МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СЕТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СЕТИ

Бусарина Ю.В. 1, Семенова К.В. 2
1ФГБОУ ВПО Воронежская государственная лесотехническая академия
2Воронежская государственная лесотехническая академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3

  1. Основы формирования предпринимательских сетей……………………….4

  2. Механизма развития предпринимательской сети……………………….……6

  3. Функционирования и задачи предпринимательских сетей………………...8

  4. Проблемы предпринимательских сетей………………………………….…..9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….…14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..…..16

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день в России продолжает формироваться новое индустриальное пространство, характеризуемое возможностью разделять производственный процесс по отдельным предприятиям, размещенным в различных местах, при этом обеспечивая единство производственного процесса через современные коммуникационные возможности. Появляются более широкие возможности для использования сравнительных преимуществ географического и ресурсного характера, поскольку удаленность производственных единиц друг от друга не препятствуют этому. Новое индустриальное пространство и представляет собой информационное общество, базирующееся на совершенно новых коммуникационных, а соответственно, производственных принципах. В этих условиях сеть как система децентрализованного управления приобретает ключевую роль. По сетевому принципу организации строят как свои внутренние, так и свои внешние связи, причем подобные процессы протекают в разных культурных и национальных контекстах.

  1. Основы формирования предпринимательских сетей

Под воздействием глобализационных процессов в мировой экономике происходят изменения объекта хозяйственного управления. Так, в индустриальном обществе этим объектом управления выступали компании, включающие несколько предприятий. В постиндустриальном, информационном – основным объектом хозяйственного управления становятся предпринимательские сети, представляющие планомерно организованную на основе долгосрочных контрактов сеть организаций, участвующих в проектировании, производстве, реализации и в сервисном обслуживании продукта. В объединениях традиционного типа (холдингах, концернах, трестах и т. д.) организации могут полностью или частично лишиться юридической, хозяйственной самостоятельности и т. д.

В экономике под сетью понимается способ регулирования взаимозависимости участников единого технологического процесса (отличающийся от координации их деятельности с помощью рыночных механизмов), основанный на кооперативной «игре» и особых отношениях.

Объединение усилий предпринимателей, органов управления, субъектов предпринимательской деятельности на определенной территории дает значительные преимущества в конкурентной борьбе и рационализации производственно-рыночных процессов. Такое объединение усилий в некоторых странах оказалось достаточно эффективным с точки зрения реализации программ экономического развития регионов, а иногда и национальных систем.

Предпринимательскую сеть можно идентифицировать как группу организаций-участников того или иного рынка, объединившихся для эффективного использования ресурсов и специфических преимуществ для совместной реализации предпринимательских проектов. Используя преимущественно горизонтальные связи и механизмы специализации и взаимодополнения, они получают дополнительные возможности к достижению более высоких результатов.[1]

Рост конкуренции на российском рынке постепенно увеличивает количество компаний, ориентированных на долгосрочные цели, использующих современные технологии, западные стандарты управления и фокусирующих внимание на создании высокой потребительской ценности для сохранения существующих и привлечения новых покупателей. В условиях модернизации малые и средние предприятия получат преимущество и могут стать центрами инноваций, поскольку им проще, чем крупным, изменить корпоративную культуру и переналадить производство на выпуск новой продукции.

Предпринимательские межфирменные сети, в отличие от сетей выживания, обладают хорошей ресурсной базой, ориентированы на увеличение прибыли, достижение компанией благоприятной рыночной позиции, а также на развитие инноваций. Долгосрочное сотрудничество и опыт, полученный в результате регулярного взаимодействия компаний – участников предпринимательских сетей, позволяет им изучить потребности друг друга и совместными усилиями решать рыночные проблемы. При этом сети остаются динамичными благодаря необходимости поиска решений, которые устраивали бы каждого их участника.

До настоящего времени предпринимательские сети в России использовались, главным образом, для решения тактических задач и создания компаниями сильной позиции на рынке. Несмотря на то, что успех компаний в современной экономике полностью зависит от их способности к инновациям, межфирменные сети редко создавались именно для развития инноваций (например, совместной разработки новых технологий или продуктов).[3]

Основными факторами, сдерживающими инновационную деятельность российских предприятий, являются финансовые и организационно-правовые проблемы. Среди них недостаток собственных финансовых средств, ограниченность инвестиций, невыгодные условия долгосрочного кредитования, несовершенство законодательства в части гарантий инвесторам, правового регулирования отношений по поводу интеллектуальной собственности, а также неурегулированность отношений предприятий с научными организациями и венчурными структурами.[3]

  1. Механизма развития предпринимательской сети

Процесс формирования предпринимательских сетей включает элементы организационно-экономического механизма управления сетевым развитием предпринимательской структуры, определены принципы функционирования, что позволило разработать диагностический инструментарий по выбору предпочтительной разновидности сетевого развития предпринимательской структуры и осуществить подбор партнеров для решения проблем сетевых структур комплекса управленческих решений и действий по их реализации.

Регулирование создания и развития предпринимательских сетей осуществляется следующими методами:

1. сочетаемости целей всех участников - сетевых партнеров;

2. обеспечения взаимного интереса всех участников в результате деятельности;

3. учета специфики сетевых партнеров и особенностей их интеграции;

4. единства стратегических целей и тактических задач;

5. проектной проработки и обоснованности решений по ее функционированию;

6. коллективного участия в принятии решений касающихся всех сетевых партнеров;

7. наличия координационных центров обеспечивающих согласованность действий и решений;

8. добровольного вхождения в предпринимательскую сеть на взаимовыгодных основах;

9. обязательного и своевременного выполнения взятых на себя обязательств, соответствующих принятым планам.

Основные причины перехода к сетевому развитию предпринимательской структуры:

1. во-первых, в условиях рынка сбыта продукции, произведенной предприятием складываются предпосылки формирования сетевой структуры, переход к которой требует переоценке предпринимательской структуры.

2. во-вторых, принимается стратегическое решение о формирование сетевой организационной структуры, основанной на внутрифирменных связях, с ее последующим развитием до уровня сетевой структуры, основанной на межфирменном сотрудничестве.

3. в-третьих, формированию сетевой предпринимательской структуры. Ее эффективность достигается поддержанием процессов обмена ресурсами и информацией, взаимозависимостью участников сети и высоким качеством управления сетью.

При формировании предпринимательской сети выделим ряд последовательно реализуемых этапов:

1. Выявление проблем бизнес-единицы и создание возможностей их решения в рамках сетевого партнерства.

2. Формулировка целей вхождения в предпринимательскую сеть.

3. Подбор сетевых партнеров (или предпринимательской сети): цели которых сочетаемы или адекватны; параметры которых обеспечивают эффективную кооперацию и взаимодействие бизнес-единиц.

4. Обоснование структуры формируемой предпринимательской сети и методов взаимодействия, выработки и реализации общих управленческих решений (управления и кооперации).

Отслеживание экономических показателей предпринимательской сети должно приводиться на основе систематического анализа внутренней и внешней среды на основе маркетингового исследования, контроллинга и внутрифирменного экономического анализа.[2]

  1. Функционирования и задачи предпринимательских сетей

Предпринимательская сеть представляет собой комплекс бизнес – единиц (сетевых партнеров), которые функционируют самостоятельно в режиме взаимодействия со своими сетевыми партнерами. Они осуществляют свою производственно – хозяйственную деятельность с определенной степенью согласованности, вырабатывая тактические и стратегические управленческие решения, общие для всех участников предпринимательской сети. Таким образом сеть выступает как объект управления.

Задачи, которые ставят бизнес – единицы при их вхождении в предпринимательскую сеть, могут быть следующими: выживание, увеличение прибыли, дальнейшее развитие.

Задачу выживания ставит перед собой бизнес – единица при неблагоприятных изменениях факторов внешней или внутренней среды. В этом случае вхождение бизнес – единицы в предпринимательскую сеть должно позволить либо избежать, либо минимизировать грядущие потери.

Задача увеличения прибыли связана со снижением производственных и закупочно–сбытовых издержек или с увеличением производства и продаж продукции бизнес – единицы.

Задача дальнейшего развития связана с выбором эффективных стратегий бизнеса, проектированием нового продукта или разработкой новых направлений деятельности и созданием базы для его реализации.

Формирование предпринимательской сети актуально для бизнес – единиц любых отраслей, осуществляющих любые виды деятельности. В то же время отраслевая специализация определяет своеобразие потребностей и возможностей во взаимодействии соответствующих предприятий и организаций. Бизнес – единицы в процессе взаимодействия осуществляют различные виды и методы кооперации ради достижения поставленных целей.

Все многообразие предпринимательских сетей различается: по цели их создания; по отраслевой принадлежности (специализации бизнес – единиц, выпускаемой продукции); по направлениям взаимодействия (кооперации); по степени взаимодействия в капиталах сетевых партнеров; по количеству участников; по территориальному размещению; по уровню корпоративного управления.[4]

Функционирование и задачи предпринимательских сетей, которые ставят перед собой предприятия мы рассмотрим на примере ОАО «Графское».

Приоритетным направлением развития предприятия является повышение технологического уровня производства, модернизация значительной части производственных мощностей и на этой основе увеличение выпуска и улучшение конкурентоспособности продукции, расширение рынка сбыта.

Торговая марка «Графская кухня» быстро завоевала симпатию хозяек, благодаря качеству мебели, гибкой планировке, современному дизайну и демократичным ценам. Клиентами стали не только жители Воронежского региона, но и жители Москвы, Санкт- Петербурга, Волгограда, Тольятти, Рязани, Уфы, Вологды, Сочи, Ростова, Ярославля, Тулы, Нижнего Новгорода и т.д.

Такие же высокие требования ОАО «Графское» предъявляет к качеству материалов и комплектующих. Партнерами предприятия являются известные во всем мире фирмы - «Хеттик», «Блум», «REHAU», «Аристон», «Bosch», «Siemens», «Франке», а так же передовые отечественные производители сырья и материалов.

  1. Проблемы предпринимательских сетей

В настоящее время проблема изучения предпринимательских сетей является общепризнанной и вызывает широкий интерес как у представителей экономической науки, так и у исследователей смежных дисциплин. Тем не менее в рамках данной проблематики существует ряд серьезных методологических проблем, которые характерны для всего спектра направлений поиска в рамках изучения предпринимательских сетей.

Во-первых, довольно часто происходит отождествление понятий «социальные сети предпринимателя» и «социальные предпринимательские сети». Несмотря на созвучность, эти понятия отражают принципиально разные явления. Социальные сети предпринимателя — это его социальный капитал, связи и отношения, в которые он включен и которые может использовать в своей хозяйственной деятельности. Необходимо отметить, что часть его социального капитала используется в предпринимательской деятельности, а часть там никогда не будет востребована.

То есть социальные сети предпринимателя — это его потенциальные возможности для хозяйственных контактов, но никак не сами контакты. Поэтому в ряде исследований под предпринимательскими сетями понимаются социальные сети предпринимателя

Предпринимательские сети складываются в результате сетевой формы контракции и отражают сложившиеся между предпринимателями хозяйственные связи, основанные на социальных механизмах. В их формировании используются социальные капиталы предпринимателей, но полученные хозяйственные связи отличаются от потенциально возможных. В рамках этого подхода разворачивается совершенно иная проблематика. Интерес представляют оба явления, но их необходимо разводить: социальные сети предпринимателя — это часть социального капитала, а социальные предпринимательские сети — результат сетевого взаимодействия предпринимателей.

Во-вторых, предпринимательская сеть большинством зарубежных исследователей рассматривается в качестве реально существующего субъекта, обладающего четкими интересами в хозяйственной деятельности и определяющим поведение входящих в его состав элементов.

Такой подход представляется неверным. Как отмечалось ранее, именно сетевая форма хозяйственной связи становится основой предпринимательской сети. Именно деятельность порождает сетевую структуру. Причем, необходимо отметить, что сетевая структура формируется в результате стремления бизнес партнеров удовлетворить свои потребности. Поэтому структура сети отражает актуализированные потребности предпринимателей и имеющиеся у них ресурсы и капиталы.

Именно ресурсы и капиталы, которыми обладает предприниматель, определяют его место в предпринимательской сети. Предприниматель будет конструировать отношения с другими элементами сети с позиций своих интересов, и не всегда эта деятельность будет позволять ему менять сложившуюся конфигурацию. Лишь заняв определенное место в структуре и при условии удовлетворения этим местом, предприниматель будет корректировать свое поведение под требования сложившейся коалиции антрепренеров. Таким образом, предпринимательская сеть становится субъектом лишь со временем и при условии, что все элементы удовлетворены сложившимися отношениями. Тогда сеть способна реализовывать свои собственные интересы, отличные от интересов элементов ее составляющих, и только тогда сеть будет определять поведение своих элементов. Такие ситуации возможны, но они кратковременны и связаны, как правило, с появлением на рынке мощного субъекта, несущего угрозу существования всем участникам.

В-третьих, как правило, каждая фирма включена не в одну предпринимательскую сеть, а одновременно в несколько. Связано это с тем, что крайне редко предприниматель осуществляет выпуск только одного продукта или оказывает только один вид услуг. Диверсификация его деятельности может быть обусловлена множеством факторов. Производство только одного продукта или оказание одного вида услуг делает предпринимателя уязвимым от колебаний конъюнктуры рынка, сезонности спроса, конкурентной борьбы в отрасли и т.д. В целях стабилизации нормы прибыли предприниматель диверсифицирует свою хозяйственную деятельность, в результате чего он может войти сразу в несколько предпринимательских сетей. Другим не менее значимым фактором, оказывающим влияние на вхождение фирмы в несколько коалиционных образований, является фактор делегирования полномочий. По мере роста фирмы

увеличиваются внутренние трансакционные издержки, предприниматель оказывается вынужден либо ограничивать дальнейший рост фирмы, либо делегировать часть своих полномочий подчиненным. Тем самым он переводит издержки от взаимодействия в издержки по оплате труда. Подчиненный, получивший полномочия, использует в работе имеющийся у него капитал во всех его видах, в том числе и социальный. Привлечение социального капитала работников дает предпринимателю возможность использовать их связи и отношения для построения новых каналов хозяйственных связей. Таким образом, социальный капитал работников может стать основой для вхождения или формирования предпринимательских сетей.

В-четвертых, в рамках существующих подходов к изучению предпринимательских сетей элементы рассматриваются как равноценные и обладающие равными возможностями. Поэтому любое изменение в поведении элемента сети должно приводить к изменению ее свойств. В реальной действительности каждый предприниматель обладает не только разными ресурсами и капиталами, но и разными их объемами. Поэтому предпринимательская сеть состоит из дифференцированных элементов, которые, в силу имеющихся ресурсов и капиталов, занимают различающиеся позиции. Отсюда следует, что элементы сети по-разному воздействуют на саму сеть: некоторые способны оказывать существенное влияние на ее деятельность, а другие —находятся в полной зависимости от нее и их самостоятельность сведена к минимуму.

В-пятых, как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе не рассматривается причины и факторы, влияющие на возникновение предпринимательских сетей. Необходимо отметить, что сетевое взаимодействие предполагает отход от принципа максимизации полезности и снижает экономическую эффективность предпринимательской деятельности. В силу каких причин антрепренер отказывается от части своей прибыли ради сохранения отношений с бизнес партнерами? По нашему мнению, причиной создания предпринимательских сетей выступает нестабильность хозяйственного порядка, которая деформирует регулирующие социальные институты и делает их функционирование неэффективным. Дальнейшее изучение данной проблемы

представляет интерес не только для теории предпринимательства, но и для практики государственного управления.

Учет перечисленных выше методологических недостатков и глубокая проработка зафиксированных проблем позволит разработать базовые принципы теории предпринимательских сетей.[5]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предпринимательская сеть может быть выделена на основании количественных и качественных характеристик определения ее сущности, наиболее важными, из которых являются: целевая направленность; условия кооперации; территориальное размещение; отраслевая принадлежность; степень взаимоучастия в капиталах участников интегрированной бизнес-структуры; количество сетевых партнеров. Состояние и величина предпринимательского потенциала определена как система, характеризуемая внутренним единством, взаимозависимостью элементов.

Определено, что предпринимательская сеть представляет собой систему взаимозависимых и взаимосвязанных компонентов, участвующих в достижении единого результата, от концепции предприятия до гарантирования предпринимательской ценности и полезности, которая включает конкурентоспособность предпринимательской сети, позволяющей ей интегрироваться в социуме и становиться значимым элементом его экономической системы; определяющая способность к достижения целевых рыночных позиций и минимизации уровня предпринимательского риска.

Исследование особенностей функционирования предпринимательских структур позволило установить, что в основе формирования предпринимательских сетей лежит комплекс управленческих решений и действий по их реализации, в результате которого несколько бизнес - единиц начинают функционировать как сетевые партнеры, а также разработать механизм управления формированием предпринимательских сетей.

На основе раскрытия содержания и структуры предпринимательских сетей различной степени интеграции и особенностей их эволюции, в условиях России выявлены факторы, которые определяют сетевую форму развития предпринимательских структур в новых географических сегментах, такие как численность населения сегмента рынка, размер потребительской корзины в регионе, уровень развития инфраструктуры сегмента рынка, наличие и число крупных конкурентов- производителей, стоимость грузоперевозок; и позволяют выявить особенности «сетизации» российской экономики и основные направления развития предпринимательских сетей.

Целью создания предпринимательской сети является решение проблем, стоящих перед входящими в нее бизнес-единицами, на основе их надежного устойчивого взаимодействия, повышение их эффективности и получение синергетического эффекта. Положительная динамика процессов развития предпринимательских сетей, с одной стороны, и отрицательная динамика показателей их эффективности, с другой стороны, обусловливают необходимость совершенствования методического инструментария анализа развития предпринимательских сетей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Безрукова, Т.Л., Морковина, С.С. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий [Текст]: Учебник. – Изд. «КНОРУС». – М., 2010. – 356 с.

2. Морковина С.С. Механизм сетевого развития предпринимательских структур: Монография / С.С. Морковина, Н.А. Азарова.- Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2011.-116с.

3. Предпринимательская сеть [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.creativeconomy.ru

4. Методические аспекты формирования и развитие предпринимательской сети [Электронный ресурс]. - режим доступа:

http://www.aup.ru.books/m497/4_4.

  1. Предпринимательская сеть как экономическая категория [Электронный ресурс]. - режим доступа:

http://teoria-practica.ru/1-2011/economika/svetukkov.

 

Просмотров работы: 5085