Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неоспорима. В 70-80 г. ХХ в. возник миф о России как о самой читающей в мире стране. Высокий престиж чтения в обществе, и особенно чтения серьезной литературы, классики, произведений в толстых журналах, книгособирательство и создание своих домашних библиотек - все это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о чтении как доминирующей культуре в нашей стране. Но сегодня ситуация изменилась настолько, что о читателях говорят как о представителях современной субкультуры. Значительно меняется облик юных читателей, их навыки и умения, привычки и способы работы с текстом и информацией.
Что же было характерно для прежней доминирующей модели чтения?
Прежде всего, воспитанная семьей и сформированная школой любовь к чтению (высокий статус чтения, престиж, обязательность регулярного чтения). Безусловно, позитивное отношение к библиотеке (частое посещение, знание фондов, существование своих библиотекарей). Как правило, разнообразный репертуар чтения, в котором должны были быть представлены книги различных видов и жанров, а также наличие у детей многих любимых книг и литературных героев.
Основные черты и тенденции новой модели чтения как субкультуры:
Постепенное снижение интереса к печатному слову (особенно в подростковом и раннем юношеском возрасте), падение престижа чтения; Сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей и юношества; Изменение характера чтения, которое становится все более индивидуальным, прагматичным, информационным и поверхностным; Преобладание делового чтения над свободным, как правило, начиная с подросткового возраста, постепенно растет доля читающих литературу преимущественно по школьной программе; Увеличение различий в чтении мальчиков и девочек; Изменение досугового чтения у подростков в сторону предпочтения литературы развлекательного характера; Предпочтение печатной продукции, где более широко представлен видеоряд под влиянием телевидения и видеопросмотров [1].
Изменение мотивации чтения и репертуара читательских предпочтений (например, усиливается интерес к тем темам и жанрам, которые представлены на экране, особенно приключенческим – детективам, триллерам, книгам ужасов, комиксам).Также на процесс социализации все большее влияние оказывают «некнижные» средства массовой информации. Количество каналов получения информации продолжает расти, при этом наряду с традиционными – книгой и периодикой, все большее место в жизни ребенка (и особенно подростка) играют компьютерные игры.
Характер чтения детей и подростков становится более прагматичным (и носит инструментальный характер), становится все более индивидуальным и функциональным. Возрастающие учебные нагрузки ведут к тому, что в чтении детей (и особенно подростков) преобладает «программная» литература. С другой стороны, досуговое чтение становится более развлекательным. Таким образом, сегодня из массового чтения подростков и юношества уходит классическая зарубежная и отечественная литература, и особенно романы, которые продолжают читать, в основном те, кто станет небольшой группой «элитарных читателей. При этом усиливаются гендерные различия: девушки больше читают именно книг «для души», тогда как подростки-мальчики – читатели фантастики, приключений, детективов, а также научно-познавательной и специальной литературы.
Эти и другие новые особенности сегодняшних юных читателей требуют изменения традиционных представлений и подходов педагогов, воспитателей, библиотекарей. В эпоху развития глобальных информационных телекоммуникаций перед ними встают задачи подготовки нового поколения к мультикультурному информационному миру. В связи с бурным развитием Интернета и явлением «сетевая грамотность» - умением работать в информационных сетях. Меняющийся облик и новые коммуникативные привычки подрастающего поколения формируют новую доминирующую культуру – информационную.
Библиографический список
1. http://ru.wikipedia.org .- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki