ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

Лукьянов А.В. 1
1Магнитогорский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В распространенном понимании среди многих российских специалистов региональный туризм связывается с чётко обозначенной территориальной ячейкой – субъектом Российской Федерации. Если провести параллель: национальный туризм – региональный, то последний по аналогии будет включать внутренний и выездной туристские потоки. Региональный туризм в таком случае будет обозначать туристские поездки жителей региона независимо от их направленности. Однако, как правило, на практике употребление понятия «региональный туризм» акцентирует внимание, прежде всего, на въездном потоке и его влиянии на социально-экономическое развитие региона (то есть берутся процессы в пределах региона). Согласно Е. Н. Ильиной, туризм рассматривается как экономический феномен (отрасль хозяйства), как правило, с подсчётом возможных расходов привлеченных посетителей, числа создаваемых рабочих мест и прочих экономических последствий. Вместе с тем, вполне логичной может выглядеть также точка зрения, рассматривающая словосочетание региональный туризм не как содержательное понятие, а только в качестве указания на определенную территорию, с которой связана вся совокупность явлений и процессов сферы туризма.

Сделать однозначный выбор из вышеуказанных взглядов вряд ли сейчас представляется возможным, так как понятие «региональный туризм» сравнительно недавно введёно в научный оборот. Однако широкое распространение этого словосочетания можно уверенно прогнозировать в будущем. Такое суждение основывается хотя бы на факте огромной популярности термина «регион», отличающегося универсальностью и эластичностью использования. Например, можно одновременно рассматривать туристские процессы в пределах таких разных территориальных единиц, например, Горнозаводской Урал и Пермский край. Однако в нашем случае многозначность понятия «регион» накладывается ещё и на многоаспектность самого туризма.

Повышенный интерес к региональному измерению туризма в настоящее время вполне закономерен. По мнению А. А. Крючкова, «реформы начала 1990-х годов XX века сопровождались широкой «суверенизацией» субъектов Российской Федерации. Резко повысилась роль границ отдельных территориальных ячеек, утвердилась региональная экономика, региональная политика. Открывшиеся возможности самоуправления и саморазвития с необходимостью поставили вопрос о максимально эффективном использовании всех внутренних ресурсов территориального образования. Поиск новых путей совершенствования отраслевой структуры привлек внимание к туризму, причём со стороны многих территорий, ранее не специализировавшихся на широком предоставлении рекреационных услуг, имеющих образ, что называется, нетуристского региона».

В советскую эпоху туристско-рекреационный комплекс функционировал в рамках централизованного планирования и управления в русле системного подхода. В теоретической науке и на практике это выражалось в исследовании, проектировании и функционировании территориальных рекреационных систем, основанных на технологических принципах и социальных нормативах. Региональные же аспекты туризма и отдыха находились скорее в тени.

Рекреационное хозяйство располагалось, как правило, на специально оборудованных территориях двух основных типов: вблизи крупных центров (пригородные системы, ориентированные на кратковременный отдых) и специализированные рекреационные системы (туризм и длительный отдых). Главные туристские районы Советского Союза тяготели больше к периферии государства, не затронутой интенсивной хозяйственной деятельностью и обладающей привлекательными ресурсами. Такое размещение позволило позже Д. В. Николаенко выдвинуть оригинальную гипотезу об особой роли туризма как определенной стадии освоения территории, где привлечение широких масс отдыхающих подготавливало тем самым почву для дальнейшего развития других видов деятельности.

В современном туристическом бизнесе происходит объединение понятий познавательного туризма и культурного в единое целое. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность с её природным многообразием, но для его массового развития требуется также определенная концентрация объектов культурного наследия.

Рынок познавательного туризма достаточно широк. Он не зависит от возрастной принадлежности туристов, а только от круга их интересов. Интересовать человека может многое, а особенно что-то непривычное и необычное, ранее не виденное и неизвестное. Поэтому при разработке рынка, при рекламе особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского маршрута.

Возможность получения престижного образования привлекает студентов из разных регионов, что укрепляет сложившийся и устойчивый сегмент потребительского рынка. Получила также развитие тенденция использования учреждений образования в туристских целях: организация и проведение конференций, деловых встреч, семинаров на базе колледжей, университетов и других учебных заведений.

Научный потенциал может выступать побудительным мотивом для посещения региона, особенно теми, кто непосредственно занят наукой или связан с этой областью деятельности. Туристские организации могут оказывать различные услуги научным обществам. В век научно-технической революции научные комплексы являются важным ресурсом познавательного туризма.

К числу наиболее популярных научных объектов А. Ю. Александрова относит специализированные музеи и выставки, планетарии, а также атомные станции, космические центры, заповедники, океанариумы. Как указывает А. В. Бабкин, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей:

- исторические, литературные, театральные, этнографические, фольклорные, природоведческие экскурсии;

- знакомство с живописью (экскурсии по знаменитым картинным галереям);

- знакомство с балетом и оперой;

- экскурсии по местам действия известных литературных произведений;

- экскурсии по местам жизни великих писателей.

Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познавательные и культурные мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства туристов. Если организуется исторический тур, то богатая экскурсионная программа призвана осветить историческое развитие местности на примерах достопримечательных объектов. Культурные мероприятия – это посещение театров, концертов, просмотр пьес национально-исторического характера. В программу включается посещение музеев быта, декоративно-прикладного искусства, исторических, краеведческих музеев.

Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Перспектива туристической отрасли в ближайшие годы должна повлиять на развитие муниципальных образований, расположенных на западе Челябинской области, - городов Сатка, Трехгорный, Златоуст, Аша. Именно здесь в силу особенностей ландшафта (гористая местность) сегодня активно обустраиваются горнолыжные трассы, строятся гостиницы для туристов и развлекательные комплексы. Саткинский район обладает бесспорными конкурентными преимуществами для развития индустрии туризма. Данный район является лидирующим в Челябинской области по количеству памятников природы, истории, культуры.

Разработка и внедрение на рынок новых экскурсионно-познавательных туров по Южному Уралу являются актуальными, привлекательными и перспективными с экономической точки зрения туристским продуктом, способным стать мощным импульсом для привлечения федеральных и международных туристских потоков и инвестиций.

Литература:

1. Александрова, А. Ю. Международный туризм: учебник / А. Ю. Александрова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 400 с.

2. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма / А. В. Бабкин. - Академия, 2007. - 314 с.

3. Братухина, М. Ю. Туризм и национальные парки Южного Урала / М. Ю. Братухина // Пути повышения эффективности туристических ресурсов Челябинской области. Превращение туризма в область экономики.- Челябинск, 2009. - С.38-41.

3. Веретенников, Э. С. География туристических центров России / Э. С. Веретенников. – СПб.: Питер, 2008. – 345 с.

4. Географические предпосылки развития туризма на Южном Урале: учебное пособие для студентов по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» / сост. Т. Н. Третьякова, М. С. Локтева. – Челябинск: Изд-во УралГАФК, 2003. - 63 с.

4. Зорин, И. В. География туризма и экскурсий / И. В. Зорин. - М.: ЦРИБ Туризм, 2005. - 257 с.

Просмотров работы: 3310