и среди противников ЕГЭ недостаточное внимание уделяется обсуждению важнейшего вопроса — что же все-таки значит ЕГЭ для системы образования, для личности, общества и государства. Многие вопросы, связанные с проведением ЕГЭ актуальны и не решены до конца и сегодня — это и проблемы качества и конфиденциальности КИМов, и проблемы перевода результатоввыполнения заданий в баллы, и вопросы согласования результатовЕГЭ и результатов вступительных испытаний и т.д. Так что же такое ЕГЭ: модернизация или шаг назад?
С 2001 года выпускники Самусьского лицея участвовали в сдачи ЕГЭ. Первые результаты были не предсказуемы, часть выпускников оказались не готовы к сдаче выпускных экзаменов в новой форме. Оказались не готовы и учителя. Приходилось менять стиль, методику, подход к подготовке выпускников. Вместе с этим возлагалась большая надежда на то, что теперь все будет проще:
Исчезнет необходимость дважды проходить «итоговую аттестацию»: при выпуске из школы и при поступлении в ВУЗ.
Появилась реальная возможность поступать в ВУЗ без «посторонней помощи».
Для многих «одаренных детей» появилась возможность поступления в престижные ВУЗы без дополнительных финансовых затрат и без дополнительного выезда.
Сокращение числа выпускных экзаменов, порой абсолютно не нужных и формальных.
Возможность перехода на профильное образование с применением индивидуальных образовательных траекторий, с углубленным изучением отдельных предметов.
Исчезнет коррумпированность приемных комиссий ВУЗов и реальность оценивания знаний на выходе из общеобразовательной школы и т.д.
Мониторинг результатов ЕГЭ направлен на:
получение информации по проблемам организации образовательной деятельности по предмету и в целом в образовательном учреждении
определение уровня подготовки учащихся на выходе
применение методов объективной оценки учебных достижений учащихся;
повышение эффективности управленческих решений в области качества образования.
Анализ результатов ЕГЭ позволяет провести сравнение уровня обученности учащихся разных классов по одному предмету, по профилю обучения, по количеству часов, отведенному в учебном плане на изучение предмета, по используемым в процессе обучения УМК.
Используя результаты ЕГЭ, можно проследить динамику изменения уровня обученности учащихся конкретному предмету в течение ряда лет.При наличии информации образовательное учреждение может сравнить свои результаты с показателями по району, городу, области, региону и др.
Однако все оказалось не так гладко. Возникло сразу много вопросов поразным направлениям:процесс обучения превращается в «натаскивание» на экзамен; отсутствие индивидуального подход к школьникам; не учитывалась разница в условиях их обучения; большое количество противников ЕГЭ со стороны деятелей науки и культуры; снижение всестороннего развития школьников; коррумпированность общества, возможность получения высоких баллов без умственных затрат; подделка, фальсификация результатов как результат более «сильные» остаются «за бортом»; учителя теряют интерес к творческой деятельности, т.к. более важным результатом оценивания педагогической деятельность становиться результат ЕГЭ.
Основным инструментом оценивания развития школьника становится обыкновенный «бездушный» тест, способный оценить уровень развития личности и знаний даже по таким предметам, как литература, история, обществознания.
Даже интересные практические предметы, где всегда царила аура интереса практического познания природы и мира (физика, биология, химия, география, история и т.д.) стали более «дрессированными» и экономными на полемику, исследование и эксперимент. Учителя вынуждены «экономно» подходить к учебному времени, а количество домашнего задания возрастает с геометрической прогрессией.
Одновременно в 2004-2008 годах постоянно изменялись положения о проведении Государственной итоговой аттестации. Учащиеся до последнего времени не знали, как будет проводиться ЕГЭ, сроки проведения, шкалу оценивания результатов и время получения итоговых результатов. Если первые проблемы со временем были решены, то результаты ЕГЭ и сейчас приходится ждать от 10 до 14 дней.
Конечно, самое главное с введением ЕГЭ - невозможность учитывать индивидуальные особенности каждого выпускника, права на пересдачу или возможность оценить его знания за весь период обучения.
И все же есть возможность положительно оценить данное новшество, данную реформу образования. ЕГЭ позволяет не только оценить уровень знаний, но и уровень владения основных мыслительных операций выпускника, уровень развития основных учебных компетентностей.
В процессе подготовки к ЕГЭ по физике, произвольно или «насильно» выпускник вынужден будет овладеть следующими умениями: анализ и чтение графиков; выстраивание логической цепочки; анализ условия задания; умение применять теоретические знания на практике и т.д.
Не менее важное условие выполнение ЕГЭ – ограничение во времени, это тоже довольно спорный фактор: индивидуальные особенности каждого участника ЕГЭ или умение или возможность прогнозировать, контролировать и выстраивать свою деятельность?
С позиции управления качеством образования ЕГЭ обеспечивает возможность проектирования, реализации и контроля (диагностика параметров процесса и результатов, сопоставление с планируемыми уровнями параметров и оценка качества образования) уровня образования в школе при наличие системы мониторинга. Роль ЕГЭ как инновации, возможности единой, независимой оценки обученности выпускника и повышения эффективности управления образованием на этой основе, способствует более полному усвоению учащимися предметных знаний и умений в соответствии с требованиями образовательного стандарта, модернизации методической работы, повышению квалификации педагогов, расширению возможности выпускника для поступления в вуз. В то же время он ведет к унификации учебного процесса, ограничивая его возможности для личностного проявления и самореализации учащегося и педагога, возможности в формировании синтетического и креативного мышления учащихся, целостного мировоззрения, системных и личностно-значимых знаний, в развитии умений учащихся производить последовательные выводы, решать проблемы, в развитии коммуникативных и социальных умений, качеств субъекта познавательной деятельности и жизнедеятельности в целом.