ОТНОШЕНИЕ К РЕИНЖИНИРИНГУ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОТНОШЕНИЕ К РЕИНЖИНИРИНГУ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Данзанова С.А. 1
1Томский Политехнический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Многие думают, что реинжиниринг был модным течением в менеджменте начала 1990-х, а потом его постигло заслуженное забвение. Сегодня редкая книга, называющая себя руководством по «новой экономике», не содержит презрительных комментариев о реинжиниринге, как воплощении типичного для «старой экономики» мышления. Время актуальности реинжиниринга давно прошло. Более суровая версия называет реинжиниринг либо откровенным мошенничеством – пустыми, лишенными смысла лозунгами, либо синонимом программ по сокращению персонала. Все это не так.

Реинжиниринг не ушел в небытие – наоборот, он процветает. Собственно говоря, неправильно утверждать, что он снова актуален; ведь он никогда и не терял актуальности. Хотя реинжинирингу больше не уделяется такое значительное внимание, компании старательно применяют его для преобразования своих основных элементов цепочки создания ценности. Выполнение заказов, производство, закупки и сервис изменились до неузнаваемости всего лишь за несколько последних лет. Реинжиниринг породил такие явления, как назначение одного человека для выполнения всех шагов по обработке запроса клиента; выполнение заказов согласованной межфункциональной группой; создание продукции по фактическим заказам, а не по прогнозам спроса; покупки недорогих деталей напрямую конечными пользователями, а не через централизованный отдел закупок, и многое другое.

Начало реинжинирингу в конце 1980-х положила фраза Майкла Хаммера и Джеймса Чампи, авторов книги «Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе»: «Автоматизация беспорядка приводит к автоматизированному беспорядку». Если организация не переосмысливала свои действия, наложение на них новой технологии мало к чему приводило. Сегодня этот лозунг обновлен: «Если бизнес-процессы компании проводятся плохо, то ее веб-сайт это только подчеркивает».

Реинжиниринг – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания клиентов и оперативность.

Разложив это определение на составляющие его элементы, получаем отличительные от других программ совершенствования бизнеса четыре ключевые характеристики реинжиниринга. Фундаментальный: реинжиниринг призван определить, чем компания действительно должна заниматься, а затем – как она должна это делать, т.е. реинжиниринг игнорирует то, что есть, он нацелен на то, что должно быть. Радикальный: обратившись к корням явлений осуществить реинжиниринг бизнеса – значит создать бизнес заново, а не внести изменения, усовершенствовать, модернизировать. Существенный: реинжиниринг призван обеспечить мощный рост результативности, осуществить серьезный прорыв. Ориентированный бизнес-процессы: резкое ускорение реакции предприятия на изменения в требованиях потребителей (или на прогноз таких изменений) при многократном снижении затрат всех видов.

Реинжиниринг применяется в следующих трех основных ситуациях. Фирма находится в глубоком кризисе, который может выражаться в явно неконкурентном уровне издержек, массовом отказе потребителей от продукта фирмы. Текущее положение фирмы может быть признано удовлетворительным, однако прогнозы ее деятельности являются неблагоприятными: фирма сталкивается с нежелательными для себя тенденциями в части конкурентоспособности, доходности, уровня спроса. Реализацией возможностей реинжиниринга занимаются благополучные, быстрорастущие и агрессивные организации, задача которых состоит в ускоренном наращивании отрыва от ближайших конкурентов и создании уникальных конкурентных преимуществ.

Как приступать к реинжинирингу. Для начала нужно сформулировать два ключевых тезиса для своих сотрудников. Первый: «Вот в какой ситуации находится наша компания, а вот причины, по которым нам нужно меняться». Второй: «Вот какой должна стать наша компания».

Первый тезис должен стать веским аргументом в пользу изменений и убедить, что без реинжиниринга компания не выживет. Это решающее требование, так как непереубежденные сотрудники будут относиться к изменениям с нетерпимостью или даже препятствовать им. В процессе разработки этого аргумента возникает дополнительная выгода: менеджмент вынужден честно проанализировать результаты работы компании, сравнив свои показатели с показателями ведущих мировых лидеров. Второй тезис – какой должна стать компания – демонстрирует сотрудникам четкую цель. Для этого менеджмент должен тщательно продумать цель программы преобразований и масштабы изменений.

После реинжиниринга работа компании должна быть ориентирована на процессы. В модели управления компанией используется процессный подход, что находит свое отражение в организационной структуре.

Интересен результат анализа, как российский топ-менеджмент «знает и любит» процессно-ориентированный подход к управлению (см. табл. 1):

Таблица 1. Анализ подхода к бизнес-процессам менеджеров

Связывают со своей ситуацией

%

Отношение к реинжинирингу

1

нет

15

ничего или почти ничего не слышали, кто-то видел ссылки на публикации о процессах

2

теоретически

20

знают преимущества процессного подхода, сами не могут использовать его приемы

3

серьезно изучают вопрос

40

готовы к инвестициям и пилотному проекту, нуждаются в опытном консультанте

4

мыслят категориями процессов

15

готовы на проект корпоративного уровня, нуждаются в опытном консультанте

5

процессный подход естественен

10

могут реализовать сами, консультант присутствует только при нестандартных ситуациях

6

принимают автоматически

могут реализовать сами, консультант присутствует случае сложных проблем

7

знают, как «нарушать правила», знают не только «что» и «как», но и «почему»

соединяют процессы и стратегию, предлагают альтернативные решения в нестандартных ситуациях

Последние три категории – реальные инноваторы и прогрессоры. Предприятия и компании, которыми они руководят, – первые в своих отраслях. Именно они подтверждают банальную истину: значительные изменения будут успешными, только если во главе стоит полный энтузиазма лидер из числа старших менеджеров.

Учитывая то, что реинжиниринг заключается, прежде всего, в исследовании и пересмотре бизнес-процессов организации, основными мероприятиями в рамках реинжиниринга являются выделение основных бизнес процессов, описание их на общедоступном языке и анализ с целью дальнейшего преобразования. Главной целью мероприятий по выделению бизнес-процессов является получение цельной картины функционирования организации.

Из всего сказанного следует вывод о том, что сам процесс составления такой картины (или модели) должен выполняться с использованием специально разработанных для этого средств моделирования, позволяющих использовать встроенные в них специальные инструменты анализа и преобразования бизнес-процессов. Помимо этого, процесс моделирования должен осуществляться специалистами, знакомыми, как со средствами моделирования, так и с методиками анализа и последующего перепроектирования бизнес-процессов. Выделение основных бизнес-процессов должно осуществляться теми же специалистами совместно с руководящим персоналом организации, имеющим представление о стратегических целях, миссии, производственных процедурах, а также об основных товарных и денежных потоках организации.

Компания провела реинжиниринг. Что дальше? А дальше нужно управлять перестроенными процессами так, чтобы достичь того уровня эффективности, который они могут обеспечить.

Список литературных и электронных источников

1. Хаммер М. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе : пер. с англ. / М. Хаммер, Дж. Чампи. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1997. – 332 с.

2. Реинжиниринг бизнес-процессов. (Электронный ресурс). – http://www.reengine.ru/

3. Технология анализа и оптимизации бизнес-процессов. (Электронный ресурс). – http://www.hr-portal.ru/pages/bpta/bpta46.php

Просмотров работы: 1641