СУИЦИДАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПАРАДОКСАЛЬНОСТИ КУЛЬТУРЫ XXI ВЕКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СУИЦИДАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПАРАДОКСАЛЬНОСТИ КУЛЬТУРЫ XXI ВЕКА

Хушмухаметова Ю.Р. 1
1Магнитогорский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Суицидальный туризм, называемый также эвтаназийным туризмом, представляет собой одну из неоднозначно принимаемых в обществе разновидность туризма, которая связана с движением в поддержку эвтаназии. Суицидальный туризм предполагает для потенциальных кандидатов в добровольные «смертники» организацию поездок в те государства, где законодательно разрешена эвтаназия.

Термин «эвтаназия» является составным и образован путем соединения двух греческих слов: прилагательного «ev» - т.е. благо, или эпического «ev», что значит «хороший, добрый, красивый, доблестный, благородный» и слова «thanatos», что значит «смерть». Этот термин был введен в научный оборот в ХVI в. английским философом Фрэнсисом Бэконом.

Эвтаназия впервые в Европе была легализована Нидерландами еще в далеком в 1984 году, когда Верховным судом страны добровольный уход из жизни был признан личным делом каждого человека. Впрочем, законодательно эвтаназия закреплена в Конституции лишь в 2002 году. При этом закон четко прописывает «показания» к эвтаназии, представленные: - неизлечимой болезнью пациента, при которой он испытывает невыносимые мучения; - добровольным решением пациента покинуть этот мир. Пациент при этом полностью должен быть ознакомлен с диагнозом и прогнозами на свой счет, а сам диагноз - подтвержден несколькими независимыми врачами. Эвтаназия проводится исключительно врачом в специально оборудованном медицинском боксе. И, наконец, самое главное: проведение процедуры возможно лишь по достижении пациентом13-летнего возраста (для больных в возрасте от 12 до 16 лет необходимо согласие родителей).

В том же 2002 году подобный закон был принят в Бельгии. А с 2005 года в ассортименте бельгийских аптек представлены специальные наборы для ухода из жизни, которые содержат весь необходимый инвентарь для смертельной инъекции. Правда, приобрести его может только практикующий врач, указав точную дозировку препарата. В Бельгии эвтаназия может быть применена только к лицу, достигшему 18 лет и давшему письменное согласие на эту последнюю процедуру. При этом, по статистике, около 40% эвтаназий проводится на дому у пациента.

Эвтаназия не запрещена законом также в Люксембурге, американском штате Орегон и в Швейцарии, где условия для добровольного ухода из жизни считаются самыми либеральными. Последняя как раз и является настоящей «Меккой» суицидального туризма; это единственная страна в мире, где с 2011 года легализована эвтаназия для иностранцев (для граждан Швейцарии – с 2006 года). Большая часть местного населения не видит в этом ничего странного или зазорного. Вместе с тем, швейцарские власти пытались утвердить законопроект, запрещающий эвтаназию: по их замыслу, подобный шаг раз и навсегда поставил бы точку в проблеме массового въезда в страну добровольных «туристов-самоубийц». Но 85% горожан, принявшими участие в референдуме, было поддержано право человека на необратимую процедуру, и 78% высказались против инициативы правительства о запрете на получение подобных услуг иностранцами. Ранее цюриховское правительство уже выступало с предложением об ограничении так называемого «суицидального туризма» путем введения временного ценза, в соответствии с которым любой иностранный гражданин, въезжающий в Швейцарию с известной целью, должен был бы прожить 12 месяцев в кантоне Цюрих. Данная инициатива была выдвинута двумя консервативными политическими партиями - Евангелической Народной Партией и Федеральным Демократическим Союзом. Однако, другие политики ее не поддержали. Недовольство консерваторов основывалось на том факте, что, по статистике, ежегодно в Цюрихе с помощью эвтаназии уходят из жизни около 300 человек, большее число которых составляют граждане других стран, в которых на эвтаназию законом наложен запрет. Одна из местных организаций Dignitas (что переводится как «Достоинство») официально огласила данные, в соответствии с которыми она оказала помощь в сведении счетов с жизнью более 1000 иностранцам, - и многих швейцарцев крайне возмутила эта ошеломляющая цифра, наносящая, по их мнению, непоправимый вред репутации страны.

В настоящее время в Швейцарии законодательно определены рамки эвтаназии. Так, к примеру, активная непрямая эвтаназия (использование медикаментов, побочный эффект которых способствует быстрому наступлению смерти) и пассивная эвтаназия (например, отключение от аппарата поддержания жизни) являются легальными. В то же время активная прямая эвтаназия (умышленное убийство в целях облегчения жизни больного) должна быть наказуема. В соответствии со статьей 115 Уголовного Кодекса Швейцарии, эвтаназия не наказуема лишь в том случае, если она не была предпринята по эгоистичным мотивам. Во всех остальных случаях исполнителю грозит тюремное заключение сроком до 5 лет. При этом каждое обращение с просьбой об эвтаназии рассматривается индивидуально, с пациентом проводятся множественные собеседования и тесты с целью удостовериться в его здравом рассудке и твердом намерении уйти из жизни. В швейцарском городе Цюрихе был проведён референдум, на котором граждане выбирали, запретить ли эвтаназию и так называемый «туризм смерти в кантоне Цюрих», куда за кончиной приезжают иностранцы. С подобной инициативой всенародного обсуждения выступила христианская партия Федеральный демократический союз, которая попыталась хотя бы таким образом ограничить «медицинский беспредел». К сожалению, у инициаторов референдума не получилось убедить население в том, что самоубийство - один из самых страшных грехов, а эвтаназия, помимо суицида ещё и превращает врачей в преступников. В итоге, жители Швейцарии в большинстве своём отвергли предложение о запрете эвтаназии и великодушно оставили право на легальный суицид иностранцам. Несмотря на то, что согласно данным последних опросов населения, швейцарцы в большинстве своём поддерживают эвтаназию, многие из них выступают против «суицидального туризма». Итак, что же включает в себя, так называемый, классический суицидальный тур? И можно ли вообще назвать это туром? Скорее, это последнее прибытие человека к месту его кончины. Однако, что представляет собой такое прибытие. Рассмотрим на примере той же прогрессивной Швейцарии. «Аттракцион» начинается с прибытия в кантон Цюрих, по адресу эвтаназийной группы Dignitas. Далее (по желанию) печальные гиды предлагают туристу совершить вояж по чистеньким и скучным улицам (если он еще в состоянии гулять), бросить прощальный взгляд на озеро. Затем следуют формальности: контрольный осмотр врача и подписание документов, в которых турист официально отказывается от жизни. И, наконец, клиенту вручается стакан сока со смертельной дозой снотворного нембутала, которое приводит к остановке дыхания во сне.

О каком бы виде туризма мы не говорили, невозможно миновать пункт «расценки». Простая смерть оценивается 4000 евро, а доплатив еще 3000, турист может рассчитывать на организацию собственных официальных похорон. Таков современный бизнес. Остается добавить, что наиболее популярным такой вид туризма считается среди немцев, французов и англичан. Однако, вопрос о том, считать ли это туризмом - остаётся открытым. Если учесть, что туризм предполагает, прежде всего, - отдых, то «суицидальный туризм» можно расценивать как путешествие в «вечный отдых». В настоящий момент правительство Швейцарии разрабатывает проект закона, который будет регламентировать условия эвтаназии. Учитывать при этом мнение населения - более чем необходимо.

Каждый свободный человек вправе делать выбор своей жизни, так же как и выбор пути ухода из этой жизни, Однако, согласно общепризнанным нормам морали человечества, любое насильственное лишение жизни человека антигуманно по своей сути. Всё дело в жёстком бизнесе. Если говорить о смерти как о бизнесе, то бизнес, как правило, идеальным и чистым бывает редко. Абсолютность нравственных норм применительно к жизни не выполнима. Быть честным, не убивать, не красть - норма. Однако быть честным перед врагом - предательство. За убийство на войне поощряют, красть чужие секреты - профессия разведчика. Наличие противоречий в морали усложняет нравственную жизнь современного человека, делает более трудным нравственный выбор. Однако, в каждой моральной ситуации человеку приходится делать выбор, поскольку важнейшей характеристикой его бытия является свобода. Всё вышесказанное свидетельствует о парадоксальности современной культуры, полной антиномий и противоречий, пронизывающих все её сферы, включая и сферу сервиса и туризма.

Список использованной литературы

  1. Большаков И. В Европе все больше разрешают эвтаназию [Электронный ресурс] / ИнтерНовости. 04.03.2012. – Режим доступа: http://www.internovosti.ru/text/?id=54107.

  2. Ивченко О. Завещание жизни // Домашний адвокат. 2001. N 7. С. 8 – 9.

  3. Новая отрасль в туризме – суицидальный туризм [Электронный ресурс] / Ufoleaks.su. – Режим доступа: http://ufoleaks.su/news/novaja_otrasl_v_turizme_suicidalnyj_turizm/2012-10-18-3550.

  4. Что такое эвтаназия? [Электронный ресурс] / Школа жизни. ру: Познавательный журнал. – Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-2190/.

  5. Швейцария: узаконенный суицид для иностранных туристов [Электронный ресурс] / Km. ru: Туризм. – Режим доступа: http://www.km.ru/turizm/content/shveitsariya-uzakonennyi-suitsid-dlya-inostrannykh-turistov.

 

Просмотров работы: 4796