ЭЛЕМЕНТЫ ЕДИНОБОРСТВ КАК ТРЕТИЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЭЛЕМЕНТЫ ЕДИНОБОРСТВ КАК ТРЕТИЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Никишина Е.Е. 1, Береснева М.Л. 1
1Череповецкий Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года указывает на необходимость модернизации физического воспитания и развития спорта в образовательных учреждениях и создания условий и стимулов для расширения сети детско-юношеских спортивных клубов, функционирующих на базе образовательных учреждений.[11] В этой связи, одним из направлений исследований в области физического воспитания школьников является поиск и обоснование технологий и методик, основанных на спортивно-ориентированных формах организации физического воспитания, расширении интеграции средств спортивной и физической культур в целостном процессе образования и развития ребенка, вопросами которых занимаются В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, В.И. Лях. [2, с. 51]

Также существуют научно-методические разработки по содержанию третьего урока физической культуры (А.П. Матвеев, Т.В. Петрова). Но при этом отсутствуют рекомендации по включению элементов единоборств в качестве третьего урока физической культуры. В подростковом возрасте особенно актуальной является проблема самоутверждения, самопредъявления в определённых социальных группах. Часто это самоутверждение принимает уродливые формы. Подростковая преступность и наркомания – только часть этой проблемы. Внутренняя потребность выделиться, привлечь к себе внимание, занять свою социальную нишу бывает сильнее моральных норм и закона. Тем более что в этом возрасте видеть перспективу, последствия своих актуальных действий очень сложно. К тому же становление психики связано с высокой эмоциональностью, частой сменой и крайностями настроений. Философия восточных единоборств хотя и не связана с религией, прививает ребенку высокие моральные нормы и идеалы, воспитывает силу воли и духа, стремление к победе и лидерские качества. Происходит внутренняя закалка характера, поэтому человек, который занимается единоборствами, вряд ли когда-нибудь будет принимать наркотики или станет преступником.[9, с. 154]

Единоборства должны быть включены в школьную программу, так как действующие в Российской Федерации законы дают право каждому активно защищаться от преступных посягательств. Поэтому каждому крайне необходим минимум знаний приемов самозащиты и умение их применять, чтобы при необходимости защитить себя и своих близких, а так же тех, кому эта помощь может потребоваться. Боевые искусства не учат ребёнка сражаться с другими детьми - они учат сражаться с самим собой. Со своими внутренними страхами. А побеждая их - он освобождает в себе внутреннюю силу. Эта сила сметает сомнения и комплексы, и заставляет ценить человеческие моральные качества в себе и в других в первую очередь.

1. Теоретическое обоснование и аспекты изучения единоборств на уроках физической культуры1.1 Теоретическое обоснование и аспекты изучения элементов самбо для детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры

В психологии принято считать, что начало младшего школьного возраста определяется мо­ментом поступления ребенка в школу.В последние годы всвязи с переходом к обучению с 6 лет и введением четы­рехлетней начальной школы нижняя граница данного воз­растного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6 лет. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет [7, с.355].

Младший школьный возраст связан с переходом ре­бенка к систематическому школьному обучению.Начало обучения в школе ведет к коренному изменению соци­альной ситуации развития ребенка. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требова­ниями.

Младший школьный возраст является сензитивным для:

  • формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

  • развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;

  • раскрытия индивидуальных особенностей и способ­ностей;

  • развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

  • становления адекватной самооценки, развития кри­тичности по отношению к себе и окружающим;

  • усвоения социальных норм, нравственного развития;

  • развития навыков общения со сверстниками, уста­новления прочных дружеских контактов.

К задачам физического воспитания, решаемым в младшем школьном возрасте, относятся:

  •  
    1. укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

    2. овладение основами разнообразных жизненно важных движений;

    3. развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

    4. формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья; работоспособность и развитие двигательных способностей;

    5. выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

    6. приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

    7. воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса. Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8—9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие во­локна, содержат в своем составе лишь небольшое количество бел­ка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты боль­ше, чем мелкие. В разви­тии мышц четко прослеживается гетерохронизм. Например, отстают в развитии глубокие мышцы спины, затылочной области, шеи. Отсюда - возможные нарушения осанки, диктующие необходимость следить за ней, за позой, посадкой, ношением тяжестей и т. д. В связи с неравно­мерным развитием мышц дети легко овладевают движениями с боль­шой амплитудой и участием крупных мышечных групп, но испытывают трудности при выполнении точных и мелких (с малой амплитудой) дви­жений. [6, с. 186]

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6—7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%. В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.

Период младшего школьного возраста является сензитивным периодом для развития гибкости, координации движений, общей выносливости, развития двигательных реакций и частоты движений, скорости двигательных реакций и темпа движений. В этом же возрастном периоде важно совершенствовать межмышечную координацию в скоростных движениях. Высокий темп прироста абсолютной силы мышц возможен в 9–10 лет у девочек, в 10–11 лет у мальчиков.

Для того чтобы вовремя и всесторонне развивать физические способности младших школьников необходимо приобщать их к занятиям физической культурой и спортом. Учитывая привлекательность самбо среди младших школьников и подростков, его доступность и значимость в формировании всесторонне развитой личности гражданина и патриота, профилактике асоциальных явлений, Коллегией Госкомспорта России было решено считать самбо приоритетным национальным видом спорта. С одной стороны, эти занятия развивают физические качества: выносливость, силу и т.д., а с другой - воздействие физической и спортивной подготовленности развивает и совершенствует психологические качества личности.

Изучение элементов самбо в рамках третьего урока физической культуры способствует созданию предпосылок и условий, с помощью которых наиболее успешно формируются и воспитываются черты характера и убеждения: воля, патриотизм, коллективизм, требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, учебе, работе, коллективу, семье. Это может быть связано с тем, что:

  1. Во время занятий в секции самбо используется большое количество подвижных игр с элементами единоборств. Как известно, младшие школьники любят игры, связанные с движениями. Эти игры совершенствуют их координацию, развивают силу и ловкость, улучшают работу внутренних органов (дыхания, кровообращения), укрепляют здоровье детей. Игра помогает развитию восприятий, внимания, воображения, интересов, мышления, содействует развитию инициативы, активности, вызывает положительные эмоции, без которых не может быть игровой деятельности. [ 3, с. 212]

  2. Большинство тренировочных заданий дается в парах. В паре ученику необходимо самоопределяется относительно учебной задачи, относительно партнера, относительно своей и другой точки зрения, таким образом, учебная работа приобретает личностный смысл, осуществляя в паре роли учителя и ученика, ребенок начинает чувствовать себя более компетентным и значимым, повышается самооценка, растет познавательная активность и мотивация. [8]

  3. Во время тренировочных занятий ученики получают возможность контактировать друг с другом. Педагоги-практики и психологи подчеркивают, что в младшем школьном возрасте особое значение имеет тактильный контакт. Доброжелательное прикосновение - это знак эмоциональной безопасности. [10, с.225]

  4. Спортивный зал покрыт мягким борцовским ковром. Младшим школьникам нравится то, что в зале можно заниматься босиком, сидеть, лежать и ползать по полу. Это дополнительно вызывает положительные эмоции у детей.

Также желательно, что бы у всех детей на занятии была специальная форма (самбистская куртка, шорты). Благодаря этому они чувствуют себя на занятиях увереннее. Носить такую же спортивную форму, как и взрослые спортсмены, кажется им почетным.

Необходимо на занятиях самбо уделять больше внимания подвижным играм с элементами единоборств, так как игровая деятельность для младших школьников является второй по значимости после учебы. Победившую команду или отдельных игроков поощрять в устной форме или в форме символических наград.

1.2 Теоретическое обоснование и аспекты изучения элементов кудо (каратэ дайдо-джуку) в младшем подростковом возрасте на уроках физической культуры.

Учёными младший подростковый возраст рассматривается как самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Ученый А.П. Краковский называет следующие возрастные особенности младшего подростка:

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;

  • повышенная утомляемость;

  • стремление обзавестись верным другом;

  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;

  • повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;

  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;

  • отсутствие авторитета возраста;

  • отвращение к необоснованным запретам;

  • восприимчивость к промахам учителей;

  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;

  • отсутствие адаптации к неудачам;

  • отсутствие адаптации к положению “худшего”;

  • тенденция предаваться мечтаниям;

  • боязнь осквернения мечты;

  • ярко выраженная эмоциональность;

  • требовательность к соответствию слова делу;

  • повышенный интерес к спорту;

  • увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.

Следует добавить, что младшие подростки драчливы, проявляют элементы жестокости и агрессивности, могут попасть под чужое влияние, попасть в уличные преступные группировки, то есть подвержены внушаемости и ведомости. В этом возрасте проявляются элементы деструктивного поведения (тяга к курению, воровству, обмануть и т.д.). Младшие подростки порой не дисциплинированны, энергичны, тревожны, очень активны, особенно проявляют активность при выполнении классных, общественных поручений, при уборке кабинета, школьной территории и т.д. (что говорит о высокой физиологической энергии), правда эта активность может уступить место утомляемости. Желание сохранить тайны и секреты у них соседствует с неумением хранить эти тайны и секреты от окружающих, младшие подростки часто ябедничают друг на друга, начинают давать друг другу “прозвища”, которые сохраняются вплоть до окончания школы. У многих младших подростков наблюдается завышенная самооценка своих возможностей (“я все могу сделать сам”), эгоистическое самоутверждение, при котором ребенок радуется, если у одноклассника неприятности, если одноклассник оказался униженным или менее успешным чем он. Младшие подростки очень ранимы и обидчивы. Очень любят младшие подростки бравировать вещами, предметами, нарядами, которые есть только у них, но отсутствуют у остальных товарищей. Сейчас мы наблюдаем, как среди младших подростков идет разделение в классах на детей обеспеченных родителей и на детей из малообеспеченных семей (это особенно ярко проявляется в городах), на первое место ставится богатство, а не знания. Весьма активно в младшем подростковом возрасте идет формирование “малых групп”.

Нельзя не упомянуть и вопрос о взаимоотношениях между младшими подростками и учителями. Положение учителя само по себе не гарантирует уважительного отношения со стороны младших подростков , и наставник должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить такое к себе уважение. От того, как учитель, сможет проявить себя при работе с младшими подростками, зависит их отношение к нему в процессе дальнейшего обучения в школе. Строгость нужна, но ее следует сочетать с настойчивостью, вежливостью и занимательностью изложения нового материала.

Подростковый возраст — это период бурного роста и развития организма. Несоответствие между быстрым ростом трубчатых костей и относительно медленным развитием мышц еще более усугубляет впечатление неловкости и нескладности. Эти особенности физического развития накладывают свой отпечаток на все внешнее поведение и на характер движений подростка. С другой стороны, отмечается, что подросток может произвольно управлять своими движениями и неловкость, порожденная указанными особенностями его развития, корригируется воспитанием. Поэтому физическому воспитанию подростка следует придавать большое значение. Происходит и рост мышечной силы. Исследования показали, что в младшем школьном возрасте ребенок еще не способен длительно поддерживать мышечное усилие, что проявляется в частой смене характера движений, но в подростковом возрасте сила и выносливость мышц увеличиваются.

С 12 лет отмечается усиленный рост мышц, который продолжается в последующие годы. Мускулатура подростков (особенно мальчиков) крепнет. Строение мышц при этом мало изменяется, в подростковом возрасте происходит только усиленный рост диаметра волокна мышц. Временами подросток бывает способен к большому и длительному напряжению, может проводить длительную работу, которая, казалось бы, не соответствует его силам. Это происходит в тех случаях,, когда у подростка имеется большой интерес к работе, тогда труд или деятельность вызывает у него подъем, энтузиазм, и-он не замечает ни усталости, ни времени.

В этом возрасте довольно быстро усваиваются и совершенствуются сложные движения, особенно эффективно обучение и самообучение трудовым и спортивным движениям. В частности, подросток легко овладевает ездой на велосипеде, лыжах, коньках, быстро усваивает сложные прыжки, па танца, координацию движений при плавании. Следует учесть, что если в этом возрасте не будет обращено специальное внимание на развитие ловкости, пластичности и красоты движений, то в последующий период обычно труднее овладевать ими, а неловкость и угловатость движений, присущая подростку, может сохраниться на всю жизнь. Значительным фактором физического развития подростка является происходящее в этом возрасте половое созревание, начало функционирования половых желез, которое влияет на работу внутренних органов, на деятельность мозга, сердца, вызывает и внешние изменения в виде вторичных половых признаков.

В соответствии с социально экономическими потребностями современного общества в его дальнейшем развитии и исходя из сущности общего среднего образования целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности средствами восточных единоборств предполагает овладение школьниками основами физической культуры и специальными упражнениями из кудо , слагаемыми которых являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры и кудо , мотивы и способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность [1, с. 13].

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:

- укрепление здоровья и содействие нормальному физическому развитию;

- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей к выполнению специальных упражнений из кудо ;

- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки и повышения работоспособности;

- получение навыков самообороны;

- воспитание нравственных и волевых качеств, нормализация психических процессов и свойств личности.

Воздействие восточных единоборств на организм школьников (на примере кудо ).

Занятия восточными единоборствами открывают перед педагогом большие возможности для создания нужных ситуаций в условиях соперничества, требующего соблюдения правил, норм, спортивной этики, уважения к сопернику.

Систематические занятия кудо способствуют формированию таких важных качеств, как концентрация и переключение внимания, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, инициативность, смелость и решительность учащихся.

Обсуждая эффективность разных вариантов организации учебного процесса, можно утверждать, что восточные единоборства в системе физического воспитания повышают заинтересованность учащихся в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и ведении здорового образа жизни.

С этих позиций восточные единоборства в системе физического воспитания формируют у детей школьного возраста не только физические, но и нравственно этические качества.

В восточных единоборствах существуют обоснования движений с позиции биомеханики, которые по своей структуре отличаются от движений в других видах спорта и способствуют комплексному воздействию на опорно-двигательный аппарат и весь организм занимающегося [5, с. 22].

Главное преимущество кудо состоит в том, что в упражнениях задействованы практически все группы мышц и различные системы организма, что обеспечивает достаточно высокое и гармоничное развитие. Динамические и статические упражнения каратэ положительно влияют на подвижность суставов, развивают связочный аппарат, увеличивают мышечную силу, повышают выносливость организма. Специальное выполнение дыхательных упражнений обеспечивает массаж внутренних органов и улучшает кровообращение. Отработка уходов, блоков, ударов помогает раз вить быстроту движений, реакцию, ловкость и координацию. Благотворное влияние на нервную систему оказывает способность сосредоточивать внимание при выполнении приёмов.

При регулярных занятиях кудо происходит укрепление сердечно сосудистой системы за счет увеличения сердечной мышцы, вследствие чего сердце может вытолкнуть больше крови в большой круг кровообращения.

На тренировки по кудо ученикам необходимо кимоно, либо футболка и шорты. В младшем подростковом возрасте дети особое внимание уделяют цвету пояса. Чем выше пояс, тем дети чувствуют себя авторитетней. Они стремятся к получению цветного пояса, сдавая экзамены и проходя испытания.

В наше время, пожалуй, уже не осталось тех, кто считал бы боевое искусство кудо просто способом мастерской драки и всерьёз полагал, что школа кудо — это место, где учат насилию. Восточные единоборства, к которым относится и кудо, прежде всего, воспитывают дух.

Организм ребёнка находится в стадии развития и роста. Разумеется, что физические нагрузки во время занятий нормируются соответственно возрасту и не превышают допустимых. В физическом плане кудо для ребёнка будет полезно, прежде всего, как комплекс спортивных упражнений. Правильная осанка, умение контролировать движения, отличная физическая форма — всё это школа кудо даст ребёнку.

Особо следует отметить психологическое влияние, которое оказывает боевое кудо. Высокий авторитет учителя научит ребёнка уважению к старшим, основанному на признании опыта, заслуг и достоинств, а не на страхе.

Многие родители опасаются, что занятия единоборствами приведут к травмам, принесут их ребёнку не пользу, а вред. Такие опасения совершенно напрасны, занятия кудо для ребёнка ничуть не более опасны, чем занятия любым другим видом спорта. Каждая школа кудо организует тренировки таким образом, чтобы максимально снизить любой риск. А вот умение постоять за себя убережёт впоследствии ребёнка от куда более серьёзных неприятностей, чем полученная на тренировке ссадина.

Не следует думать, что, овладев приёмами восточных единоборств, ребёнок будет постоянно ввязываться в уличные драки. Воспитание юных бойцов проводится таким образом, что драки ребят интересовать не будут. А уж если ситуация сложится так, что драки не миновать, то приёмы каратэ окажутся полезным умением.

Не секрет, что улицы современных городов — не самое безопасное место. И парня, и девушку, на улице поджидает немало опасностей. Как бы вы не старались, вы не в состоянии опекать своего сына или дочь круглосуточно.

2.Методика обучения элементам единоборств на уроках физической культуры2.1 Методика обучения элементам самбо младших школьников на уроках физической культуры

Занятия по изучению приемов самбо складываются из обучения и тренировки. Обучение заключается в целенаправленной и последовательной передаче преподавателем и усвоении обучаемыми знаний, умений и навыков, необходимых для технически правильного выполнения приемов боевого и спортивного разделов самбо. Тренировка заключается в систематическом, многократном повторении разученных приемов с постепенным усложнением условий их выполнения и нарастанием физической нагрузки. Процессы обучения и тренировки на уроке неразрывно связаны между собой и составляют единый комплекс технической, физической и морально-волевой подготовки курсантов.

При обучении и тренировке преподаватель должен добиваться от занимающихся сознательного усвоения учебного материала и понимания ими сущности и значения приемов самбо для практической деятельности. Осмысленное восприятие программного материала повышает эффективность занятий, содействует прочности усвоения знаний, навыков и умений.

Личный интерес обучаемых к занятиям, сознательное отношение к ним повышают активность занимающихся. Активность на занятиях достигается интересным проведением урока с использованием разнообразных средств и методов, оценкой и поощрением занимающихся, предоставлением им времени для самостоятельного выполнения приемов.

Задачи:

  • Укрепление здоровья, физическое и нравственное развитие детей и подростков.

  • Привитие интереса и привычки к регулярным занятиям физической культурой и спортом, предоставление возможности приобщения к миру большого спорта.

  • Социальная адаптация детей, решение проблем «трудных детей».

  • Содействие патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

В программе начальной подготовки предлагаются основы подготовки по спортивному разделу самбо, в доступных для изучения и тренировки упражнениях, включающих в себя:

  • упражнения для развития и совершенствования простых двигательных навыков (ходьба, бег, прыжки, эстафеты и подвижные игры);

  • упражнения для развития основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости;

  • упражнения для формирования специальных двигательных навыков (простейшие элементы акробатики и спортивной гимнастики, упражнения в безопасном падении(самостраховке);

  • изучение базовой техники (стойки и передвижения, дистанции и основные захваты, выведения из равновесия);

  • разучивание 8-12 основных приемов спортивного самбо в стойке (бросков и их простейших комбинаций) и борьбе лёжа (переворачивания, удержания, болевые приёмы и их комбинации).

В целях лучшего усвоения изучаемого материала преподаватель должен предлагать занимающимся доступные приемы (упражнения), которые соответствуют их технической подготовке и уровню физического развития. При обучении самбо необходимо соблюдать последовательность в переходе от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Обучение на занятиях по самбо осуществляется в такой последовательности :

  • ознакомление с приемом

  • разучивание приема

  • тренировка в выполнении приема

При проведении занятий по изучению и тренировке приемов самбо должны соблюдаться меры по предупреждению травматизма.

К таким мерам относятся:

  • высокая организованность и дисциплина на занятиях; хорошая подготовка (разминка) занимающихся к основной части урока;

  • самостраховка — умение падать на бок, спину, вперед на руки, сохранение равновесия, напряжение мышц, мгновенная сигнализация в случае болевого ощущения голосом «есть» или хлопком ладони по партнеру или ковру;

  • страховка — плавное проведение приемов, мгновенное освобождение захвата по сигналу партнера, поддержание падающего за одежду, отпускание руки партнера для самостраховки, избежание падений на партнера;

  • запрещение заниматься на одном ковре разучиванием бросков и приемов борьбы лежа одновременно;

  • выполнение бросков в одну сторону или от центра ковра к его краям;

  • строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий мест занятий;

  • не допускать к занятиям лиц, имеющих: кожные заболевания, грязную форму, длинные ногти, крючки, пряжки на одежде, часы на руке и т. д.;

Основной формой проведения занятий по самбо является урок. Практический урок состоит из тррех частей: подготовительной, основной и заключительной.

1 часть урока, подготовительная (8 – 10 мин.).

Задачи: организация внимания группы, воспитание дисциплинированности и сознательности, сосредоточение внимания и умеренное разогревание организма, увеличение подвижности в суставах и укрепление связочного аппарата, развитие эластичности и способности расслаблять мышцы, выработка правильной осанки.

Средства: построение, проверка присутствующих, равномерный бег, специальные беговые упражнения. Физиологическая нагрузка, измеряемая частотой пульса, в конце первой части урока не должна превышать более чем на 20% исходный показатель в начале урока.

Начинать урок нужно с общего построения, требовать четкости исполнения и полной тишины. До начала упражнений можно провести 1—2-минутную беседу воспитательного характера.

Упражнения вводной части урока не должны вызывать сильного возбуждения или утомления, поэтому в этой части урока не следует давать ни длительного бега, ни игр, которые нарушали бы внимание и дисциплину группы. Движения в этой части урока нужно подбирать разнообразные. Во время исполнения движений следует подсказывать ученикам, когда делать вдох, когда выдох.

2 часть урока, основная (20 – 25 мин.).

Задачи: воспитание и закрепление физических, моральных и волевых качеств и навыков; обучение технике борьбы и применение этой техники в разнообразных усложненных условиях.

Средства: приёмы страховки и самостраховки, удержания, болевые приемы, приемы борьбы лежа, приемы борьбы стоя. Краткие замечания по техническим ошибкам и поведению занимающихся.

Физиологическая нагрузка в конце этой части урока достигает наибольшей величины. Частота пульса повышается, как правило, до 70—100% по сравнению с исходным показателем в начале урока.

Технику борьбы и самозащиты нужно изучать в основной части каждого урока в следующем порядке:

1. изучение падений и бросков;

2. изучение приёмов борьбы лежа;

3. изучение приемов борьбы стоя.

Падения без препятствий нужно изучать всей группой, расположенной на ковре в разомкнутом строю, и проводить их во избежание ушибов друг о друга обязательно в одном направлении.

К изучению любого броска можно приступать только после изучения (или повторения) соответствующего падения.

Перед тем как приступить к разучиванию с группой какого-либо приёма, его надо показать так, как если бы он проводился в вольной схватке, т. е. технически правильно, быстро и чётко. Затем даётся обоснование приёма в целом с точки зрения техники и тактики. После этого совместно с объяснением и обоснованием показываются его характерные детали. В заключение опять демонстрируется приём в целом виде, слитно.

Если приём очень сложный или группа недостаточно подготовленная, рекомендуется после объяснения приёма в целом разделить приём и разучивать его по частям, постепенно объединяя их.

Когда задание дано и пары начинают разучивать приём или часть его, нужно обойти группу и проверить правильность выполнения приёма, делая соответствующие указания каждому ученику.

Особое внимание нужно обратить на то, чтобы при разучивании приёмов партнеры совершенно не сопротивлялись друг другу, а при разучивании бросков не падали раньше проведения броска. При разучивании приёма и совершенствовании его выполнения каждый из занимающихся поочередно проделывает приём подряд три раза. Такая смена может происходить несколько раз в течение времени, отведенного на изучение приёма.

Надо приучать учеников к тому, чтобы до выполнения приёма они себе его хорошо представили, а после выполнения каждого приёма анализировали свои движения, то есть сознательно, а не механически разучивали и осваивали приём.

3 часть урока, заключительная (5—10 мин.).

Задачи: успокоение деятельности органов дыхания и кровообращения, подведение итогов урока, воспитание и решение организационных вопросов.

Средства: медленная ходьба, упражнения на расслабление, игры с элементами единоборств.

В конце занятия необходимо проводить игры с элементами единоборств, для того, чтобы повышать интерес школьников к занятиям, а также развивать в игровой форме физические качества, необходимые для борьбы самбо.

2.2 Методика обучения кудо младших подростков на уроках физической культуры

Цели занятий кудо:

а) оптимизация физического развития человека;

б)всестороннее совершенствование физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовным и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность;

в) подготовка каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

Задачи изучения кудо:

I. По оптимизации физического развития человека:

а) оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;

б) укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;

в) совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;

г) многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности;

д) постановка индивидуализирован-ных двигательных заданий, предусматривающих выполнение движений в рамках четко определенных параметров (пространственных, временных, силовых).

II. Образовательные задачи:

а) формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;

б) приобретение базовых знаний теоретического и практического характера.

III. Общепедагогические задачи:

а) формирование личности человека;

б) развитие нравственно-волевых качеств;

в) развитие интеллекта и психомоторной функции;

г) формирование этических и эстетических качеств личности.

При решении в единстве эти задачи становятся гарантами всестороннего гармонического развития человека.

При постановке задач и определении сроков для их решения учитываются закономерности возрастного развития организма человека, а также закономерности сменяемости возрастных периодов и тех естественных изменений, которые в них происходят. Так, например, при воспитании физических качеств необходимо учитывать сенситивные (чувствительные) зоны, когда естественное созревание форм и функций организма создает благоприятные предпосылки для направленного воздействия на данные качества.

Одно из самых главных условий изучения техники кудо – регулярность занятий.

На учебно-тренировочных занятиях кудоисты приобретают новые навыки и совершенствуют ранее выработанные.

Повторение движения или действия уже является процессом тренировки. Постепенное и все более широкое усвоение базовой техники закрепляется в ката и учебном спарринге. Ученик, стремящийся к высоким достижениям в кудо, должен постепенно повышать свое мастерство, усваивать, закреплять и совершенствовать не только новые технические навыки, но и умение их применять в различных условиях поединка. Учитель, планируя общий курс обучения ученика, последовательно вводит в занятия новые упражнения и действия, строго учитывая при этом качество усвоения пройденного материала, чтобы обеспечить преемственность в обучении.

Тренировочное занятие. Во время тренировочных занятий кудоист совершенствует физические качества и технико-тактические навыки. Например, при подготовке к соревнованиям, ученик главным образом стремиться совершенствовать свое мастерство в условиях боевой практики с партнерами разного стиля и манеры ведения боя, при помощи упражнений на снарядах сохранить высокую спортивную форму, не изучая новых приемов.

В основном учебно-тренировочные занятия проводятся в группе. Эту форму занятий можно применять для учеников разной квалификации – как для новичков, так и для мастеров. Группа должна быть примерно одной квалификации, потому что учитель дает всем одно задание в изучении и совершенствовании технических и тактических действий.

Учебно-тренировочные и тренировочные занятия подразделяются на три части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть занятия делится на физиологическую разминку и образовательную часть.

Физиологическая разминка предусматривает: а) подготовку центральной нервной системы, активизацию деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания; б) подготовку двигательного аппарата к действиям, требующим значительных мышечных напряжений.

В образовательной части занимающиеся выполняют специализированные упражнения для кудоиста, подготовительные к решению основных задач занятия. Специализированные подготовительные упражнения подбираются в зависимости от уровня подготовленности, возраста занимающихся, периода подготовки и направленности занятия.

В подготовительной части, как правило, применяются упражнения умеренной интенсивности. Эта часть занятия значительно повышает подвижность нервных процессов и создает оптимальные условия для выполнения более сложных упражнений с большой интенсивностью. Если же нагрузка во время подготовительной части повышенная или недостаточная, подвижность нервных процессов (уровень сенсомоторных реакций) увеличивается незначительно по сравнению с исходными данными покоя. Следует также учитывать индивидуальные особенности ученика. В подготовительной части нельзя уделять много внимания развитию таких качеств, как сила и выносливость.

Общеразвивающие упражнения оказывают всестороннее воздействие на организм человека. Возможность большого выбора общеразвивающих упражнений позволяет ученику улучшить работу двигательного аппарата, научиться более точно дифференцировать движения. Специальные подготовительные упражнения должны соответствовать задачам тренировки. Если в основной части тренировки ставится задача развития подвижности и ведения боя на дальней дистанции, то для подготовительной части должны быть подобраны соответствующие упражнения в передвижении, нанесении прямых ударов, уклоны туловищем и другие, с тем чтобы этим содействовать быстрейшему овладению специальными навыками во время тренировки в парах.

Начинают занятия с медитации. За ней – легкий бег, подскоки, маховые движения руками и ногами, ускоренный бег, выпады, приседы, блоки и др. Далее следуют упражнения специально-подготовительные.

В основной части занятия решаются главные задачи: а) овладение техническими и тактическими навыками, совершенствование их; б) психологическая подготовка, вырабатывание способности к высоким психическим напряжениям; в) развитие быстроты реакции, выполнения рациональных движений, координации, ловкости, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости.

Нагрузка должна нарастать по объему и особенно по интенсивности. Например, после изучения приемов в парах по заданию учителя (сначала медленно, постепенно увеличивая скорость их выполнения) переходят к закреплению и совершенствованию приемов в условном или произвольном учебном поединке. Произвольный спарринг с партнером требует больших напряжений, поэтому к условному или вольному поединку переходят после изучения приемов кумитэ, перед работой на снарядах. Упражнения на мешках и лапах снижают нервные напряжения после спарринга, поэтому эти упражнения выполняют в конце основной части занятия.

В заключительной части организм ученика надо привести в относительно спокойное состояние. В начале заключительной части ученики иногда выполняют упражнения стоя, сидя и лежа для развития силы и гибкости отдельных групп мышц. Затем используют успокаивающие упражнения, проводят легкий бег, ходьбу с дыхательными упражнениями, потряхиванием и расслаблением мышц конечностей. Даются упражнения отвлекающие (на внимание, подвижные игры и т. д.).

В начальной стадии обучения, например, упражнения по изучению техники движения ударов и защит включают в основную часть занятия. По мере овладения сложными действиями упражнения и механику движений переводят в подготовительную часть занятия, где они становятся уже упражнениями подготовительными.

Типовую структуру занятия можно изменять в зависимости от конкретных условий.

Учебно-тренировочный процесс включает в себя следующие основные этапы.

1. Формирование у юных спортсменов мотивов к учебно-тренировочным занятиям. Воспитанники должны ощущать потребность в знаниях, умениях, навыках и тренироваться с интересом. У них необходимо сформировать следующие мотивы, на систему которых важно опираться в учебно-тренировочном процессе и которые в наибольшей степени способствуют развитию личности, пробуждают интерес к спортивному и нравственному росту:

— непосредственно побуждающие (интересное преподавание, симпатия к тренеру, применение наглядных и технических средств, нежелание быть объектом обсуждения в коллективе и т.д.);

— перспективно побуждающие, связанные с будущей спортивной деятельностью (продолжение занятий спортом в коллективах более высокой квалификации, поступление в физкультурное учебное заведение т.д.);

— интеллектуальные, возникающие в процессе познавательной деятельности (чувство удовлетворения самим процессом физического труда, постановкой и разрешением учебных проблем).

2. Постановка перед воспитанниками и осознание ими конкретных проблем, задач, вопросов. Эффективное руководство учебно-тренировочным процессом предполагает умение так поставить задачу, проблему, чтобы она стала личной задачей, проблемой для юных спортсменов. А для этого необходимо, чтобы подростки осознали противоречие между новыми спортивными задачами и уровнем знаний, навыков и умений, чтобы у них возникло стремление к новым знаниям, которое является основой развития интеллектуальных мотивов учения.

3. Организация познавательной деятельности воспитанников, восприятия ими нового материала. Вводить юных спортсменов в новый материал можно различными способами: а) тренер сам объясняет новый материал и1 раскрывает перед воспитанниками способы и пути овладения новыми действиями, упражнениями, комбинациями; б) тренер с помощью постановки вопросов, проблем привлекает подростков к решению познавательных, спортивных и творческих задач; в) организуется самостоятельная познавательная деятельность учеников.

4. Завершение познания и закрепление знаний. Первичное закрепление предполагает решение проблем или задач в том же логическом плане, в котором происходило восприятие нового материала. В процессе дальнейшего закрепления необходимо новые знания включать в новые связи, переносить их в новую ситуацию. Новые знания могут закрепляться в процессе упражнений и повторений.

5. Применение знаний, навыков и умений. Этот этап характеризуется наибольшей самостоятельностью деятельности юных спортсменов. Основные формы: тренировки, двусторонние игры, соревнования. Особенно важно применять полученные знания, умения, навыки не только на тренировках, но и на соревнованиях.

6. Проверка результатов деятельности юных спортсменов, выработка у них способности к самопроверке, самоконтролю. Процесс контроля и проверки — это процесс обратной связи, без которого невозможно управление любым процессом, в том числе и учебно-тренировочным. Эффективность его определяется во многом педагогическим тактом и чутьем тренера. Задача тренера состоит не только в выявлении результатов учения, но и в контроле за самим процессом, что особенно сложно, поскольку овладеть знаниями, навыками и умениями невозможно без элементов самоконтроля и самопроверки со стороны юных спортсменов, без выработки у них умения критически подходить к результатам своего труда на тренировках и соревнованиях.

Приложения

Приложение 1

«Учебно-тематический план для 3 класса»

Знать:

  • правила личной гигиены;

  • правила техники безопасности на уроках

- форму одежды

Уметь:

  • выполнять кувырок назад с самостраховкой:

  • выполнять кувырок вперед с самостраховкой;

  • выполнять падение на спину с самостраховкой через партнера;

- выполнять падение на бок с самостраховкой через партнера

Тема

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Правила техники безопасности. Гигиена, форма одежды.

4

4

 

2

Общая физическая подготовка

10

 

10

3

Совершенствование кувырка назад с самостраховкой

2

 

2

4

Совершенствование кувырка вперёд через плечо с самостраховкой

2

 

2

5

Изучение падения на спину с самостраховкой через партнёра, находящегося в положении упора на коленях и предплечьях

3

 

3

6

Изучение кувырка вперед с самостраховкой через партнёра, находящегося в положении упора на коленях и предплечьях

4

 

4

7

Подвижные игры и эстафеты с элементами самостраховки и единоборств

8

 

8

8

Контрольные испытания

1

 

1

 

Итого:

34

4

30

«Конспект урока по самбо для учащихся 3 класса»

Тема урока: Самостраховка при падениях

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать кувырок вперёд через плечо с самостраховкой на бок;

- совершенствовать падение назад с самостраховкой на спину;

- учить приемам самостраховки при падениях через партнёра на спину

Оздоровительные:

- развивать координационные способности

Воспитательные:

- воспитывать чувство доверия партнеру

- воспитывать дисциплинированность

Время проведения: 40 мин

Используемый спортивный инвентарь: борцовский ковёр.

Части урока

Содержание

Время

Методические рекомендации

Вводно-подготовительная (15 мин)

1. Построение, объявление

темы, задач урока.

2. Строевые упражнения

(повороты на месте

перестроения в две и три

шеренги).

3. Беговые упражнения:

-бег приставными шагами

правым и левым боком.

-с высоким подниманием бедра.

-с захлестыванием голени.

-спиной вперед.

-прыжки на одной ноге.

-прыжки попеременно.

-ходьба и прыжки в приседе.

4. ОРУ

  • упражнения на равновесие и растяжение мышц ног.

  • упражнения на гибкость в парах;

  • наклоны в стороны, к левой и правой ноге, прогиб назад;

  • вращение туловища

  • наклоны вперёд, выпады на правую и левую ноги;

  • сед на коленях ноги врозь, упражнение «маятник»;

5. СФП

  • накаты в упоре головой в ковер вперёд, назад, вправо, влево

  • накаты на «борцовский мост»

  • забегания на «борцовском мосту» (в положении упор головой в ковёр двигаться приставными шагами по кругу, дойдя до максимально возможного положения в сторону, перекинуть дальнюю ногу и перейти в положение «борцовский мост» так, чтобы голова не поворачивалась, и продолжить движение дальше по кругу приставными шагами, дойдя снова до максимально возможного положения, перекинуть уже другую ногу и перейти в положение упор головой в ковёр).

1 мин

2 мин

2 мин

7 мин

3 мин

Добиваться четкости

выполнения команд учителя.

Соблюдать правильную

последовательность и

качество выполнения упражнений.

Исправление ошибок обязательно!

Следить за качеством

выполнения упражнений.

Обратить внимание учащихся на постановку головы на ковер

Основная

(20 мин)

  1. Совершенствовать кувырок вперёд через плечо с самостраховкой на бок;

  2. Совершенствовать падение назад с самостраховкой на спину;

  3. Учить приемам самостраховки при падениях через партнёра на спину (партнёр вположении сед на пятках с упором на предплечья)

  4. «Петушиный бой». Класс делится на две команды, по росту и весу подбираются пары. Выходя на середину круга по одному от каждой команды, участники держат руки за спиной, прыгают на одной ноге и пытаются вынудить соперника опереться на вторую ногу или выйти из круга.

3 мин

3 мин

6 мин

8 мин

Выполнять хлопок рукой о ковер

Напомнить о положении головы и рук при падении

Контролировать правильность выполнения для избегания травм

Обратить внимание детей на то, что нельзя использовать локти и колени при выталкивании

Заключительная (5 мин)

  1. Упражнения на восстановление дыхания

  2. Проверка пульса

  3. Подведение итогов урока, оценивание учащихся

2 мин

1 мин

2 мин

Похвалить учащихся, показавших наилучшие результаты на уроке

Приложение 2

«Конспект тренировки по Кудо для младших подростков.»

Преподаватель:Е.Е. Никишина

Место проведения: спортивный зал

Время урока: 45 мин

Задачи:

1) образовательные:

- обучить технике ударов руками,

- обучить технике ударов ногами на месте,

2) оздоровительные:

- развивать способность к дифференцированию мышечных усилий и ориентированию в пространстве,

- содействовать развитию быстроты двигательной реакции;

3) воспитательные:

- воспитывать сознательную дисциплину и ответственность при выполнении двигательных заданий,

- воспитывать уважительное отношение к учителю,

- формировать волевую и нравственную сферу занимающихся.

Частные задачи

Средства

Доз-ка

Организационные приемы обучения и воспитания

Подготовительная часть – 15 мин

1.Организовать учащихся к занятию.

2.Сконцентри-ровать внимание учащихся на точном выполнении команд.

3. Подготовить функциональные системы организма к физической работе.

4. Перестроить

учащихся для выполнения ОРУ.

5. Подготовить мышцы верхних конечностей, позвоночник и мышцы нижних конечностей к функциональным нагрузкам.

.

6.Проверить степень растяжки внутренней поверхности бедра.

1.Построение в одну шеренгу.

Этикет додзе.

Сообщение задач урока.

2.Передвижение в обход:

-на носках, руки за головой;

-на пятках, руки за спиной;

-на внешней стороне стопы, руки на поясе;

-на внутренней стороне стопы, руки на поясе;

-свободный бег

-бег с высоким

подниманием бедра, руки перед собой

-бег с захлёстыванием голеней

-приставными шагами, правое плечо вперед, руки на поясе;

-приставными шагами, левое плечо вперед, руки на поясе.

- приставными шагами,

1-2 правое плечо впереди

3-4 левое плечо впереди, руки на поясе

- прыжки на левой ноге, руки на поясе,

- прыжки на правой ноге, руки на поясе

- скрестный шаг, правое (левое) плечо впереди

- выбрасывание прямых ног вперёд, руки за спиной

- выбрасывание прямых ног назад, руки за спиной

- в присяде лицом вперёд, руки на поясе

-в присяде правое (левое) плечо вперёд

- в упоре лежа сзади лицом (спиной) вперёд

- ускорение лицом (спиной) вперёд

- кувырок лицом вперед

- кувырок левым (правым) боком

- бег с имитацией ударов ой –цки: чудан, дзёдан, гедан

- бег с имитацией ударов рен-цки

- ходьба, упражнения на дыхание

-передвижение в зенкуцу-дачи

- передвижение в киба-дачи правое плечо вперед

- то же, левое плечо вперед

- ходьба с подниманием бедра вперед (в сторону)

3. Построение в четыре шеренги.

4.ОРУ без предмета.

1) И.п. стойка ноги врозь, руки на поясе.

1- наклон головы вперёд;

2 – наклон головы назад;

3 – наклон головы вправо;

4 – наклон головы влево.

2)И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе.

1 – наклон корпуса вправо;

2 – И.п.;

3 – наклон корпуса влево;

4 – И.п.

3) И.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1 – наклон туловища вперед, руки на поясе;

2 – наклон туловища вниз, руки к полу;

3 – то же, что и на 1

4 – И.п.

4)И.п. – о.с.

1-2- руки на поясе, вращение таза вправо;

3-4 - вращение таза влево;

5) И.п. – стойка ноги врозь, руки на коленях.

1-4 – вращение внутрь;

3-4 – то же, наружу

6)И.п. – стойка ноги вместе, руки на коленях.

1-2 – в левую сторону,

3-4 - вправо;

7) И.п. – глубокий выпад правой вперед, руки на бедре.

1-2 – покачивания вниз;

3-4 – прыжком смена ног, покачивания вниз;

5-6 – прыжком в и.п., покачивания вниз;

7-8 – то же, что и на 3-4.

8) И.п. – выпад вправо, левая на внутренней стороне стопы, руки на поясе.

1-2 – перекат через согнутые ноги в выпад на левую ногу, правая на внутренней стороне стопы;

3-4 – перекат ви.п.

9) И.п. поперечный шпагат,

1-2 - правосторонний шпагат,

3-4 - левосторонний шпагат,

5-6 - И.п.

0,3 мин

0,3 мин

0,3 мин

0,5 мин

0,5 мин

0,5 мин

0,5 мин

2 мин

0,5 мин

0,5 мин

0,5 мин

0,5 мин

1 мин

0,5 мин

0,5 мин

1 мин

0,5 мин

0,5 мин

0,5 мин

0,5 мин

1 мин

1 мин

0,5мин

0,5 мин

2 мин

0,5 мин

0,5 мин

0,5 мин

0,5 мин

0,5 мин

0,5 мин

2 мин

6 раз

6 раз

6 раз

6раз

6 раз

6 раз

6 раз

6 раз

6 раз

Обратить внимание на осанку в строю, четкость выполнения команд, готовность группы к тренировке – проверить наличие спортивной формы.

Подбородок вверх, локти отведены назад;

Следить за осанкой;

Не высокий темп, следить за правильной постановкой стопы;

Следить за дистанцией. Носки напряжены, бедро параллельно полу;

Следить за правильностью выполнения упражнения, за дистанцией.

Шаги должны быть частыми и короткими.

Следить за дистанцией. Держать равновесие.

Темп передвижения медленный. Следить за дистанцией.

Следить за правильностью выполнения упражнения.

Темп передвижения медленный. Держать спину прямо.

Следить за дистанцией.

Следить за дистанцией, правильностью выполнения группировки. Темп передвижения медленный

Шаги должны быть частыми и короткими. Следить за правильной траекторией рук.

Темп передвижения медленный.

Следить за правильной постановкой стопы.

Следить за осанкой, спину держать прямо.

Подаются команды: «На месте стой! Нале – во! На «один- четыре», рассчитайсь! Первые номера – на месте, вторые – два шага, третьи - три, четвёртые четыре шага вперед, шагом марш!

Преподаватель стоит лицом к группе, упражнения выполняются одновременно, преподаватель показывает упражнения в зеркальном отражении.Вращение плеч, предплечий, кулаков, сжатие и разжатие пальцев. Упражне-

ние выполняется без резких движений, спокойно. Мышцы шеи расслаблены.

Наклоны выполняются без рывков спокойно. Следить за равновесием.

Следить, чтобы голова оставалась на месте. Глаза смотрят в одну точку.

Чем ниже приседание при вращении коленей, тем лучше.

Вращения выполняются без рывков спокойно.

Руки упираются в бедро, а не в колено. Второй наклон сильнее первого. Задняя нога выпрямлена, на носке.

Во время переката руки находятся на поясе. Сам перекат выполняется плавно, без рывков. Спина прямая.

Смотреть, чтоб спина была прямой, шпагат выполнять без рывков, колени прямые.

Основная часть – 23 мин

1.Обучить технике ударов руками на месте.

3.Обучить технику ударов ногами на месте.

1. Выполнение ударов руками на месте левой, правой. Из стойки хашиджи-дачи под счёт:

- чоку-цки-чудан

- чоку-цки-дзёдан

- чоку-цки-гедан

- рен-цки-чудан

- татэ-эмпиуче

-уширо-эмпиуче

-ёко-эмпиуче

уширо-эмпиуче

4.Выполнение ударов ногами на месте левой правой из стойки камаяпод счёт:

- мая-гери-чудан

-мая-аши-гнери-чудан

-мая-тоби-гери-чудан

- маваши-гери-чудан

- маваши-гери-дзёдан

- мая-аши-маваши-гери-чудан

-мая-аши-маваши-гери-дзёдан

-маваши-тоби-гери-чудан

- уро-маваши-гери-дзёдан

-уро-аши-маваши-гери-дзёдан

8 мин

10 мин

Выполняются прямые удары в голову, прямые удары в корпус, ниже пояса, удары локтями в голову и в корпус. Обратить внимание на выпол-нение правильной траектории движения руки, на запястье, на угол между тыльной стороной кулака и фалангами пальцев, он не должен быть более 90 градусов, на правильную работу корпуса, особенно таза.

Выполняются прямые удары ногами в голову, прямые удары ногами в корпус, круговые удары ногами в голову и в корпус. Обратить внимание на опорную ногу она должна быть немного согнута в колене. Ударная нога не должна бросаться по нисходящей траектории, возв-

рат ноги происходит с той же скоростью и по одинаковой траектории. При выполнении бокового удара, колено держится под углом 45 градусов, таз направлен вниз.

При ударе в голову таз при-

поднимается, бедро выносит-

ся вперёд.

Заключительная часть – 7 мин

1. Построение для игры в «перестрелка».

2. Воспитывать сознательную дисциплину и нравственные качества посредством игры.

3. Подвести итоги тренировочной деятельности спортсменов и сообщить домашнее задание

1. Построение в две шеренги.

2. Игра мячиком на татами.

3. Построение в одну шеренгу.

- Этикет додзе.

0,5 мин

5мин

1 мин

0.5 мин

Преподаватель дает команду: «Первая, вторая шеренги вста-

ют слева от меня, а справа третья, четвёртая».

Правила игры: Татами при помощи поясов делится на две равные площадки, на каждой находится по команде. В каждой команде выбирается по капитану. Капитаны на-

ходятся за командой соперни-

ков. Побеждает команда сумевшая быстрее выбить всех игроков и капитана соперников. Выбитые игроки идут на помощь своему капи-

тану. Нельзя игрокам в поле делать больше трёх шагов с мячом, ловить его налету, если его бросили соперники, мяч отлетевший в игрока от татами не засчитывается и игрок продолжает играть. Играющим нельзя заступать за татами.

Дается команда: Общее построение! Преподаватель подводит итоги занятия. Д.з. – повторение основной части занятия.

Список литературы

  1. БальсевичHYPERLINK "http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%E1%E0%EB%FC%F1%E5%E2%E8%F7%20%E2" В.К. Концепция информационно-образовательной кампании по развертыванию национальной системы спортивно ориентированного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных школах Российской Федерации / В.К. HYPERLINK "http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%E1%E0%EB%FC%F1%E5%E2%E8%F7%20%E2"Бальсевич, Л.И. HYPERLINK "http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%EB%F3%E1%FB%F8%E5%E2%E0%20%EB"Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 4. - С.11 – 16.

  2. Бальсевич В.К. Теория и технология спортивно ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 5. - C. 50 - 53.

  3. Гоноболин Ф. Н. Игровая деятельность младших школьников// Гоноболин Ф. Н. Психология. - М. Просвещение, 1973. - 240 с.

  4. Донской Д.Д. Биомеханика / Д.Д. Донской, В.М. HYPERLINK "http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%E7%E0%F6%E8%EE%F0%F1%EA%E8%E9%20%E2"Зациорский. М.: Физкультура и спорт, 1979. - 124 с.

  5. Ирхин В.М. ЗдоровьеориентированнаяHYPERLINK "http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=%E7%E4%EE%F0%EE%E2%FC%E5%EE%F0%E8%E5%ED%F2%E8%F0%EE%E2%E0%ED%ED%E0%FF%20%F1%E8%F1%F2%E5%EC%E0%20%F3%F7%E8%F2%E5%EB%FF%20%F4%E8%E7%E8%F7%E5%F1%EA%EE%E9%20%EA%F3%EB%FC%F2%F3%F0%FB" система учителя физической культуры / В.М. HYPERLINK "http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%E8%F0%F5%E8%ED%20%E2"Ирхин,Ф.ИHYPERLINK "http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%F1%EE%E1%FF%ED%E8%ED%20%F4". HYPERLINK "http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%F1%EE%E1%FF%ED%E8%ED%20%F4"Собянин // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 4. - 27 с.

  6. Калачев Г. А. Физиология мышечной деятельности и спорта: Учеб. Пособие/ Г. А. Калачев. – Барнаул, 2004. – 226 с.

  7. Краткий психологический словарь/ Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. — Ростов-на-Дону: ФЕНИКС,1998. – 512 с.

  8. Луговых Т.А. Работа в паре как средство формирования универсальных учебных действий [Электронный ресурс] / Т.А. Луговых – Режим доступа: http://www.it-n.ru - Загл. с экрана

  9. Ояма М. Классическое каратэ / М. Ояма / [Пер. с англ. М. Новыша]. – М. : Экспо, 2006. – 256 с.]

  10. Романенко Л. Г. К формированию эмоционально-нравственного фонда младшего школьника [Текст] / Л. Г. Романенко // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 225-228.

  11. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infosport.ru/strategiya/index.asp. - Загл. с экрана

  12. Харлампиев А. А. Борьба самбо/ А. А. Харлампиев. - Физкультура и спорт, 1949. – 278 с.

Просмотров работы: 8619