ЧТЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЧТЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Появление и развитие электронных технологий приводит к существенным изменениям основ организации жизнедеятельности общества, трансформации и пересмотру большинства социокультурных приоритетов и ценностей. Электронное пространство представляет собой альтернативную, дополняющую объективную реальность среду, в которой осуществляются различные виды человеческой деятельности. Повышение качества технологий полиграфической промышленности; совершенствование художественно-оформительского искусства, развитие справочно-информационного аппарата приводит к повышению уровня культуры эстетического общения с книгой. Вместе с тем, увеличение объемов производства мультимедиа продуктов и представление их в виртуальном пространстве способствует развитию умений и навыков работы с невербальным материалом, а также ведет к формированию образного типа мышления, усиливает роль видеоряда в восприятии явлений и событий. «Таким образом, интенсивное развитие электронных технологий и коммуникационных средств ведет к формированию поколения электронной культуры, у которого могут быть свои предпочтения, законы существования в информационном пространстве, а возможно, и свои ценности»[1, 198].

Интерактивная информационная среда способствует образованию новой культурной реальности, оказывающей влияние на состояние большинства сфер жизни общества. Происходит расширение границ культурного пространства, включение новых принципов, способов и технологий в процесс создания и распространения культурных ценностей. Вместе с тем, наблюдается процесс формирования гармоничной целостности единства культуры, когда один вид культуры — электронная технология — дополняет традиционную культуру, создавая равновесие внутри самой культуры, когда мультимедийные ресурсы включают текст, изображение, звук, анимацию, гипертекст и другие средства передачи смысла информации. Кроме того, электронные технологии влияют на трансформацию культурного языкового пространства. Новая среда предлагает более эффективные и оперативные коммуникативные возможности взаимодействия и общения, и овладение ими особенно активно осуществляется в молодежной среде. Кардинальные изменения в «языковой» ситуации происходят по следующим причинам: во-первых, «размывание» границ информационного пространства приводит к увеличению коммуникативных контактов, активному обмену информацией и неизбежной экспансии иноязычных понятий и выражений в письменную и устную речь; во-вторых, наряду с процессами, констатирующими обогащение речевого пространства, наблюдается упрощение, огрубление, обеднение речевого общения как следствие разрушения преемственности поколений и нежелания осваивать тексты литературного классического наследия.

Решение данной проблемы видится в расширении круга чтения художественной литературы, формировании перечня художественных произведений и его включении в образовательный процесс в порядке обязательного изучения. Язык культуры создается на тех текстах, которые уже сформировали языковое сознание функционирующих поколений. Электронные технологии становятся пространством для формирования принципиальной иной — виртуальной культуры. Уже сегодня в сети создается литературная среда, концентрирующая свои ресурсы в электронных библиотеках, полнотекстовых базах данных, интернет-конференциях, форумах, специальных литературных сайтах. Правда, по мнению Т.Г. Галактионовой: «В современном обществе доминирует «деловое», «профессиональное», «прагматичное» отношение к чтению, оно способствует развитию информационных навыков и умений, однако при таком подходе эмоциональный аспект чтения остается в значительной степени нереализованным»[2, 164].

Но настоящую революцию, по мнению разработчиков электронных технологий чтения, произведет распространение электронных устройств чтения нового поколения. Новые средства практически не потребляют электроэнергию — только в момент переворачивания страницы, а экран с электронными чернилами не светится. Электронные ридеры кардинально меняют представления о работе с текстом. Новые устройства делают чтение более комфортным, позволяют хранить сотни книг, ставить электронные закладки, делать любые заметки «на полях», оставляя при этом текст неизменным; создавать иерархические структуры хранящихся в них книг; мгновенно находить нужную главу, страницу, выражение, цитату или строку; хранить на одном диске (флэшке) всю электронную библиотеку; находить в Интернете и копировать необходимые документы, книги и хранить их в электронном устройстве.

Итак, культура чтения обретает сегодня новые качественные характеристики — мобильность, динамичность. Читатель нового поколения получает большие возможности в выборе источников информации; совершенствует поисковые навыки ориентирования в многообразии электронных информационных ресурсов; осваивает и развивает в себе способы восприятия и понимания электронных текстов; увеличивает объем чтения текстов на иностранном языке; впервые становится активным участником сетевой жизни наравне с другими действующими лицами.

Библиографический список

1. Беспалов В.М. Психология чтения. М., 2007.

2.Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования. С-Пб., 2007.

Просмотров работы: 1193