаются в главную проблему наступающей постиндустриальной эпохи развития цивилизации [28].

В настоящее время в России на основе накопленного опыта создается теория безопасности и риска. Человечество осознает угрозу от катастроф и стихийных бедствий. Однако знать закономерности развития катастрофических процессов, предсказывать кризисы, создавать механизмы предупреждения бедствий недостаточно. Необходимо, чтобы эти меры были понятны людям, востребованы ими. Отсюда вытекает масштабная задача XXI века - формирование в России и мире в целом культуры безопасности жизнедеятельности. Эту задачу должна решать система образования [5].

Различные определения культуры безопасности жизнедеятельности (П.А. Ваганов, Л.И. Горина, П.И. Кайгородов, В.Н. Кузнецов, Л.А. Моссоулина и др.) используют понятие деятельности человека, обеспечивающей сохранение его жизни и здоровья, защищенность от разнообразных угроз и опасностей.

Безопасность жизни и жизнедеятельности - насущная потребность человека. В содержании общеобразовательных программ Российской Федерации есть разделы, касающиеся здоровья и безопасности. Основными задачами данных разделов является и адаптация учащихся к экстремальным ситуациям.

По данным статистики дети - это одна из тех категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных ситуациях. Они же являются самыми незащищенными [2].

Формирования специальных знаний, умений, навыков, умелых действий и адекватного поведения в широком спектре современных угроз и рисков, необходимых личностных качеств учащихся, патриотизма, адаптации и готовности к экстремальным ситуациям, представляет особый интерес для педагогической науки и образовательной практики. Необходимость решения данных задач обуславливает постановку проблемы о путях, средствах и методах адаптации учащихся к экстремальным ситуациям в природе [3].

Рост количества и масштабов аварий, катастроф, стихийных бедствий и террористических актов, а также ущерба, наносимого ими экономике и экосфере, стал сегодня объективной реальностью. В этих сложных условиях развитие культуры безопасности подрастающего поколения становится важнейшей задачей государства. В этой связи возрастает ответственность учителей и руководителей школы не только за обеспечение высокого каче­ства знаний учащихся, но и возможности применить полученные знания, умения, навыки в условиях экстремальных ситуаций [2].

Во все более усложняющихся условиях жизнедеятельности человека создание богатого индивидуального фонда жизненно важных двигательных умений и навыков позволит адаптировать к потенциально опасным ситуациям.

Таким образом, весьма актуальным является развитие прикладных умений и навыков, а также психических процессов, являющихся основой в формировании адаптации к экстремальным ситуациям. Проблема адаптации не нова. Она изучалась с разных позиций в педагогике и психологии спортивной деятельности. В настоящее время накоплен материал экспериментальных и теоретических исследований, рассматривающих проблему адаптации. Однако работы, посвященные формированию адаптации школьников к экстремальных ситуациях, практически отсутствуют [24].

Неумение адекватно действовать в жизнеопасных (экстремальных) ситуациях, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной

жизни стало недопустимым. Это, в свою очередь, настоятельно требует разработки методов, приемов, технологий, направленных на развитие и совершенствование прикладных умений и навыков, психической сферы как основных компонентов адаптации к экстремальным ситуациям.

В настоящее время необходим новый подход к формированию адаптации к экстремальным ситуациям в природе на основе единства психики и деятельности. В школах недостаточное внимание уделяется практическим занятиям. Один урок в неделю малоэффективен. Необходимо больше уделять внимание практическим занятиям, реализуемых в курсе ОБЖ, сделать курс максимально практическим.

Все это делает своевременным и актуальным проведение самостоятельного исследования по проблеме адаптации учащихся к экстремальным ситуациям в природе с учетом их уровня знаний об экстремальных ситуациях в природе, физической подготовленности и психического развития.

Проблема состоит в необходимости формирования адаптации учащихся к экстремальным ситуациям в природе.

В качестве объекта исследования выступает образовательный процесс в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Предмет изучения – процесс формирования адаптация учащихся к экстремальным ситуациям в природе.

Цель данной курсовой работы – изучить процесс формирования адаптации учащихся к экстремальным ситуациям в природе.

В рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» создаются условия, моделирующие экстремальные ситуации, которые позволят повысить уровень психического развития и формирования адаптации у учащихся к экстремальным ситуациям в природе [21].

В соответствии с поставленной целью можно выявить следующие задачи:

  • изучить формирование адаптации учащихся к экстремальным ситуациям в философской, педагогической и психологической литературе;

  • определить сущность и структуру адаптации учащихся к эффективным действиям в экстремальных ситуациях;

  • разработать этапы и организацию опытно-экспериментальной работы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ЭКСТРИМАЛЬНЫМ СИТУАЦИЯМ В ПРИРОДЕ

1.1 Адаптация учащихся к экстремальным ситуациям в природе

Аварии, катастрофы, опасные природные явления, стихийные бедствия определяются как опасные происшествия, которые «...могут при неблагоприятных условиях стать источником развития чрезвычайной ситуации» [4].

Готовность к деятельности в экстремальных условиях тесно связана с адаптационными возможностями человека. Адаптация (от лат. adaptio - прилаживание) это приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. В зависимости от того, в каких внешних условиях и на каком уровне осуществляется взаимодействие человека со средой, могут проявляться различные виды адаптации: физиологическая, биологическая, психологическая, социальная [19].

Адаптация представляет динамический процесс, благодаря которому системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Процесс адаптации реализуется, когда в системе "организм - среда" возникают значительные изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Положительный эффект адаптации заключается в увеличении относительного соответствия поведения условиям новой среды. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создается возможность оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если же адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета и условий деятельности вплоть до нарушений в ее регуляции [1].

В адаптивном поведении учащегося могут участвовать физиологические, эндокринные и другие реакции организма, психические процессы, опыт, состояния и свойства личности. Отсюда ясно, что адаптация и готовность к деятельности связаны между собой, оказывают то или иное влияние друг на друга [7].

Особенность адаптации к опасной обстановке состоит в том, что ее поддержание связано с волевыми усилиями. По этому поводу И. М. Сеченов писал: «Привыкнуть к страшному, к отвратительному не значит выносить его без всяких условий (это бессмыслица), а значит, искусно управлять усилием». Усилия необходимы для совершения действий в состоянии острого психического и нервного напряжения, усталости, неудовлетворенности, страха, которые могут возникать в опасной ситуации даже у стойкого человека, имеющего положительный опыт деятельности. Адаптация - это процесс, который реализуется благодаря энергетической, психологической и нравственной мобилизации человека в соответствии с требованиями среды [19].

Однако возможность такой мобилизации и освоения новых условий у разных людей неодинаковы. Кроме того, следует учитывать, что адаптационные возможности учащегося далеко не безграничны.

С точки зрения системного подхода к проблеме адаптации В.П. Казначеев выделяет четыре состояния живых организмов относительно внешних условий: физиологическое, состояние напряжения, адаптация, патологическое. Недостаточность механизмов адаптации означает снижение надежности биосистемы, развитие новой формы жизнедеятельности, которая рассматривается как болезнь [14].

Факторы адаптации можно разделить на две группы. К первой из них относятся те, которые связаны с особенностями личности самого человека. Это такие характеристики, как общая и специальная подготовленность, характер, темперамент, познавательные и другие психические процессы, исходное психическое состояние, возраст и т.п. Так, лица с медленной реакцией на внешние воздействия, спокойные, рассудительные (флегматики), с большим трудом приспосабливаются к сложным условиям, но их адаптация прочнее, чем у лиц, быстро и сильно реагирующих на окружающее, склонных к резким изменениям общего состояния (холерики, сангвиники). Совершенно иначе дело обстоит у меланхолика, который, попав в новые условия, совершенно теряется, он острее переживает события, склонен к преувеличению трудностей. Такие особенности темперамента не только замедляют процесс адаптации, но и снижают ее прочность. Ход и результаты адаптации зависят от уровня готовности к выполнению задачи и мотивации поведения личности [28].

Вторую группу составляют факторы, которые по отношению к личности существуют объективно: средства ознакомления с характером обстановки и решаемыми задачами, качества и пример руководителей, коллектива, воспитательная работа и др. Адаптация к новой обстановке ускоряется, если предварительно проведена работа по ознакомлению с возможными ситуациями и действиями при их возникновении. Важным элементом подготовительной работы является также активизация общественных мотивов поведения, а также индивидуальных и коллективных установок людей. С физиологической точки зрения процесс адаптации заключается в выработке новых динамических стереотипов. Он формируется быстрее, если учащийся уже знаком с новыми ситуациями, например, с помощью тренировок [33].

Адаптационные реакции человека весьма разнообразны. Поэтому в теории психической адаптации различают такие понятия, как устойчивая адаптация, переадаптация, дезадаптация и реадаптация. Это позволяет не только охватить и обобщить множество разнообразных фактов, касающихся особенностей психической деятельности человека, но и более глубоко раскрыть сущность его адаптационных реакций, как в обычных, так и в экстремальных условиях [1].

Под устойчивой адаптацией понимают те регуляторные реакции, психическую деятельность, систему отношений и т.п., которые возникли в процессе развития человека в конкретных экологических и социальных условиях и не требуют значительного нервно-психического напряжения. Такое понимание адаптации ассоциируется с понятиями нормы, здоровья. В этих условиях не происходит качественного изменения в физиологическом и психологическом состояниях человека. По этому поводу П. С. Граве и М. Р. Шнейдман пишут, что человек находится в адаптационном состоянии пока «его внутренний информационный запас соответствует информационному содержанию ситуации». С этой точки зрения основным признаком адаптации является плавное протекание регуляторных процессов, обеспечивающих равновесие организма как целого во внешней среде. Адаптированное поведение человека не требует от него выраженного напряжения регуляторных механизмов. Материальным субстратом такого состояния является, по терминологии И. П. Павлова, выработанный человеком динамический стереотип. Адаптация на психологическом уровне происходит в конкретных предметно-пространственных условиях: экологических, социальных, производственных и др.[26].

При длительном или сильном воздействии экстремальных факторов психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав резервные возможности, не могут больше обеспечить адекватное психическое отражение, регуляторную деятельность организма. При этом происходит «прорыв» адаптационного барьера, «ломка» сложившихся динамических стереотипов в центральной нервной системе, и наступает психическая дезадаптация, или кризис. В обычной жизни он может быть вызван разрывом привычной системы отношений, утратой значимых ценностей, возможностью достижения поставленной цели, потерей близкого человека и т. п. Все это сопровождается отрицательными переживания­ми, обусловливающими неспособность реально оценивать ситуацию и найти рациональный выход из нее [13].

При изменении условий существования человек в ряде случаев способен приспособиться к ним. В этом случае происходит психическая переадаптации. Она проявляется в выработке защитных (компенсаторных) реакций в ответ на воздействие экстремальных (психогенных) факторов.

Особенности процесса переадаптации заключаются, во-первых, в формировании новых функциональных систем в центральной нервной системе, позволяющих адекватно отражать реальную действительность в необычных условиях. Во-вторых, особенность данного процесса состоит в актуализации привычных потребностей и выработке защитных механизмов на воздействие экстремальных факторов.

Психическая переадаптация нередко сопровождается нарушениями пространства и времени, появлением необычных психических состояний (тревожность, страх, эмоциональная лабильность, грезы, неустойчивость и др.), выраженными вегетативными сдвигами, установлением новой системы ценностей, изменением критериев суждений и т. п. Вновь сформировавшиеся динамические системы, регулирующие поведение человека и его активность, по мере увеличения времени пребывания в измененных условиях превращаются в стойкие стереотипы. Прежние адаптационные механизмы, возникшие в обычных условиях, забываются и утрачиваются [14].

При возвращении учащегося из измененных в обычные условия сложившиеся новые динамические стереотипы разрушаются и возникает потребность восстановить прежние. Происходит процесс психической реадаптации, реабилитации. Чем длительнее срок пребывания в измененных условиях, тем труднее и дольше происходит реадаптация [17].

Обобщая сказанное, отметим, что в процессе адаптации, ее последующей переадаптации и реадаптации можно выделить следующие этапы, характеризующиеся сменой эмоциональных состояний и появлением необычных психологических феноменов. Такими этапами являются: подготовительный, стартового психического напряжения, острых психических реакций входа, переадаптации, завершающего психического напряжения, острых психических реакций выхода, реадаптации.

В происхождении и развитии необычных психических состояний, характеризующих адаптационные процессы, четко прослеживается адаптация в ситуации информационной неопределенности (этап стартового психического напряжения и завершающий этап); ломка функциональных систем анализаторов, сформировавшихся в течение жизни человека или длительного пребывания в экстремальных условиях, нарушения в протекании психических процессов и изменения системы отношений и взаимоотношений (этап острых психических реакций входа и выхода); активная деятельность личности по выработке защитных реакций (этап переадаптации) или же восстановление прежних стереотипов реагирования (этап реадаптации) [28].

Подавляющее большинство из этих состояний позволяет отнести их к закономерным реакциям, укладывающимся в границы психологической нормы для измененных условий деятельности. В то же время при увеличении времени пребывания в измененных условиях и сильном воздействии экстремальных факторов, а также при недостаточной нервно-психической устойчивости, высокой ригидности и тревожности и при отсутствии мер психопрофилактики эти реакции и состояния могут перейти в разряд патологических. В. И. Лебедев выделяет четыре критерия, с помощью которых необычные, но еще нормальные (псевдопсихопатологические) реакции и состояния отграничиваются от патологии. Это, во-первых, выраженная «понятность» связи с окружающей средой. Такие психологически понятные связи свидетельствуют о сохранении личности и не являются непосредственным выражением психопатологического процесса. Во-вторых, псевдопсихопатологические реакции и состояния отличаются от патологии кратковремен­ностью. В-третьих, по отношению к ним, как правило, сохраняется критичность, возникают сомнения в их реальности. В-четвертых, если учащийся во время нахождения в необычных условиях был убежден в реальности какого-либо явления или представления о нем, то после возвращения в обычные условия он легко отказывается от него, следуя логическому объяснению окружающих. Большинство из указанных необычных психических состояний у здоровых людей могут рассматриваться как модели симптомов и синдромов, развивающихся при воз­никновении нервно-психических заболеваний [19].

Рассмотренная последовательность смены этапов психической адаптации не всегда носит строго однозначный и прямолинейный характер. Так, при определенных обстоятельствах этап переадаптации может смениться этапом глубоких психических изменений, между ними сущес­твует промежуточный этап, называемый неустойчивой психической деятельностью. Необычные психические состояния, возникающие на этом этапе, позволяют раскрыть особенности протекания психических процессов на границе между психической нормой и патологией. В зависимости от конкретных условий обстановки и индивидуальных качеств человека этап неустойчивой деятельности может в итоге смениться этапом реадаптации, либо перейти в этап глубоких психических изменений [27].

Общие экстремальные способности очень важны, но их недостаточно, чтобы обеспечить уверенные действия человека в экстремальных ситуациях. Мало быть адаптированным ко всему в жизни. Важно быть еще особо подготовленным к экстремальным ситуациям, учитывая их высокие требования к человеку и те неприятные, тяжелые, а порой и трагические последствия, которые почти неизбежны при недостаточной подготовленности к ним. Для этого человеку необходимо:

  • знать, с какими экстремальными ситуациями можно столкнуться в природе, в чем их особенности, какие трудности они в себе таят;

  • знать и уметь выполнять обычные действия, не ухудшая их качество под влиянием своих психических состояний и необычных обстоятельств экстремальных ситуаций;

  • уметь выполнять особые действия, адекватные специфике конкретных экстремальных ситуаций;

  • обладать специально развитыми качествами, повышающими специальную способность к успешным действиям в специфичных, наиболее вероятных в жизни и деятельности экстремальных ситуациях;

  • обладать повышенной экстремальной устойчивостью, чтобы безопасно выходить из экстремальных испытаний без негативных последствий для дела, жизни и здоровья;

  • быть способным настойчиво, невзирая на трудности, реализовать свои намерения, наступательно преобразуя обстоятельства экстремальной ситуации и гибко управляя своим поведением.

Хорошо адаптированный к экстремальным ситуациям человек более уверен в себе, чем неадаптированный.

Сознание собственной неадаптированности, неумелости - источник трусости и волнений там, где для них нет оснований. Адаптированный человек лучше разбирается в особенностях возникающих ситуаций, более правильно оценивает их, предвидит развитие событий, что делает возникновение трудностей понятными, ожидаемыми, исключает если не все, то многие неожиданности, не позволяет застать себя врасплох и действовать впопыхах. Кроме того, он меньше нервничает, волнуется, действует спокойнее, допускает меньше ошибок и промахов, не создает себе дополнительные трудности. Профессионализм товарища, находящегося в экстремальной ситуации рядом, усиливает «чувство локтя», благотворно сказывается на психическом состоянии даже слабо подготовленного. Уверенность в профессионализме руководителя, придает силы всем, кто действует под его началом [31].

1.2 Понятие экстремальной ситуации

Понятие «экстремальная ситуация» сегодня обретает статус одной из унифицированных, генерализирующих категорий как в обыденной жизни, так и в сфере научного поиска. Этим понятием оперирует психология, философия, педагогика. В научной педагогической литературе, социально-педагогических исследованиях последних лет появилось понятие «экстремальной жизненной ситуации». Практическая психология в связи с экстремальными ситуациями фиксирует две проблемы: пропорционально увеличивается количество людей, принимавших когда-либо в них участие (они часто становятся носителями травматического опыта) и возрастает обусловленность катастрофических последствий экстремальных ситуаций «человеческим фактором» - т.е. неэффективными, подчас деструктивными действиями людей в таких ситуациях. Обе тенденции требуют разработки психологических подходов, методов, технологий, которые могли бы быть противопоставлены негативному влиянию экстремальной ситуации на личность [6].

Определение экстремальной ситуации можно обнаружить в работах по безопасности жизнедеятельности как обстановки, возникающей в природе или в процессе деятельности человека, при которой психофизиологические параметры могут превысить пределы компенсации организма, что приводит к нарушению безопасности жизнедеятельности человека. A.M. Столяренко, исследовавший экстремальную ситуацию в русле психолого-педагогического подхода, считает, что экстремальными следует называть ситуации, ставящие перед человеком большие объективные и психологические трудности, обязывающие его к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности. В подавляющем большинстве психологических работ, оперирующих понятием экстремальная ситуация, значение этого термина никак не определяется. Поэтому нам представляется важным провести его социально-психологический анализ и сформулировать рабочее определение [7].

Развиваемое с античных времен понимание сущности экстремумов, экстремальности и принципов экстремального (Аристотель, Н. Кузанский, Дж. Бруно, Г.В.Лейбниц и др.), поднятое до современных философских обобщений о закономерностях экстремальных изменений (М. Планк, И. Пригожин и др.), находит свое отражение и в понятии «экстремальная ситуация». Экстремальность, как считали еще в античности, указывает на предельные состояния в существовании вещей. Экстремумы образуют по сути границы, меры существования вещей, с превышением которых вещи перестают быть сами собой и обретают иное существование. В словаре С. Ожегова, «экстремальный» - крайний, необычный по трудности, сложности». В философской интерпретации «экстремальная ситуация» - понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях» [18].

Однозначности данного термина в последнее время угрожает тенденция интерпретировать как экстремальную любую ситуацию, сколько-нибудь связанную со стрессом. Фактически на сегодняшний день в психологии этот термин находится в периоде становления, содержание его складывается стихийно, что является отражением относительно недавнего появления в обыденной практике людей экстраординарных явлений. Сегодня постоянно расширяется круг проблем, связываемых с понятием экстремальная ситуация (ЭС).

Понятие «экстремальная ситуация» широко используется в обыденной практике, иллюстрацией чему является наличие многочисленных «Энциклопедий ЭС», «Конференций по ЭС», «Школ выживания в ЭС», статей и руководств по поведению в экстремальной ситуации. Здесь в качестве экстремальных приводятся, наряду с традиционными ситуациями катастроф, бедствий, социальных конфликтов, также ситуации, связанные с противоправными действиями; аварийные ситуации; социальные ситуации негативного плана; ситуации, создаваемые самим субъектом; неблагоприятные природные явления и т.д. [10].

К понятию экстремальная ситуация непосредственно примыкают и используются как синонимы следующие термины:

1. Травматическая ситуация. При использовании данного понятия акцентируется тема негативных психологических последствий, вызванных экстремальной ситуацией. Сегодня к травматическим относят всю совокупность ситуаций, связанных с переживанием угрозы, трагической гибели или непоправимого вреда для здоровья. Они сопровождается переживанием экстремального по интенсивности дистресса - эмоциями страха, ужаса и чувства беспомощности. К травматическим же относятся любые ситуации насилия над личностью, внезапные тяжелые болезни, трагическая утрата близких, пребывание в зоне боевых действий.

2. Чрезвычайная ситуация - обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного социального и политического характера, вызывающее резкое отклонение от норм жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды [4].

Толковый словарь русского языка определяет экстремальный (сущ. экстремальность) как крайний, необычный по трудности, сложности. Экстремальность условий жизнедеятельности является сложной личностной функцией факторов условий жизнедеятельности, взятых в конкретной ситуации жизни конкретного человека, т.е. в одинаковых условиях жизнедеятельности люди ведут себя по разному, а, следовательно, экстремальность этих условий жизнедеятельности для каждого конкретного человека есть сложная многомерная индивидо - личностная функция факторов условий жизнедеятельности, определяющая его эмоциональное, волевое и когнитивное поведение [8].

Таким образом, экстремальность условий жизнедеятельности человека зависит от масштабов и тяжести последствий опасных происшествий. Условия жизнедеятельности, вызывающие у человека стрессовое состояние, зависящее от масштабов и тяжести последствий опасных происшествий и природных явлений, аварий, катастроф, стихийных бедствий, в нашем исследовании будем называть экстремальными ситуациями.

На людей, находящихся в экстремальных ситуациях, наряду сразличными поражающими факторами действуют психотравмирующиеобстоятельства, представляющие собой комплекс сверхсильныхраздражителей, вызывающих нарушение психической деятельности.Значительную роль в успешном преодолении экстремальных условий занимает готовность отдельных людей к деятельности в неблагоприятных условиях, определяемая их личностно-типологическими качествами, психологической устойчивостью, волевой и физической закалкой - готовностью адаптироваться к неблагоприятным воздействиям внешней среды [9].

В экстремальной ситуации у человека неизбежно возникает особое состояние эмоционального напряжения, именуемое стрессом. Это состояние вызывает возбуждение всех систем организма и оказывает большое влияние на поведение и работоспособность человека.

Зависимость между силой стресса и работоспособностью в общем виде может быть представлена следующим образом. По мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием (так называемый мобилизующий эффект стресса), доходят до максимальной величины, а затем начинают падать. При этом, в первую очередь, затрудняются восприятие (оценка ситуации) и мышление (принятие решения), причем тем больше, чем сложнее ситуация. С увеличением напряжения появляются ошибки в выполнении отдельных операций или их пропуски, стремление перейти к наиболее простым действиям, прочно закрепленным ранее. Вероятность разнообразного и сильного психологического воздействия экстремальных ситуации на человека и негативных последствии его подчеркивает важность специальной подготовленности к встрече с психологическими трудностями и преодолению их. Эта подготовленность обязательно должна соответствовать специфике экстремальных ситуаций, более того именно тех, которые ожидаемы и к преодолению трудностей которых должен быть готов данный человек. А.И. Папкиным показано, что лица, имеющие высокую мотивацию на достижение цели, обладающие высоким профессионализмом, уделяют повышенное внимание личной безопасности [15].

Существуют качества, которые препятствуют адекватному реагированию человека на экстремальные ситуации. К таким качествам относят:

  • пониженную психологическую устойчивость и подверженность психологической дезадаптации;

  • повышенную тревожность, склонность к испугу, дистрессам, аффективным реакциям;

  • невыдержанность, эмоциональную неуравновешенность и импульсивность в действиях;

  • слабо развитые свойства внимания - распределение, концентрацию, устойчивость;

  • плохую сенсомоторную координацию (восприятий и движений);

  • недостатки органов чувств (плохое зрение, слух);

  • неумеренную склонность к риску («сдвиг к риску»);

  • замедленную реакцию и недостаточную ловкость;

  • недостаточно развитый интеллект, малую сообразительность; пристрастие к алкоголю и наркотикам;

  • плохое состояние здоровья [20].

Иногда при этом оживают старые, но уже непригодные в данной ситуации навыки - человек действует как бы по шаблону, автоматически, подчас не сознавая, что он делает. При еще более сильном стрессе появляется чувство растерянности, неспособность сосредоточиться на выполняемой деятельности, а также лишнее, импульсивные движения и действия либо, наоборот, резкая скованность, заторможенность.

Рассмотренная схема весьма условна и отражает лишь самые общие, усредненные закономерности. На самом же деле влияние стресса на поведение и возможности конкретного человека, изменение его работоспособности чрезвычайно индивидуально. Есть люди, которые действуют наиболее эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения - на экзаменах, ответственных соревнованиях, в жизнеопасных ситуациях и т. д. А других подобные ситуации психологически демобилизуют. Наступает своеобразный "психологический шок" - появляется сильная заторможенность либо суетливость, поспешность, неспособность к разумным действиям. Установлено, что поведенческие реакции человека в экстремальных условиях, их временные характеристики, вообще психофизиологические возможности людей величины чрезвычайно вариативные, зависящие от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации, стиля деятельности.

Исследуя зависимости поведения в экстремальных ситуациях от свойств личности, Л. Д. Битехтина пришла к выводу, что толерантность к стрессу имеет широкие индивидуальные различия, которые не позволяют четко определить пределы максимально возможных напряжений, общих для всех.

Отсюда становится понятным, почему важно определить, от каких факторов зависит эффективность поведения человека в усложненных условиях. В настоящее время вывести интегральную форму поведения человека в напряженной ситуации почти не представляется возможным. Тем не менее появляется все больше данных, что психологические факторы индивидуальные качества, способности человека, его навыки, готовность, установки, общая и специальная подготовка, его характер и темперамент в сложной обстановке не суммируются арифметически, а образуют некий комплекс, который в конечном счете реализуется либо в правильном, либо в ошибочном действии. Анализ трудных ситуаций и многообразие форм реакций специалистов на эти ситуации показывают исключительно сложную природу явлений, объединяемых понятием «помехоустойчивость» [30]

В общем виде экстремальная ситуация представляет собой совокупность обязательств и условий, оказывающих сильное психологическое воздействие на человека.

Человек оказывается в экстремальных ситуациях по разным причинам, но, пожалуй, чаще всего это случается по собственной вине - как результат отсутствия опыта безопасного поведения в природной среде либо пренебрежения к нормам, правилам безопасности, непредусмотрительности а порой легкомыслия. Первое проявляется в том, что человек не знает, как поступить в той или иной жизнеопасной ситуации, или знает, но не умеет это сделать. Второе - в том, что он знает и может, но не хочет и не делает того, чего требуют условия безопасности деятельности (или просто не хочет знать, что нужно делать). И вот, столкнувшись с непредвиденными обстоятельствами, очутившись в сложной непривычной обстановке, когда нужны быстрые, точные действия, люди оказываются совершенно беспомощными, неспособными решить простейшие, но жизненно необходимые вопросы [25].

Как уменьшить вероятность оказаться в экстремальной ситуации и увеличить шансы на сохранение здоровья и самой жизни? В первую очередь необходимо знать, и учитывать факторы риска (опасности), сопровождающие нашу жизнь. Во-вторых, выработать умение предвидеть возможность возникновения жизнеопасных ситуаций и со знанием дела стремиться избегать попадания в них. И, наконец, оказавшись в экстремальной ситуации, необходимо быстро оценить ее и свои возможности, принять грамотное решение и действовать [29].

На основании вышеизложенного, адаптация человека к экстремальным ситуациям быстрее происходит в случае умения практически действовать, полученного в тренировках, в ходе практических занятий. Они дают человеку определенный опыт переживания, уменьшают стрессовую нагрузку [24].

В школьном курсе ОБЖ научить учащихся навыкам практических действий в экстремальных ситуациях можно, используя практические методы обучения, а также внеклассные и внешкольные дополнительные практические мероприятия. За десятилетний период существования курса основной целью его было приобретение учащимися основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определить способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь [32].

Таким образом, проблема выживания в экстремальных ситуациях сводится к четырем надо; надо знать, надо желать, надо уметь, надо действовать.

1.3 Адаптация учащихся к экстремальным ситуациям в курсе «Основы Безопасности Жизнедеятельности»

Развитие образовательной области безопасности жизнедеятельности, как составной части образования, является важным условием безопасности человека и общества, активной адаптации каждого человека к современным условиям жизни. В связи с этим необходимо решить проблему формирования у учащихся умений и навыков безопасного поведения, заложить основы мировоззрения, связанного с сознательным созданием жизнеспособного общества с морально-нравственными ценностями [16].

При изучении вопросов безопасности жизнедеятельности, необходимо применение полученных навыков на практике в неопределенное время с учетом фактора неожиданности.

Связь теории с практикой обладает значительным образовательным и воспитательным потенциалом. Практика осуществляет связь учебного процесса с природной и социальной средой. Практика помогает полнее удовлетворять познавательные и материальные потребности учащихся, воспитывает личную и коллективную ответственность за результаты практической деятельности. Она способствует самоутверждению личности, создает условия для поиска рациональных путей решения жизненных задач. Практика помогает учащимся формировать учебные и трудовые умения и навыки, а также познавательную самостоятельность. Особенности освоения действий в экстремальных ситуациях заключаются в необходимости принятия решения и создания условий для его реализации. Как отмечает Т.С. Назарова, это требует методов обучения с максимально возможным использованием натуральных условий, экстремальных методик [21].

Т.С. Назарова считает, что навыки безопасного поведения надежно вырабатываются только в процессе преодоления критических (экстремальных) ситуаций. Критической ситуации как обучающей системе по эффективности нет альтернативы. Это подтверждается и принятой системой подготовки специалистов профессий, связанных с риском и опытом работы различных школ выживания, интуитивной тягой к активным технологиям, которую испытывают отдельные преподаватели.

Для самоорганизации человека, как сложной живой системы, в экстремальной ситуации вербальное обучение малоэффективно. Навыки "безопасного поведения" вырабатываются в процессе преодоления экстремальных ситуаций. Т.С. Назарова считает, что в основе преподавания курса ОБЖ должны быть положены "экстремальные педагогические технологии" практической направленности [21].

Ю.И. Репин, рекомендует занятия по ОБЖ проводить по интенсивной технологии, характеризующейся отказом от преимущественно объяснительного способа сообщения знаний в пользу доминанты внимания к практическим действиям с привитием устойчивых навыков и умений безопасного поведения.

Особую значимость приобретают классные уроки, которые следует проводить не в традиционной назидательной форме, а как ситуационно-ролевые игры [26]. За период первого десятилетия существования курса ОБЖ накоплен определенный опыт проведения занятий с различными возрастными группами. У ученых педагогов, преподавателей - практиков все более твердо складывается убеждение, что необходимо формировать у школьников практические навыки защиты в опасных ситуациях.

Поскольку курс ОБЖ является интегративной областью знаний, то ведущим компонентом задач являются способы деятельности (в случае угрозы или возникновения опасных ситуаций) и ценностные ориентации (направленные на то, чтобы сам человек не был источником опасностей). Минимальный уровень планируемых результатов обучения должен соответствовать образовательному стандарту. Планирование результатов обучения в виде множества задач позволяет процесс обучения построить в виде последовательного решения с учителем или без него серии познавательных задач. Планирование и осуществление трехуровнего обучения дает возможность учащимся использовать полученные умения в процессе решения множества задач [33].

Проведение в процессе обучения практических занятий как метода обучения предполагает, что на уроке учащиеся выполняют практические действия в виде тренировок, лабораторных работ, занятий на местности, отрабатывают нормативы по гражданской обороне, приобретая соответствующие умения и навыки.

Несомненно, ознакомление учащихся с множеством опасностей, на предупреждение происшествий и несчастных случаев является важным направлением в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека. Однако, опасности часто возникают неожиданно. Поэтому необходимо учить школьников адаптироваться в осложненных, быстро изменяющихся условиях, вызываемых авариями, стихийными бедствиями, катастрофами.

За десятилетний период существования курса основной целью его было приобретение учащимися основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определить способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь [11].

В научных исследованиях В.В. Антипова, Ц.П. Короленко, В.И. Лебедева, Н.Н. Решетникова и др. определено понятие адаптация к экстремальным ситуациям, которое можно в обобщенном виде представить как процесс, включающий этапы поиска, выбора и реализации способов деятельности, позволяющих обеспечить выход из неблагоприятных (экстремальных) условий жизнедеятельности с минимальными потерями.

На основании вышеизложенного, адаптация человека к экстремальным ситуациям быстрее происходит в случае умения практически действовать, полученного в тренировках, в ходе практических занятий. Они дают человеку определенный опыт переживания, уменьшают стрессовую нагрузку.

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ СИТУАЦИЯМ В ПРИРОДЕ

2.1 Этапы и организация опытно-экспериментальной работы

На базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Среднего образовательного учреждения №5» города Соль-Илецка, планируется провести экспериментальное исследование. В исследовании будут принимать участие учащиеся двух 6-х классов СОШ №5, в количестве 36-х человек, возрастной состав учащихся, в среднем, составит 12 лет.

Опытно-экспериментальная работа будет состоять из трех этапов:

- констатирующий;

- формирующий;

- аналитико-результативный (контрольный).

Первый этап предполагает анализ философской, педагогической, исторической литературы, публикаций, научных исследований по проблеме формирования адаптации учащихся к экстремальной ситуации в природе (далее экстремальная ситуация, разработку понятийного аппарата.

На данном этапе планируется провести сбор и накопление первоначального материала с целью определения направлений исследовательской работы.

Диагностика компонентов

у учащихся адаптации к экстремальной ситуации, позволит проследить процесс совершенствования полученных навыков и умений действовать в чрезвычайной ситуации.

Основными требованиями к наиболее эффективному диагностированию относятся:

- использование одинаковых средств диагностики для всех учащихся;

- изучение основных качеств ученика в их развитии;

- обоснование показателей сформированности компонентов адаптации учащихся к экстремальной ситуации в природе;

- создание испытуемым равных условий при работе с тестами и анкетами были, адекватные пояснения к их исполнению;

- время проведения диагностических процедур соответствовало выполнимости предложенных методик.

Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Применение целого ряда методов позволит всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры [16].

В исследовании основная цель заключается в выявлении роли системы практикоориентированных занятий на уроках ОБЖ и дополнительных внеурочных мероприятий, в приобретении учащимися практических умений и навыков адаптации к экстремальным условиям.

Опытно-экспериментальная работа может позволить изучить влияние той или иной формы и метода обучения на качество адаптации учащихся к экстремальным ситуациям в природе на внеклассных занятиях по ОБЖ, определить приемлемые формы и методы обучения, перспективы совершенствования курса, прогнозирование потребностей в изучении конкретных тем курса.

На констатирующем и контрольном этапах для проведения входной и итоговой диагностики выбраны тестирование и ситуационные задачи.

Тест (англ. test — проба, испытание, исследование) в психологии и педагогике, стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого. Тестэто ряд вопросов, на которые даются несколько вариантов ответа. Из предложенных ответов правильный лишь один. С помощью теста проверяется уровень знания [22].

С помощью теста, будет определяться уровень знания у учащихся полученных на уроках Безопасности жизнедеятельности в разделе «Чрезвычайные ситуации природного характера».

Ситуационная задача – метод, предоставления ситуации по определенной теме, с последующим ее решением.

Этот метод позволит определить качество полученных навыков в процессе обучения.

Мотивационный компонент предполагает включение учащихся в процесс активной деятельности и в получении практических умений и навыков, направленных на удовлетворение познавательных интересов учащихся к их усвоению. На этапе инициирования активности (мотивационном этапе) для того, чтобы у учащихся возник интерес, потребность в присвоении информации, могут использоваться видеосюжеты, отрывки из литературных произведений. Повышение интереса к изучаемой теме возможно с использованием местного, регионального материала. Например, при изучении чрезвычайных ситуаций гидрологического характера (наводнения, паводки,) внимание учащихся привлекают половодье на р. Урал, вызывающее эмоциональную реакцию учащихся своими возможными необычными последствиями.

Показателем эффективности использования различных методик и технологий может служить отношение учащихся к практико-ориентированному образовательному процессу по курсу ОБЖ, являющемуся частью образовательной среды.

От мотивации зависит отношение школьников к учебе. А.К. Колеченко отмечает, что "...отличительной чертой мотивационной сферы должна быть опора на внутренние мотивы" Среди разнообразных мотивов учения, в частности, выделяют внешние и внутренние мотивы [10].

Учебная деятельность становится внешнемотивированной при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей отметки, похвалы, признания одноклассников, подчинение требованиям учителя и др. При внешней мотивации знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемый предмет для учащегося не является внутренне мотивированным, а содержание учебного предмета не становится личностной ценностью.

Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом служит целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Для повышения эффективности учения необходимо стремиться к активизации мотивации, поддержанию ее на высоком уровне.

Т.Д. Дубовицкая считает фактор мотивации для успешной учебной деятельности сильнее, чем фактор интеллекта. В качестве критерия эффективности использования методики (технологии) в обучении она использует мотивацию к обучению.Направленность учебной мотивации используется как показатель эффективности (качества) применяемой учителем методики (технологии) обучения, основывающейся на сравнении результатов исследования мотивации в контрольных и экспериментальных классах.

Для определения эффективности обучения планируется выявить направленность мотивации учащихся к обучению, а также уровень внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении конкретных предметов при помощи методики диагностики направленности учебной мотивации обучения, разработанной Т.Д. Дубовицкой, которая состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответов. Методика может использоваться в работе со всеми категориями учащихся, начиная с 12-летнего возраста. (см. Приложение 3)

Изменение внутренней мотивации учащихся к занятиям на уроках ОБЖ планируется определить с помощью методики диагностики направленности учебной мотивации, путем сравнения результатов исследования мотивации учащихся к занятиям по ОБЖ в контрольной и экспериментальной группах.

В эксперименте будет тест-опросник (Приложение 4), позволяющий определить уровень внутренней мотивации учащихся, который является показателем эффективности методических систем.

Содержательный компонент включает ситуационные задачи, по тематике ОБЖ. Под ситуационными задачами понимаются задачи, решаемые учащимися по идентификации опасностей, разработке и проведении мероприятий, направленных на обеспечение безопасности в экстремальных ситуациях. В основе формирования у учащихся практических умений и навыков используется личностно-деятельностный подход [23].

При объяснении новых знаний будут использоваться различные методы, формы и средства обучения. Объяснение может быть реализовано с использованием фронтальных форм обучения (рассказ, беседа, лекция и др.). Активизация внимания учащихся и приобретение знаний являются важными этапами для эффективной реализации практических занятий. После объяснения учащимся нового материала проведение практических занятий можно реализовать как метод обучения и как процесс решения задач.

Практические занятия, как метод обучения, планируется проводить в виде лабораторных работ, тренировок, дидактических игр, практических работ, на которых учащиеся будут закреплять знания и получать умения и навыки практических действий. Затем подразумевается осуществление контроля полученных умений и навыков по изучаемой теме [21].

Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них. Целенаправленными усилиями можно воспитать в человеке смелость, если обстоятельства жизни и деятельности стихийно их не выработали [18].

Особый элемент - умение владеть собой в экстремальных ситуациях. Смелость, мужество - не отсутствие страха, а способность человека не дать страху овладеть сознанием. Это достигается силой ума, активизацией позитивных мотивов, усилиями воли, применением специальных приемов самоуправления [12].

Второй этап подразумевает формирование адаптации учащихся к экстремальной ситуации.

На данном этапе планируется:

- подобрать методики диагностики и проведения внеклассных мероприятий;

- осуществить организационную работу по определению и изучению состава контрольных и экспериментальных групп;

- уточнить критерии формирования адаптации к экстремальной ситуации

- разработать учебно-тематический план занятий по формированию адаптации учащихся к экстремальным ситуациям в природе.

Педагогический эксперимент в рамках курсовой работы требует комплексного использования методов наблюдения, бесед, анкетных опросов, диагностирующих работ; создания специальных ситуаций воспитывающего характера и др. Данные методы применяются, как на диагностическом этапе проведения опытно-экспериментальной работы, так и для последующих замеров динамики компонентов адаптации учащихся, чтобы на завершающей стадии сделать вывод об эффективности внеурочных занятий [28]..

Формирующий этап эксперимента планируется провести в естественных условиях на учебных занятиях в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и в рамках факультативного курса «Адаптация учащихся к экстремальным ситуациям в природе» (см. Приложение 1). На протяжении эксперимента у учащихся будет осуществляться мониторинг компонентов адаптации к экстремальным ситуациям на основе результатов начального и итогового контроля. Контрольный этап эксперимента будет включать в себя интерпретацию полученных результатов, сравнение индивидуальных показателей адаптации у учащихся до и после применения программы, на основании которых планируется сделать выводы.

Адаптация учащихся к экстремальным ситуациям должна быть основана на преимущественном использовании активных методов - тренингов, дискуссий, обучающих игр, анализа реальных ситуаций, практических занятий, моделирования опасностей. Уроки «Основ безопасности жизнедеятельности» необходимо превратить в занятия по «обучению жизненным навыкам» [11].

Так же на формирующем этапе планируется проведение практических занятий, на которыхучащиеся выполняют действия в виде тренировок, лабораторных работ, занятий на местности, отрабатывают нормативы по гражданской обороне, приобретая соответствующие умения и навыки.

Урок – это главная форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).

Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных задач, характера предполагаемой на уроке деятельности и обучающего взаимодействия учителя с детьми.

Наиболее распространенным типом занятия является комбинированный урок. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала. В ряду ведущих форм – школьный семинар. Он позволяет включить весь коллектив класса в активную самостоятельную, под руководством учителя, проработку материала. Учащиеся излагают свои точки зрения, ставят вопросы друг другу, участвуют в дискуссиях, отвечают на вопросы учителя. Некоторые семинары посвящаются заслушиванию и обсуждению одного или нескольких учебных докладов на тему «Опасные ситуации в природе», подготовленных учащимися. Семинарское занятие способствует прочному усвоению знаний, умений, навыков по адаптации, т.к. требует от учащихся большой предварительной самостоятельной работы [26].

Одним из методов используемых на практических занятиях являются ситуационные задачи. Ситуационные задачи планируется использовать в курсе ОБЖ для получения практических умений и навыков действий в экстремальных ситуациях. Так как всевозможных экстремальных ситуаций бесконечное множество, то они могут составить значительный массив задач, который можно разделить на три уровня сложности: минимальный, базовый и повышенный (см. Приложение 2). В этом случае становится возможным осуществить личностно-деятельностный подход к обучению учащихся действиям в экстремальных ситуациях. В соответствии с физическими и психологическими возможностями учащиеся могут выбрать стратегию действий: активно действовать, пассивно переждать опасность, возглавить действия по защите или подчиниться чьей-то воле [21].

Планируется проведение внеклассных мероприятий, нацеленных на углубление у обучающихся знаний и умений действий в опасных условиях. Одних классных уроков явно недостаточно для того, чтобы ребенок или подросток был вполне готов к адекватному реагированию на опасность, предвидел, откуда может исходить угроза для него самого и окружающих. Обучать школьников вопросам безопасности можно на занятиях в различных кружках, клубах и т. п. Но возможности имеющихся государственных и общественных организаций и объединений для решения этой проблемы используются лишь отчасти» [33].

Учебно-тематический план

  1. Экстремальные ситуации в природе и их причины.

  2. Факторы и стрессоры выживания в природных условиях.

  3. Психологические основы выживания в природных условиях.

  4. Понятие адаптация.

  5. Адаптация к экстремальным ситуациям в природе.

  6. Как избежать попадания в экстремальную ситуацию.

  7. Основные правила поведения в экстремальной ситуации.

  8. Экстремальная подготовленность человека и ее значение для его безопасности.

  9. Практическое занятие « Человек, группа в экстремальной ситуации»,

  10. Значение физической подготовленности в условиях экстремальной ситуации.

  11. Экскурсия в лес. Обнаружение всевозможных опасностей.

  12. Правило поведения в лесу.

  1. Спартакиада « Весёлые старты».

  2. Встреча с сотрудниками МЧС.

16 Час классного руководителя «Алгоритм действий в различных экстремальных ситуациях в природе».

17 Внеклассное мероприятие «Школа выживания в экстремальных условиях».

Третий этап планируется провести апробацию выбранных методик внеклассных мероприятия как основы реализации процесса формирования адаптации учащихся к экстремальной ситуации, осуществлению систематизации и обобщения результатов исследования.

ВЫВОДЫ

  1. Анализ педагогической и психологической литературы показал, что формированию адаптации учащихся к экстремальным ситуациям в общеобразовательном учреждении отводится недостаточно учебного времени ,в связи с этим изучаемый вопрос является актуальным.

  2. Выявлено, что адаптация учащихся к экстремальным ситуациям в природе есть личностное образование совокупности специальных знаний, прикладных умений и навыков, мотивационных и психологических качеств личности, позволяющих эффективно противодействовать экстремальным условиям, возникающим в природе.

  3. Разработаны этапы и организация опытно-экспериментальной работы по адаптации учащихся к экстремальным ситуациям в природе, в которых будут применяться факультативные занятия с использованием различных форм и методов обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе возникает необходимость в обучении населения и особенно подрастающего поколения безопасному поведению в опасных, чрезвычайных и экстремальных ситуациях. Недостаточный жизненный опыт знаний в области безопасности жизнедеятельности, психологическая и эмоциональная неустойчивость делают школьников наиболее уязвимой категорией населения.

Теоретическое обоснование и поиск педагогических условий, способствующих адаптации учащихся к экстремальным ситуациям в природе явилось целью данного исследования.

Для достижения поставленной цели в данной курсовой работе решались основные три задач. Выполняя задачи исследования, на основании анализа литературных источников по проблеме адаптации учащихся к экстремальным ситуациям в природе раскрыта сущность и содержание адаптации.

Воздействие опасных ситуаций проявляется у учащихся неоднозначно и зависит от особенностей функционального состояния, физической подготовленности, психологической устойчивости, практических умений и навыков теоретических знаний о способах действий в условиях экстремальных ситуаций.

Адаптация учащихся к экстремальным ситуациям в природе должна быть основана на преимущественном использовании активных методов - тренингов, дискуссий, обучающих игр, анализа реальных ситуаций, практических занятий. Уроки по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» необходимо превратить в занятия по «обучению жизненным навыкам».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антипов, В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В.В. Антипов // Психология для всех. – 2002 – С. 94.

  2. Владимиров, В. Прогноз опасностей и угроз для России / В. Владимиров // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2001 -№2. - С. 2-7.

  3. Головин, Н. Исследования боя. Исследование деятельности и свойств человека как бойца / Н. Головин. - СПб., 2004. - 156 с.

  4. Гостюшин, А.В. Азбука выживания / А.В. Гостюшин, СИ. Шубина. –М.: Просвещение, 2003. -174 с.

  5. Данченко, С.П. Миф о личности безопасного типа // ОБЖ. Основы безопасности жизни.-2001.-№ 12.- С. 49 - 50.)

  6. Дарман, П. Выживание в экстремальных ситуациях / П. Дарман. - М.: ООО Изд-во Яуза, Формула-Пресс, 2002. - 352 с.

  7. Дьяченко, М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект / М.И. Дьяченко. - Минск: Изд-во «Университетское», 2000. - 206 с.

  8. Елисеева, Н.В. Значение подготовленности человека к действиям в экстремальных ситуациях / Н.В. Елисеева // Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону. Материалы X региональной научно-технической конференции Том первый. Естественные и точные науки. Технические и прикладные науки. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2006 - С. 215-216.

  9. Елисеева, Н.В. Значение психологической подготовленности школьников к действиям в экстремальных ситуациях / Н.В. Елисеева // Безопасность. Технологии. Управление: Материалы 2-й международной конференции. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2007. С. 51-54.

  10. Елисеева, Н.В. Экстремальная обученность как важнейшая составляющая готовности к действиям в экстремальных ситуациях / Н.В. Елисеева // Актуальные проблемы обеспечения безопасности образовательного пространства: Материалы международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007. - С. 61.

  11. Елисеева, Н.В. Экстремальная подготовка в образовательных учреждениях / Н.В. Елисеева // Материалы XXXVI научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ за 2006 год. Том первый. Естественные и точные науки. Технические и прикладные науки. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. - С. 202-203.

  12. Жирова, Т.М. Твоя жизнь – твой выбор. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. / Т.М. Жирова. М.: Глобус, 2007. – 160 с.

  13. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М., 2004. -139 с.

  14. Коган Б.М., Стресс и адаптация / Б.М. Коган. - М., 2003. - 96 с.

  15. Космолинский, Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях / Ф.П. Космолинский. - М., 2004. - 128 с.

  16. Костенюк, П.И. Физическое саморазвитие школьников в условиях безопасности жизнедеятельности / П.И. Костенюк // Физическая культура личности школьника. - 2001. - №3. - С. 1-11.

  17. Котик, М.А. Психология и безопасность. / М.А. Котик. - Таллин: Валгус, 2002. - 439 с.

  18. Лебедев, В.И. Личность в экстремальных условиях / В.И. Лебедев. - М.: Политиздат, 2005. - 304 с.

  19. Левитов, Н.Д. Психология характера / Н.Д. Левитов. / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 2003. - 424 с.

  20. Мошкин, В. Подготовка к опасным ситуациям / В. Мошкин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2000. - №1 - С. 21-24.

  21. Просандеев, А. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ. / А. Просандеев, А. Попков // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2005. - № 2. - С. 34-38.

  22. Пуни, А.Ц. О сущности двигательных навыков / А.Ц. Пуни // Вопросы психологии. - 2007. -№ 1. - С. 94-103.

  23. Ратов, И.П. Двигательные возможности человека / И.П. Ратов - Минск, 2002.-116 с.

  24. Рудик, П.А. Психология / П.А. Рудик. - М., 2006. - 408 с.

  25. Симонов, А.П. Влияние экстремальных условий на эффективностьдействий пожарного подразделения в связи с некоторымииндивидуально-психологическими особенностями пожарных: Дис...канд. психол. наук. - М., 2008. - 203 с.

  26. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 480 с.

  27. Смирнов, Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях / Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополова. - X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. - 276 с.

  28. Смирнов, А. Образовательный стандарт по «Основам безопасности жизнедеятельности» Проект / А. Смирнов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2004. -№1.- С. 3-10.

  29. Смирнов, Н.К. В контексте оптимизма / Н.К. Смирнов // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2003. - № 1. С. 6-10.

  30. Столяренко, A.M. Экстремальная психопедагогика / A.M. Столяренко. -М.: ЮНТИ-ДАНА, 2002. - 607 с.

  31. Фатхи, О.Г. Доверие как фактор повышения адаптационных возможностей в экстремальных ситуациях: Дис... канд. психол. наук: 19.00.05. -Ростов н/Д, 2003.-218 с.

  32. Характеристика состояний психической дезадаптации у сотрудников пожарной охраны в напряженных и экстремальных условиях деятельности и их профилактика: Методические рекомендации. - М., 2005.-162 с.

  33. Шаловаленко, B.C. Экстремальная ситуация как обучающая система / B.C. Шаповаленко // Основы безопасности жизни. - 2002. - №7. -С. 14.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Тематическое планирование факультатива «Адаптация учащихся к экстремальным ситуациям в природе»

№ п/п

Тема

Формы изучения, количество часов

   

Лекции

Практические занятия

Всего

1.

Экстремальная

подготовленность человека и ее значение для его безопасности

2

 

2

2.

Система экстремальной подготовки человека

4

2

6

3.

Основные виды экстремальной подготовки

6

4

10

4.

Экстремальные способности

 

4

4

5.

Человек, группа в экстремальной ситуации

2

6

8

6.

Психофизиологические особенности старшего школьника в условиях экстремальных ситуаций

2

2

4

7.

Значение физической подготовленности в условиях экстремальных ситуаций

4

 

4

8.

Средства физической подготовки человека в условиях экстремальных ситуаций

 

6

6

9.

Значение психологической подготовленности в условиях экстремальной ситуации

4

 

4

10.

Методы управления психическим состоянием при действиях в экстремальных ситуациях

 

6

6

Итого

24

30

54

В рамках факультатива «Адаптация учащихся к экстремальным ситуациям в природе» учащимся будет представлен:

  • анализ категорий «адаптация к экстремальным ситуациям», что поможет им в дальнейшей жизнедеятельности, в том числе при формировании личности безопасного типа;

  • будет показана роль и место экстремальной подготовки учащегося в формировании безопасного мировоззрения подрастающего поколения и общества в целом;

  • будет рассматриваться виды экстремальной подготовки, экстремальные способности и их значение;

  • будет анализироваться психофизиологические особенности учащихся в условиях экстремальных ситуаций;

  • будет рассматриваться физические качества и их значение в формировании прикладных умений и навыков, давались рекомендации для самостоятельного их развития, раскрывались основы физической самозащиты (самообороны) в аспекте безопасности жизнедеятельности;

При изучении темы «Методы управления психическим состоянием при действиях в экстремальных ситуациях» планируется внедрить методы группового психологического тренинга. Для отработки учащимися навыков действий в условиях экстремальных ситуаций, разрешения конфликтных ситуаций психологического напряжения ученикам предлагается конкретные экстремальные ситуации, подразумевается постановка цели, анализ причин их возникновения и ответ на вопрос, как бы они вели себя в аналогичной ситуации.

При организации инсценированных упражнений будут предприниматься попытки развивать у учащихся:

  • внутреннюю собранность, решительность;

  • навыки проектирования и моделирования предстоящей деятельности;

  • готовность к преодолению неожиданных трудностей и решению непредвиденных задач;

  • умение делать выводы и не бояться высказывать свои суждения по различным вопросам.

Таким образом, спецкурс «Адаптация учащихся к экстремальным ситуациям в природе» вошел в структуру формирующего эксперимента.

Приложение 2

Ситуационные задачи по теме

«Вынужденная автономия в природных условиях».

Минимальный уровень: знать, что делать, или как нужно действовать. Базовый уровень: почему нужно действовать так, а не иначе; выбрать вариант действий, выбрать несколько вариантов или способов. Повышенный уровень: уметь рассуждать, делать предположения, обосновывать свою точку зрения.

Минимальный уровень

1. Назовите самого опасного «врага выживания» при одинаковой степенивоздействия следующих факторов:

  • боль;

  • усталость;

  • одиночество;

  • холод;

  • жажда;

  • голод.

Ответ обоснуйте.

2. Домашнее задание.

А. С. Пушкин в стихотворении «Приметы» дает следующий совет:

Старайся соблюдать различные приметы.

Пастух и земледел в младенческие леты,

Взглянув на небеса, на западную тень,

Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,

И майские дожди, младых полей отраду,

И мразов ранний хлад, опасный винограду.

Так, если лебеди, на лоне тихих вод

Плескаясь вечером, окличут свой приход,

Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи.

Знай, завтра сонных дев разбудит дождь ревучий

Иль бьющий в окна град... Найдите в литературных источниках и запишите в тетрадь приметы хорошей и плохой погоды.

3. Вы закончили дневной переход в экстремальных природных условиях.Для чего вы должны предусмотреть достаточное время после перехода?

  1. Опишите, как вы будете укладывать вещи, необходимые для похода, в рюкзак. Обсудите правильность вашей укладки.

  2. Добывать огонь, не имея спичек, можно различными способами. Но в любом случае необходимо иметь...

Что необходимо иметь для добывания огня без спичек любым способом?

  1. Как можно использовать сухую листву при организации ночлега в природных условиях?

  2. Что необходимо сделать, если вы съели растение, которое может оказаться ядовитым?

8. Практическая работа «Использование веревочных узлов».Необходимый инвентарь: две или несколько жердей длиной около метра,концы веревок для каждой пары жердей.

Задание: Соединить две жерди под углом друг к другу, используя диагональную связку из веревки, представленную на рисунке.

9. Испытывая непреодолимую жажду при отсутствии питьевой воды,трудно удержаться от соблазна употребления не питьевой воды.

Какая наиболее серьезная опасность угрожает вам при ее употреблении?

  1. Как правильнее пить воду в жаркое время - проглатывая залпом, или маленькими глотками?

  2. У вас на исходе питьевая вода. Как правильно ее расходовать?

  3. Какие источники пресной воды могут быть в море?

  4. Дополните самую известную и проверенную народную примету: Если

солнце садится за тучу, завтра наверняка будет . Если же оно

садится даже среди облаков, но его хорошо видно до последнего момента ухода за горизонт, а закат окрашен в золотистый цвет - назаватраобеспечена погода.

  1. При длительных переходах во время привала какую позу нужно принять для снятия усталости ног?

  2. Прочитайте отрывок стихотворения русского поэта И.С. Никитина (1824-1861 гг.)

Взгляни: небесный свод безоблачен над нами,

И безмятежно угасает день, И листья темных ив, нависших над водами,

Объяли сон и сладостная лень. Не тронется трава, камыш не шевелится, Безлюдны берега, молчит полей простор, И солнце на покой торжественно садится,

И в золоте горит недвижный бор. Вспомните известную народную погодную примету, и определите, какой завтра будет день.

16. Совет по А. С. Пушкину:

Поверь: когда слепней и комаров Вокруг тебя летает рой бескрайний Не возражай на писк и шум нахальный Прихлопни их... Чем могут быть опасны укусы этих насекомых?

Базовый уровень

1. В пустынной местности возможно появление росы.

Как ее можно собрать с влажного камня? В какое время лучше это сделать?

  1. Перечислите требования к одежде при нахождении в жаркий сезон в пустынной местности.

  2. У вас имеется грязная вода.

Как с помощью костра можно обеззаразить воду и устранить неприятный запах?

4. Перечислите четыре назначения огня для улучшения условийвыживания в природных условиях.

5. В каком месте леса в летнее время вы разобьете лагерь:

  • в густом лесу;

  • рядом с водоемом со стоячей водой;

  • на открытом продуваемом ветром месте. Ответ обоснуйте.

6. Никогда не кладите инструмент на снег.

Почему? Куда можно класть инструмент в заснеженной местности?

  1. Обувь в походе при ходьбе на большие расстояния часто промокает. Предложите способы сушки обуви в походных условиях.

  2. В природных условиях необходимой вещью является нож. Его можно использовать в разных целях и содержать его нужно в чистоте, заточенным.

Назовите три причины, почему нельзя бросать нож в деревья или в землю.

9. Находясь в вынужденной автономии в природных условиях, вырешили не оставаться на месте, а тронуться в путь для спасения.

Какие пункты должен включать ваш ПЛАН спасения в этом случае?

10. Составьте набор (носимый аварийный запас - НАЗ) для выживанияпри нахождении в лесной местности. Обоснуйте необходимость каждого

предмета.

11. У вас имеется: полиэтиленовый мешок из-под сахара, большой мешокиз грубой ткани - дерюги, кипа соломы или сухая трава.

Как из этих предметов можно сделать теплый спальный мешок?

12. Сигнальным средством может служить «солнечный зайчик». Этотсигнал можно передавать с помощью зеркала. А если его нет? У вас врюкзаке имеются: спальный мешок, банка консервов, миска, ложка,ножик, плитка шоколада, быстрорастворимый продуктовый набор впакете.

Какие предметы из вашего рюкзака можно использовать для подачи сигнала в виде «солнечного зайчика»?

13. Известно, что для костра лучше подыскать сухие дрова.

Какое из высохшей древесины лучше подойдет для костра: валежник (упавшее дерево), гнилушки, сухие деревья на корню? Почему?

14. Рассказ с ошибками в действиях.

Как - то раз летом я с моими родителями пошли погулять в лес. Я ел ягоды и искал грибы и, постепенно углубляясь в лес, заблудился. Я очень

испугался и побежал в сторону, откуда, как мне показалось, мы пришли. Бежал минут десять, но потом понял, что бежал не в ту сторону.

Затем я вышел к речке и пошел вдоль нее против течения в надежде встретить кого - нибудь. Шел долго, но так никого и не встретил.

Стало смеркаться. Наступила ночь. Я прилег прямо на траву, но заснуть не смог - было холодно, и трава отсырела. Поэтому я решил идти хоть куда - нибудь. Но вскоре отказался от этой мысли из-за того, что ничего не было видно.

На утро я вспомнил, что можно залезть на дерево и посмотреть вокруг. Выбрав дерево повыше, росшее на пригорке, я залез на него и увидел дымок. Я побежал в направлении к нему. Там лесник жег сухие ветки. Он вывел меня к деревне.

15. Яд гадюки для человека не считается смертельным. Исключением могут быть чрезвычайно редкие укусы змеёй человека в отдельные части тела, которые могут привести к смертельному исходу. В какие части тела человека наиболее опасны укусы гадюки?

Повышенный уровень

1. Поддержание чистоты тела - основной способ защиты отболезнетворных микробов и насекомых.

Предположите, что можно использовать для чистки зубов вместо зубных щетки и пасты?

  1. Когда ваш день будет длиннее: при переезде из Санкт-Петербурга во Владивосток, или из Владивостока в Санкт-Петербург.

  2. Лучшим материалом для одежды является тот, который «дышит».

Как вы понимаете такое свойство материала? Какими качествами будет обладать одежда, изготовленная из такого материала?

4. Огонь при выживании в природных условиях необходим длясогревания, приготовления пищи, просушки одежды и обуви.

Что такое отражатель огня? Для какой цели его используют?

5. Чтобы определить съедобное растение или нет, одним из способовспециалисты предлагают «... положить кусочек растения на изгиб локтяили запястье и держать в течение 15 минут».

Сделайте предположение, что можно узнать о растении с помощью этого метода?

6. Вы оказались на берегу незнакомой реки.

Сделайте предположение о преимуществах и недостатках передвижения по реке и по берегу. Какой вариант вы выберите?

7. Если в засушливой или пустынной местности вы обнаружиливысохшее озеро, то вполне возможно, что в каком - либо месте водарядом с поверхностью дна.

Опишите место, где вы начнете поиск воды и обоснуйте свой выбор.

8. Для добывания воды из земли используют водный «дистиллятор».Солнечные лучи нагревают воздух и землю под полиэтиленовой пленкой.Воздух под пленкой становится влажным. Водяной пар осаждается в видекрупных капель на внутренней стороне полиэтиленовой пленки, потомучто пленка холоднее воздуха. Капли воды медленно стекают вподставленное под пленку ведро.

Обоснуйте, в какое время «дистиллятор» будет давать больше воды: утром, когда солнце только взошло; в полдень, когда солнце в зените; вечером, когда солнце только скрылось за горизонт.

Приложение 3

ТЕСТ – ОПРОСНИК

Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения: верно - (++); пожалуй, верно - (+); пожалуй, неверно — (-); неверно — (- -);

Помните, что качество результатов опроса будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.Благодарим за участие в опросе.

Ваш ответ

Вопросы

 

1. Изучение данного предмета дает мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

 

2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

 

3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

 

4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель.

 

5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

 

6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

 

7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

 

8. Если что - то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

 

9. На уроках по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

 

10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя.

 

11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время со своими одноклассниками (друзьями).

 

12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают.

 

13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого - то выполнить задание за меня.

 

14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

 

15. Оценка по данному предмету для меня важнее, чем знания.

 

16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

 

17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

 

18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

 

19. Если по болезни (или по другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

 

20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет иурасписания.

Приложение 4

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Мы просим Вас принять участие в опросе, направленном на выяснение значения практических занятий и внеурочных мероприятий на отношение к обучению ОБЖ. В предложенных вопросах необходимо выбрать один вариант ответа. Обведите кружком букву выбранного варианта ответа.

1. По Вашему мнению, для чего необходимы практические занятия поОсновам безопасности жизнедеятельности?

A. Чтобы интереснее были уроки.Б. Не знаю.

B. Чтобы уметь защищаться от опасностей.

2.Каково Ваше отношение к практическим занятиям?

A. Нужны, так как есть возможность на практике отработать действияпо защите в ЭС.

Б. Как к другим занятиям.

B. Не нужны, лучше слушать учителя.

3.Для чего Вы выполняете практические занятия, решаете ситуационныезадачи?

A. Для получения хороших отметок.Б. Потому что их задает учитель.

B. Для развития умений и навыков действий в ЭС.

  1. Как вы считаете, нужен урок ОБЖ в системе образования?

А. Конечно, потому что он помогает ориентироваться в повседневной жизни.

Б. Не нужен.

В. Даже не задумываюсь об этом.

5. Воспитывается ли культура безопасности на ваших уроках ОБЖ?

А. Да, полностью.

Б. Нет.

В. Не всегда.

6. Как вы думаете, нужна ли культура безопасности в современном мире ?

А. Безусловно нужна.

Б. Нет.

В. Даже не задумывался.

7. Часто ли вы решаете практические задания на уроках ОБЖ?

А. Практически всегда решаем.

Б. Нет! очень редко.

В. Вообще не решаем.

Просмотров работы: 13554