ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ВУЗАХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ВУЗАХ

Понетайкина А.Н. 1
1Томский Политехнический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Повышение эффективности взаимодействия основных субъектов инновационной деятельности в условиях рынка и мировой конкурентной составляющей возможно при наличии соответствующей инновационной среды.

Неоспоримой проблемой системы высшего профессионального образования является создание и развитие инновационной среды вуза, формирующей личность с инновационным, творческим мышлением, высоким потенциалом гражданственности, профессиональных и социальных компетенций.

Инновационную среду можно определить как сложную систему правовых, материальных, финансово-экономических, политических, духовных условий существования, формирования взаимодействующих индивидов, социальных групп, институтов, культур, обеспечивающих разработку новшеств и последующую их трансформацию в нововведения. Иначе говоря, инновационная среда – это организованное определенным образом социальное пространство, обеспечивающее инновационное развитие в интересах общества и человека.

Специфику инновационной среды определяет именно ее способность генерировать синергию, т. е. добавленная стоимость получается не из кумулятивного эффекта элементов, присутствующих в среде, но из их взаимодействия.

В России пока еще отсутствует та инновационная среда, которая благоприятствовала бы рождению и коммерциализации инновационных идей. Этому способствуют недостатки законодательной базы в сфере инновационного развития.

Решение этих проблем лежит в двух взаимосвязанных плоскостях, обусловленных, во-первых, необходимостью создания внешних условий, благоприятствующих инновационному развитию, к которым можно отнести совокупность институтов и организаций в структуре национальных инновационных систем. Во-вторых, наличием у хозяйствующих субъектов необходимой внутренней среды – инновационного потенциала, способного генерировать идеи и осуществлять процесс их коммерциализации по всему инновационному циклу.

Для создания необходимой инновационной среды, обеспечивающей эффективное функционирование всех звеньев инновационного процесса, следует развивать и гармонизировать внутренние и внешние факторы осуществления инноваций.

К основной модели формирования инновационной среды можно отнести модель «Тройной спирали». Модель тройной спирали показывает включение во взаимодействие определённых институтов на каждом этапе создания инновационного продукта. На начальном этапе генерации знаний взаимодействуют власть и университет, затем в ходе трансфера технологий университет сотрудничает с бизнесом, а на рынок результат выводится совместно властью и бизнесом.

Роль университета в модели тройной спирали неоспорима. Высшие учебные заведения в условиях экономики знаний превращаются в центры воспроизводства инновационных ресурсов, знаний и технологий, чем и обеспечивается региональное инновационное развитие.

Образование должно стать базовым элементом формирующейся инновационной инфраструктуры и важнейшим механизмом и условием создания инновационной среды.

Ключевая задача – создание условий для формирования компетенций «инновационного человека» как субъекта всех инновационных преобразований.

«Инновационный человек» - категория, означающая, что каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, – активным инициатором и производителем этих изменений. При этом каждый гражданин будет играть свою роль в инновационном сообществе в соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом.

Задача высшей школы – создать такую среду, которая позволит студенту мыслить творчески, раскрепощенно, чтобы научиться системно анализировать ситуации, придумывать обоснованные альтернативы целесообразных действий и, прогнозируя последствия, предлагать свои решения.

Поэтому деятельность современного вуза имеет свою специфику по целеполаганию, содержанию, технологиям, методам, способам управления и другим компонентам. Его деятельность должна осуществляться по двум органически взаимосвязанным направлениям.

1. Поиск и реализация принципиально новых (инновационных) более эффективных форм обучения.

2. Создание атмосферы инновационно-образовательной деятельности студентов.

Базовым принципом при этом должен стать принцип системности, обеспечивающий достижение поставленных целей. А одним из основных инструментов - инструмент социального партнерства как специфический тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка, а также государственными и местными представителями власти, различными общественными организациями, направленный на эффективное сотрудничество и максимальный учет интересов всех партнеров .

В основе реализации системы социального партнерства в образовательном пространстве лежит принцип сопричастности, т.е. условием объединения всех партнеров является общность интересов каждого из участников и равное участие в работе системы, а также сбалансированность взаимной ответственности.

Можно предложить некоторые механизмы функционирования системы социального партнерства в образовательном пространстве.

Следует отметить, что эффективное функционирование и взаимодействие социальных партнеров в сфере образования может идти только при наличии сформированных и работающих нормативно-правовых и финансовых механизмов.

Сегодня неналаженное взаимодействие социальных партнеров или их отсутствие приводят к тому, что учреждения профессионального образования страдают от элементарной нехватки информации о потребностях рынка труда, наиболее перспективных направлениях, новых тенденциях. В результате ухудшается качество подготовки специалистов. Активизация деятельности по совершенствованию социального партнерства всех заинтересованных лиц, учреждений, служб и представителей власти может значительно повысить качество подготовки специалистов, что впоследствии благотворно отразится на устойчивом развитии региона.

На основе проведенного исследования можно сформулировать определение инновационного образования в вузе: это смыслообразующая система профессионального образования, формирующая личность с творческим мышлением, способную успешно решать разноплановые проблемы сегодня и в отдалённом будущем.

Внедрение любых новаций в высшей школе зависит и от министерства образования и науки, и от органов образования на местах, и от руководителей учебных заведений, и от преподавателей вузов. Все зависит от воли к творческой активности, формируемой у человека вне зависимости от принадлежности к тому или иному слою общества. Не видеть этого и ничего не менять на своем уровне – значит, способствовать упадку и деградации отечественного образования.

Просмотров работы: 1625