КОНСАЛТИНГОВЫЙ СЕРВИС – ПРИБЫЛЬНЫЙ БИЗНЕС ИЛИ ИСКУССТВО ДАВАТЬ СОВЕТЫ? - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОНСАЛТИНГОВЫЙ СЕРВИС – ПРИБЫЛЬНЫЙ БИЗНЕС ИЛИ ИСКУССТВО ДАВАТЬ СОВЕТЫ?

Дьяченко С.Е. 1, Чернякова М.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В сфере сервиса существует такая разновидность услуг, как консалтинг. Термин этот, пришедший в отечественную экономическую теорию и практику из английского языка, корнями уходит к латинскому «consultatio» – консультация, совет, советование. Даже не вдаваясь в лингвистические подробности, можно сделать вывод, что своей главной задачей консалтинг ставит именно дачу советов. Особенно подчеркнём, что даются советы только тем, кто в них нуждается, поскольку непрошенные советы имеют свойство не только раздражать своего получателя, но и не оплачиваться им. Консалтинг же – это один из видов экономической деятельности, то есть активности человека, ставящей своей целью в том числе и получение прибыли.

Основное содержание консалтинга – оказание помощи в поиске ответов на вопросы, возникающие в процессе производства товаров и услуг, их продвижения и сбыта. Это интеллектуальная деятельность лица определенной квалификации, призванного решать проблемы заинтересованной организации. Если широко подходить к определению термина «консалтинг», то в число специалистов, оказывающих консультационные услуги, можно включить консультантов по управлению организацией, по формированию имиджа, по организации свадеб, а также репетиторов и турагентов и т. п.

Как феномен, обладающий гуманитарной сущностью, консалтинг выступает в качестве средства развития интеллектуальных сил и интуиции адресата, обучения адаптации индивида к процессам распознавания проблем и решения задач, достижению необходимого уровня своевременной и безопасной работы с информацией и знанием. Доминирующая его функция заключается в поддержке адресата на пути к совершенству в том или ином виде деятельности, в понимании тех или иных объектов и явлений окружающей действительности.

Особенно актуален консалтинг на текущем этапе социально-экономического и социально-культурного развития человечества, на этапе интенсивного развития способности организаций и их руководителей к адаптации в непрерывно обновляемых условиях жизнедеятельности, в условиях неопределенности завтрашнего дня и рыночных отношений. Поэтому его назвали поддерживающей услугой, адресованной, как правило, управленцам предприятий в решении сложных задач, например, достижения устойчивого успеха наряду с конкурентами и вопреки им.

В зависимости от сложности проблемы субъекты консалтинга работают в одиночку и целыми группами, они могут принадлежать компании и быть приглашенными, их роли – советчик, посредник, консультант.

Основной инструмент работы консультантов – информация. Средство – ее поиск и комбинирование. Методы – распознавание или диагностика проблемы, адекватная оценка, поиск и проецирование знаний на ситуацию, генерирование идей. Их эффективная реализация требует от субъекта особой профессиональной подготовки, отчетливо выраженного настроя и мотивов, наличия и способности к выработке качеств наблюдательной и чувствительной ко многим вещам личности.

Вряд ли можно сказать, что сегодня консалтинг является сферой, «поставленной на поток», активно и продуктивно функционирующей в любой отрасли народного хозяйствования, гарантированно достигающей желаемого качества своей продукции, например, в сфере социально-культурных услуг. Это скорее проблема, источниками которой выступают: ранний «возраст» консалтинговой услуги как вида профессиональной деятельности (ее рождение, как правило, относят к середине и концу XX в.); слишком большое разнообразие направлений (в общей сложности насчитывающее около 100 наименований); недостаточная разработанность и вариантность критериев конкретной консалтинговой услуги (по целям работы, по способу консультирования, по профессиональной специализации консультантов и, пожалуй, все).

Вместе с тем, потребность общества, отдельных предпринимателей в консалтинговом сервисе растет, в нем нуждаются сферы общего и кадрового управления предприятиями, сферы образования и оздоровления масс, сфер туризма, гостиничного хозяйства, спорта, отдыха и развлечений. Раз уж мы коснулись проблемы востребованности консалтинговых услуг, следует отметить, что российские предприятия особенно в них нуждаются. Это обусловлено тем, что потребность в советах – как у отдельного человека, так и у предприятия – возникает чаще всего в проблемных ситуациях, а российские предприятия по ряду объективных причин оказываются в таковых достаточно часто.

Если говорить о глобальных тенденциях, нельзя игнорировать тот факт, что в мировой экономике консалтинговые услуги начинают занимать все больше места. Так, по данным Kennedy Information Group, в области консалтинга в мире сейчас работает порядка миллиона человек, а количество консалтинговых компаний (без учета России) приближается к 1900. Объем услуг, предоставленных этими компаниями, хотя и снизился несколько за последнее время из-за мирового финансового кризиса, но уже сейчас вновь начинает расти и в прошлом году достиг порядка 150 млрд. долларов. Что касается географического распределения, то наибольшим спросом консалтинговые услуги пользуются, по утверждению И. В. Сурмы, в США и в Канаде, среди европейских стран лидируют Германия, Великобритания и Франция, хорошо развита сфера профессионального консалтинга в Японии, Австралии, Сингапуре. Последнее время, что для нас особенно интересно, повышается востребованность консалтинга в странах БРИКС.

Если говорить о технологической составляющей консалтингового сервиса, то он сервис сосредоточен на профессиональной проблеме, ее распознавании субъектом, решении, прогнозировании последствий решения. Поэтому консалтинг осуществляется поэтапно и ориентирован на результат развития профессиональных качеств и знаний адресата. Основные этапы консалтинговой деятельности, как отмечает А. И. Ткалич, таковы:

  • диагностика и выявление проблем в организации-заказчике;

  • разработка практических рекомендаций в виде проекта организационных изменений;

  • выбор правильной стратегии в области информационных технологий;

  • внедрение разработанного проекта в практику деятельности организации.

Консалтинговый сервис дифференцируют по типам, имеющим интеллектуальный, технико-технологический и творческий характер, а именно по типам следующих консалтинговых задач: информирования клиентов; объединения умственных усилий; фильтрации содержания и природы источников информации; разработки практических рекомендации по решению того или иного производственного вопроса.

Разработка практических рекомендаций по решению того или иного вопроса – это наиболее востребованный тип задач консалтингового сервиса. В таких рекомендациях нуждаются практически все руководители и специалисты предприятий и организаций, поскольку непрерывно движется наука, каждый раз открывающая практике новые пути совершенствования, новые методики и технологии профессиональной деятельности, отставать от которых – верная «дорога к краху» или утрате желаемых результатов. Разработка практических рекомендаций руководителям и специалистам имеет свою логику, она также как и другие задачи нуждается в поддержке интеллектуального тонуса субъекта, ей присущи признаки искусства «давать клиентам советы». Сначала это погружение в обозначенную клиентом проблему. Затем экспериментальная проверка и обоснование потенциально значимых гипотез. Наконец, формулирование конкретных предложений, а часто и указаний. И то, и другое, и третье – есть процесс напряженного умственного труда, итогом которого порой бывает разработка лишь «нюансов» деятельности клиента, а порой и рекомендации о полной смене направления деятельности.

Чтобы оценить, в каких консультационных услугах нуждается современный российский бизнес, рассмотрим статистические данные, представленные в работе «Потребность в деловых услугах». Респондентам было предложено оценить частоту использования их предприятиями 20 видов консалтинговых услуг, которые условно можно объединить в несколько групп (таб. 1.).

Таблица 1. Оценка степени востребованности деловых услуг, %%

 

постоянно

достаточно часто

иногда

никогда

трудно сказать

Юридическое, нормативно-правовое консультирование

Консультации по юридическим вопросам

17,5

28,3

14,2

33,2

6,7

Регистрация и перерегистрация предприятий

3,3

-

7,5

82,5

6,7

Ликвидация предприятий

-

-

3,3

90,0

6,7

Защита интеллектуальной собственности

-

-

-

90,0

10,0

Лицензирование видов деятельности

3,3

6,7

48,3

35,0

6,7

Финансовое консультирование

Бухгалтерское обслуживание и аудит

43,3

7,5

31,7

10,8

6,7

Консультации по финансовым вопросам

12,5

33,3

35,0

10,0

9,2

Бизнес-планирование

16,7

-

26,7

45,0

11,7

Лизинг оборудования

2,5

30,0

9,2

50,8

7,5

Управленческое консультирование

Консультации по вопросам управления

15,0

4,2

52,5

13,3

15,0

Маркетинг и рекламные услуги

52,5

30,8

15,8

4,2

6,7

Поиск и подбор партнеров

12,5

24,2

9,2

44,2

10,0

Информационные услуги

Информационные технологии, доступ в Интернет

9,2

53,3

2,5

28,3

6,7

Предоставление информации, баз данных

35,8

3,3

13,3

13,3

34,2

Консалтинг в области управления персоналом

Услуги в области подбора и управления персоналом

12,5

-

15,8

65,0

6,7

Обучение персонала

-

50,8

17,5

25,0

6,7

Консалтинг по вопросам качества

Управление качеством

23,3

-

35,0

35,0

6,7

Сертификация продукции, работ, услуг

5,8

5,8

7,5

74,2

6,7

Консалтинг в сфере недвижимости

Оценочная деятельность

-

-

34,2

50,8

15,0

Услуги по управлению недвижимостью

-

-

5,8

79,2

15,0

Проанализировав приведенные в данной таблице данные, можно определить следующие услуги, которые могут предложить консультанты предприятиям социально-культурного сервиса и туризма:

  • имидж-консультирование;

  • рекламные услуги;

  • наём и обучение сотрудников;

  • оценка качества услуг;

  • развитие коммуникативных навыков работников;

  • расширение перечня культурно-досуговых, развлекательных, анимационных программ;

  • поиск инвесторов;

  • разработка решений по расширению ассортимента оказываемых услуг;

  • обучение навыкам общения с различными категориями клиентов и гостей;

  • разработка квалификационных тестов и т. п.

Итак, консалтинговый сервис является актуальной технологией распознавания проблем и решения задач в той или иной профессиональной области. На текущем этапе развития сферы сервиса ему отведено место обучения адресата квалифицированной работе с информацией и знаниями, развития интуитивных и адаптивных способностей клиентов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Зильберман, М. Консалтинг: методы и технологии. – СПб.: Питер, 2006. – 307 с.

  2. Курбатова, О.В. Развитие рынка консалтинговых услуг: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 263 с.

  3. Потребность в деловых услугах [Электронный ресурс]. – URL : http://www.emcon.ru/420-062.html

  4. Сурма И.В. Внутренний и внешний консалтинг делят рынок – тенденции развития современного рынка консалтинговых услуг [Электронный ресурс] // Государственное управление. Электронный вестник. – Выпуск № 27. –2011 г. – Июнь. – URL : http://e-journal.spa.msu.ru/images/File/2011/27/Surma.pdf

  5. Ткалич, А.И. Консалтинговый сервис: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 207 с.

Просмотров работы: 3022