ИСКУССТВО КАК ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСКУССТВО КАК ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Искусство во все времена занимало в жизни человека важное место. Даже в наше сложное, противоречивое и очень суетливое время трудно представить себе человека равнодушного к искусству. Ведь искусство – это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека... Кто не видел многоярусные, устремленные ввысь буддийские пагоды, изысканную вязь мусульманских орнаментов, скорбный лик Богоматери, глядящий на нас с русских икон...? Кто не восхищался совершенством античных статуй, грандиозностью средневековой готики, прекрасными образами ренессансных мадонн, буйством воздуха, света, жизни у импрессионистов, загадками, которые нам загадывает сюрреализм..? Кто не восторгался величайшими творениями Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живописью Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальной музыкой Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптурой Родена и Майоля, спектаклями Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмами Феллини, Бергмана, Тарковского? Тогда что же такое искусство? Почему оно имеет такое влияние на человека?

Искусство – это форма культуры, представляющая собой сферу духовно - практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира.

Существуют различные значения понятия «искусство», тесно связанные между собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с высокой степенью мастерства, то есть с любой искусно выполненной профессиональной деятельностью, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего. В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Особым видом социальной практики является собственно художественное творчество, в процессе функционирования которого создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной [1, С.206-207.]. Это – третий и самый «узкий» смысл в понимании искусства.

Специфика искусства, отличающая его от всех других форм культуры (религии, философии, морали, науки и т.д.), заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно – реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ переосмыслить, дополнить реальную жизнь. Он концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в тоже время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом.

Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.

Каждый из видов искусства: изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура и прикладное искусство – имеет свои особые роды и жанры, то есть внутренние разновидности. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление искусства на виды связано, прежде всего, с особенностями человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное значение в жизни людей.

В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции:

- из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов;

- в процессе исторического развития образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура);

- влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф, телевидение, видео).

В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции сохранения суверенности каждого отдельного вида искусства и тяготения к синтезу искусств. Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры.

Взаимоотношение различных видов искусства - явление весьма полезное, прежде всего для самого развития искусства. Но оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства [2].

Искусство – явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.

Таким образом, искусство является одним из способов эстетического освоения мира. Оно полифункционально, так как способствует познанию мира, воспитанию личности, искусство предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей.

Искусство призвано удовлетворять универсальную потребность человека – воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности. Главной целью его является социализация личности и утверждение ее самоценности.

Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа, заставляет испытывать различные чувства и эмоции, а также переживать «катарсис» (очищение), который является завершающей фазой сложного психофизиологического процесса восприятия произведения искусства. Именно в этот момент в психике человека происходит разряд эмоций, нервной энергии, "самосгорание" противоположно направленных аффектов. В этом и заключается общественная значимость искусства.

Библиографический список

  1. Кравченко А.И.. Культурология. Словарь. / А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2000. – 671 с. – С.206-207.

  2. Столович Л.Н. Жизнь-творчество-человек: Функции художественной деятельности / Л.Н. Столович.- М.: Политиздат, 1985.

Просмотров работы: 6877