ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ СТРАНЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ СТРАНЫ

Соколова Е.С. 1
1Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для создания эффективной рыночной экономики необходим определенный набор институтов. Рыночные механизмы не могут работать эффективно в неадекватной институциональной среде, поэтому при изменении экономической системы нужно уделять большое внимание созданию соответствующих институтов. Для решения проблемы привлечения инвестиций требуется создание специальных условий организации инвестиционной деятельности, эффективно обеспечивающих привлечение и целевое использование инвестируемых средств. Именно поэтому вопрос об инвестиционном климате в России, условиях и факторах, его формирования и является весьма актуальным.

Прежде всего необходимо определиться с тем, какое содержание необходимо вкладывать в термит «инвестиционный климат». «Инвестиционный климат» по-разному трактуется в научной и учебной литературе. Так, например, в учебнике «Международное движение капитала» инвестиционный климат рассматривается как «совокупность правовых, экономических, политических и социальных факторов, определяющих привлекательность государства для зарубежных инвестиций». При таком подходе понятие «инвестиционный климат» сводится к инвестиционной привлекательности, что не совсем точно, так как в этом случае игнорируются инвестиционные риски, которые во многом и предопределяют инвестиционный климат. [3, с.39-40]

Несмотря на многообразие существующих подходов, на мой взгляд, более корректно понятие «инвестиционный климат» определяют авторы финансово-кредитного энциклопедического словаря [1, с.87]. Они рассматривают инвестиционный климат как «совокупность сложившихся в какой-либо стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала». При таком подходе характеристика инвестиционного климата должна состоять из двух составляющих: оценки факторов, которые притягивают инвестиции в регион, и оценки рисков инвестирования.

С институциональной точки зрения, инвестиционный климат можно представить как особую институциональную среду, в которой протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием взаимосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организационно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в отдельных стране, регионе, городе.

Создание государством институциональной среды для функционирования инвестирования в предпринимательство - это реализация права государства в лице федеральных и региональных органов власти и управления законодательным путем обеспечивать стабильное функционирование экономики, осуществляемое в целях обеспечения проводимой государственной и региональной политики, через систему законодательных, организационных, административных, правовых и других мер.

Следует заметить, что законодательная и исполнительная власти России в последнее десятилетие занимают активную позицию по улучшению инвестиционного климата посредством заключения межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капитальных вложений, исключения двойного налогообложения, составления концессионных договоров, соглашений о разделе продукции, образовании зон особого экономического статуса и т. п.

В рамках программы ТАСИС «Экономические реформы в России: региональный аспект» был представлен отчет, который представляет наибольший интерес в методологическом плане в оценке инвестиционной привлекательности. При определении инвестиционной привлекательности региона авторы вышеприведенного отчета исходят из посылки, что при прочих равных условиях коэффициент пропорциональности между капиталовложениями в объекты каждой конкретной отрасли и их основными фондами един для всех объектов отрасли. Это означает, что если вышеуказанный коэффициент в каком-либо регионе превышает среднероссийский показатель, то в данном регионе инвестиционная активность выше, чем в среднем по стране и, следовательно, инвестиционный климат более благоприятен, чем в среднем по стране. В случае же, если указанный коэффициент пропорциональности ниже среднероссийского, то соответственно инвестиционная активность в регионе рассматривается ниже среднероссийской, а инвестиционный климат менее благоприятный, чем в среднем по стране. Данный подход вполне корректен, и его можно использовать для оценки инвестиционного климата отдельных регионов страны.

В последние годы в России и во всем мире происходят институциональные изменения в отраслях, которые раньше находились в государственной собственности и государственном управлении. В связи с чем возрастает роль государства в создании и регулировании институциональной среды для функционирования предпринимательства. Исследование существующих подходов и инструментов показывает, что основной задачей управления институциональной устойчивостью выступает контролируемость состояния экономики в соответствии с заданными целями и нормами функционирования. В качестве объекта регулирования выступает инфраструктура рынка сферы услуг, малое и крупное предпринимательство.

На данный момент роль государства в формировании институциональной среды функционирования бизнеса имеет важное значение и для экономике страны в целом. Так как в переходной российской экономики в условиях деформации социально-экономических отношений на всех уровнях институциональной организации возможно появление институтов, эффективных с экономической точки зрения. В процессе создания институциональной среды государство выявляет основные тенденции в формировании российской предпринимательской сферы. В дальнейшем это помогает в создании эффективной институциональной среды, которая положительно влияет на экономику государства и является одним из факторов ее продуктивности.

Важно отметить, что на инвестиционный климат страны действует множество различных факторов, охватывающих не только экономику России, такие как политическая устойчивость страны, поэтому важно обеспечить её предсказуемость и стабильность, необходимо минимизировать затраты на обеспечение сделок. Выходящие законопроекты направлены на то, чтобы сузить сферу контроля за стратегическими иностранными инвестициями. Они должны также обеспечить миноритарным акционерам доступ к информации о деятельности компаний. Необходимо также улучшать инвестиционный климат, снижать административные барьеры, бороться с произволом чиновников, чтобы бизнес чувствовал себя комфортно (иными словами воздействовать на институциональную среду).

Инвестиционный климат положительно развивается в последние годы, инвесторы, которые еще несколько лет назад повсеместно называли недостатки судебной системы в качестве одной из главных причин, по которой они боятся вкладывать деньги в Россию, стали реже высказывать упрёки в адрес всего российского правосудия. Критике теперь подвергаются лишь отдельные судебные решения, что в принципе нормально, ведь она всегда существует во всех странах. [6]

На нынешнем этапе благоприятный инвестиционный климат становится главной задачей, с помощью которого обеспечивается экономический рост и сохраняется научно-технический потенциал для поддержания статуса России как индустриально развитой страны.

Учитывая все благоприятные тенденции развития инвестиционного климата в стране с 1992 г., он по сей день остается весьма непривлекательным. Поэтому необходимо радикальное улучшение инвестиционного климата в течение короткого периода времени.

Быстро и кардинально решить эту проблему практически невозможно. Так как многие процессы как, например, борьба с преступностью, обеспечение надежной работы судебной системы и другие меры стабилизации экономики требуют длительного времени.

Отсюда принципиальный вывод: разумная политика состоит в том, чтобы обеспечить если не быстрое, то постоянное и неуклонное улучшение ситуации. У инвесторов должна сложиться уверенность, что сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня; что эта тенденция не зависит от политической конъюнктуры.

Таким образом, требуется долгосрочная стратегия стимулирования сбережений и привлечения инвестиций, в том числе иностранных, закрепленная в законодательной базе функционирования инвестиций. Учитывая неустойчивость российской политической ситуации, желательно ее подтверждение всеми основными общественно-политическими силами, которые могут претендовать на власть в стране.

Список используемой литературы

  1. Финансово-кредитный энциклопедический словарь /Под общ.ред. А. Г. Грязновой.-М.:Финансы и статистика, 2002 (2004), 167с.

  2. Модернизация экономики России: кардинальное улучшение инвестиционного климата. // Вопросы экономики.- 2010. - № 10, с.23-27

  3. Фархутдинов, Инсур Забирович/ Инвестиционное право: Учебно-практическое пособие.- М. : Вольтерс Клувер, 2006, с.38-43

  4. Web-ресурс: Сайт журнала «Эксперт», раздел инвестиции http://expert.ru/dossier/story/investment-of-capital/

  5. Web-ресурс: Бизнес-портал. Иностранные инвестиции в России http://www.alti.ru/invest/inoinvesticii-7.html

  6. Web-ресурс: Бизнес портал. Создание инвестиционного климата http://www.alti.ru/invest/inoinvesticii-8.html

 

 

Просмотров работы: 4103