О ЦЕННОСТЯХ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

О ЦЕННОСТЯХ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В новом тысячелетии ведущей тенденцией развития образовательной ситуации является переход к ценностной парадигме. Ориентируясь на нее, мы должны способствовать развитию такой концептуальной системы взглядов, которая бы интегрировала ценностные основания традиционных и инновационных процессов. Для этого следует раскрыть основные этапы разработки проблемы ценностей личности в отечественной и зарубежной науке.

Понятие ценности впервые осветил в своих философских трудах И. Кант в XVIII в., обозначая должное и отличая его от сущего, того, что есть. Моральный закон, долг и нравственность были противопоставлены И. Кантом склонностям человека и их удовлетворению: «Именно с благотворения не по склонности, а из чувства долга и начинается моральная и вне сравнения высшая ценность» [1, с. 234]. Во второй половине XIX в. понятие ценности, подразумевая под ней значимость чего-либо для человека, вводит немецкий философ Г. Лотце [2, с. 15]. В это же время появляется самостоятельная научная дисциплина – аксиология. Философы – неокантианцы В. Виндельбанд и Г. Риккерт развили в своих трудах учение о ценностях. В. Виндельбанд предметом философского изучения утверждает ценности, которые сформировались в процессе развития человечества и, передаваясь из поколения в поколение, становились основой духовной жизни личности, общества [3]

В философских теориях В. Виндельбанда и Г. Риккерта мир подразделялся на реальное бытие – действительность и идеальное бытие – ценности, сознание – на «нормативное» и «эмпирическое». Как утверждал Г. Риккерт, сущность ценностей «состоит в их значимости, а не фактичности» [4, с. 92], т.е. они (ценности) являются идеальной всеобщей нормой, придающей реальности смысл.

В социологии проблема ценностей заняла центральное место благодаря трудам Э. Дюркгейма, утверждавшему, что на важных ценностных идеалах могут формироваться и базироваться целые цивилизации. Он был уверен в органическом слиянии объективных и субъективных компонентов в ценностях. С одной стороны, по мнению Э. Дюркгейма, «ценностям присуща та же объективность, что и вещам», а с другой, «всякая ценность предполагает оценку, осуществляемую субъектом в тесной связи с определенным состоянием чувств» [4, с. 287]. Он считал, что необходимо выстроить определенную иерархию ценностей, так как «существуют различные типы ценностей» [4, с. 291] – нравственные, эстетические, религиозные, метафизические, в силу чего «религия, мораль, право, экономика, эстетика суть не что иное как системы ценностей» [4, с. 304], а ценностные суждения, не вошедшие в эти системы, выступают ценностными ориентирами индивидуальных и коллективных действий людей, действуя как интегрирующая сила развития общества [5, с. 16].

Становлению проблемы ценностей в социологии XIX века способствовал М. Вебер, который рассматривал ценностную мотивацию поступков человека в качестве одного из четырех основных мотивов социального действия, оказывающимся «ценностно-рациональным, если оно основано на вере в безусловную – эстетическую, религиозную или любую другую самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо, от того, к чему оно приведет» [6, с. 628]. Он считал, что ценностно-рационально может действовать только тот, кто следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т.д., невзирая на последствия.

Т. Парсонс в научном труде «Системы современных сообществ» перечислил четыре функциональные потребности любого общества: адаптация, интеграция, достижение цели и воспроизводство образца. Последняя функция раскрывается им как «поддержание основного образца институциализированных в обществе ценностей». А сами ценности являются главным связующим элементом социальной и культурной систем. Ценность, по Т. Парсонсу, это «элемент символической системы», выступающий «в качестве некоторого критерия или стандарта для выбора из имеющихся альтернатив ориентации». Э. Дюркгейм и Т. Парсонс в научных теориях развития человека и общества подчеркивают социальную сущность ценностей, не останавливаясь на индивидуальных проявлениях ценностей в различных по характеру и содержанию поступках людей.

В XX в. была опубликована книга Г. Мюнстерберга «Философия ценностей», в которой автор построил систему ценностей, включающей 24 ценности. Г. Мюнстерберг разделил их на две группы – жизненные и культурные ценности, которые, в свою очередь, подразделяет на этические, эстетические, логические, метафизические и на ценности внешнего мира, ближайшего окружения и внутреннего мира. [5, с. 17]. Э. Трельч в начале XX века открыто критиковал теории ценностей, созданные неокантианцами и позитивистами, потому что они не учитывали индивидуальность субъекта ценностного отношения, т.е. отмечал недостаток знаний о ценностной проблематике, полученных психологической наукой.

В это же время Э. Шпрангер в работе «Типы людей» выделяет шесть основных типов ценностей: теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический, религиозный. Автор считал, что данные ценности присущи всем людям. Более того, у людей, по мнению Э. Шпрангера, наблюдаются разные комбинации ценностей. Продолжая работу над теорией ценностей Г. Оллпорт создает «Тест изучения ценностей» позволяющий выявить иерархию значимости для личности шести классов вышеперечисленных ценностей. В 1951 г. Г. Оллпорт разрабатывает второй вариант теста, а сейчас психологи пользуются уже его третьим вариантом, подготовленным Г. Оллпортом, В. Верноном, Л. Линдзеем в 1960 г.

По нашему мнению, наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностей и ценностных ориентаций стали исследования М. Рокича, проводимые им в 1960 – 1970 гг. в США. Метод прямого ранжирования ценностей, разработанный М. Рокичем, позволил провести четыре масштабных исследования ценностей в 1968 г., 1971 г., 1974 г., 1981 г..

М. Рокич выделил терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности, по мнению М. Рокича, это убеждения в том, конечная цель индивидуального существования достойна того, что бы к ней стремиться, а инструментальные – это убеждения в том, что какой-то образ действий (ответственность, аккуратность, дисциплинированность и др.) является наиболее правильным в каких-либо ситуациях. Как замечает М. Рокич, все ценности человека имеют следующие признаки: общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; ценности организованы в системы; истоки человеческих ценностей – в культуре, обществе и его институтах; влияние ценностей можно проследить практически во всех общественных феноменах, заслуживающих изучения [2, с.19].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что проблема ценностей занимает умы ученых на протяжении нескольких столетий и до сих пор не становится менее актуальной для них.

Библиографический список

1. Кант, И. Сочинения. В 6 томах. Т.4. Ч.1. / И. Кант. М.: Мысль, 1965.

2. Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе: Монография / Н.А. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. – 335 с.

3. Виндельбанд, В. Дух и история: Избранное / В. Виндельбанд. / Пер. с нем. М.: Юристъ, 1995. – 687 с.

4. Выжлецов, Г.П. Аксиология: Становление и основные этапы развития / Г.П. Выжлецов. // Социально-политический журнал. 1996.–№ 1.– С.86 – 99.

5. Дюркгейм, Э. Ценностные и «реальные» суждения / Э. Дюркгейм. // Социология. М., 1995.

6. Вебер, М. Основные социологические понятия / М. Вебер. // Избранные произведения / Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990.

Просмотров работы: 2742