МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Брыкалова Д.В. 1, Денисова А.А. 1
1Cеверо-Кавказский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное осознание роли музея в социально-культурном пространстве связано с расширением и углублением его образовательной функции. Сложилась ситуация, когда степень востребованности ценностного, информационного потенциала, сосредоточенного в музее, полностью совпадает с изначально присущими ему функциями быть хранителем и транслятором этого ценностного потенциала, концентрирующегося в музейных предметах, подлинных свидетелях культуры.

Специфика музейной информации, посредством которой музей включается в познавательный процесс и реализует свои возможности в обучении, воспитании и развитии студентов, связана прежде всего свойствами музейных предметов музейной среды.

Образовательные особенности музейных предметов и музейной среды предопределяются свойствами самого музейного предмета. Отражая действительность, предмет являться подлинным свидетелем существования иной, ушедшей культурной реальности.

Преимущества музейной экскурсии перед другими образовательными формами в том, что объекты восприятия являются подлинниками, а их диапазон очень широк - от природного памятника до произведения искусства. Соприкосновение с подлинником учит понимать и чувствовать окружающий мир, оценивать творческие возможности человека, то есть приобщать к знаниям и основам культуры.

Музейная педагогика это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации; научно-практическая деятельность современного музея. Музейная коммуникация определяется современными учеными как трансляция информации, взаимодействие субъектов через музейные предметы, которые являются источниками информации и посредниками межкультурного взаимодействия субъектов.

Музейно-педагогические исследования направлены на целостное осмысление взаимодействие музея с посетителем с учетом психологических, социологических и культурологических составляющих, на разработку программ и проектов, предусматривающих самостоятельное ознакомление с пространством музея, создание интерактивных экспозиций и разработку музейно-педагогических методик, направленных на преодоление пассивно-созерцательных форм, а их реализация позволяет посетителю выбирать маршруты движения, выстраивать собственные ассоциации.

Работа со студентами должна отвечать специфике профессионального образования: для студентов гуманитарных специальностей тематика экскурсий желательно соотносить с учебными дисциплинами, а для негуманитарных – ориентировать на расширение эрудиции и развитие эстетического восприятия. При работе со студентами целесообразны музейно-экскурсионные циклы и связь с дисциплинами гуманитарного цикла.

С целью анализа опыта работы музеев со студенческой аудиторией был проанализирован опыт отечественных музеев на основе материалов официального сайта «Музеи России». На основе анализа опыта работы отечественных музеев с молодежью были выявлены средства активизации молодежной музейной аудитории: развитие музейной культуры молодежи; организация молодежных клубов и центров; организация музейной практики, многообразие форм музейной коммуникации – лекции и экскурсии методические и семинарские занятия, консультации, соцопросы, встречи, концерты, праздники и др.

В процессе исследования экскурсионно-лекционной тематики Ставропольского государственного музея-заповедника имени Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве на 2009-2010 год было обнаружено, что 32 темы лекционно-экскурсионной тематики музея-заповедника можно включить в содержание дисциплин, изучаемых студентами специальности «100103 – социально-культурный сервис и туризм» 1 – 4 триместры. В частности по дисциплинам:

  • «Экономика» – 2 темы («Социально-экономическое развитие Ставропольской губернии и казачьих областей (конец XIX – начало XX века)», «Социально-экономическая политика на Ставрополье в послевоенный период (1950-1960 гг.)»);

  • «Отечественная и зарубежная литература» – 4 темы («А.С.Пушкин на Кавказе», «М.Ю.Лермонтов в Ставрополе», «Ставропольский писатель-драматург И.Д.Сургучев», «Литературное Ставрополье. XIX в.»);

  • «Отечественная история» – 13 тем («Российская колонизация Предкавказья и Северного Кавказа XVII - XIX вв.», «Ставрополье. Век XX», «Раскулачивание и коллективизация на Ставрополье в 1920-1930-е годы», «Ставрополье в годы 1-й Мировой войны», «Аланы в истории Северного Кавказа», «Скифы на Ставрополье» и др.);

  • «Мировая культура и искусство» – 13 тем «Музыкальная жизнь Ставрополья. XIX - начало XX вв. Композитор и педагог В.Д. Беневский», «История первого русского театра на Кавказе», «История военного костюма», «Татарское городище - древний и средневековый город», «Христианство, ислам, буддизм - мировые религии на Северном Кавказе» и др.).

Исследование потребностей молодежной аудитории в музейной информации на примере Ставропольского государственного музея-заповедника им. Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве осуществлено методом опроса студентов Северо-Кавказского государственного технического университета, Ставропольского государственного университета и Ставропольского государственного педагогического института.

Репрезентативность выборки обеспечивалась тем, что были выбраны 3 специальности: социально-культурный сервис и туризм, туризм-бакалавриат, теория и методика преподавания иностранных языков и культур и дизайн. В исследовании принимали участие студенты 2 курса.

Цель исследования: выявление актуальной музейной тематики для студентов, изучающих общепрофессиональные дисциплины гуманитарного блока.

Всего было опрошено 62 человека. 21 человек в Северо-Кавказском государственном техническом университете, 24 в Ставропольском государственном университете и 17 в Ставропольском государственном педагогическом институте.

Опрос студентов на основе лекционно-экскурсионной тематики музея-заповедника, раздела «История и культура города Ставрополя», включающей 12 тем:

  1. Азово-Моздокская линия. Начало освоения ставропольской земли.

  2. Ставрополь – город исторический.

  3. Ставрополь – центр православной Епархии.

  4. «За отличные успехи и благонравие». Из истории народного просвещения Ставропольской губернии.

  5. История первого русского театра на Кавказе.

  6. Замечательные люди России на Ставрополье.

  7. А.С. Пушкин на Кавказе.

  8. М.Ю. Лермонтов в Ставрополе.

  9. «Суров и горек хлеб изгнаний». Декабристы на Ставрополье.

  10. Ставропольский писатель-драматург И.Д. Сургучев.

  11. Литературное Ставрополье. XIX в.

  12. Музыкальная жизнь Ставрополья. XIX - начало XX вв. Композитор и педагог В. Д. Беневский.

Результаты исследования показывают, что экскурсии «Ставрополь – город исторический», «Замечательные люди России на Ставрополье» будут интересны всем студентам-гуманитариям в равной мере.

Студентами, обучающимися по направлению «дизайн» интересны экскурсии: «История первого русского театра на Кавказе», «Декабристы на Ставрополье», «Из истории народного просвещения Ставропольской губернии».

Студенты, обучающиеся на факультете романо-германских языков, заинтересованы посетить экскурсии: «М.Ю. Лермонтов в Ставрополе», «Литературное Ставрополье. XIX в.».

Студентами социально-культурного сервиса, туризма наиболее востребованы экскурсии: «История первого русского театра на Кавказе», «Декабристы на Ставрополье», «М.Ю. Лермонтов в Ставрополе», «Ставрополь – центр православной Епархии».

Наглядное изображение результатов опроса студентов относительно экскурсионной тематики представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результаты опроса студентов относительно раздела экскурсионной тематики «История и культура города Ставрополя».

Представляет интерес, что по итогам опроса, в ходе беседы, выяснялись причины выбора той или иной темы. Оказалось, что в ряду оснований для выбора было и то, насколько известна та или иная тема респондентам. Как видно из диаграммы, тема №10 («Ставропольский писатель-драматург И. Д. Сургучев») не востребована студентами, и это можно трактовать как отсутствие информации по данной теме.

Итак, исследование экскурсионно-лекционной тематики Ставропольского государственного музея-заповедника имени Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве позволило выявить 32 темы, которые можно включить в содержание дисциплин, изучаемых студентами специальности «100103 – социально-культурный сервис и туризм» в 1 – 4 триместрах: экономика, отечественная и зарубежная литература, Отечественная история, Мировая культура и искусство.

Исследование потребностей студентов Северо-Кавказского государственного технического университета, Ставропольского государственного университета и Ставропольского государственного педагогического института относительно тематики музея-заповедника показало достаточно широкий разброс в потребности освоения той или иной темы. Из этого можно сделать вывод, что посещение той или иной музейной экскурсии возможно студентами разных специальностей. В тоже время, в ходе исследования удалось выявить разнообразные виды деятельности современных музеев, то можно заключить, что на базе музея могут проходить не только учебные занятия в рамках той или иной учебной дисциплины, но и в форме творческих встреч, концертов, праздников, а также молодежных клубов, деятельность которых отличается программной работой с постоянным коллективом.

Литература:

  1. Цвецих, О.А. Роль дисциплин гуманитарного цикла в профессиональной подготовке будущих специалистов в техническом вузе / О.А.Цвецих // Сборник научных трудов Северо-Кавказкого государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки», №7. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2009.

  2. Чесняк, М.Г. Гражданско-патриотическое воспитание студентов на кафедре социально-культурного сервиса и туризма /М.Г.Чесняк // Сборник научных трудов Северо-Кавказкого государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки», №7. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2009.

  3. Чесняк, М.Г. Перспективы использования музея в воспитании гражданственности и патриотизма студентов /М.Г.Чесняк // Материалы межвузовской научно-методической конференции «Организация воспитательной работы в вузе: традиции и современность» – Ставрополь: СИЭУ ФПГТУ, 2008.

  4. Чесняк, М.Г. Роль музейной педагогики в гуманизации личности /М.Г.Чесняк // Земля. Человек. Власть: проблемы взаимодействия: сборник статей. – Ставрополь: АГРУС, 2008.

Просмотров работы: 7569