ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК МОЩНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК МОЩНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Шкута А.А. 1
1Магнитогорский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Образовательный туризм продолжает одну из традиций отечественного образования, которому были присущи поликультурность и многоконфессиональность, требующие межкультурного подхода к его целям и организации. Такой подход расширяет рамки мировоззрения и мировосприятия школьника, становится фактором активизации интереса к культурному наследию и традициям.

Как считает А. В. Бабкин, образовательный туризм «явление сравнительно новое, еще пять лет назад такой вид отдыха рассматривали немногие. Однако в свете современной динамики развития общемировой экономики, международных отношений популярность «полезного отдыха» существенно возросла». По данным Всемирной Молодежной, Студенческой и Образовательной Туристической Конфедерации за последние пять лет общее число студентов, готовых совместить приключения и отдых с пользой для собственного развития, возросло на 40%. В России эти показатели также растут, и, вероятно, очень скоро сравняются с общемировыми показателями, однако различия в развитии направления очевидно присутствуют.

Согласно статистическим данным, подавляющее большинство молодых людей в мире склоняются в сторону «полезного отдыха» и свободного стиля путешествия. Более 85% путешественников отказываются называть себя туристами и ищут в поездках не стандартных туристических развлечений протоптанных экскурсионных маршрутов, а возможность увидеть страну изнутри, глазами местных жителей, почувствовать на себе новые социальные и культурные условия, а также совместить отдых с изучением или поддержанием существующего уровня иностранного языка. При этом возраст 57% таких путешественников составляет 20-25 лет, но за последние пять лет путешествия «без границ» становятся все более популярными и у людей в возрастной категории от 25 до 35 лет, с 2005 по 2007 год их количество возросло с 23% до 31%.

Современная образовательная система далека от совершенства, реальных потребностей общества. В. С. Леднев выделяет следующие проблемы современного образования:

- в целостном образовательном процессе непропорционально и однобоко представлены различные его составляющие;

- образованию не хватает практико-ориентированной направленности;

- недостаточно учитывается возраст обучающихся.

В образовательном процессе в системе общего образования России в наибольшей степени деформирован процесс обучения.

В первую очередь это относится к содержанию образования. Процесс обучения в учебных заведениях носит более аналити­ческий, чем синтетический характер. В последние годы на это обратили внимание, введя в практику обучения проектирование. Однако сделаны только первые шаги в нужном направлении. Возможно, такое положение есть следствие нашего менталитета в данный исторический период времени. В России цикл общественного воспроизводства искажен, незавершен. У нас больше исследуют, обучают, но не доводят результаты до промышленного производства, из-за чего экономика неэффективна, а уровень жизни не достаточно высокий. Можно сказать, что образовательному процессу не хватает усло­вий, от которых зависит его целостность.

Большим образовательным потенциалом для создания таких условий обладает туризм. Но образовательный туризм, как специально организованная система в стране практически отсутствует. Рассмотрим, что может дать специально организованный туристский поход для обучения. Во-первых, в содержании обучения реализацию межпредметных связей. В образовательном процессе, организованном в условиях туристского похода наиболее четко выявляется смысл, назначение, место отдельных предметов в системе учебных дисциплин. В процессе туристского похода студенты приобретают практичес­кие навыки по основным предметам, а также знания умения и навыки туристского характера. Приобретаются и управленческие навыки, ведь сам поход и его образовательная составляющая должны быть предварительно подготовлены, спланированы, должны быть спрогнозированы возможные варианты развития событий. Образовательный туризм имеет большую профориентационную составляющую краеведческого, спортивного, туристского и другого характера.

Во-вторых, для воспитания молодежи необходима деятельность, пронизанная эмоциональностью. Такая деятельность внутренне присуща образовательному туризму. Трудно найти другую сферу деятельности для воспитания мно­жества положительных сторон личности как во время образовательного туристского похода. У студентов воспитывается воля, дисциплинированность, любовь к природе, родному краю, Родине, планете Земля. Вырабатываются знания и умения общения, быстрее происходит социализация личности. Быстрее усваиваются нормы и правила поведения в коллективе, познается их социальный смысл.

В ряде образовательных теорий утверждается, что развитие идет вслед за обучением, считается, что человек развивается обучаясь, и не надо его развивать специально. В других концепциях целе­направленному развитию личности уделяется специальное внимание. Считается, что развитие это основная ценность образования и личность нужно специально развивать в процессе обучения. Традиционное российское образование в основном не является специально развивающим. В системах же развивающего обучения практика и технологии являются «кабинетными» и происходят в искусственной среде. Туризм есть та деятельность, в которой развиваются многие стороны личности: физические, психические, интеллектуальные, художественные, эмоциональные, поэтические. Причем, развитие этих сторон личности происходит в рамках целостной деятельности и способствует ее большей структуриза­ции, формированию гуманистического мировоззрения.

По мнению А. Ю. Александровой, под образовательным видом туризма понимают «образовательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений». Особенности программы, организации и проведения образовательного тура определяются комплексом факторов. Основным является образовательная цель тура, дополнительными специфика региона посещения, продолжительность и сезон совершения поездки, возраст, опыт и подготовка участников тура, специфика туристской группы и региона, из которого группа прибывает, возможность финансовых затрат учебной группы.

Туристские условия и ресурсы территории посещения имеют основополагающее значение в определении перспектив развития здесь специализированных видов образовательного туризма. Ресурсы образовательных туров обладают рядом отличительных признаков. Так, особая роль при оценке образовательного туристско-ресурсного потенциала территории принадлежит информационной, экологической, социальной, эстетической, культурной или иной ценности каждого ресурса, а также их сочетаний.

К значимым параметрам ресурсов образовательного туризма, безусловно, относятся такие их характеристики, как емкость, устойчивость, надежность, доступность. Способность территории удовлетворять познавательные потребности большой группы учащихся в течение длительного периода времени определяется как емкость образовательных ресурсов. Показатель емкости во многом определяет туристско-образовательный потенциал территории.

Компоненты природной среды выступают в качестве природных предпосылок развития туризма и имеют различную ценность для образовательной туристской деятельности. При оценке значимости какого-либо природного параметра для развития образовательного туризма необходимо проводить покомпонентный анализ, а также выявлять возможности комплексного использования нескольких факторов. В некоторых случаях значимость благоприятного сочетания природных компонентов может быть сведена до минимума при действии фактора, не позволяющего полно использовать все остальные.

С позиции образовательного туризма историко-культурные объекты могут быть классифицированы следующим образом:

- памятники истории: объекты археологии: городища, курганы, остатки древних поселений, производств, каналов, дорог, древние места захоронения, каменные изваяния, наскальные изображения; мемориальные памятники; старинные военно-оборонительные укрепления, технологические комплексы и сооружения, места жизни и деятельности замечательных людей;

- памятники градостроительства и архитектуры: малые и большие исторические города, типичные сельские поселения; архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, сооружения гражданской, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природно-антропогенные ландшафты; предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, научные учреждения, высшие учебные заведения, ботанические сады, зоопарки, океанарии.

- памятники искусства: объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства; музеи, театры, выставочные залы и др. объекты социокультурной инфраструктуры;

- документальные памятники: письменные и графические документы, рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания. В культурный комплекс составной частью входит природная среда. В городах это парки и скверы, зеленые насаждения во дворцах и на улицах; в сельской местности приусадебные участки; в старинных усадьбах и монастырях — ландшафтные рукотворные пейзажные парки и сады.

Для успешного развития туристской образовательной деятельности на определенной территории наличия лишь природных и культурно-исторических ресурсов недостаточно. Факторами развития образовательного туризма выступают также показатели развитости туристской инфраструктуры, наличия квалифицированных кадров, уровня экономического развития, транспортной доступности территории и т. д. В составе туристской инфраструктуры выделяются система транспортного обеспечения, коммунальные системы, система предприятий торговли и сферы обслуживания, система телекоммуникационной связи, а также места размещения и общественного питания. Возможность эффективного развития образовательного туризма обусловлено особенностью развития рекреационной сети. Такая сеть представляет собой совокупность рекреационных учреждений различного профиля: пансионаты, дома отдыха, базы отдыха, турбазы, приюты, туристические стоянки, туристические гостиницы, кемпинги, а также учреждения, специализирующиеся исключительно на детском отдыхе и туризме.

Таким образом, образовательный туризм является мощным фак­тором повышения эффективности образования в высших учебных заведениях за счет своей системообразующей природы. Его внедрение в систему образования позволит разрешить многие существующие сейчас в отечествен­ном образовании проблемы. Он объединяет отдых и обучение, укрепляет здоровье и развивает студента, способствует развитию личности и ускоряет ее социализацию. Кроме того, образователь­ный туризм является стимулом для большей интеграции промыш­ленности и образования, развития всей инфраструктуры страны.

Рассмотрим туристические фирмы и компании Магнитогорска, предлагающие образовательные туры за рубеж, а также на территории России. Необходимо отметить, что услуги по предоставлению образовательных туров в Магнитогорске оказываются не только туристическими фирмами, но и специализированными образовательными компаниями такими как «Фиеста» и «Образование за рубежом». Среди туристических фирм наиболее острая конкуренция наблюдается среди компаний: «Marina Club», «Альтратерра», «Алексатур», «Ривьера», «Горячие туры».

Анализ предложений перечисленных компаний показал, что наиболее острая конкуренция среди агентств, занимающихся языковыми программами. Это объясняется тем, что такие поездки наиболее «просты в исполнении» и языковые школы, как правило, не против партнерства с туристическими фирмами.

Туры с изучением иностранных языков очень популярны среди клиентов различных возрастов – от детей и их родителей, покупающих туры с целью облегчения изучения языка, до взрослых предпринимателей, интересующихся разговорным бизнес-языком для проведения различных переговоров. Языковые программы рассчитаны на детей с 5-летнего возраста. Но предложения для таких маленьких детей пока что не имеют большого спроса, а вот школьников 10-17 лет родители отправляют учиться гораздо охотнее. Градация языковых туров по возрасту следующая: школьники, студенты, взрослые (причем последние составляют 10% всего потока).

Языковые туры организуются в основном в страны, где национальными языками являются распространенные в мире языки в качестве наиболее употребляемых в Англию, США, Францию, Испанию, Германию, Италию, Португалию. Языковые курсы могут быть: интенсивные и общие (стандартные); бизнес-курсы, подготовка к международным экзаменам; курсы на каникулах (сочетание развлечений с изучением языка); обучение один на один и в группе; академические курсы, направленные на поступление в университет.

Наиболее популярно на сегодняшний день изучение английского языка, затем следует немецкий, испанский/итальянский. Следом за ними идут предложения по изучению французского и португальского языков. Эти языки достаточно часто употребляются в мире как средства межнационального общения. Реже, но все же встречаются предложения по изучению восточных языков во время специальных туров в Азию китайского, фарси, японского.

Основные программы обучающих туров – это учебные и экскурсионно-познавательные. В ряде случаев встречаются и спортивные программы (в основном в детско-юношеских турах). Групповые туры с размещением в лагерях, кемпингах, колледжах позволяют изучать язык среди своих сверстников, не слишком отрываясь от обычной среды. Здесь обучающие программы сочетаются со спортивными и досуговыми мероприятиями. Это так называемые развлекательно-образовательные туры, в которых обучению обычно отводится далеко не главная роль.

Распространенным предложением является организация языковых туров для бизнесменов. Для взрослой клиентуры основной причиной обучения является необходимость владения одним или несколькими иностранными языками. Взрослая аудитория отправляется в подобные поездки за счет своих фирм и предприятий, индивидуально или с семьей. Любимыми турами данной категории являются туры, сочетающие курсы по интенсивной программе с большой культурной программой.

В настоящее время все большей популярностью пользуются программы изучения иностранного языка в доме преподавателя. Это самый быстрый способ выучить язык, т.к. во время курса студент не только занимается индивидуально с преподавателем (15, 20 или 25 часов в неделю), но и становится полноправным членом семьи, и поэтому общение продолжается в течение всего дня: за столом, во время экскурсий, на отдыхе. Организацией языковых туров занимается все перечисленные выше туристические агентства. Однако далеко не все туристические агентства занимаются организацией спортивных обучающих туров. Спортивно-обучающие туры достаточно распространены во всем мире. Среди них можно назвать туры с обучением игре в гольф, теннис, конному спорту, серфингу, катанию на горных лыжах, гребле на каноэ и байдарках, яхтовый, парусный спорт, подводное плавание, водные лыжи и др. На таких турах самое главное - обеспечение возможности научиться выбранному виду спорта. Однако на территории Магнитогорска организацией таких туров занимаются лишь немногие крупные туристические холдинги, такие как «Алекса Тур». В первую очередь это можно объяснить недостатком инструкторов по соответствующему виду спорта, и высокой стоимостью оплаты услуг профессиональных спортсменов и тренеров.

Проведенный анализ предложений турфирм позволил также оценить состояние внутреннего рынка образовательного туризма Магнитогорска. Конкуренция на рынке внутреннего образовательного туризма не столь сильная, как в сфере языковых иностранных туров. Это связано с недостаточным развитием рынка внутреннего образовательного туризма Магнитогорска и отсутствия крупных туристических фирм, специализирующихся именно на внутреннем образовательном туризме. Существующие культурно-ознакомительные туры чаще всего имеют культурно-просветительную и общеобразовательную цель. На рынке внутреннего туризма наиболее распространены культурно-ознакомительные туры в таких направлениях как Москва, Санкт-Петербург, Магнитогорск, Золотое кольцо.

Таким образом, рынок образовательного туризма Магнитогорска и России в целом пока еще находится на стадии формирования, хотя данный вид туризма уже получил достаточную популярность среди потребителей. Несмотря на большое количество туристических и образовательных компаний в Магнитогорске лишь несколько крупных фирм предоставляют услуги по организации образовательных туров на территории России.

Образовательный туризм можно назвать достаточно перспективным направлением развития туризма в Магнитогорске. В городе имеются все необходимые ресурсы, способствующие развитию образовательного туризма. Кроимее того инфраструктура города позволяет разместить и удовлетворить все культурные, образовательные и иные потребности туристов.

Для того чтобы успешнее функционировать на рынке образовательного туризма, туристическим фирмам Магнитогорска необходимо создать партнерские отношения с предприятиями, учебными заведениями, гостиницами, отелями, транспортными компаниями, негосударственными образовательными учреждениями, исследовательскими институтами. Кроме того, существенным фактором, замедляющим развитие образовательного туризма города Магнитогорска, является низкая степень информированности потенциальных потребителей услуг образовательных туров. Туристическим фирмам, предоставляющим образовательные туры необходимо размещать разнообразные информацию о деятельности фирмы в средствах массовой информации, в Интернет и других источниках.

Список использованной литературы

  1. Карпова, Г. А. Экономика современного туризма / Г. А. Карпова, М. Г. Воронцова. - М.: «Герда», 2007. – 342 с.

  2. Каурова, А. Д. Организация сферы туризма : / А. Д. Каурова. – СПб.: Изд. дом «Герда», 2007. – 320 с.

Просмотров работы: 9270