СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА

Цаплина М.С. 1
1Томский Политехнический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Организации во всем мире все чаще сталкиваются с проблемами, имеющими триединую основу: экологическую, социальную и финансовую. Например, организации имеют проблемы вследствие изменения климата, роста стоимости сырья и медицинского обслуживания работников. Кроме того экономический кризис обнаружил этические проблемы в руководстве некоторых организаций.

Гуру в области качества Генити Тагути указывал на прямую связь между качеством продукции и социальной ответственностью, когда говорил о том, что продукция или услуга обладают высоким качеством в том случае, когда их производство и использование не приносят вреда обществу или вред является минимальным.

Озабоченность влиянием результатов деятельности организаций на состояние окружающей среды и общество в целом побудила экспертов более чем из 75 стран мира разработать и выпустить в ноябре 2010 г. стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности». Целью авторов стандарта ISO 26000 являлось информирование организаций об их социальной ответственности. Стандарт призван помочь организациям понять и учитывать в повседневной практике проблемы социальной ответственности перед обществом.

Необходимость работ по социальной ответственности, организация по стандартизации определила еще в 2001 году с помощью комитета по политике потребителей и ISO/COPOLCO. В 2003 ISO специально создала группу, которая была учреждена Техническим Советом Директоров и дала обширный обзор по инициативам социальной ответственности по всему миру.

В 2004 году ISO организовала международную конференцию по вопросу, запустить или нет проект по социальной ответственности. Положительное решение данной конференции создало предпосылки в конце 2004 года организовать рабочую группу ISO по социальной ответственности для разработки будущего стандарта ISO 26000.

Количество участников в рабочей группе по созданию стандарта по социальной ответственности было самым наибольшим по сравнению с когда-либо формировавшимся таким аналогичным группам по созданию других стандартов.

Шесть основных групп заинтересованных сторон были представлены в рабочей группе: промышленность, правительство, рабочий класс, потребители, неправительственные организации, сервисные организации и другие, также был соблюден гендерный состав и представлены различные регионы мира.

ISO 26000 - это международный стандарт, в котором прописаны руководящие указания по социальной ответственности. Он предназначен для использования организациями всех типов (общественных и частных), разных стран (развитых и развивающихся). Это позволит им прилагать усилия и действовать в социально-ответственной манере в обществе, которое постоянно этого требует. ISO 26000 содержит добровольные руководящие указания, не требования, и таким образом не может использоваться для сертификации, как стандарты ISO 9001 и ISO 14001.

Устойчивый бизнес для организаций означает не только предоставление продукции и услуг, которые удовлетворяют потребителей, но и осуществление этого без угрозы для окружающей среды, а также действия в социально ответственной манере.

ISO 26000 дает четкое определение и понимание, что такое социальная ответственность и что должны делать организации, чтобы действовать в социально ответственной манере (социально-ответственным способом). В этом документе заложены основы для комплексного регулирования хозяйственной деятельности предприятий: рассмотрены вопросы организации трудовых отношений, обеспечения социальной поддержки и развития работников, принципы деловой практики взаимодействия с контрагентами, отношения с потребителями, принципы вовлечения бизнеса в решение задач развития общества. По сути, этим стандартом предлагается «кодекс ответственного поведения» бизнеса в современном постиндустриальном обществе.

Российским организациям, которые в своей деятельности хотят придерживаться принципов социальной ответственности, теперь будет легче найти точку опоры и верный ориентир – проект национального стандарта ГОСТ Р ИСО 26000 «Руководство по социальной ответственности» одобрен техническим комитетом по стандартизации ТК-471 и был представлен в Росстандарт для принятия. Российский стандарт идентичен международному ISO 26000.

В рамках российско-голландской межправительственной программы «Разработка и представление норм, стандартов и критериев для оценки социальной ответственности» состоялся семинар, на котором шла речь о практике и перспективах применения стандарта в России и за рубежом (апрель 2011 г.). В Нидерландах выполнение принципов корпоративной социальной ответственности – обязательное условие для компаний, которые хотят принять участие в выполнении госзаказа. От государства исходит до 30% подрядов, поэтому политики корпоративной ответственности придерживаются многие организации, говорит Геральд Тьютендал, представитель голландской компании Sсhouten & Nelissen.

В России программы КСО (Корпоративная социальная ответственность) осуществляет в основном крупные компании. В ряде случае они внедряют на своих предприятиях стандарт ISO 26000. Такой опыт есть, например, у компании «Северсталь». Этот действенный инструмент позволяет, в частности, оценить те или иные программы в контексте общей стратегии корпоративной социальной ответственности, отмечает Наталья Поппель, директор управления по стратегическим коммуникациям и КСО компании «Северсталь».

В ноябре 2012 года стандарту ISO 26000 с руководством по социальной ответственности исполнилось два года. Генеральный секретарь ISO Роб Стил поставил перед участниками двухдневного открытого форума в Женеве (Швейцария) вопрос «Что дальше?» с тем, чтобы проанализировать проделанную работу и будущее развитие. Форум, посвященный ISO 26000 и организованный ISO, который посетили примерно 300 участников из частного и государственного сектора, в том числе из национальных органов по стандартизации, стал возможностью обменяться опытом, лучшими образцами передовой практики и приобретенный опыт, а также выявить сферы для улучшения. Главный оратор Карлос Альберто Гринер (Carlos Alberto Griner), руководитель отдела по персоналу целлюлозно-бумажной компании Suzano Pulp and Paper разъяснил, почему их компания стремится к социальной ответственности: «Мы работаем в сложной среде, во многих городах мира, в различном контексте и считаем, что лучший способ поддерживать наш экономический рост – это сохранять баланс трех аспектов так называемого «тройного критерия» (экономического, экологического и социального устойчивого развития)». Он представил типичные случаи внедрения руководства ISO 26000. Например, во время строительства современного завода по обработке целлюлозы эвкалипта в одном из самых бедных штатов Бразилии, компания решила сотрудничать с местным сообществом, а не завозить рабочую силу извне. В результате 60% сотрудников были наняты в этом регионе, было обучено более 5600 профессионалов.

Таким образом, появление ISO 26000 – это важное событие не только для бизнеса, но и для всех типов организаций. Стандарт помогает понять, в чем может выражаться социальная ответственность и помогает построить систему социальной ответственности в любой организации.

Просмотров работы: 1362