Впервые описание качеств, необходимых предпринимателю, появилось в работах французского экономиста Ж. Б. Сея, который считал, что предприниматель должен выделяться стремлением создавать новые способы производства и управления, при этом понимать людей и рисковать [1].
По утверждению известного американского специалиста по управлению П. Друкера (1909 – 2005гг.), предприниматели видят экономический ресурс там, где другие его не замечают. В основе предпринимательской деятельности лежит систематизированная инновационная деятельность, т. е. поиск и использование новых возможностей удовлетворения желаний и потребностей человека [3].
Предприниматель, по Й. Шумпетеру, должен соединять, комбинировать факторы производства; он ищет новые формы его организации, усовершенствования в коммерческих комбинациях [5].
Инновационное предпринимательство прежде всего связано с новаторством. Роль предпринимателя в создании новшеств посредством нового сочетания традиционных факторов экономики. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационные моменты.
Динамичное развитие сферы социально-культурного сервиса и туризма открывает для предпринимателей новые возможности для успешного развития новых направлений.
В. С. Новиков, занимающийся исследованием инновационной деятельности в туризме, отмечает, что туристский бизнес опирается на фундамент накопленных знаний и приступать к воплощению новых идей и созданию новых направлений туризма следует лишь после познания и изучения форм и методов работы как прошлого, так и настоящего. Глубокое понимание сущности инновационной деятельности позволяет продуцировать новые методы организации туризма, новые технологии обслуживания путешественников и опережать конкурентов [3].
Инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.
Т. А. Фроловаустановила, что основными направлениями инновационной деятельности туристских организаций являются: использование новой техники и технологий в оказании традиционных услуг; внедрение новых услуг с новыми свойствами; использование новых туристских ресурсов, ранее не использовавшихся; изменения в организации производства и потребления традиционных туристских услуг; выявление и использование новых рынков сбыта туристских услуг и товаров [4].
На основании вышеизложенного можно заключить, что специфика инновационной деятельности в туризме определяется:
1) использованием передовых информационных и телекоммуникационных техники и технологий в оказании традиционных транспортных, гостиничных и других услуг;
2) наполнением новыми свойствами традиционных услуг и внедрением новых услуг;
3) освоениемновых туристских ресурсов;
4) использованием современных форм организационно-управленческой деятельности в сфере производства и потребления традиционных туристских услуг;
5) выявлением и использованием новых рынков сбыта туристских услуг и товаров.
Список литературы и информационных источников:
Асаул, А. Н. Организация предпринимательской деятельности.[Текст] Учебник / А. Н. Асаул. – СПб.: АНО ИПЭВ, 2009.
Горбунов, В. Л. Инновационное предпринимательство и условия его развития [Текст] // Матер.междунар. форума «Инновационные технологии и системы» / В. Л. Горбунов: – Минск: ГУ «БелИСА», 2006.
Новиков, В. С. Инновации в туризме [Текст] / В. С. Новиков. – М.: ИЦ «Академия», 2007.
Фролова, Т. А. Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Конспект лекций [Текст] / Т. А. Фролова. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011.
Шумпетер, Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия[Текст] / Й. А. Шумпетер. – М.: Эксмо, 2007.