Основное содержание консалтинга – оказание помощи в поиске ответов на вопросы, возникающие в процессе производства товаров и услуг, их продвижения и сбыта. Это интеллектуальная деятельность лица определенной квалификации, призванного решать проблемы заинтересованной организации. Если широко подходить к определению термина «консалтинг», то в число специалистов, оказывающих консультационные услуги, можно включить консультантов по управлению организацией, по формированию имиджа, по организации свадеб, а также репетиторов и турагентов и т. п.
Как феномен, обладающий гуманитарной сущностью, консалтинг выступает в качестве средства развития интеллектуальных сил и интуиции адресата, обучения адаптации индивида к процессам распознавания проблем и решения задач, достижению необходимого уровня своевременной и безопасной работы с информацией и знанием. Доминирующая его функция заключается в поддержке адресата на пути к совершенству в том или ином виде деятельности, в понимании тех или иных объектов и явлений окружающей действительности.
Особенно актуален консалтинг на текущем этапе социально-экономического и социально-культурного развития человечества, на этапе интенсивного развития способности организаций и их руководителей к адаптации в непрерывно обновляемых условиях жизнедеятельности, в условиях неопределенности завтрашнего дня и рыночных отношений. Поэтому его назвали поддерживающей услугой, адресованной, как правило, управленцам предприятий в решении сложных задач, например, достижения устойчивого успеха наряду с конкурентами и вопреки им.
В зависимости от сложности проблемы субъекты консалтинга работают в одиночку и целыми группами, они могут принадлежать компании и быть приглашенными, их роли – советчик, посредник, консультант.
Основной инструмент работы консультантов – информация. Средство – ее поиск и комбинирование. Методы – распознавание или диагностика проблемы, адекватная оценка, поиск и проецирование знаний на ситуацию, генерирование идей. Их эффективная реализация требует от субъекта особой профессиональной подготовки, отчетливо выраженного настроя и мотивов, наличия и способности к выработке качеств наблюдательной и чувствительной ко многим вещам личности.
Вряд ли можно сказать, что сегодня консалтинг является сферой, «поставленной на поток», активно и продуктивно функционирующей в любой отрасли народного хозяйствования, гарантированно достигающей желаемого качества своей продукции, например, в сфере социально-культурных услуг. Это скорее проблема, источниками которой выступают: ранний «возраст» консалтинговой услуги как вида профессиональной деятельности (ее рождение, как правило, относят к середине и концу XX в.); слишком большое разнообразие направлений (в общей сложности насчитывающее около 100 наименований); недостаточная разработанность и вариантность критериев конкретной консалтинговой услуги (по целям работы, по способу консультирования, по профессиональной специализации консультантов и, пожалуй, все).
Вместе с тем, потребность общества, отдельных предпринимателей в консалтинговом сервисе растет, в нем нуждаются сферы общего и кадрового управления предприятиями, сферы образования и оздоровления масс, сфер туризма, гостиничного хозяйства, спорта, отдыха и развлечений. Раз уж мы коснулись проблемы востребованности консалтинговых услуг, следует отметить, что российские предприятия особенно в них нуждаются. Это обусловлено тем, что потребность в советах – как у отдельного человека, так и у предприятия – возникает чаще всего в проблемных ситуациях, а российские предприятия по ряду объективных причин оказываются в таковых достаточно часто.
Если говорить о глобальных тенденциях, нельзя игнорировать тот факт, что в мировой экономике консалтинговые услуги начинают занимать все больше места. Так, по данным Kennedy Information Group, в области консалтинга в мире сейчас работает порядка миллиона человек, а количество консалтинговых компаний (без учета России) приближается к 1900. Объем услуг, предоставленных этими компаниями, хотя и снизился несколько за последнее время из-за мирового финансового кризиса, но уже сейчас вновь начинает расти и в прошлом году достиг порядка 150 млрд. долларов. Что касается географического распределения, то наибольшим спросом консалтинговые услуги пользуются, по утверждению И. В. Сурмы, в США и в Канаде, среди европейских стран лидируют Германия, Великобритания и Франция, хорошо развита сфера профессионального консалтинга в Японии, Австралии, Сингапуре. Последнее время, что для нас особенно интересно, повышается востребованность консалтинга в странах БРИКС.
Если говорить о технологической составляющей консалтингового сервиса, то он сервис сосредоточен на профессиональной проблеме, ее распознавании субъектом, решении, прогнозировании последствий решения. Поэтому консалтинг осуществляется поэтапно и ориентирован на результат развития профессиональных качеств и знаний адресата. Основные этапы консалтинговой деятельности, как отмечает А. И. Ткалич, таковы:
диагностика и выявление проблем в организации-заказчике;
разработка практических рекомендаций в виде проекта организационных изменений;
выбор правильной стратегии в области информационных технологий;
внедрение разработанного проекта в практику деятельности организации.
Консалтинговый сервис дифференцируют по типам, имеющим интеллектуальный, технико-технологический и творческий характер, а именно по типам следующих консалтинговых задач: информирования клиентов; объединения умственных усилий; фильтрации содержания и природы источников информации; разработки практических рекомендации по решению того или иного производственного вопроса.
Разработка практических рекомендаций по решению того или иного вопроса – это наиболее востребованный тип задач консалтингового сервиса. В таких рекомендациях нуждаются практически все руководители и специалисты предприятий и организаций, поскольку непрерывно движется наука, каждый раз открывающая практике новые пути совершенствования, новые методики и технологии профессиональной деятельности, отставать от которых – верная «дорога к краху» или утрате желаемых результатов. Разработка практических рекомендаций руководителям и специалистам имеет свою логику, она также как и другие задачи нуждается в поддержке интеллектуального тонуса субъекта, ей присущи признаки искусства «давать клиентам советы». Сначала это погружение в обозначенную клиентом проблему. Затем экспериментальная проверка и обоснование потенциально значимых гипотез. Наконец, формулирование конкретных предложений, а часто и указаний. И то, и другое, и третье – есть процесс напряженного умственного труда, итогом которого порой бывает разработка лишь «нюансов» деятельности клиента, а порой и рекомендации о полной смене направления деятельности.
Чтобы оценить, в каких консультационных услугах нуждается современный российский бизнес, рассмотрим статистические данные, представленные в работе «Потребность в деловых услугах». Респондентам было предложено оценить частоту использования их предприятиями 20 видов консалтинговых услуг, которые условно можно объединить в несколько групп (таб. 1.).
Таблица 1. Оценка степени востребованности деловых услуг, %%
постоянно |
достаточно часто |
иногда |
никогда |
трудно сказать |
|
Юридическое, нормативно-правовое консультирование |
|||||
Консультации по юридическим вопросам |
17,5 |
28,3 |
14,2 |
33,2 |
6,7 |
Регистрация и перерегистрация предприятий |
3,3 |
- |
7,5 |
82,5 |
6,7 |
Ликвидация предприятий |
- |
- |
3,3 |
90,0 |
6,7 |
Защита интеллектуальной собственности |
- |
- |
- |
90,0 |
10,0 |
Лицензирование видов деятельности |
3,3 |
6,7 |
48,3 |
35,0 |
6,7 |
Финансовое консультирование |
|||||
Бухгалтерское обслуживание и аудит |
43,3 |
7,5 |
31,7 |
10,8 |
6,7 |
Консультации по финансовым вопросам |
12,5 |
33,3 |
35,0 |
10,0 |
9,2 |
Бизнес-планирование |
16,7 |
- |
26,7 |
45,0 |
11,7 |
Лизинг оборудования |
2,5 |
30,0 |
9,2 |
50,8 |
7,5 |
Управленческое консультирование |
|||||
Консультации по вопросам управления |
15,0 |
4,2 |
52,5 |
13,3 |
15,0 |
Маркетинг и рекламные услуги |
52,5 |
30,8 |
15,8 |
4,2 |
6,7 |
Поиск и подбор партнеров |
12,5 |
24,2 |
9,2 |
44,2 |
10,0 |
Информационные услуги |
|||||
Информационные технологии, доступ в Интернет |
9,2 |
53,3 |
2,5 |
28,3 |
6,7 |
Предоставление информации, баз данных |
35,8 |
3,3 |
13,3 |
13,3 |
34,2 |
Консалтинг в области управления персоналом |
|||||
Услуги в области подбора и управления персоналом |
12,5 |
- |
15,8 |
65,0 |
6,7 |
Обучение персонала |
- |
50,8 |
17,5 |
25,0 |
6,7 |
Консалтинг по вопросам качества |
|||||
Управление качеством |
23,3 |
- |
35,0 |
35,0 |
6,7 |
Сертификация продукции, работ, услуг |
5,8 |
5,8 |
7,5 |
74,2 |
6,7 |
Консалтинг в сфере недвижимости |
|||||
Оценочная деятельность |
- |
- |
34,2 |
50,8 |
15,0 |
Услуги по управлению недвижимостью |
- |
- |
5,8 |
79,2 |
15,0 |
Проанализировав приведенные в данной таблице данные, можно определить следующие услуги, которые могут предложить консультанты предприятиям социально-культурного сервиса и туризма:
имидж-консультирование;
рекламные услуги;
наём и обучение сотрудников;
оценка качества услуг;
развитие коммуникативных навыков работников;
расширение перечня культурно-досуговых, развлекательных, анимационных программ;
поиск инвесторов;
разработка решений по расширению ассортимента оказываемых услуг;
обучение навыкам общения с различными категориями клиентов и гостей;
разработка квалификационных тестов и т. п.
Итак, консалтинговый сервис является актуальной технологией распознавания проблем и решения задач в той или иной профессиональной области. На текущем этапе развития сферы сервиса ему отведено место обучения адресата квалифицированной работе с информацией и знаниями, развития интуитивных и адаптивных способностей клиентов.
ЛИТЕРАТУРА
Зильберман, М. Консалтинг: методы и технологии. – СПб.: Питер, 2006. – 307 с.
Курбатова, О.В. Развитие рынка консалтинговых услуг: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 263 с.
Потребность в деловых услугах [Электронный ресурс]. – URL : http://www.emcon.ru/420-062.html
Сурма И.В. Внутренний и внешний консалтинг делят рынок – тенденции развития современного рынка консалтинговых услуг [Электронный ресурс] // Государственное управление. Электронный вестник. – Выпуск № 27. –2011 г. – Июнь. – URL : http://e-journal.spa.msu.ru/images/File/2011/27/Surma.pdf
Ткалич, А.И. Консалтинговый сервис: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 207 с.